Приложение Д
рекомендуемое
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
I. Организационные указания:
1. Повышение квалификации машинистов локомотивов является дополнительным профессиональным образованием с целью обеспечения безопасности деятельности машинистов, снижения аварийности по причине человеческого фактора, сохранения здоровья и профессионального долголетия машинистов локомотивов.
II. Учебный план
Перечень дисциплин теоретического обучения
N п/п | Наименование дисциплин |
1. | Психофизиологические основы профессиональной |
2. | Эргономика человеко-машинных систем |
3. | Профессиональная надежность машинистов и безопасность |
4. | Оптимизация взаимодействия машинистов в кабине |
5. | Зачет |
III. Программы теоретических дисциплин
Дисциплина "Психофизиологические основы профессиональной деятельности машинистов локомотивов"
N | Наименование тем |
1. | Психологические характеристики деятельности машиниста |
2. | Профессионально важные качества и профессиональная |
3. | Принципы и методы психодиагностики машинистов |
4. | Здоровье и профессиональное долголетие машинистов |
Учебная цель
В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:
- основные понятия психологии труда;
- структуру деятельности в процессе управления локомотивом;
- физиологические реакции в процессе профессиональной деятельности машиниста;
- роль, задачи, принципы организации и методы психологической подготовки;
- концепцию профессионального здоровья в деятельности машинистов локомотивов;
уметь:
- использовать знания по психологии труда для выполнения профессиональной деятельности;
- пользоваться методами психологической подготовки перед выполнением маршрутов;
- использовать концепцию профессионального здоровья для текущей и прогнозной оценки надежности профессиональной деятельности машинистов локомотивов.
Содержание тем:
Тема N 1. Психологические характеристики деятельности машиниста в неосложненном маршруте.
Основные понятия психологии труда. Состояние человека в процессе прохождения маршрута. Психологические аспекты содержания деятельности при управлении локомотивом и особенности ее психической регуляции. Сущность умений и навыков при управлении локомотивом. Физиологические реакции в процессе профессиональной деятельности машинистов.
Тема N 2. Профессионально важные качества и профессиональная пригодность машиниста.
Понятие о способностях. Способности и профессиональная пригодность. Социальная значимость способностей. Примеры проявления способностей. Признаки способностей: раннее проявление, быстрое развитие, степень профессионального мастерства, творческий подход к делу, удовлетворение деятельностью. Критерии способностей. Психологическая структура способностей индивида. Общие и специальные способности. Способности к выполнению сложной операторской деятельности (управление локомотивом).
Тема N 3. Принципы и методы психодиагностики машинистов локомотивов.
Принципы: обоснованность, активность, динамичность, комплексность. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей. Анализ документов. Беседа. Наблюдение. Обобщение независимых характеристик. Психологические тесты. Требования к тестам: надежность, валидность, дифференцированность, практичность. Составление нормативно-оценочных шкал. Классификация тестов. Правила использования психологических тестов.
Тема N 4. Здоровье и профессиональное долголетие машинистов локомотивов.
Профессиональная деятельность и здоровье человека. Системный анализ человеческой деятельности в условиях воздействия факторов риска для здоровья и жизни человека. Роль и место эргономики в охране здоровья (межпрофессиональный подход к проблемам здоровья). Обоснование и содержательная суть концепции профессионального здоровья. Психофизиологические факторы риска профессионального здоровья. Инфраструктура построения системы охраны здоровья на рабочем месте. Психологическое обоснование к законодательному пересмотру пенсионного обеспечения машинистов локомотивов.
Дисциплина "Эргономика человеко-машинных систем"
N п/п | Наименование тем |
1. | Эргономика рабочего места машиниста |
2. | Факторы движения при управлении локомотивом и их |
Учебная цель
В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:
- эргономические требования к рабочему месту машиниста и всем его компонентам;
- характер влияния факторов движения при управлении локомотивом на эффективность деятельности бригады машинистов;
- уметь:
- использовать эргономику человеко-машинных систем для оценки условий деятельности машиниста;
- учитывать влияние факторов движения при управлении локомотивом на машинистов.
Содержание тем:
Тема N 1. Эргономика рабочего места машиниста.
Антропометрические характеристики машинистов. Геометрия рабочего места машиниста. Обзор кабины. Компоновка СОИ и ОУ. Инструментальный метод оценки досягаемости пультов и ОУ на рабочем месте машиниста. Эргономические требования к обзору из кабины локомотива. Эргономические требования к индикаторам в кабине локомотива, к системе сигнализации. Знаковая информация в кабине локомотива. Аббревиатуры. Символы. Формуляры. Угловые размеры знаков. Требования к системе внутрикабинной световой сигнализации. Светотехнические параметры средств отображения информации. Естественная освещенность в кабине локомотива.
Тема N 2. Факторы движения при управлении локомотивом и их влияние на машинистов.
Факторы среды обитания бригад машинистов локомотивов в условиях профессиональной деятельности. Атмосферные факторы при прохождении маршрута. Атмосфера и микроклимат кабин локомотивов. Динамические факторы движения. Шумы в кабине локомотива.
Дисциплина "Профессиональная надежность бригад машинистов и безопасность движения железнодорожного транспорта"
N п/п | Наименование тем |
| Психофизиологические закономерности деятельности |
2. | Психофизиологические опасные факторы движения |
3. | Ошибочные действия машиниста: современные подходы к |
| Снижение работоспособности машиниста при |
5. | Психологические причины аварий железнодорожного |
6. | Методика анализа, учета и профилактики |
| Анализ действий машинистов локомотива (на |
8. | Итоговый семинар |
Учебная цель
В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:
- психологию деятельности машинистов в особых ситуациях движения по маршруту;
- психофизиологические опасные факторы движения локомотива;
- основные направления установления хорошего взаимодействия в бригаде машинистов;
- современные подходы к определению и анализу ошибочных действий машинистов;
уметь:
- анализировать ошибочные действия машинистов;
- вести учет, проводить анализ инцидентов и происшествий с участием железнодорожного транспорта;
- разрабатывать эффективные мероприятия по профилактике аварийности.
Содержание тем:
Тема N 1. Психофизиологические закономерности деятельности машиниста (бригады) в особых ситуациях движения по маршруту.
Особенности поведения машиниста (бригады) в аварийной ситуации. Характеристика структуры и механизмов деятельности в аварийной ситуации. Специальные навыки действий. Способность к переработке неполноценной информации. Гибкая приспособляемость к меняющимся опасным условиям движения. Личностная активность к поиску нужных признаков отказов и их анализу, быстрая мобилизация психики и интеллектуальные способности к продуцированию новых решений. Состояние человека в аварийной ситуации. Механизмы деятельности в аварийной ситуации: оперативное мышление, реакции предвосхищения. Психологическая готовность.
Тема N 2. Психофизиологические опасные факторы движения.
Классификация психофизиологических опасных факторов движения. Психофизиологические опасные факторы движения, обусловленные особенностями функционирования психики, анализаторных систем, организма в целом, особенностями профессиональной деятельности. Влияние психофизиологических опасных факторов движения на профессиональную надежность машиниста (бригады) по материалам расследования инцидентов и происшествий с железнодорожным транспортом.
Тема N 3. Ошибочные действия машиниста: современные подходы к анализу, определению причин и профилактике.
Ошибочное действие машиниста и его причины. Концепция человеческого фактора в отечественной психологии труда и авариологии. Система поиска причин ошибочного действий машиниста.
Тема N 4. Снижение работоспособности машиниста при прохождении маршрута: причины, признаки проявления и пути профилактики.
Содержание понятия "работоспособность" и ее роль в обеспечении безопасности движения локомотивов. Причины нарушения работоспособности, признаки проявления и рекомендации по обеспечению ее оптимального состояния.
Тема N 5. Психологические причины аварий железнодорожного транспорта.
Статистика аварий на разных этапах маршрута локомотивов. Основные психологические причины аварий. Профилактические рекомендации.
Тема N 6. Методика анализа, учета и профилактики происшествий и инцидентов с железнодорожным транспортом.
Новые подходы к анализу, учету и профилактике происшествий и инцидентов с участием железнодорожного транспорта. Перспективная форма учета происшествий и инцидентов, основанная на концепции многофакторности в развитии опасных ситуаций в процессе движения по маршруту. Эффективность разрабатываемых рекомендаций по профилактике происшествий и инцидентов с учетом новых подходов к их анализу.
Тема N 7. Анализ действий машинистов локомотивов (на конкретных примерах) в особых ситуациях движения по маршруту.
Анализ действий машинистов, приведших к происшествиям. Эргономические особенности локомотивов и их связь с ошибками машинистов. Психологические и психофизиологические особенности машинистов как причины ошибочных действий. Уровень профессиональной подготовки к особым ситуациям при движении локомотивов.
Дисциплина "Оптимизация взаимодействия машинистов в кабине локомотивов"
N | Наименование тем |
1 | Общение в бригаде машинистов локомотива. |
| Методы работы в бригаде машинистов локомотива, |
3 | Межличностные отношения в бригаде машинистов |
| Взаимодействие в бригаде машинистов локомотива. |
| Формирование служебных взаимоотношений по |
Учебная цель:
В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:
- основные понятия психологии индивидуальных особенностей личности машиниста и стиля руководства бригадами локомотивов;
- принципы подбора и комплектования бригад машинистов локомотивов с учетом психологической совместимости;
- организационно - методические мероприятия и способы диагностики и прогнозирования совместимости машинистов локомотива;
- способы психологической оптимизации работы бригады машинистов в кабине локомотива;
уметь:
- использовать методы психологической подготовки машинистов локомотива к коллективным действиям.
Содержание тем:
Тема N 1. Общение в бригаде машинистов локомотива.
Эффективное деловое общение, проблемы и возможности развития и оптимизации. Служебные совещания (постановка задач, разбор движения по маршруту, инструктивно-методические занятия, изучение служебных документов, материалов по безопасности движения и указания по их выполнению). Техника и технология управления обсуждением служебных вопросов. Способы повышения эффективности служебных совещаний.
Тема N 2. Методы работы в бригаде машинистов локомотива, способствующие формированию психологической совместимости.
Деловая беседа. Умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Навыки активного слушания. Манипуляции и способы борьбы с ними.
Тема N 3. Межличностные отношения в бригадах машинистов локомотивов.
Формирование коллективистских отношений в бригаде. Способы эффективного межличностного взаимодействия. Конфликты межличностных отношений, способы их разрешения и преодоления. Регуляция психических состояний членов бригады локомотива.
Тема N 4. Взаимодействие в бригаде машинистов локомотива.
Его нарушение как причина происшествий на железнодорожном транспорте.
Взаимодействие как совместная деятельность. Отличительные признаки совместной деятельности. Взаимоотношения и распределение функциональных обязанностей в бригаде машинистов. Регламентация выполнения обязательных процедур в документах. Примеры эффективного взаимодействия, а также его нарушения. Проявления нарушений взаимодействия. Основные направления деятельности по улучшению взаимодействия в бригаде машинистов.
Тема N 5. Ведение переговоров, значимость переговоров в служебной деятельности. Различные подходы в переговорах: жесткий торг или учет взаимных интересов. Предъявление собственной позиции и понимание позиции и интересов партнеров; правила и навыки аргументации, условия, приемы, процедуры убеждения; нечестные приемы ведения переговоров.