3. Корректировка прогнозов на основе экспертных оценок

Использование экспертных оценок для корректировки прогнозов погрузки, полученных на базе расчетных моделей (1) и (2), представляется целесообразным, так как в подобных эконометрических моделях невозможно отразить влияние всех факторов, определяющих динамику объемов погрузки по видам грузов в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Основными факторами, которые следует учитывать при проведении экспертной корректировки прогнозов погрузки, являются:
- ввод в эксплуатацию новых крупных месторождений сырьевых ресурсов, перевозимых железнодорожным транспортом, закрытие существующих месторождений;
- ввод и выбытие производственных мощностей основных грузообразующих предприятий;
- структурные изменения в экономике, влекущие за собой значительное изменение уровня перевозимости производимой продукции;
- структурные изменения в схемах транспортировки грузов, приводящие к существенному перераспределению грузовых объемов между различными видами транспорта;
- инфраструктурные ограничения железнодорожного транспорта, наличие которых предполагается в рассматриваемой перспективе.
Кроме того, прогнозные показатели погрузки грузов на сети железных дорог и задаваемая ими на перспективу траектория изменения погрузки должны сопоставляться с прогнозными объемами погрузки, определенными в Стратегии-2030. В случае заметных расхождений необходимо проведение дополнительных экспертных исследований, позволяющих определить их причину и внести коррективы в прогноз, или же сформировать предложения по уточнению целевых параметров Стратегии-2030.
При этом необходима работа эксперта по анализу сложившихся тенденций в железнодорожных грузовых перевозках и оценке их возможного развития в рассматриваемой перспективе. На основе имеющейся фактической и прогнозной информации эксперт принимает обоснованное решение о внесении изменений в рассчитанный прогноз объемов погрузки путем введения в расчетные формулы поправочных коэффициентов или дополнительных слагаемых.

4. Апробация моделей прогнозирования

В целях оценки возможной погрешности прогнозов был проведен расчет объемов погрузки грузов в 2010-2011 гг. на основе моделей (2).
Для элиминации влияния структурных изменений в экономике и железнодорожных перевозках, имевших место в период финансово-экономического кризиса, при построении моделей из ретроспективного периода были исключены 2008-2009 гг. Параметры моделей определялись на базе фактических данных о динамике погрузки грузов и макроэкономических показателей в 1999-2007 гг., поскольку предполагалось, что тенденции, сложившиеся в этом периоде, в целом характерны и для 2010-2011 гг.
Выбор макроэкономических показателей производился в соответствии с табл. 2 (были выбраны наиболее предпочтительные показатели). В качестве независимых параметров расчетных моделей использовались фактические данные об объемах погрузки грузов в 2009 г. и значениях соответствующих макроэкономических показателей в 2010-2011 гг. Рассчитанные по модели (2) объемы погрузки нефтяных грузов корректировались путем прибавления 15 млн. тонн, что отражает увеличение железнодорожных перевозок сырой нефти в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан.
Относительная погрешность расчета общего объема погрузки, определяемого как сумма объемов погрузки 10 групп грузов, для 2010 г. составила 1,2%, для 2011 г. - 0,3% (в среднем - 0,7%).