СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 25) от 29 февраля 2012 г. N 421р

10 Требования к подсистеме оценки качества подготовки обучаемых

10.1 Общие требования
10.1.1 Подсистема оценки качества подготовки обучаемых в УТЦ (далее - ПОКП) представляет собой самостоятельную контролирующую (тестирующую) подсистему АОС, которая должна обеспечивать тематическую (для определения итогов изучения темы) и итоговую оценку качества подготовки обучаемых.
10.1.2 ПОКП должна удовлетворять следующим общим требованиям:
- объединять в рамках единой подсистемы АОС разнообразные модули оценки качества подготовки, построенные на базе программно-аппаратных средств УКК, тренажеров (учебно-тренировочных локомотивов) и рабочих мест инструкторов как подпрограммные модули специального программного обеспечения;
- базироваться на системе нормативных показателей, которые независимо от конкретного назначения отражают качество подготовки обучаемых в одной и той же количественной шкале и обеспечивают обоснованность сравнения достигнутых показателей по различным видам подготовки;
- отражать весь комплекс требований, предъявляемых к виду оцениваемой деятельности, с учетом их относительной значимости;
- обеспечивать возможность проведения качественного и количественного анализа процесса подготовки и его прогнозирования в целях обеспечения его максимально возможной эффективности;
- использовать преимущественно человеко-машинные методы оценки;
- обеспечивать соответствие количественного выражения оценки принятой 4-балльной шкале.
10.1.3 В состав ПОКП входят следующие подсистемы:
- подсистема оценки качества подготовки инструктором;
- подсистема оценки теоретических знаний;
- подсистема объективной оценки качества подготовки на тренажерах и учебно-тренировочных локомотивах;
- подсистема интегрального контроля качества подготовки и управления процессом подготовки.
10.2 Требования к подсистемам оценки качества подготовки инструктором и оценки теоретических знаний
10.2.1 Организация деятельности инструктора по оценке качества подготовки обучаемых должна соответствовать требованиям стандарта ОАО "РЖД" "Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования". При этом инструктор выдает качественную оценку подготовки по следующим параметрам:
- полнота, глубина, прочность знаний;
- практичность и правильность умений;
- точность, уверенность и прочность навыков.
10.2.2 В рамках подсистемы оценки теоретических знаний формализуемые процедуры определения количественной оценки подготовки (соответствие уровня усвоения и объема знаний, навыков и умений обучаемых пройденной программе) должны проводиться с по мощью КОС путем применения педагогических тестов (в психодиагностике - тесты достижений).
10.2.3  При оценке качества подготовки в подсистеме оценки качества подготовки инструктором и подсистеме оценки теоретических знаний, а также при разработке соответствующих человеко-машинных подсистем оценки необходимо оценивать:
а) следующие характеристики знаний:
- объем и полноту знаний при помощи вопросов, предусматривающих воспроизведение фактов, понятий (правил), и вопросов, предусматривающих перечисление всех свойств объектов или явлений;
- систематичность знаний по логичности ответа обучаемого и умению соотносить факты, правила и понятия с результатами практической деятельности;
- прочность знаний по точности воспроизведения основных положений дисциплины при отсроченных проверках;
- осмысленность знаний (способность анализировать, видеть закономерности) путем предъявления заданий в измененном виде, при существенном расширении информационного фона учебного задания и т.п.;
- действенность знаний по умению применять знания для решения типовых задач, изученных ранее;
- самостоятельность знаний по умению применять знания для решения новых задач;
б) следующие признаки умственного развития обучаемых:
- свернутость мыслительных операций и способность их выполнения;
- способность использовать общие принципы при решении задач;
- сформированность приемов умственной деятельности (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.);
- способность переноса умственной деятельности с одного объекта на другой;
- быстроту усвоения и ориентировки при решении нестандартных задач;
- гибкость мыслительного процесса.