5 Методика оценки фрустрированности личности

Методика оценки фрустрированности личности основана на рисуночном проективном тесте "РТ". Проективная рисуночная методика фрустрации (модификация теста Розенцвейга) предназначена для диагностики особенностей поведения личности в ситуациях, связанных с появлением трудностей и помех, препятствующих достижению цели. Позволяет оценить степень социальной адаптации здорового индивида.
Методика состоит из 24-х рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные на рисунках, подразделяются на две группы:
1) группа из 16 рисунков, изображающих ситуации "препятствия" (когда какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или иным способом персонаж, находящийся на рисунке справа);
2) группа из 8 рисунков, изображающих ситуации "обвинения" (персонаж служит объектом обвинения или его привлекают к ответственности).
Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направление реакции (агрессии) и ее тип.
Для каждой ситуации предлагается девять готовых вариантов ответных реакций (соответствующих каждому из девяти сочетаний направления и типа реакции); они представляются испытуемому в качестве "меню ответов". Испытуемый должен выбрать тот вариант, который в наибольшей степени отражает его личные впечатления от ситуации.
Инструкция испытуемому высвечивается на экране монитора.
Текст инструкции: "На экране будут предъявляться рисунки, изображающие типовые жизненные ситуации в быту, на работе или на отдыхе. Оцените каждую ситуацию поочередно наиболее подходящим из предложенных возможных вариантов их толкования. После выбора варианта подведите к нему курсор и нажмите левую клавишу "мыши".
Оценка полученных ответов осуществляется по направленности реакции и ее типу.
По направленности оцениваются реакции:
а) направленные на живое или неживое окружение с осуждением внешней причины фрустрации и подчеркиванием ее степени, при этом разрешение проблемной ситуации, как правило, требуют от другого лица;
б) направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации на себя и без ее осуждения;
в) не имеющие направленности, а расцениваемые, как неизбежные или незначительные, разрешимые со временем сами собой, без осуждения себя, кого-либо или чего-либо.
По типу оцениваются реакции:
а) препятственно-доминантные, когда при оценке возможности выхода из ситуации во всех случаях акцентируется препятствие, не позволяющее ее разрешить;
б) самозащитные, когда пути выхода из ситуации выбираются исходя из порицания кого-либо, но только не себя, защиты собственного "Я";
в) необходимо упорствующие, т.е. требующие разрешения конфликтной ситуации на основе конструктивного решения (принятия обязанности на себя, ожидания помощи от других либо путем произвольного разрешения ситуации).
Протоколирование осуществляется в следующем виде.

 Дата  
23.11.07


Ф.И.О.    
Петров В.П. 

             Результаты обследования            
по рисуночному тесту             

            00 02 02 10 02 03 01 02 02          


Низкая  фрустрационная  устойчивость.   Самообвинительная   направленность
реакции. Преобладает неадекватная самооценка в виде неуверенности в  себе,
чувстве  собственной  неполноценности.   Преобладает   идея   препятствия,
постоянно фиксирован на избегании неудачи. Склонен к сильному  переживанию
неудачи, вызываемой объективно непреодолимыми трудностями, возникающими  в
жизни или на  пути  к  достижению  цели.  Щепетилен  в  опросах  морали  и
совести. Чувствителен, сильно переживает новое событие,  проявляет  озабо-
ченность в новой обстановке.                                             

С учетом 72 вариантов текстовых интерпретаций, путем экспертных решений, выраженность фрустрации оценивается в 4-х категориях:
Категория 1. Устойчив в фрустрирующих ситуациях;
Категория 2. Низкая фрустрационная устойчивость;
Категория 3. Очень низкая фрустрационная устойчивость;
Категория 4. Фрустрационная неустойчивость, пограничное нервно-психическое состояние.