5. Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"

Реализация корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" будет осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;
стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга "РЖД", предусмотренными Стратегией развития холдинга "РЖД", и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;
непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;
единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления холдингом "РЖД";
внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности холдинга "РЖД";
обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления холдинга "РЖД" управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденным методикам и регламентам и отвечающего за эффективность системы риск-менеджмента.

V. Основные этапы построения корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"

1. Формирование реестра типовых рисков холдинга "РЖД", карт рисков (матриц рисков), паспортов рисков и документов, регламентирующих порядок и регулярность их обновления

В целях формализации процесса управления рисками холдинга "РЖД" необходимо создание нормативной базы и построение организационной инфраструктуры риск-менеджмента. Прежде всего, для обеспечения единого методологического подхода к выявлению, оценке и управлению рисками необходимо сформировать реестр типовых рисков холдинга "РЖД". С этой целью составляются полные перечни рисков, факторов их возникновения, степени влияния на деятельность холдинга "РЖД" и основных направлений их предотвращения и минимизации.
На основе полученной информации формируется реестр типовых рисков холдинга "РЖД", который в дальнейшем может дополняться и изменяться (в соответствии с утвержденным регламентом) и использоваться при принятии управленческих решений. Структура реестра типовых рисков холдинга "РЖД" приведена в таблице 1.

Таблица 1

Структура реестра типовых рисков холдинга "РЖД"

 Код
риска

Наименование
риска  

    Причина  
возникновения

Категория (в соответствии
с разработанной   
классификацией)   

 Описание    
риска    

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

   Критерии  
возникновения

   Влияние на
холдинг  
"РЖД" (цели,
ущерб)   

 Возможность 
(вероятность)

Ожидаемое время
возникновения 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

   Период   
воздействия
риска   

 Взаимосвязь с
другими   
типовыми   
рисками   

                  План мониторинга         

 ответственный

  возможные 
мероприятия

    бюджет    
мониторинга 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

        План предотвращения        

          План реагирования          

ответственный

 возможные
мероприятия

  бюджет 
предотвра-
щения  

ответственный

 возможные
мероприятия

   бюджет  
реагирования

На основе проведенной идентификации рисков осуществляется ранжирование рисков по вероятности наступления и степени влияния возможных последствий на ключевые показатели деятельности холдинга "РЖД". С этой целью формируются карты рисков и/или матрицы рисков, являющиеся инструментом отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность холдинга "РЖД". Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения корпоративной системы управления рисками, так и в конкретных функциональных областях деятельности.
Процесс составления карт рисков должен являться систематической работой, охватывающей все стороны деятельности холдинга "РЖД", позволяющей выделить, расположить по приоритетам, количественно оценить и сгруппировать риски. Карта рисков обеспечивает лучшее понимание профиля рисков холдинга "РЖД", позволяет выделить наиболее значимые риски, требующие первоочередных мер по снижению и контролю, и является основой для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.
На сформированной карте рисков отмечаются центры ответственности (подразделения аппарата управления), в чьи задачи входит анализ рисков, разработка соответствующих методологических материалов, нормативных документов, контроль. Центры ответственности назначаются исходя из функций подразделений аппарата управления и практической направленности работы.
В целях максимальной детализации и учета случаев и масштабов проявления рисков будут сформированы паспорта рисков, содержащие полную информацию о соответствующем риске. Информационной основой паспорта риска являются сведения об указанном риске, содержащиеся в реестре типовых рисков холдинга "РЖД". Помимо этого, паспорт риска должен содержать в хронологическом порядке информацию о принципах его возникновения, нанесенном ущербе, предпринятых действиях по нейтрализации риска или минимизации последствий его воздействия, а также о произведенных стратегических и управленческих изменениях в холдинге "РЖД".
Таким образом, совокупность паспортов рисков будет представлять собой структурированную информационную базу, обобщающую всю информацию о случаях возникновения рисков и содержащую основные направления реагирования на текущие, среднесрочные и долгосрочные риски.