ПОРЯДОК "ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОАО "РЖД" МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП" (часть 8) от 13 июня 2012 г. N 183

2. Методы исследования социально-психологического климата

В ОАО "РЖД" СПК исследуется следующими методами:
- Единый комплексный социологический опрос для мониторинга результативности реализации Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года (далее - Единый социологический опрос). Проводится в форме анкетирования персонала, выявляет количественные характеристики СПК (какой процент работников позитивно или негативно оценивает различные проявления СПК).
- Исследование СПК методом фокус-групп определяет качественные характеристики СПК (какие конкретные ситуации благоприятного или неблагоприятного климата наблюдаются, в чем их причины).
- Анализ обращений работников (в Единый информационно-справочный ресурс "Горячая линия", письменно, иными способами) позволяет выявить количественные и качественные характеристики СПК в отдельных предприятиях и структурных подразделениях (из каких коллективов и по каким вопросам чаще всего обращаются). Графически взаимосвязь различных методов, их вклад в изучение и анализ СПК представлены на Рисунке 2.

См. Рисунок 2. - Методы исследования СПК

Единый социологический опрос направлен на выявление факторов удовлетворенности, источников получения информации и доверия к ним, тематики наиболее актуальных вопросов, волнующих работников, уровня принятия корпоративных ценностей и ценностей бренда.
Основные принципы использования результатов Единого социологического опроса для проведения фокус-групп:
- анализ высоких и низких значений по филиалу по каждому параметру проявления СПК;
- анализ отклонений (в обе стороны) результатов Единого социологического опроса по филиалу от средних по компании значений;
- выбор и при необходимости корректировка тех вопросов типового сценария фокус-группы, которые позволят глубже понять причины как сильных, так и слабых сторон СПК изучаемого трудового коллектива;
- использование (при необходимости) данных Единого социологического опроса для презентации участникам фокус-группы с целью инициации обсуждения.