МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ (часть 7) от 25 июня 2012 г. N 1254р

7 Определение ценности и потока создания ценности для процесса движения поездов по полигону. Анализ существующих потерь в потоке создания ценности

7.1 Определение ценности и потока создания ценности при движении поездов на полигоне
7.1.1 Отправная точка бережливого производства - это ценность для потребителя. Для понимания ценности необходимо определить, что в идеале хочет видеть потребитель от услуги грузовой перевозки. Идеальная услуга по перевозке грузов, имеющая наибольшую ценность для потребителя, имеет следующие характеристики:
- доставка каждого вагона точно в установленное время, не раньше и не позже (100% надежность услуги перевозки);
- отсутствие повреждений груза в процессе перевозки;
- немедленная подача чистых, исправных порожних вагонов в нужном количестве и нужного типа сразу после заказа;
- немедленный вывоз вагонов после из погрузки;
- немедленная уборка вагонов после их разгрузки.
7.1.2 На основании приведенных характеристик идеальной услуги по перевозке грузов можно ставить и выполнять конкретные цели по повышению ценности для потребителя. Эти цели являются основой для процесса постоянных улучшений.
7.1.3 Также необходимо отметить, что ценность определяется не только конечными, но и внутренними потребителями - хозяйствами ОАО "РЖД". Например, с точки зрения ЦД, основная ценность работы сортировочной станции - это переформирование вагонопотоков для поддержания оптимальных нормативов веса и длины поездов на полигонах (без сортировочных станций перевозка повагонных отправок была бы невозможна); с точки зрения станции, ценность в работе локомотивного депо - локомотивная бригада, выданная на "точку" отправления поезда и имеющая нужные навыки и разрешения для поездки с данным поездом.
7.1.4 Ценность создается в течение потока создания ценности. Типовой поток создания ценности движения поездов на полигоне включает в себя следующие основные этапы (рисунок 4). После погрузки вагонов (силами грузоотправителя либо МЧ), вагоны включаются в состав сборного поезда и следуют до участковой станции. Далее на пути следования с поездом могут производиться следующие технические операции: смена локомотива, локомотивной бригады, изменение веса/длины поезда, технический и коммерческий осмотр состава, на сортировочных станциях производится переформирование вагонов в новые поезда. Конечным этапом пути вагонов является их развоз по станциям выгрузки и подача на путь грузополучателя / выгрузка средствами МЧ. Управляет данным потоком диспетчерский и дежурный персонал ДЦУП и станций на основе нормативного (и вариантных) графика движения поездов и плана формирования.

См. Рисунок 4 - Типовая карта потока создания ценности движения поездов по полигону

7.1.5 Чтобы начать в подразделении работу по устранению потерь, необходимо составить карту потока создания ценности текущего состояния по выбранному процессу и определить в нем существующие потери (составить их перечень).
7.1.6 Внедрение технологий бережливого производства в действующих процессах управления движением поездов осуществляется в следующем порядке:
- определение основных потоков создания ценности структурного подразделения;
- ранжирование потоков создания ценности структурного подразделения с точки зрения очередности внедрения технологий бережливого производства.
7.1.7 Ранжирование потоков создания ценности производится в порядке убывания приоритетности:
- процессы, в которых имеются случаи нарушения либо высокие риски безопасности движения;
- процессы, имеющие более длительное время выполнения;
- имеющие более высокие эксплуатационные затраты (выполняющие большее количество работ, с большим количеством задействованной техники, работников).
Далее производится описание и анализ выбранных процессов с использованием карты потока создания ценности.