ПРОГРАММА СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИИ ШПАЛ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И БРУСЬЕВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ПРОГНОЗИРУЕМОГО РЕСУРСА (часть 3) от 2 мая 2012 г. N 852р

5. Условия проведения испытаний

5.1. Испытания проводят в помещении при температуре от 15 до 30°С и относительной влажности воздуха от 25 до 75 %.
5.2. В процессе испытаний периодически осуществляется смена циклов нагревания-охлаждения узла скрепления и фрагмента шпалы (1 подрельсовая площадка на 1 шпале) в диапазоне температур от минус 60 до плюс 60 °.С. График реализации смены циклов нагревания-охлаждения приведен на рисунке 3.
5.3. Значение вертикальной нагрузки на ось 270 кН, при этом нагрузка на центральную шпалу (2 узла скрепления) - не менее 220 кН.
5.4. Значение боковой нагрузки на центральную шпалу 50 кН.
5.5. Испытания осуществляются в объеме 20 млн. циклов при частоте 10 Гц.

6. Средства проведения испытаний

6.1. Универсальный испытательный стенд с вертикальным и горизонтальным расположением осей нагружения.
Испытательный стенд должен быть оснащен температурной камерой, обеспечивающей температуру испытания узла скрепления в диапазоне от минус 60 до плюс 60°С.
6.2. Испытательный пресс для определения статической жесткости прокладок.
6.3. Штангенциркуль с ценой деления 0,01 мм и др. средства измерений.
6.4. Шаблон путевой ЦУП-2.
6.5. Динамометрический ключ.
6.6. Оптические средства измерений.

7. Образцы для испытаний

7.1. Образцы для испытаний представляют собой неразрезанные (целые) шпалы с контролируемыми сечениями в подрельсовых и средней частях, определяющими работоспособность шпалы в эксплуатации.
Образцы для испытаний должны соответствовать нормативной и конструкторской документации на данный вид продукции.
7.2. Для проведения испытаний отбирают три образца шпал.
7.3. Испытания шпал проводят в сборе с узлом рельсового скрепления.
7.4. Сборка узла скрепления производится в соответствии с конструкторской документацией, а также указаниями по сборке, укладке и эксплуатации испытываемого скрепления.
7.5. Отрезки рельса должны быть прямолинейными и не иметь расслоений, коррозионных язв на поверхности и полированной подошвы вследствие многократного применения.

8. Проведение испытаний

8.1. Перед началом испытаний собирают фрагмент рельсошпальной решетки (рис. 1), состоящей из:
- двух отрезков рельса заданного типа длиной 1,5 м;
- трех шпал заданного типа;
- шести узлов скрепления заданного типа.

См. Рисунок 1. Фрагмент рельсошпальной решетки (вид сверху)

Испытуемой является средняя шпала и два узла скрепления, установленные на ней.
8.2. Замеряют ширину колеи с помощью шаблона путевого ЦУП-2.
8.3. Испытание на определяемый ресурс заключается в регулярном периодическом нагружении узла скрепления наклонной поперечной силой, приложенной к балке распределения нагрузки, имитирующей колесную пару.
Схема приложения испытательной нагрузки показана на рисунке 2.

См. Рисунок 2. Схема приложения испытательной нагрузки (средняя шпала, вид спереди)

8.4. Два узла скрепления на средней шпале через балку, имитирующую колесную пару, подвергаются воздействию синусоидальной пульсирующей нагрузки (F) с заданным значением.
8.5. Нагружение образцов осуществляется периодически по следующей программе:
- воздействие пульсирующей нагрузки на образец - 3 часа
- "пауза" - 30 минут
и т.д.
8.6. Механическое нагружение периодического характера комбинируют с температурным воздействием. Зона решетки с одним узлом скрепления находится в температурной камере.
Температурное воздействие осуществляют по следующей схеме (рис.3)

См. Рисунок 3. Смена циклов температурного воздействия

При каждой заданной температуре испытания проводят в течение суток. При этом изменение температуры испытания осуществляют в последний 3-часовой период нагружения.
8.7. В процессе проведения испытаний шпал допускается замена отдельных элементов узла скрепления в случае выхода их из строя.
8.8. В процессе испытаний предусмотрен периодический комиссионный осмотр объекта испытаний.
В состав комиссии включаются специалисты ОАО "БЭТ", ПТКБ ЦП ОАО "РЖД", НП ИЦ "ЯРЭЛАСТЕСТ".
Осмотр проводится через каждые 5 млн. циклов механического нагружения и после завершения испытаний.
В процессе осмотра контролируется показатели, приведенные в п.4 настоящей программы.
По результатам работы комиссии оформляется отчет.

9. Оформление результатов испытаний

После завершения испытаний, организация, проводящая испытания, представляет заключительный отчет, включающий:
9.1
- описание выполненных испытаний;
- результаты испытаний;
- заключение по показателям трещиностойкости и прочности в зависимости от количества циклов нагружения и состояния узлов, элементов рельсовых скреплений.
9.2.
Акт комиссии с участием заказчика с предложениями о серийном производстве прошедших испытания железобетонных шпал и брусьев стрелочных переводов.