МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПОЛИГОНЕ (часть 17) от 25 июня 2012 г. N 1254р

9.2.2.4 Оптимизация нормативов веса/длины поездов на полигоне
За счет оптимизации нормативов веса/длины поездов на полигоне могут быть устранены задержки вагонопотока на пополнение на станциях. Решение данной задачи является обязанностью следующих отделов региональных Д:
- отдел организации работы станций;
- сектор развития пропускных способностей;
- отдел РГДП;
- сектор экономического анализа и нормирования перевозочного процесса (подтверждение эффективности предлагаемых изменений технологии).
При оптимизации нормативов веса/длины поездов производится:
- анализ резервов вагонопотоков;
- анализ резервов инфраструктуры по допустимой скорости движения и весу поезда (тягово-энергетические расчеты допустимых скоростей движения и веса поездов);
- проектирование решений на основании выводов из проведенного анализа и опытное подтверждение расчетов,
- прокладка измененных ниток графика, организация обкатки бригад и организация езды по предложенным точкам.
Решение задачи оптимизации нормативов веса/длины поездов производится по двум направлениям:
1. Устранение излишних пунктов перелома веса - когда на полигоне ограниченной протяженности несколько раз производится изменение веса поездов. В этом случае может быть экономически целесообразной ликвидация отдельных пунктов перелома веса и установка единых норм веса/длины для данных участков.
Для реализации этого мероприятия первоначально может потребоваться большее количество локомотивов и бригад, но за счет ускорения пропуска поездов, снижения числа операций по смене тяги (в особенности при организации езды бригад на длинные плечи) использование ресурсов тяги может быть улучшено по сравнению с первоначальным положением.
Наибольший эффект может быть достигнут на главных ходах железных дорог с большой долей транзитного потока.
2. Выявление резервов повышения веса на второстепенных ходах железных дорог (участках местной работы) с целью их приближения к весовым нормам на главных ходах. Как правило, на главных ходах дорог действуют повышенные нормативы веса/длины поездов, на второстепенных участках установлены меньшие нормы. Это приводит к необходимости пополнения прибывших с участковых станций поездов перед их "вливанием" в главный поток, также приводит к дополнительной нагрузке на сортировочные станции, которые, как правило, уже загружены до предела.
Выявление резервов укрупнения вагонопотоков производится на основе анализ схем организации вагонопотоков на участке и размеров движения. Анализ проводится в первую очередь для участков с наличием крупных грузовых станций, выполняющих большой объем работы (пример приведен на рисунке 8).

См. Рисунок 8 - Пример выявления потерь при существующих нормах веса на схеме организации вагонопотоков на участке Аллагуват-Дема КБШ ж.д.