МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СТАНЦИЯХ (часть 6) от 25.06.2012 г. N 1254р М ЦД 2.10.009

8.2.2 Примеры типовых потерь для станции
Для системного подхода к выявлению потерь принята классификация, включающая в себя 8 типов потерь (скрытые потери от перепроизводства, ненужная обработка, лишние запасы, необоснованная транспортировка материалов, излишние перемещения рабочих, время ожидания, дефекты и их устранение, интеллектуальные потери) <2>, примеры по которым приведены в таблице 2.

--------------------------------
<2> Для изучения основ бережливого производства рекомендуется пройти соответствующее обучение.

 

Таблица 2 - Примеры потерь в работе станции


Тип потерь      

         Примеры         

      Пути устранения     

Скрытые потери от    
перепроизводства     
(производство        
продукции раньше или 
в большем            
количестве, чем      
может быть принято в 
работу следующим     
этапом)              

Подвязка тяги к поезду   
при действующем запрете  
на отправление со станции.
Прием поезда с           
длиной, превышающей      
полезную длину путей     
станции.                 
Прибытие вагонов под     
погрузку на станцию      
раньше готовности клиента
к отгрузке.              
Поступление ТМЦ на       
склад ДМТО для           
станции большой партией  
(за несколько месяцев).  
Дублирование информации в
нескольких одновременно  
ведущихся справках.      
Увеличение вагонопотока  
до размеров, превышающих 
возможности его          
переработки на станции.  
Перегрузка работников в  
парке при пачкообразном  
прибытии                 

Согласование работы       
станции с работой полигона
(норм веса/длины, графика 
движения).                
Повышение точности        
планирования работы       
подразделений внутри      
узла, например за         
счет стандартизации       
взаимодействия диспетчеров
ДЦУП, ДЧ, ТЧ, ВЧДЭ,...    
Разработка регламентов    
взаимодействия между      
службами.                 
Гибкое регулирование      
явочной численности,      
передислокация работников 
между парками              

Ненужная обработка   
(выполнение излишней 
работы над объектом) 

Повторная проба тормозов.
Маневровая работа с      
вагонами, требующими     
особых условий (при      
необоснованной маркировке
собственниками вагонов   
как ЗРГ)                  
Дублирование АСКО ПВ     
приемщиком.              
Осмотр состава после     
формирования (в          
сортировочном парке) и   
перед отправлением       

Переработка технологии.   
Применение методов        
предотвращения ошибок     

Лишние запасы (сверх 
необходимости в      
настоящее время)     

Скопление вагонов в      
парках станции           
(пересодержание парка),  
занятость путей нерабочим
парком.                  
Избыточные               
средства сигнализации,   
неиспользуемые           
станционные пути.        
Лишняя спецодежда,       
тормозные башмаки.       
Наличие персонала в      
парке при                
отсутствии подхода       
поездов в данном         
направлении.              
Устаревшие /             
неактуальные документы.  
Запасы бланков графиков  
исполненной работы       

Повышение точности        
планирования и заказа     
ресурсов.                 
Внедрение системы 5С.     
Улучшение управления       
документацией, в т.ч.     
переход на безбумажные    
технологии                
документооборота.         

Необоснованная       
транспортировка      
материалов           
(передвижения        
подвижного состава,  
тяги неоптимальным   
маршрутом либо с     
меньшей скоростью,   
чем возможно)        

Угловые передачи.        
Дополнительная маневровая
работа с групповыми      
отправками.              
Перестановки пассажирских
вагонов по станции из-за 
отсутствия комплекса      
экипировочных устройств  
для в одном месте        
(заправка водой          
производится на одном    
пути, зарядка на втором, 
обработка биотуалетов на 
третьем...).             
Нерациональные маневровые
перемещения на станции   
(из-за занятости путей в 
парке, из-за перекрытия  
горловины длинносоставным
поездом).                

Анализ карты потока       
создания ценности         
(наблюдение, хронометраж, 
выявление и устранение    
передвижений, не          
добавляющих ценности).    
Изменение мест            
расположения технических  
средств.                  
Изменение маршрутов       
маневровых перемещений.   
Открытие путей и          
стрелочных переводов,     
снятие ограничений        
скорости.                  

Ненужные перемещения 
рабочих              

Перемещения персонала из-
за нерационального       
расположения стеллажей с 
тормозными башмаками.    
Повторное возвращение на 
пост за материалом в ходе
коммерческого осмотра.   
Сниженная скорость       
движения из-за плохого   
состояния                
покрытия дорожек,        
отсутствия освещения в   
ночное время.            
Удаленность размещения   
пневмопочты от рабочих   
мест, пневмопочта        
под давлением только в   
одну сторону, капсула    
ограниченного диаметра.  
Нерациональное           
перемещение работников из
удаленного поста до места
работ.                   

Анализ карты потока       
создания ценности         
(наблюдение, хронометраж, 
выявление и устранение    
передвижений, не          
добавляющих ценности).    
Внедрение системы 5С.     
Изменение мест            
расположения стеллажей    
с инвентарем, улучшение   
маршрутов служебных       
проходов.                 
Повышение скорости и      
мобильности передачи      
информации передачи       
информации (электронная   
почта вместо бумажной     
справки, наладонный       
компьютер для ввода данных
непосредственно на месте  
работ)/                   

Время ожидания       
(ожидание завершения 
работ предыдущего    
этапа- поставщика)   

Задержки между подачей   
заявки на перевозку и    
подачей порожнего вагона.
Задержки между           
завершением              
погрузки/разгрузки       
вагонов и их вывозом.    
Ожидание закрепления     
состава по прибытию (в   
том числе из-за того, что
сигналисты обслуживают   
несколько парков).       
Ожидание обработки       
поездов.                 
Ожидание расформирования 
Ожидание отправления      
(в том числе             
ожидание оформления      
перевозочного документа) 
Ожидание поездных        
локомотивов              
Враждебность маршрутов   
Ожидание согласования    
заявки                   
Подбор вагонов под       
прикрытие вагонов с      
опасным грузом.          
Ожидание ТО и КО         
поездов по               
прибытию/отправлению     
Простой в ожидании       
ремонта / после ремонта  
(ТЧ и ВЧД).              

Повышение точности        
планирования (см.п. 1)    
Переработка технологии.   
Пересмотр нормативов      
выполнения операций,      
численности рабочих в     
соответствии с фактическим
объемом работ и др.       
местными условиями        

Дефекты и их         
устранение (затраты  
на исправление       
несоответствий)      

Отмена приготовленного   
маршрута.                
Срыв отправления поезда  
на точку с переносом     
отправления на более     
позднее время.           
Повреждение или порча    
груза при роспуске с     
горки, маневровой работе.
Вагоны-"чужаки"          
Отцепочные ремонты       
вагонов.                 
Грузоотправителю         
поданы вагоны другого    
типа либо в недостаточном
количестве               
Порожние вагоны          
плохо очищены либо       
их невозможно            
использовать вследствие  
дефектов.                
Неверная меловая         
разметка.                

Повышение точности        
планирования (см.п. 1)    
Прогнозирование возможных 
срывов и отказов и         
корректировка планов для  
минимизации их            
последствий.              
Стандартизация выполнения 
операций рабочими.        
Использование средств     
визуализации для          
предотвращения            
непреднамеренных ошибок.   

Интеллектуальные     
потери (потери       
времени, идей,       
навыков,             
возможностей         
усовершенствования и 
приобретения опыта   
из-за                
невнимательного      
отношения к          
сотрудникам)         

Малое число              
рационализаторских       
предложений              
Загруженность работников 
"текучкой" и совещаниями,
нехватка времени для     
формирования инициатив по
улучшению                

Упрощение системы подачи  
предложений по улучшению. 
Внимание и поощрение      
руководством инициатив    
сотрудников.              
Планирование совещаний.