3.2. Формирование выборки
Определение трудовых коллективов для изучения СПК осуществляется заместителем начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам (далее - НЗК) по представлению начальника службы управления персоналом железной дороги (далее - НОК), руководителя Центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики (далее - ДЦОМП), а также по представлению руководителей региональных структурных подразделений функциональных филиалов ОАО "РЖД".
Список трудовых коллективов, в которых планируется проведение фокус-групп, согласовывается в установленном порядке с Департаментом управления персоналом (далее - ЦКАДР) и Центром внутренней политики и развития корпоративной культуры (далее - ЦВП).
Основными критериями выбора трудового коллектива в качестве объекта исследования СПК методом фокус-групп являются следующие:
- существенные отклонения (в обе стороны) от средних по филиалу значений кадровых показателей (текучесть, укомплектованность и др.);
- существенные отклонения (в обе стороны) от средних по филиалу значений показателей социологических опросов персонала (удовлетворенность трудом, вовлеченность, информированность, приверженность и др.);
- существенный рост количества обращений от работников, поступающих по различным каналам (горячая линия, письменные обращения, личные приемы руководителей и др.);трудовые коллективы, занявшие первые и последние места в производственных соревнованиях в рамках филиала;
- трудовые коллективы, имеющие систематическое неисполнение или перевыполнение плановых показателей деятельности;
- трудовые коллективы, в которых в пилотном режиме происходит внедрение новых систем управления, технологий и методов работы;
- трудовые коллективы, в состав которых входят работники профессий, в отношении которых реализуются различные корпоративные программы;
- трудовые коллективы, в которых в год проведения исследования произошли структурные преобразования;
- при возникновении особых случаев (нарушения технологического процесса, несоблюдение безопасности движения и пр.).
При представлении списка трудовых коллективов для проведения исследования на согласование в ЦКАДР и ЦВП, либо функционального заказчика исследования в пояснительной записке дается обоснование включения соответствующих коллективов в план исследования.

3.3. Метод исследования
Метод исследования - фокусированное групповое интервью (фокус-группа). Данный метод относится к качественным методам социологических исследований и позволяет выявить конкретные примеры проявления СПК, изучить причины возникновения благоприятного или неблагоприятного СПК, выявить мнения работников о компании, их отношение к руководству, коллегам и своей работе в целом.
Фокус-группы проводятся в форме структурированного группового интервью с элементами свободной дискуссии. Фокус-группа записывается на диктофон. Аудио- (обязательно) или видео запись (по возможности) фокус-группы, а также ее стенограмма включаются в отчет по фокус-группе в качестве приложений. Время проведения одной фокус-группы от 1,5 до 2 часов.

4. Период проведения исследования

4.1. Частота проведения исследования по СПК - не чаще одного раза в год на одном предприятии/ подразделении. По другим темам - по мере необходимости.
4.2. Сроки проведения исследования определяются годовым планом проведения корпоративных исследований в ОАО "РЖД" либо специальными распоряжениями ОАО "РЖД", другими организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД" или филиала, принятыми в установленном порядке.