ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
27 ноября 2012 г. N 2401р

СОГЛАСОВАНО
с Первичной профсоюзной
организацией ОАО "РЖД",
постановление "Роспрофжел"
от 30 июля 2012 г. N 12/9

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ВАГОНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОЛЕБЕДКИ

ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-007-2012

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00), утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 3, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98, Типовой инструкции по охране труда для машинистов лебедок электрических ТИ РО-027-2003, утвержденной постановлением Госстроя России от 8 января 2003 г. N 2, других нормативных актов по охране труда, эксплуатационной и технологической документации, и устанавливает основные требования охраны труда при передвижении вагонов с использованием стационарно установленной электрической лебедки.
На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО "РЖД" с учетом местных условий и специфики выполняемых работ разрабатывают инструкцию по охране труда при перемещении вагонов с использованием электрической лебедки.
1.2. К работам по перемещению вагонов с использованием электрической лебедки допускаются работники основных профессий не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение по охране труда, стажировку продолжительностью от 2 до 14 смен, проверку знаний требований охраны труда.
Работник должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением II группы. Во время работы удостоверение по электробезопасности работник должен иметь при себе.
1.3. Допуск персонала к работам по передвижению вагонов с использованием электрической лебедки (далее - электролебедки) оформляется приказом (распоряжением) по структурному подразделению.
1.4. При работе с электролебедкой на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
движущиеся машины и механизмы (железнодорожный подвижной состав и автотранспорт);
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
1.5. Работник, допущенный к работе с электролебедкой (далее - работник), должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты по нормам основной профессии в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н.
1.6. Работник при работе с электролебедкой должен соблюдать требования электробезопасности. Работнику запрещается:
самостоятельно обслуживать и ремонтировать электрооборудование электролебедки;
снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей электролебедки;
работать и находиться вблизи токоведущих частей оборудования без защитных ограждений;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, арматуре общего освещения и другим токоведущим частям, открывать дверцы электрошкафов.
1.7. При работе с электролебедкой работник должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
курить в отведенных для этой цели местах, определенных приказом по структурному подразделению, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
не подходить с открытым огнем к электролебедке во избежание возгорания масла в редукторах.
1.8. Работник должен соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях:
к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях;
переходить пути под прямым углом, предварительно убедившись, что нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь исправными переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и настила площадки, отсутствии на них льда и снега;
при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути;
следить за показаниями светофоров, выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
Запрещается:
переходить или перебегать пути перед движущимся на опасном расстоянии подвижным составом или вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему пути не движется встречный поезд;
пролезать под вагонами, залезать на автосцепки или подлезать под ними;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. При невозможности избежания такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки;
переходить пути в пределах стрелочных переводов;
подниматься на подвижной состав, находящийся под не отключенным контактным проводом;
садиться на подножки вагонов;
наступать и садиться на рельсы, наступать на концы железобетонных шпал;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место" при прохождении подвижного состава;
Запрещается пользоваться аудиоплеером и мобильным телефоном во время работ по передвижению вагонов с помощью электролебедки.
1.9. В случае получения травмы или заболевания работник должен прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться в медпункт.
В случае получения травмы другим работником необходимо прекратить работу, принять меры по освобождению пострадавшего от травмирующего фактора, оказанию ему первой помощи и немедленно известить о несчастном случае своего руководителя.
1.10. Работнику запрещается:
выполнять работы, на которые у него нет разрешения руководителя работ;
эксплуатировать неисправную электролебедку;
допускать к управлению электролебедкой посторонних лиц;
использовать неисправные средства индивидуальной защиты;
находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
вносить конструктивные изменения в кинематическую схему работы электролебедки, не предусмотренные инструкцией завода - изготовителя;
нарушать требования технологического процесса при передвижении вагонов с помощью электролебедки.
1.11. За нарушение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы:
надеть полагающуюся специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для проведения работ.
получить от руководителя работ задание на выполнение работы;
проверить наличие и исправность переносной радиостанции (при наличии);
проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности и убрать ненужные предметы; в зимнее время - очистить от снега и льда, при гололеде - посыпать песком;
проверить наличие и исправность осветительных приборов в зоне действия электролебедки, при недостаточном освещении сообщить руководителю работ;
убедиться в исправности механизмов электролебедки, (редукторов, барабанов, блока, канатов) и наличии смазки, проверить надежность крепления болтовых соединений;
убедиться в наличии и исправности ограждений движущихся и вращающихся частей механизмов и канатов;
проверить надежность крепления канатов к барабанам электролебедки, правильность намотки канатов на барабанах;
проверить исправность специального кронштейна на кузове вагона, предназначенного для закрепления каната электролебедки;
кратким включением проверить исправность пускового устройства, питающих электрических кабелей и защитного заземления корпуса электролебедки, действие тормозного устройства и электропривода;
осмотреть крюк, убедиться в надежности его крепления к тяговому канату, наличии и исправности предохранительного замка на нем.
Если канат на конце имеет петлю для закрепления на автосцепке - необходимо убедиться в том, что петля выполнена с применением коуша с заплеткой конца каната и установкой не менее трех зажимов.
2.2. Осмотр электролебедки проводить при отключенном рубильнике. Перед осмотром на рубильник вывесить плакат: "Не включать! Работают люди".
2.3. При недостаточном освещении осмотр электролебедки производить с использованием переносной лампы напряжением не выше 12В.
2.4. При осмотре электролебедки убедиться в том, что наружная электропроводка к электролебедке проложена в коробах, гибких металлических рукавах или на лотках.
2.5. Перед пуском в работу опробовать электролебедку вхолостую и проверить действие ее механизмов и электрооборудования, исправность конечных выключателей, обеспечивающих при достижении крайних положений автоматическую остановку вагонов.
2.6. Запрещается приступать к работе с электролебедкой при следующих нарушениях требований безопасности:
наличие неисправностей, указанных в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации электролебедки, при которых не допускается ее эксплуатация;
непроведение технического осмотра и обслуживания электролебедки ответственными работниками;
загроможденность или недостаточная освещенность рабочих мест или проходов к нему;
отсутствие или повреждение защитного заземления корпуса электролебедки;
внесение в конструкцию электролебедки изменений, не предусмотренных заводом-изготовителем;
наличие дефектов в металлоконструкции, деталях и механизмах электролебедки, неудовлетворительное состояние сварных и болтовых соединений;
повреждение коушей или зажимов свободных концов канатов барабанов; отсутствие необходимого количества зажимов или ослабление крепления гаек на них;
повреждение или ослабление крепления канатов к барабанам;
превышение количества обрывов проволок или поверхностного износа канатов установленной нормы, наличие на канате обрыва пряди или местного повреждения;
изгиб или превышение износа крюка в зеве 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, неисправность предохранительного замка, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка к канату;
повреждение барабанов и оборотных блоков.
2.7. При обнаружении неисправностей электролебедки, препятствующих ее безопасной работе, работник должен сообщить об этом ответственному руководителю работ на участке, лицу, ответственному за содержание электролебедки в исправном состоянии и до устранения выявленных нарушений к работе не приступать.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При работе с электролебедкой работник должен руководствоваться требованиями инструкции завода - изготовителя по эксплуатации электролебедки, инструкции по охране труда по основной профессии, соблюдать требования утвержденного технологического процесса, согласованной и утвержденной в установленном порядке местной инструкции по маневровой работе, настоящей Инструкции.
3.2. Передвижение вагонов и их расстановка по ремонтным позициям осуществляется по указанию и под наблюдением руководителя работ (мастера или другого руководителя производственного участка), назначенного распоряжением руководителя структурного подразделения ответственным за безопасное производство данных работ (далее - руководителя работ).
3.3. Перед началом передвижения вагона (группы вагонов) руководитель работ должен обеспечить:
прекращение любых работ на ремонтных позициях, на которых будет осуществляться передвижение вагонов;
удаление механизмов, оборудования, отдельных деталей и запасных частей за пределы габарита подвижного состава;
удаление всех работников на безопасное расстояние от места производства работ. Не допускается нахождение людей в смотровых канавах пути, на железнодорожных путях, на подножках, площадках, лестницах и в вагонах во время их передвижения;
надежное закрепление деталей и частей на вагонах, предназначенных для передвижения. Не допускается передвижение вагонов с незакрепленными деталями и частями.
В случае передвижения вагонов в (из) депо или ОТО необходимо убедиться, что ворота полностью открыты и закреплены.
Остающиеся на месте вагоны до начала передвижения отцепляются и закрепляются тормозными башмаками. Расцепка стоящих вагонов производится сбоку от вагона без захода в межвагонное пространство с помощью расцепного рычага привода автосцепки.
3.4. Количество вагонов, предназначенных для одновременного их передвижения, должно соответствовать техническим характеристикам электролебедки и требованиям технологического процесса на выполнение данных видов работ на производственном участке;
при передвижении группы вагонов - вагоны должны быть сцеплены;
перемещение вагонов допускается со скоростью не более 3 км/час.
3.5. При постановке вагонов на ремонтные позиции необходимо соблюдать следующие требования:
расстояние от оси автосцепки до верхней ступени смотровой канавы (стойла) по горизонтали должно составлять не менее 1,2 м;
расстояние между двумя грузовыми вагонами, установленными на одном железнодорожном пути - не менее 2 м.
При невозможности обеспечить указанные расстояния (до реконструкции цеха) допускается устанавливать меньшие расстояния, которые должны быть отражены в технологическом процессе.
Расстановка вагонов в цехе должна обеспечивать безопасную выкатку (подкатку) тележек.
3.6. Передвижение и расстановка вагонов на ремонтные позиции с помощью электролебедки должна осуществляться бригадой из трех работников.
Первый работник управляет лебедкой и осуществляет руководство передвижением вагонов.
Второй работник производит закрепление (открепление) тягового каната с помощью крюка или петли на вагоне, во время передвижения вагона следит за надежностью закрепления каната на вагоне.
Третий работник осуществляет закрепление вагонов тормозными башмаками, контролирует передвижение и расстановку вагонов на ремонтных позициях относительно домкратных установок или другого оборудования.
3.7. При выполнении работ по передвижению вагонов работники должны:
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов;
поддерживать связь с руководителем работ (с помощью радиосвязи или видимых сигналов) и выполнять его указания;
заблаговременно отходить на безопасное расстояние до начала передвижения вагона (группы вагонов).
3.8. Руководитель работ перед началом передвижения вагонов должен ознакомить бригаду с планом и порядком выполнения предстоящих работ, распределить обязанности между работниками и произвести их расстановку по рабочим позициям.
3.9. После проверки готовности работников и места производства работ к передвижению вагонов (в соответствии с п. 3.3. настоящей Инструкции) руководитель маневров дает второму работнику указание приступить к разматыванию и закреплению каната на вагоне.
Способ закрепления тягового каната на вагоне устанавливается в технологическом процессе в зависимости от исполнения каната (наличия крюка или петли). Если имеется крюк, канат на вагоне закрепляется крюком за специальный кронштейн на кузове вагона. Канат электролебедки, снабженный на конце петлей, закрепляется на автосцепке вагона.
После закрепления каната на вагоне второй работник должен отойти на безопасное расстояние и сообщить (по радиосвязи или видимым сигналом) руководителю маневров о закреплении вагона.
3.10. Третий работник до начала передвижения вагонов устанавливает тормозной башмак на необходимой ремонтной позиции, убирает тормозные башмаки из-под колес подлежащего передвижению вагона, отходит на безопасное расстояние и передает первому работнику разрешение (по радиосвязи или видимым сигналом) на передвижение вагонов.
3.11. Первый работник после получения разрешения на передвижение вагонов, убедившись в том, что все работники отошли на безопасное расстояние, подает звуковой сигнал о начале движения, включает пульт управления электролебедки, остается у пульта и наблюдает за движением вагонов. В случае возникновения внештатной ситуации или получения сигнала "Стоп", независимо от того, кем он подан, работник, находящийся у пульта управления, должен немедленно остановить передвижение.
Передвижение и расстановку вагонов по ремонтным позициям производить плавно, без рывков. Запрещается передвигать вагоны толчками.
3.12. При управлении электролебедкой первый работник следит за правильностью укладки канатов на барабанах; в случае схода канатов с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений, немедленно приостанавливает работу электролебедки.
Нельзя допускать полного сматывания канатов с барабанов электролебедки. Остаток каната на барабане всегда должен оставаться навитым, не менее двух витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
3.13. При постановке вагона на заданную ремонтную позицию и наката колесной пары на тормозной башмак третий работник подает сигнал первому работнику на остановку электролебедки и, после полной остановки вагонов по окончании передвижения закрепляет вагон тормозным башмаком с противоположной стороны.
3.14. Закрепление вагонов тормозными башмаками производится в соответствии с установленными расчетом нормами закрепления подвижного состава.
Работник должен производить установку тормозных башмаков в рукавицах, при этом тормозной башмак следует брать только за ручку.
При закреплении вагонов на путях запрещается:
подкладывать под колесные пары для закрепления вагонов посторонние предметы вместо тормозных башмаков;
устанавливать тормозные башмаки непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;
устанавливать тормозной башмак рукой под передвигаемые вагоны;
использовать неисправные тормозные башмаки;
с лопнувшей головкой; с покоробленной и изогнутой подошвой;
с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы; -
с ослабленным креплением головки с подошвой;
с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;
с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.
3.15. Первый работник после получения сигнала о закреплении вагонов включает на пульте управления обратное вращение барабана для ослабления натяжения каната и дает указание второму работнику открепить канат от вагона. После открепления тягового каната от вагона включает электролебедку для намотки каната на ее барабан.
3.16. После постановки вагонов на ремонтные позиции место производства работ ограждают, а ремонтируемые вагоны дополнительно ограждают спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 метров от крайнего вагона или против предельного столбика, если расстояние до него составляет менее 25 метров.
3.17. Снятие сигналов ограждения производится только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от ремонтируемого вагона или группы вагонов на безопасное расстояние.
3.18. При работе с электролебедкой запрещается:
отвлекаться от работы и отвлекать других работников;
оставлять без присмотра включенную электролебедку;
ремонтировать, смазывать или регулировать механизмы электролебедки во время ее работы;
снимать защитные ограждения с движущихся, вращающихся и токоведущих частей электролебедки;
тормозить барабан электролебедки с помощью приспособлений, не предусмотренных конструкцией электролебедки;
исправлять руками наматывание каната на вращающемся барабане;
перемещать вагон при отсутствии его прямой видимости. В случае отсутствия прямой видимости вагона руководитель работ должен назначить сигнальщика;
закреплять канат электролебедки за расцепные рычаги, подножки, буксы и другие части вагонов;
пользоваться канатом, имеющим повреждения, узлы и обрывы прядей;
передвигать вагоны при отсутствии исправных тормозных башмаков;
передвигать вагоны за пределы установленного технологическим процессом фронта ремонтных работ;
оставлять канат электролебедки в закрепленном на вагоне состоянии после окончания передвижения вагона;
производить передвижение вагонов с помощью электролебедки в одно лицо;
расцеплять вагоны во время движения.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения неисправностей во время работы работник обязан прекратить работу электролебедки и сообщить об этом ответственному руководителю работ на участке, лицу, ответственному за содержание электролебедки в исправном состоянии, и до устранения выявленных нарушений к работе не приступать.
4.2. Во время работы могут произойти следующие аварийные ситуации:
обрыв или повреждение тягового каната;
неправильное наматывание тягового каната на барабан электролебедки;
сход тягового каната с направляющего блока;
попадание под напряжение металлоконструкций электролебедки;
возгорание, пожар.
4.3. Действия при возникновении аварийной ситуации
4.3.1. В случае схода тягового каната с направляющего блока, обрыва или повреждения тягового каната, а также неправильного наматывания тягового каната на барабан электролебедки, работник обязан:
немедленно прекратить работу, выключить электролебедку на пусковом устройстве, отключить рубильник электропитания;
поставить в известность о случившемся руководителя производственного участка, лицо, ответственное за содержание электролебедки в исправном состоянии.
4.3.2. Если во время работы металлоконструкции электролебедки оказались под напряжением, работник обязан:
немедленно предупредить работников об опасности;
выключить рубильник электропитания, вывесить на нем табличку "Не включать! Работают люди", сообщить о случившемся руководителю.
4.3.3. При возгорании и пожаре работник обязан:
отключить электролебедку на пусковом устройстве и отключить рубильник электропитания;
поставить в известность руководителя работ, вызвать пожарную охрану, сообщив точное место возникновения пожара;
оповестить окружающих и вывести людей из опасной зоны;
приступить к ликвидации пожара, используя имеющиеся средства пожаротушения.
4.4. Возобновление работы электролебедки допускается только после разрешения лица, ответственного за содержание ее в исправном состоянии.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы с электролебедкой работник должен:
привести электролебедку в нерабочее положение (открепить крюк или петлю каната от вагона), канат смотать на барабан, отключить электролебедку от электропитания на пусковом устройстве, выключить рубильник;
очистить рабочее место от мусора;
внести записи в журнал приема-сдачи смен о неисправностях электролебедки, возникших в процессе работы;
сообщить руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электролебедки в исправном состоянии, обо всех неполадках, возникших во время работы.