ПОРЯДОК "ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОАО "РЖД" МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП" (часть 11) от 13 июня 2012 г. N 183

6. Полевой этап исследования

6.1. Проверка степени готовности к проведению фокус-группы
Проверить наличие стола и стульев, необходимых для проведения фокус-группы материалов, работоспособность аппаратуры для записи и пр.

6.2. Встреча участников фокус-группы
Участников встречают перед аудиторией, где будет проводиться мероприятие, приветствуют, регистрируют и просят зайти в аудиторию.

6.3. Введение в беседу (описание цели встречи, знакомство)
После того как участники заняли места за столом, модератор говорит приветственное слово, представляется, обозначает тему и цель обсуждения, рассказывает о порядке его проведения ("фокус-группа будет проходить в течение 2-х часов и закончится в ").
Далее проходит процедура знакомства с участниками, погружение участников в работу. Для этого модератор использует различные способы вовлечения в дискуссию.

6.4. Основной этап - групповая дискуссия
Модератор ведет дискуссию в соответствии с разработанным сценарием вопросов, собирая мнения и точки зрения участников, организуя внутригрупповое обсуждение.
Модератор вовлекает тех, кто молчит, прямым обращением к ним, нейтрализует возможное деструктивное поведение как со стороны участников, выступающих наиболее активно и мешающих другим, так и со стороны участников, негативно относящихся к самому факту и предмету обсуждения.
В ходе групповой дискуссии модератор фокусирует внимание участников фокус-группы на обсуждаемых темах.

6.5. Завершающий этап
Модератор подводит итоги прошедшей дискуссии, просит участников выразить свое мнение по ее итогам (что еще из обсуждаемой темы Вы бы хотели упомянуть, какие-то вопросы остались не раскрытыми?).
Модератор обобщает сказанное респондентами, благодарит за участие.

7. Этап обработки и анализа данных

7.1. Обработка и анализ материалов фокус-групп:
Расшифровывается и формируется структура дискуссии фокус-группы (расшифровка стенограммы и аудиозаписи).
В полученных текстовых материалах выделяются наиболее яркие примеры по обсуждаемым темам.
Выделяются наиболее часто встречающиеся точки зрения (отдельно положительные, отдельно отрицательные, отдельно нейтральные).
Сгруппированные высказывания участников дискуссии анализируются на соответствие целям исследования.
Информация по каждой теме оценивается на предмет полноты (можно ли сделать выводы, будут ли они однозначны).
Анализ противоречий по полученной информации (есть ли противоречия, какие, и о чем они говорят).