СТАНДАРТ ПО КАЧЕСТВУ ОАО "РЖД" ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ПО СИСТЕМЕ 5С (часть 13) от 25.06.2012 г. N 125р

Приложение Б
(рекомендуемое)
Требования к рабочему месту регулировщика скорости движения вагонов

Работа регулировщика скорости движения вагонов заключается в регулировании скорости движения вагонов путем ручного торможения их тормозными башмаками, закреплении и ограждении стоящих на путях вагонов тормозными башмаками, уборке и подноске тормозных башмаков к тормозным позициям, наблюдении за осаживанием вагонов и наличием места на сортировочных путях при роспуске вагонов с горки. Работа так же осуществляется в технологическом процессе формирования - расформирования составов с горки. Рабочим местом является сортировочная горка - зона торможения вагонов. Основными инструментами при работе являются тормозные башмаки, специальная вилка для укладки тормозных башмаков на рельсы.

Таблица Б.1 - Требования к рабочему месту регулировщика скорости движения вагонов


N

  Элемент рабочего 
места       

     Наличие и размещение    

          Назначение        

     Ссылка на нормативный    
документ           

                                               Рабочая зона                                                         

 1

Рабочая зона -     
тормозные позиции  

Основная позиция - в         
междупутье шириной не менее  
4800 мм, на спускной части   
горки или в начале           
сортировочных путей на       
расстоянии 15-30 м от        
предельного столбика. Также  
переменные тормозные позиции в
глубине сортировочного парка.

Для безопасного перемещения 
регулировщика скорости      
движения вагонов и          
обеспечения безопасных      
условий труда               

- Правила и норм               
проектирования сортировочных  
устройств на железных дорогах 
колеи 1520 мм.                
- П. 2.1 Инструкции по охране 
труда для регулировщика       
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472.                   
- П. 2.1.30 Правил по охране  
труда в хозяйстве перевозок   
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г.   
N ПОТ РО 32-ЦД-855-01.        

Поверхность позиции торможения
должна быть ровной на уровне 
поверхности шпал (подошвы    
рельса).                     

Не создавать препятствия    
регулировщику скорости      
движения вагонов при работе 

                                             Разметка и указатели                                                  

 1

Разметка зоны      
запрета укладки    
тормозных башмаков 

При наличии на позиции       
торможения стыков рамных рельс
на поверхности шейки рамного 
рельса на расстоянии 1 м от  
стыка в сторону горки (к     
направлению движения вагонов)
разметка наносится красной   
краской                      

Запрет укладки на рельс     
тормозных башмаков под      
отцепы перед стыком         

- Инструкция по работе        
сортировочной горки станции.  
- ГОСТ 22235-2010 "Вагоны     
грузовые магистральных        
железных дорог колеи 1520 мм. 
Общие требования по           
обеспечению сохранности при   
производстве погрузочно-      
разгрузочных и маневровых     
работ"                        

 2

Разметка "юз 20    
метров"            

Две разметки белой краской   
вертикальной полоской с      
надписью "юз 20 метров" в зоне
видимости регулировщика      
скорости движения вагона:     
1) в колее пути во внутренней
поверхности шейки головки    
нерабочего рамного рельса    
2) на внешней поверхности    
шейки головки рабочего рамного
рельса (со стороны           
башмакосбрастывателя)        

Для исключения образования  
односторонних ползунов на   
немеханизированных горках.  
Длина торможения (юза       
колеса) тормозным башмаком  
не должна превышать 20 м.   

 3

Разметка границы   
зоны торможения    

В начале и конце тормозных   
позиций должна быть обозначена
зеленой краской, нанесенной  
вертикально на внешнюю       
поверхность шейки головки    
рамного рельса размером 300мм
X 300мм со стороны нахождения
регулировщика скорости       
движения вагонов             

Обеспечение безопасности    
движения                     

 4

Указатели "Маршрут 
служебного         
прохода"           

По территории станции к      
служебным помещениям, рабочим
местам (зонам), ширина       
проходов - не менее 1 метра  

Обеспечение безопасности при
нахождении на                
железнодорожных путях       

- П. 1.12 Инструкции по охране
труда для регулировщика       
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472.                   
- Пп. 3.10, 3.11 Правил по    
охране труда в хозяйстве      
перевозок федерального        
железнодорожного транспорта от
20.09.2001 г.                 
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.        

                                    Наличие и размещение инструмента и инвентаря                                   

 1

Неисправные         
тормозные башмаки  
и тормозные        
башмаки,           
находящиеся в      
запасе             

На междупутьях в районе      
нахождения пункта обогрева в 
запираемых стеллажах,        
металлических ящиках         
(контейнерах)                 

 

- Правила учета, маркировки   
(клеймения), выдачи и хранения
тормозных башмаков на железных
дорогах - филиалах ОАО "РЖД", 
утвержденные распоряжением ОАО
"РЖД" от 30.08.2005 г.        
N 1353р.                      
- Пп. 3.7.1, 3.7.2 Техническо-
распорядительного акта        
станции.                      
- Пп. 1.12, 3.1 Инструкции по 
охране труда для регулировщика
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472.                   

Подготовленные к   
работе (горочные)  
тормозные башмаки, 
очищенные от       
ржавщины           

На позиции торможения не менее
10 на 1 башмакосбрасыватель, 
на специальных стеллажах по  
одному в ряд, ручки головок  
тормозных башмаков должны быть
обращены к нити рамного рельса
под углом 20 - 25 градусов,  
чтобы носок башмака был      
несколько дальше от нее, чем 
головка                      

Для торможения вагонов,     
ограждения и закрепления    
подвижного состава          

Обеспечивает нахождение     
регулировщика скорости      
движения вагонов в четверть 
оборота к набегающему отцепу
при накладывании их на рельс

 2

Специальная вилка  
для укладки        
тормозных башмаков 
на рельсы          

По одному на два смежных пути
в междупутьях сортировочных  
путей в районе работы        
регулировщика скорости       
движения вагонов             

Для укладки тормозных       
башмаков на рамный рельс    
перед приближающимися       
отцепами и под средние      
тележки отцепов и           
обеспечение безопасных      
условий труда               

П. 3.1 Инструкции по охране   
труда для регулировщика       
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472                    

 3

Специальный крюк   
или лом            

На рабочем месте              

Для изъятия заклиненных     
тормозных башмаков из-под   
вагона                      

П. 3.1 Инструкции по охране   
труда для регулировщика       
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472                    

 4

Башмакосбрасыватели

На позиции торможения на     
расстоянии не ближе 25 м за  
предельным столбиком прямого 
пути или 25 м за концом      
закрестовинной кривой, в     
начале прямого участка пути, 
на рельсовой нити по одному  
или два на каждом            
сортировочном пути дополняются
приспособлениями,            
изготовляемыми из листового  
проката, ограничивающими     
движение башмака после его   
выброса из-под колеса вагона с
повышенной скоростью         

Для сбрасывания тормозных   
башмаков из-под вагона      

Правила и нормы проектирования
сортировочных устройств на    
железных дорогах колеи 1520 мм

 5

Переносная         
радиостанция       

В индивидуальном пользовании 

Для служебных переговоров   
дежурного по горке,         
регулировщика скорости      
движения вагонов, старшего  
регулировщика скорости      
движения вагонов,           
обеспечения безопасности    
роспуска составов и         
правильного взаимодействия  
между работниками в процессе
выполнения операций          
технологического процесса   
формирования-расформирования
составов с горки            

- П. 8.8 Правил и норм        
проектирования сортировочных  
устройств на железных дорогах 
колеи 1520 мм.                
- ГОСТ 16019-2001 Аппаратура  
сухопутной подвижной          
радиосвязи. Требования по     
стойкости к воздействию       
механических и климатических  
факторов и методы испытаний.  
- ГОСТ 12252-86 Радиостанции с
угловой модуляцией сухопутной 
подвижной службы. Типы,       
основные параметры,           
технические требования и      
методы измерений.             
- ГОСТ 16600-72 Передача речи 
по трактам радиотелефонной    
связи. Требования к           
разборчивости речи и методы   
артикуляционных измерений.    
- П. 3.1 Инструкции по охране 
труда для регулировщика       
скорости движения вагонов     
железнодорожной станции        
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г.      
N ВМ-14472.                   
- П. 3.5 Правил по охране     
труда в хозяйстве перевозок   
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г.   
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.        

 6

Переговорные       
колонки парковой   
связи громкого     
оповещения         

В начале позиции торможения на
междупутье прямого участка   
шириной не менее 5300 мм в   
местах согласованных         
начальником станции          

 7

Пневмопочта малого 
диаметра или       
телетайп           

В помещении регулировщика    
скорости движения вагонов    

Для доставки сортировочного 
литка от дежурного по горке 

ГОСТ 22381-77 Почта           
пневматическая. Типы, основные
параметры и размеры           

 8

Стеллаж для        
специальной вилки  

В междупутьях сортировочных  
путей в рабочей зоне         

Для размещения (хранения)   
специальных вилок и         
обеспечения безопасных      
условий труда               

Инструкция по работе          
сортировочной горки станции   

 9

Емкость с          
закрывающимися     
крышками,          
изолированная от   
попадания влаги:   

На расстоянии не менее 2500 мм
от оси пути                  

Для хранения песка,         
графитовой смазки (угольной 
пыли, битума)               

Пп. 2.1.30, 3.17 Правил по    
охране труда в хозяйстве      
перевозок федерального        
железнодорожного транспорта от
20.09.2001 г.                 
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.        

- для графитовой   
смазки (угольной   
пыли или битума)   

В рабочей зоне одна на 4-5   
сортировочных путей          

- для песка        

В рабочей зоне одна на 4-5   
сортировочных путей, около   
маршрутов служебного прохода 

Обеспечение безопасности при
нахождении на железнодорожных
путях                       

10

Песок и графитовая 
смазка, угольная   
пыль или битум     

В начале позиции торможения в
специально установленных     
емкостях                     

Для усиления или смягчения  
торможения вагонов          

- Инструкция по работе        
сортировочной горки станции.  
- П. 2.1.30 Правил по охране  
труда в хозяйстве перевозок   
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г.   
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.        

11

Металлический      
совок              

В емкости для хранения песка 

Для посыпки на поверхность  
головки рамного рельса      
мелкого песка применяется   
металлический совок с       
деревянной ручкой           

СТО РЖД 1.15.002-2008 Система 
управления охраной труда в ОАО
"РЖД"                         

12

Металлическая      
лопатка            

В ящике для хранения         
графитовой смазки            

Для нанесения графитовой    
смазки на поверхность       
головки рельса              

СТО РЖД 1.15.002-2008 Система 
управления охраной труда в ОАО
"РЖД"                         

13

Контррельсы        

На позиции торможения в      
пределах башмакосбрасывателя 
внутри рельсовой колеи (путь 
от предельных столбиков      
последних разделительных     
стрелочных переводов до      
башмакосбрасывателей должен  
укладываться на деревянных   
шпалах)                      

Для обеспечения безопасного 
прохода колесной пары       

Инструкция по работе          
сортировочной горки станции   

14

Специальные        
стеллажи -         
деревянные настилы 
(доски) или        
металлические      
подставки для      
тормозных башмаков 

На позициях торможения       
уложенные (прикрепленные) на 
концах шпал перед            
башмакосбрасывателем         

Для размещения горочных     
тормозных башмаков          

- Правила учета, маркировки   
(клеймения), выдачи и хранения
тормозных башмаков на железных
дорогах - филиалах ОАО "РЖД", 
утвержденные распоряжением    
ОАО "РЖД" от 30.08.2005 г.    
N 1353р.                       
- П. 3.7.2 Техническо-        
распорядительного акта        
станции.                      

15

Приспособление для 
очистки головок    
рельсов, полоза    
тормозного башмака 
и                  
башмакосбрасывателей
от снега и льда    
(лопаты с вырезами 
или плужки, щетки) 

1 комплект на каждого        
регулировщика скорости       
движения вагонов             

В междупутье в районе       
тормозных позиций           

П. 2.1.30 Правил по охране    
труда в хозяйстве перевозок   
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г.   
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01         

16

Ручные и звуковые  
сигнальные приборы 

В индивидуальном пользовании 

Обеспечение безопасности при
нахождении на               
железнодорожных путях       

Правила по охране труда в     
хозяйстве перевозок           
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г. N 
ПОТ РО-32-ЦД-855-01           

17

Флюгер             

Определяется исходя из местных
условий с учетом выполнения  
требований по охране труда   

Определение направления     
ветра (встречный, попутный, 
боковой) для характера      
торможения                  

СТО РЖД 1.15.002-2008 Система 
управления охраной труда в ОАО
"РЖД"                         

                                             Санитарно-бытовые помещения                                           

 1

Санитарно-бытовое  
помещение, пункт   
обогрева           

До рабочего места на открытом
подвижном составе или в не   
отапливаемых помещениях 500 м,
на расстоянии не менее 3000 мм
от оси пути                  

Создание благоприятных и    
здоровых условий труда,     
способствующих снижению     
риска нарушения здоровья,   
обеспечение температурного  
режима в холодное н жаркое  
время года                  

- СНиП 2.09.04-87*            
Административные и бытовые    
здания.                        
- Пособие по проектированию   
административных и бытовых    
зданий и помещений предприятий
железнодорожного транспорта.  
- Пп. 1.8, 1.7, 1.11
Инструкции по охране труда для
регулировщика скорости        
движения вагонов              
железнодорожной станции       
открытого акционерного        
общества "Российские железные 
дороги" от 24.12.2007 г. N ВМ-
14472.                        
- Пп. 4.8 Правил по охране    
труда в хозяйстве перевозок   
федерального железнодорожного 
транспорта от 20.09.2001 г. N 
ПОТ РО-32-ЦД-855-01.          

                                               Внешние факторы                                                     

 1

Освещение          

На участке торможения вагонов
вертикальную освещенность 10 
лк вдоль оси пути на уровне 1
м от поверхности земли       
Осветительные приборы должны 
устанавливаться на           
прожекторных мачтах высотой 28
м и жестких поперечинах или  
порталах высотой от 12 до 21 м

Для обеспечения безопасности
роспуска составов,          
выполнения операций         
технологического процесса   
формирования -              
расформирования составов с  
горки                       

- П. 8.8 Правил и норм        
проектирования сортировочных  
устройств на железных дорогах 
колеи 1520 мм.                
- ГОСТ 16019-2001 Аппаратура  
сухопутной подвижной          
радиосвязи. Требования по     
стойкости к воздействию       
механических и климатических  
факторов и методы испытаний.  
- ГОСТ 12252-86 Радиостанции с
угловой модуляцией сухопутной 
подвижной службы. Типы,       
основные параметры,           
технические требования и      
методы измерений.             
- ГОСТ 16600-72 Передача речи 
по трактам радиотелефонной    
связи. Требования к           
разборчивости речи и методы   
артикуляционных измерений.    

См. Рисунок Б. 1 - Схема рабочего места регулировщика скорости движения вагонов