9.13  Требования к сценарию АУЗ теоретического обучения
9.13.1  Общие требования
9.13.1.1  Сценарий автоматизированного учебного занятия для случая теоретического обучения должен предусматривать и содержать:
- входной контроль для оценки усвоения обучаемыми ранее изученных УЭ, знание которых необходимо для изучения, нового, и для выбора по результатам контроля соответствующего приема, способа обучения (проводится при необходимости);
- совокупность вариантов очередности и способов предъявления обучаемым блоков (кадров) информации, являющихся информационными моделями отдельных компонент изучаемого УЭ (понятие, структура, свойства, причинно-следственные связи и т.п.) в соответствии с приемами и способами обучения;
- промежуточный контроль для диагностики усвоения каждого или отдельных блоков (кадров) информации и оперативной коррекции учебной деятельности обучаемых;
- выходной контроль для оценки качества усвоения нового УЭ, эффективности функционирования АОС при проведении АУЗ и адаптации задания на самоподготовку к уровням усвоения обучаемыми нового УЭ (проводится при необходимости).
9.13.2  Требования к промежуточному контролю
9.13.2.1 Промежуточный контроль должен предусматривать предъявление обучаемым:
- учебных задач репродуктивного или продуктивного вида;
- контрольных вопросов.
9.13.2.2  При достаточной формализованности области деятельности (учебной дисциплины) обучаемым следует предъявлять учебные задачи (обеспечивается оценка качества усвоения и корректировка смыслового понимания обучаемым области деятельности на основе диагностики ошибок решения задачи).
9.13.2.3 При недостаточной формализованности области деятельности (учебной дисциплины) обучаемым следует предъявлять вопросы на понимание, на объяснение, на ориентировку и т.п. Следует применять следующие типы ответов на предъявляемые вопросы: конструируемые, путем выбора компонент ответа из таблицы; выборочные (короткий тест с вариантами ответов).
9.13.2.4 При полной неформализованности области деятельности (учебной дисциплины), а также при использовании теоретического (декларативного) материала в информационно-справочных системах обучения, следует обеспечить явную выраженность и очевидность смысла, а также внутреннюю и внешнюю структуры учебного материала. Соответственно, при его разработке должны использоваться следующие способы обработки исходной декларативной учебной информации:
- смысловая группировка (разбиение материала на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства "микро тем" с визуальным выделением частей);
- выделение, в том числе и визуальное, смысловых опорных пунктов (опорный пункт - сжатое, краткое, служащее опорой более широкого содержания, и заменяющее его);
- классификация (распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков);
- структурирование (установление связей между отдельными понятиями, которые характеризуют материал);
- систематизация (выделение составляющих компонентов, которые затем объединяются в единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей);
- схематизация (изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации);
- аналогии (установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных);
- ассоциации (установление связей по сходству, смежности или противоположности).
Должны быть выделены (маркировкой, шрифтом, фоном, комплексированием сред представления и т.п.) структура и важные фрагменты декларативной информации. При наличии иллюстративного материала должно быть обеспечено параллельное его предъявление с текстом. Например, в одной части экрана предъявляют текст со ссылками в виде пиктограмм, в другой отображают соответствующие активированным пиктограммам иллюстрации.
Должны быть исключены всякие отступления (исторические экскурсы, биографии и другие отступления) из сложного декларативного учебного материала, характеризующегося чрезмерной информативностью и мультимедийностью.