СОГЛАШЕНИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОВОЗ БЕЗБИЛЕТНЫХ ПАССАЖИРОВ, ИЗЛИШНЕЙ РУЧНОЙ КЛАДИ, НЕОФОРМЛЕННОГО БАГАЖА И (ИЛИ) ГРУЗОБАГАЖА В ПОЕЗДАХ, СЛЕДУЮЩИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СООБЩЕНИИ

СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

ПРИНЯТО
Советом по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества
(протокол от 17-18 мая 2012 г. N 56
Приложение N 8)

 

СОГЛАШЕНИЕ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОВОЗ БЕЗБИЛЕТНЫХ ПАССАЖИРОВ, ИЗЛИШНЕЙ РУЧНОЙ КЛАДИ, НЕОФОРМЛЕННОГО БАГАЖА И (ИЛИ) ГРУЗОБАГАЖА В ПОЕЗДАХ, СЛЕДУЮЩИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СООБЩЕНИИ

Железнодорожные администрации заключили настоящее Соглашение в целях установления экономической ответственности железных дорог <1> за нанесение ущерба другим железным дорогам при осуществлении пассажирских перевозок в международном железнодорожном сообщении.
Перечень железнодорожных администраций, участвующих в настоящем Соглашении приведен в Приложении N 1.
--------------------------------
<1> Для участников Совета по железнодорожному транспорту, где разделены функции государственного регулирования, под словами железные дороги понимается перевозчик, осуществляющий международные перевозки и финансовые расчеты за них

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет:
- экономическую ответственность железных дорог за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа;
- порядок оформления случаев провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа;
- порядок определения размера экономической ответственности и проведения взаиморасчетов между железнодорожными администрациями по суммам возмещения за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа.
1.2. Экономическая ответственность железных дорог при осуществлении пассажирских перевозок установлена за следующие виды нарушений:
1) за провоз безбилетных пассажиров;
2) за провоз излишней ручной клади;
3) за провоз неоформленного багажа;
4) за провоз неоформленного грузобагажа.

2. Термины и определения

2.1. Для целей настоящего Соглашения используемые термины и определения имеют следующие значения:
2.1.1. Экономическая ответственность - обязательство сторон Соглашения по возмещению суммы ущерба за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа.
Размер экономической ответственности - сумма ущерба, выплачиваемая железной дорогой, в поездах (вагонах) формирования которой допущен провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа.
2.1.2. Безбилетный пассажир - это физическое лицо, находящееся в поезде:
1) без проездных документов, дающих право проезда в данном поезде (вагоне);
2) по недействительному проездному документу;
3) по проездному документу, оформленному с нарушением требований Соглашения между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС (далее ОП СМПС) и Соглашения о межгосударственном пассажирском тарифе (далее МГПТ);
4) по проездному документу, оформленному начальником поезда с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ;
5) по льготному или бесплатному проездному документу без документов, подтверждающих право на льготный или бесплатный проезд;
6) в составе поездной бригады поезда или обслуживающего персонала вагона-ресторана, багажного вагона и не указанное в соответствующем документе, дающем право осуществлять деятельность в составе указанной поездной бригады или обслуживающего персонала вагона-ресторана, багажного вагона.
2.1.3. Недействительным проездным документом считается проездной документ, оформленный с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ, а также имеющий признаки подделки.
2.1.4. Излишняя ручная кладь - это:
1) легкопереносимые предметы пассажира сверх установленной нормы для бесплатного провоза (36 кг на один проездной документ полный или детский):
- разрешенные ОП СМПС к перевозке в пассажирском вагоне при оформлении перевозочных (проездных) документов и перевозимые в пассажирском вагоне без соответствующих перевозочных (проездных) документов или с перевозочными (проездными) документами, оформленными с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ;
2) животные, птицы, принадлежащие пассажиру:
- разрешенные ОП СМПС к перевозке в пассажирском вагоне при оформлении перевозочных (проездных) документов и перевозимые в пассажирском вагоне без соответствующих перевозочных (проездных) документов или с перевозочными (проездными) документами, оформленными с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ;
- запрещенные к перевозке в пассажирском вагоне в соответствии с ОП СМПС и перевозимые в пассажирском вагоне.
К излишней ручной клади не относятся предметы, разрешенные ОП СМПС к перевозке сверх установленной нормы для бесплатного провоза.
2.1.5. Неоформленный багаж - это находящийся в багажном вагоне:
1) багаж без перевозочных документов или с перевозочными документами, оформленными с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ;
2) предметы, запрещенные ОП СМПС к перевозке в виде багажа.
2.1.6. Неоформленный грузобагаж - это:
1) грузобагаж, находящийся в багажном вагоне без перевозочных документов или с перевозочными документами, оформленными с нарушением требований ОП СМПС и МГПТ;
2) предметы, провозимые обслуживающим персоналом вагона-ресторана без надлежащих документов, разрешающих перевозку этих предметов в данном поезде;
3) предметы, запрещенные ОП СМПС к перевозке в виде грузобагажа, находящиеся в багажном вагоне.
2.1.7. Место излишней ручной клади, неоформленного багажа, неоформленного грузобагажа - это чемодан, сундук, ящик, коробка, корзина, мешок, узел, тюк или другой обособленный неделимый предмет, а также одно животное, птица или одна клетка, ящик и т.п. с животными, птицами.
2.1.8. Железная дорога, ответственная за нарушение - железная дорога, в поездах (вагонах) формирования которой члены поездной бригады, обслуживающий персонал вагона-ресторана, багажного вагона допустили провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа.
2.2. В случае если вышеприведенные термины в других нормативных документах используются в значении, отличном от указанного выше, то приоритетным для целей толкования и применения настоящего Соглашения является то значение, которое приведено выше.

3. Контроль международных пассажирских поездов и прицепных вагонов

3.1. Проверка международных пассажирских поездов в международном сообщении производится в соответствии с Правилами контроля международных пассажирских поездов и прицепных вагонов в сообщении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой (далее - Правила контроля), утвержденными на двадцать четвертом заседании Совета по железнодорожному транспорту от 28 мая 1999 года.
3.2. В целях выявления безбилетных пассажиров контролирующие лица проверяют:
1) наличие у физических лиц, находящихся в поезде, надлежащих проездных документов;
2) наличие документов, подтверждающих право пользования бесплатными или льготными проездными документами;
3) правильность оформления проездных документов начальником поезда;
4) соответствие документов членов поездной бригады и обслуживающего персонала вагона-ресторана, багажного вагона данным, указанным в документе, дающем право осуществлять деятельность в составе указанной поездной бригады или обслуживающего персонала вагона-ресторана, багажного вагона.
3.3. В целях выявления излишней ручной клади контролирующие лица проверяют:
1) правомерность перевозки предметов в пассажирском вагоне;
2) соответствие веса провозимой ручной клади установленной норме для бесплатного провоза;
3) наличие и правильность оформления перевозочных (проездных) документов на ручную кладь (в том числе животных и птиц), для перевозки которой ОП СМПС предусмотрен порядок оформления перевозочных (проездных) документов.
3.4. В целях выявления неоформленного багажа и (или) грузобагажа контролирующие лица проверяют:
1) наличие перевозочных документов на багаж и грузобагаж;
2) правильность оформления перевозочных документов и определения тарифов;
3) соблюдение требований ОП СМПС о запрете к перевозке некоторых предметов или материалов в багажном вагоне;
4) соответствие перевозимых в вагоне-ресторане грузов данным, указанным в соответствующих документах.
3.5. По результатам проверки вагонов поезда или прицепного вагона контролирующие лица делают запись в рейсовом журнале поезда или прицепного вагона.
3.6. Каждый рейсовый журнал должен иметь порядковый номер, страницы должны быть пронумерованы, сшиты, скреплены и заверены печатью структурного подразделения, выдавшего рейсовый журнал начальнику поезда (проводнику прицепного вагона).
3.7. В случае непредоставления рейсового журнала или его несоответствия установленным требованиям контролирующие лица оформляют акт в произвольной форме с указанием нарушений в порядке ведения рейсового журнала. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в подразделение пассажирских перевозок ответственной железнодорожной администрации, второй остается в ведении железной дороги, выявившей нарушение.

4. Оформление случаев провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа

4.1. При выявлении нарушения, за которое настоящим Соглашением определена экономическая ответственность, контролирующие лица составляют акт.
4.2. Акт составляется на бланке, форма которого установлена в Приложении N 2 к Правилам контроля (форма ЛУ-4).
4.3. Акт, содержащий данные, необходимые для определения экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа, является основанием для выставления сумм экономической ответственности. К данным, необходимым для определения экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа, относятся:
1) дата проведенной проверки;
2) наименование железнодорожной администрации, на территории которой было выявлено нарушение;
3) номер поезда, название сообщения и наименование железной дороги формирования поезда (приписки прицепного вагона);
4) номер и тип вагона, в котором выявлено нарушение, или номера вагонов, между которыми выявлено нарушение;
5) участок дороги, на котором выявлено нарушение;
6) наименование нарушения;
7) количество безбилетных пассажиров или мест излишней ручной клади, неоформленного багажа, грузобагажа.
Отсутствие в акте подписи начальника поезда (проводника прицепного вагона) и (или) ответственного за нарушение лица (проводника, приемосдатчика, директора вагона-ресторана) не является основанием для отказа в акцепте акта.
В случае отказа от подписи акта со стороны поездной бригады соответствующая запись вносится в акт и дополнительно подписывается проверяющими.
4.4. Акт составляется в трех экземплярах. Два экземпляра акта (первый и третий лист) контролирующие лица передают в железную дорогу, на территории которой выявлено нарушение.
Один экземпляр (второй лист) контролирующие лица передают начальнику поезда (проводнику прицепного вагона). После окончания рейса начальник поезда передает его в железную дорогу формирования поезда (приписки прицепного вагона) для рассмотрения и принятия необходимых мер.
Железная дорога, на территории которой выявлено нарушение, после поступления актов направляет один экземпляр акта (третий лист) в подразделение пассажирских перевозок ответственной за нарушение железнодорожной администрации.
Первый экземпляр акта остается на железной дороге, выявившей нарушение.

5. Размеры экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа

5.1. За провоз каждого безбилетного пассажира железнодорожная администрация формирования поезда (вагона) несет ответственность перед железнодорожной администрацией железной дороги следования поезда (вагона), контролирующими лицами которой обнаружен факт нарушения. Размер ответственности составляет 200 швейцарских франков за провоз одного безбилетного пассажира.

5.2. За провоз одного места излишней ручной клади ответственная за нарушение железнодорожная администрация несет экономическую ответственность перед железнодорожной администрацией, установившей факт нарушения, в размере 10 швейцарских франков. За каждый случай неоформленного багажа или грузобагажа - в размере 50 швейцарских франков.

5.3. Не считается безбилетным пассажир, если к моменту проверки (ревизии) поезда проезд оформлен начальником поезда на выделенную ему норму мест в соответствии с применяемыми тарифами, согласно ОП СМПС, СИ к ОП СМПС и альбому бланков проездных и перевозочных документов.
В случае выявления пассажиров, проезд которых оформлен начальником поезда (проводником прицепного вагона) с нарушением действующих правил, составляется акт на начальника поезда (проводника прицепного вагона).
За провоз каждого такого пассажира железнодорожная администрация формирования пассажирского поезда (вагона) уплачивает железнодорожной администрации железной дороги, оформляющей документально факт нарушения, сумму в размере, предусмотренном в п. 5.1.
5.4. Административная и материальная ответственность поездных бригад за провоз безбилетных пассажиров и ревизорского аппарата за невыявление провоза безбилетных пассажиров определяется внутренними правилами, действующими в железнодорожных администрациях формирования поезда.

6. Порядок взаиморасчетов

6.1. Железная дорога, на территории которой были выявлены нарушения, по состоянию на последнее число каждого месяца составляет по железным дорогам, допустившим вышеуказанные нарушения, перечни актов, поступивших за истекший месяц от контролирующих лиц, и соответствующие счета.
Форма перечня актов установлена в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.
Счет составляется на итоговую сумму экономической ответственности, указанную в перечне актов.
Оригиналы перечня и счета с копиями актов и объяснениями к ним направляются в железнодорожную администрацию железной дороги, выявившей нарушение.
6.2. Железнодорожная администрация железной дороги, выявившей нарушение, направляет пакет документов (копии перечня, счета, актов и объяснений к ним) ответственной за нарушения железнодорожной администрации по факсу или по электронной почте с одновременной высылкой оригинала перечня, счета и копию акта по почте.
В случае отсутствия технических возможностей для передачи пакета документов по факсу или электронной почте, копии актов и объяснений вместе с оригиналом перечня и счета передаются в ответственную за нарушение железнодорожную администрацию по почте.
6.3. Железнодорожная администрация, получившая указанный в п. 6.2 пакет документов по факсу или электронной почте, а при отсутствии этих видов связи - по почте, обязана в двухмесячный срок с даты, указанной на сопроводительном письме, рассмотреть представленные материалы и направить железнодорожной администрации, направившей документы, акцепт или обоснованный отказ от акцепта сумм экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и грузобагажа
Если железнодорожная администрация в течение установленного срока не представит обоснованный отказ от акцепта сумм экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа, то эти суммы считаются акцептованными.
6.4. Акцептованные суммы экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа включаются в сальдовую ведомость или бухгалтерскую выписку и расчеты по ним производятся в соответствии с Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - ПКР) или двусторонними договорами о взаимных расчетах.
6.5. В случае несогласия с отказом в акцепте железнодорожная администрация, выявившая нарушение, повторно направляет для рассмотрения пакет документов, указанный в п. 6.2 настоящего Соглашения, с подтверждающими материалами по факсу или электронной почте с одновременной высылкой оригинала перечня и счета по почте. Железнодорожная администрация, получившая указанный комплект документов, обязана в двухмесячный срок с момента получения рассмотреть и направить железнодорожной администрации, направившей документы, акцепт или повторно обоснованный отказ от акцепта. Если железнодорожная администрация в течение установленного срока не предоставит повторно обоснованный отказ от акцепта сумм экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа, то эти суммы считаются акцептованными.
6.6. Споры между железнодорожными администрациями по вопросам осуществления расчетов, предусмотренных настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном ПКР, договорами, заключенными между администрациями железных дорог.

7. Заключительные положения

7.1. Присоединение к настоящему Соглашению, а также выход из настоящего Соглашения осуществляется путем передачи уведомления всем участникам Соглашения и депозитарию. Для присоединившейся железнодорожной администрации Соглашение вступает в силу в первый день третьего месяца после получения уведомления Дирекцией Совета. В такой же срок выход железнодорожной администрации считается осуществленным.
В случае если споры, вытекающие из настоящего Соглашения, не урегулированы путем переговоров и в претензионном порядке, то они передаются заинтересованной железной дорогой на рассмотрение и разрешение компетентным судебным органам страны по местонахождению ответчика.
7.2. В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по согласованию железнодорожных администраций, с последующим утверждением на заседании Совета.
7.3. Предложения по изменению и дополнению Соглашения направляются в Дирекцию Совета и одновременно железнодорожным администрациям. Обобщенные предложения Дирекция Совета направляет железнодорожным администрациям не позднее, чем за 30 суток до созыва соответствующего совещания.
7.4. Изменения и дополнения, внесенные в Соглашение, вступают в силу с даты, установленной в Протоколе заседания Совета.

8. Присоединение, выход и прекращение действия Соглашения

8.1. Соглашение открыто для присоединения других железнодорожных администраций, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения. Заявление о присоединении представляется в Дирекцию Совета.
8.2. Каждая из железнодорожных администраций имеет право выйти из настоящего Соглашения, извещение об этом представляется в Дирекцию Совета и железнодорожным администрациям не позднее, чем за 6 календарных месяцев до предполагаемой даты выхода.
8.3. Присоединение к настоящему Соглашению, выход из настоящего Соглашения осуществляются на основании решения Совета.

9. Прочие условия

К настоящему Соглашению прилагаются:
9.1. Приложение N 1 - ПЕРЕЧЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В СОГЛАШЕНИИ;
9.2. Приложение N 2 - ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ.
Приложения к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью.

Настоящее Соглашение вступает в силу с 01 июля 2012 года.
Подписанный экземпляр хранится в Дирекции Совета по железнодорожному транспорту.

 

Настоящее Соглашение подписано 18 мая 2012 года в г. Москве.

От железнодорожных администраций:

 

Республики Беларусь          А.А. Сивак,
начальник Белорусской железной дороги

Республики Казахстан         Е.А. Кизатов,
вице-президент АО "Национальная
компания "Казахстанские железные
дороги"

Киргизской Республики        А.Д. Малабаев,
генеральный директор ГП "Национальная
компания "Киргизская железная дорога"

Российской Федерации         В.И. Якунин,
президент ОАО "Российские железные
дороги"

 

Республики  Узбекистан       А.Ж. Раматов,
председатель правления
государственно-акционерной
железнодорожной  компании
"Узбекские железные дороги"

Украины                      В.В. Козак,
генеральный директор Государственной
администрации железнодорожного
транспорта Украины

 

Приложение N 1
к Соглашению об экономической ответственности за
провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади,
неоформленного багажа и (или) грузобагажа в поездах,
следующих в международном железнодорожном сообщении

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В СОГЛАШЕНИИ

 

Белорусская железная дорога

АО "Национальная компания "Казахстанские железные дороги"

ГП "Национальная компания "Киргизская железная дорога"

ОАО "Российские железные дороги"

Государственно-акционерная железнодорожная компания "Узбекские железные дороги"

Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины

 

Приложение N 2
к Соглашению об экономической ответственности за провоз
безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного
багажа и (или) грузобагажа в поездах, следующих в
международном железнодорожном сообщении

 

 

Штамп дороги,
составившей перечень актов

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ
составленных на работников поездных бригад и обслуживающего персонала вагонов-ресторанов и багажных вагонов поезда
формирования ___________________ ж.д.,
допустивших провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа
в _________________20__г.

N п/п

N акта

   Дата  
оформления
акта  

 Маршрут 
следования
поезда 

  N  
поезда

  N  
и тип
вагона

  Фамилия и  
должность  
ответственного
за нарушение
лица    

   Вид  
нарушения

   Количество нарушений        

   Участок   
дороги    
(от станции 
до станции), 
за который  
осуществляется
расчет   

   Размер     
экономической 
ответственности
(шв.франки)  

Безбилетных
пассажиров
(чел.)  

Излишней
ручной
клади 
(мест)

 Неоформ- 
ленного  
багажа,  
грузобагажа
(мест) 

   1

   2 

       3 

      4  

   5 

   6 

    7        

  8     

   9      

  10   

    11    

     12      

     13       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность и ФИО лица, составившего перечень
Дата составления
Телефон