СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 28 - Приложение А) от 29 февраля 2012 г. N 421р

Приложение А

рекомендуемое

ТИПОВЫЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД К РАБОТЕ НА ТРЕНАЖЕРНОМ КОМПЛЕКСЕ

1 Общие положения
1.1 Автоматизированная система психофизиологической оценки степени готовности работников локомотивных бригад к работе на тренажерном комплексе должна, в частности, обеспечивать программно-аппаратную реализацию следующих методик объективной оценки, описание которых приведено в п.  2.1-2.3 настоящих требований:
- методика оценки познавательных психических процессов, обеспечивающих деятельность по управлению локомотивом;
- методика оценки уровня нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости) работников локомотивных бригад;
- методика оценки оперативной памяти и способности к оперированию пространственной и вербальной информацией.
1.2  При необходимости перечень методик, используемых в автоматизированной системе психофизиологической оценки степени готовности работников локомотивных бригад к работе на тренажерном комплексе, может быть расширен на основании соответствующих научно-методических рекомендаций и нормативных требований ОАО "РЖД".

2 Методики объективной оценки уровня подготовки и степени готовности работников локомотивных бригад к профессиональной деятельности на тренажерном комплексе

2.1 Методика оценки познавательных психических процессов, обеспечивающих деятельность по управлению локомотивом

 

Методической основой данной методики является тестовое задание, выполнение которого требует "включения" психических процессов, максимально задействованных при выполнении задач реальной деятельности машиниста локомотива. Данное тестовое задание моделирует профессиональную деятельность машиниста локомотива по совмещенному выполнению следующих задач: 1) поддержание скорости движения локомотива в заданных параметрах; 2) быстрое восприятие и адекватное реагирование на появляющиеся напольные сигналы; 3) формирование и удержание в памяти динамической модели дорожной обстановки, включающей информацию о пространственных характеристиках движения.
Перед началом обследованию испытуемому предлагается инструкция следующего содержания.
"Предлагаемый тест направлен на оценку некоторых качеств внимания и памяти, важных для управления транспортным средством. В ходе тестирования Вам предстоит "проехать" по трем различным маршрутам. Ваша задача состоит в том, чтобы:
1. удерживать СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ в пределах заданных параметров (80 или 100 км/ч). Управление скоростью осуществляется при помощи клавиш "->" (повышение скорости) и "<-" (уменьшение скорости). Каждое нажатие одной из этих клавиш повышает или уменьшает скорость на 1 км\ч.
2. одновременно с управлением скоростью движения, Вы должны внимательно наблюдать за сигналами, появляющимися на экране компьютера. При обнаружении КРАСНОГО СИГНАЛА С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ШТРИХОВКОЙ Вы должны как можно быстрее нажать (левой рукой) на клавишу "Z", если сигнал появился слева, или "X", если сигнал появился справа от дороги.
3. третье задание состоит в том, чтобы запомнить МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ (количество и характер поворотов), а затем, по окончании выполнения теста, постараться его воспроизвести".
Образец стимульного материала, предъявляемого обследуемому в процессе выполнения заданий данной методики, представлен на рис. 1.

См. Рис. 1 - Образец стимульного материала методики оценки познавательных психических процессов, обеспечивающих деятельность по управлению локомотивом

В ходе тестирования испытуемый выполняет совмещенную деятельность по выполнению нескольких задач. Одна из задач состоит в том, чтобы поддерживать скорость имитируемого движения в пределах заданных параметров (4). В примере на рис. 1 заданная скорость движения составляет 100 км/ ч. Эта задача выполняется за счет визуального контроля за показателем текущей скорости движения (5), либо за индикатором отклонения текущей скорости движения от заданной (3), и, в случае существенного отклонения, регуляции скорости движения за счет нажатия клавиш "->" (повышение скорости) и "<-" (уменьшение скорости).
Поскольку в течение тестирования скорость имитируемого движения постоянно меняется (увеличивается или уменьшается), обследуемый вынужден непрерывно осуществлять деятельность по управлению скоростью движения, и, поэтому, постоянно удерживать внимание на индикаторе отклонения (3).
Одновременно с выполнением задачи регуляции скорости, испытуемый выполняет задачу по обнаружению целевых сигналов (2), которые предъявляются на фоне отвлекающих раздражителей (1). При обнаружении целевого сигнала (1) испытуемый должен как можно быстрее нажать на клавишу "Z", если сигнал появляется слева, или "X", если сигнал появляется справа.
В процессе выполнения тестового задания испытуемому также необходимо запоминать и удерживать в оперативной памяти информацию о пространственных характеристиках имитируемого движения (общее количество поворотов, их характер и последовательность), то есть формировать и удерживать в памяти динамическую модель маршрута движения. По окончании тестирования он должен воспроизвести эту модель путем построения схемы проделанного маршрута.
Процесс тестирования состоит из трех этапов, различающихся по степени сложности. В частности, этапы различаются по длительности экспозиции целевых сигналов, количеству предъявляемых в процессе тестирования отвлекающих визуальных сигналов ("помех") и количеству случайных изменений скорости имитируемого движения. Наиболее простым является первый этап, наиболее сложным - третий этап. После выполнения каждого этапа испытуемый воспроизводит схему проделанного маршрута движения.
Перед началом обследования испытуемый в течение 1 мин выполняет тренировочное задание, затем приступает к выполнению трех этапов теста.
По результатам обследования с помощью данной методики оценивается успешность совмещенного выполнения испытуемыми задачи регуляции скорости движения (РСД), задачи обнаружения целевых сигналов (ОЦС) и задачи воспроизведения маршрута движения (ВМД) для каждого из трех этапов теста. Успешность выполнения задачи регуляции скорости движения.
(РСД) оценивается по показателю среднего значения модуля отклонения скорости движения от заданной, вычисляемого по формуле:

     --------    1     /\     G                                         G
|"Дельта"| = --   / |V - V |dL, где V - текущая скорость движения, V -
L  \/

заданная скорость движения, L - протяженность маршрута.
Вычисляется среднее значение этого показателя для трех этапов тестирования. Затем осуществляется перевод значений показателя РСД в стандартную 10-балльную шкалу.
Успешность выполнения задачи обнаружения целевых сигналов (ОЦС) оценивается по показателю общего количества ошибок, рассчитываемого как сумма ошибок типа "ложных тревог" (равных разнице между общим количеством реакций испытуемого и количеством правильных реакций на целевые стимулы) и ошибок типа "пропуска сигнала" (равных разнице между общим количеством предъявленных целевых стимулов и количеством правильных реакций испытуемого на целевые стимулы).
Вычисляется среднее значение данного показателя для трех этапов тестирования. Затем осуществляется перевод значений показателя ОЦС в стандартную 10-балльную шкалу.
Успешность выполнения задачи воспроизведения маршрута движения (ВМД) оценивается по количеству правильно воспроизведенных элементов маршрута движения. Вычисляется среднее значение данного показателя для трех этапов тестирования. Затем осуществляется перевод значений показателя ВМД в стандартную 10-балльную шкалу.
Анализ значений каждого из трех рассмотренных выше показателей, выраженных в стандартных баллах, позволяет осуществлять дифференцированную оценку отдельных психофизиологических функций, несущих основную нагрузку в обеспечении успешности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, показатель регуляции скорости движения (РСД) позволяет делать выводы об уровне бдительности, скорости принятия решений, уровне антиципирующего мышления обследуемого. Показатель обнаружения целевых сигналов (ОЦС) позволяет дифференцированно оценить объем, устойчивость и переключаемость зрительного внимания, помехоустойчивость восприятия, а также способность обследуемого к дифференцированному восприятию визуальных сигналов. Показатель воспроизведения маршрута движения (ВМД) позволяет сделать вывод о качествах оперативной памяти и пространственного мышления обследуемого, а также о его способности к формированию и удержанию в памяти динамической модели движения в условиях поступающей интерферирующей информации.
Интегральный показатель (ИП) вычисляется по формуле:
ИП (баллы) = 0,4 РСД (баллы) + 0,5 ОЦС (баллы) + 0,1 ВМД (баллы),
где: РСД - показатель успешности выполнения задачи регуляции скорости движения; ОЦС - показатель успешности выполнения задачи обнаружения целевых сигналов; ВМД - показатель воспроизведения маршрута движения.