2. Проблемы и пути их решения

Система управления, унаследованная от Министерства путей сообщения Российской Федерации, в существенной части сформировалась еще в конце XIX - начале XX века. Быстрый рост железнодорожной сети в этот период определил потребность в модели управления, обеспечивающей оперативное развертывание типовых структур управления на новых территориях. В результате сформировалась жестко иерархическая многоуровневая система управления.
В этих условиях для обеспечения безопасности и управляемости железнодорожных перевозок вводились промежуточные уровни управления, разнообразные формы и структуры контроля, которые зачастую дублировали друг друга и создавали дополнительные задержки и искажения при передаче информации и управленческих воздействий.
В результате для организационной модели локомотивного комплекса до начала его реорганизации были характерны следующие недостатки:
- сложная иерархическая структура;
- избыточность и дублирование систем контроля, задач и полномочий;
- недостаточная адаптивность системы управления, сложность ее изменения;
- несогласованность целей и задач отдельных подразделений и работников;
- несогласованность общих целей развития и системы показателей мотивации персонала;
- сложная система управленческого учета;
- дисбаланс операционных и стратегических задач, излишняя загруженность высшего руководства вопросами оперативного и тактического характера в ущерб решению стратегических вопросов;
- недостаток действенных инструментов определения и контроля затрат, управления эффективностью развития;
- сложность оценки персональных результатов и мотивации из-за размытости областей ответственности;
- репрессивный характер управленческих воздействий, направленный на наказание за последствия, а не на системное предотвращение проблем;
- множественность регламентации процессов управления;
- дефицит нормативно-методического обеспечения;
- нерегулярность процессов;
- несистемность и непоследовательность принимаемых решений;
- отсутствие сильного и перспективного среднего звена управления;
- неразвитость проектных и процессных подходов в управлении, преобладание ориентации на административные методы управления и иерархические связи.
Эти проблемы особенно обострились в связи с переходом к новой бизнес-модели Холдинга, при которой усиление стратегического контура управления является необходимым условием эффективного функционирования всего хозяйственного комплекса Компании ОАО "РЖД".