Экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2011 год снизился по сравнению с 2010 годом на 60 тыс. тонн, экспорт хлопка-волокна снизился на 11,7 тыс. тонн, импорт глинозема снизился на 174,7 тыс. тонн.
Одной из немаловажных причин снижения объема перевозки является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт.
В общей структуре перевозок за 2011 год 7,9 % занимает экспорт, 47,1% - импорт, 42,2% - транзит.
За указанный период отремонтировано капитальным ремонтом 91 вагон, деповским - 732 вагона, текущим ремонтом - 257 вагонов.
Туркменистан.
Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана производит расчеты за перевозки грузов в международном сообщении в соответствии с Тарифной политикой железных дорог государств-участников СНГ соответствующего года.
Ежегодное рассмотрение и внесение изменений в Тарифную политику является важным показателем согласованного сотрудничества всех железнодорожных администраций-участниц Тарифного Соглашения, при котором учитываются предложения и интересы всех сторон, что в целом, является показателем выработки согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте.
В целях создания благоприятных условий для грузоклиентов Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана создаются благоприятные условия для доставки грузов по более коротким маршрутам, устанавливаются льготные тарифы в виде предоставления скидок на различные грузы, такие как глинозем, алюминий, нефтепродукты. Так, к действующим ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год были предоставлены следующие понижающие коэффициенты:
- при перевозке глинозема на участке Туркменистана Туркменбаши-Фарап-Разъезд161 - в размере 0,6; на участке Сарахс-Фарап-Разъезд161 - в размере 0,9;
- при перевозке алюминия на участке Туркменистана Разъезд161-Фарап-Сарахс - в размере 0,6; на участке Разъезд161-Фарап-Туркменбаши - в размере 0,6;
- при перевозке нефтепродуктов из третьих стран в третьи страны транзитом через Туркменистан в цистернах парка собственного и железных дорог на участке Туркменбаши-Фарап, Туркменбаши-Фарап-Разъезд161, Туркменбаши-Серхетабад - в размере 0,7.
Учитывая наличие альтернативных маршрутов вывоза из Узбекистана хлопкового волокна, минеральных удобрений и цемента, и в целях сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов, к базовым ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении на 2011 фрахтовый год был установлен коэффициент 0,75.