Формирование корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" продиктовано практическими целями получения финансово-экономической выгоды, а также объективной потребностью холдинга "РЖД" в использовании проактивных управленческих инструментов. При этом осознание потребности в оценке и управлении рисками уже само по себе свидетельствует о высоком уровне зрелости процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений.
В масштабах деятельности, сопоставимых с деятельностью холдинга "РЖД", применение широко распространенных в практике компаний среднего и малого бизнеса инструментов и способов снижения неопределенности, а также мер реагирования и предупреждения рисков может иметь гораздо меньший эффект и не соответствовать требованиям поддержки принятия решений, устраняющих комплексные проблемы, характерные для работы железнодорожного транспорта. Поэтому создание системы управления рисками холдинга "РЖД" базируется на формировании собственной корпоративной системы, которая должна быть открытой и давать ответ на главный вопрос: каковы допущения и вероятность отклонений от стратегического курса развития холдинга "РЖД" при влиянии ряда факторов, часто взаимодополняющих и усиливающих друг друга?
Несмотря на отсутствие в настоящее время корпоративной системы управления рисками, говорить о полном отсутствии ее элементов в холдинге "РЖД" нельзя. Более того, обширный массив событийных данных, нормативная база (регламенты проведения плановых ремонтов и различных технических мероприятий, нормативы и инструкции) и, главное, накопленный опыт обеспечивают выявление и предупреждение критических ситуаций, в первую очередь в области обеспечения безопасности перевозок. На базе этого сформирована обширная статистика, которая будет использована для обеспечения аналитической поддержки корпоративной системы управления рисками.
Корпоративная система управления рисками и cфopмированная в ее рамках аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации холдинга "РЖД" в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в холдинге "РЖД", с другой стороны. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов при реализации совместных проектов, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить высокий кредитный рейтинг ОАО "РЖД".