ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

Утверждаю
Заместитель министра транспорта
Российской Федерации
А.С.Цыденов
16 октября 2012 г.

Утверждаю
Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А. Гапанович
9 октября 2012 г.

Согласовано
И.о. руководителя Федерального
Агентства железнодорожного
транспорта
В.Ю. Чепец
9 октября 2012 г.

Согласовано
Генеральный директор
ФГП ВО ЖДТ России
В.Н.Ветров
8 октября 2012 г.

СТРАТЕГИЯ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стратегия ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Стратегия) разработана во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 3 апреля 2012 г. N ИШ-П4-1860 и на основании выводов и предложений государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году в адрес Минтранса России, Росжелдора и ОАО "РЖД".
Стратегия по целям и задачам увязана со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г, Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г, а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основами государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г.
Стратегия ориентирована на разработку комплекса приоритетных мер, осуществляемых во взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и организаций железнодорожного транспорта в рамках правовых норм законодательства Российской Федерации.

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Стратегии приоритетным задачам развития железнодорожного транспорта Российской Федерации

Приоритетными направлениями развития Российской Федерации до 2020 г. определены форсированное развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности.
В области железнодорожного транспорта формируются условия для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления. экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения лидерских позиций России в мире.
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации включает два этапа. Первый этап (до 2015 г.) - это этап модернизации железнодорожного транспорта, в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий. В этот период планируется построить свыше 6,4 тысячи километров новых линий, в том числе линии для высокоскоростного пассажирского движения. На втором этапе, начиная с 2016 г., предполагается динамичное расширение сети железных дорог - до 2030 г. В этот период должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км.
Целями государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации является минимизация рисков чрезвычайных ситуаций, обеспечение гарантированного уровня безопасности людей, повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого развития железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Ежегодно на железнодорожном транспорте происходит более 200 пожаров, более половины из которых - в подвижном составе. За период с 2006 г. по настоящее время на объектах и подвижном составе зарегистрировано 1 343 пожара, на которых погибли 40 человек. На объектах и железнодорожном подвижном составе, находящихся в ведении ОАО "РЖД", произошло 1 200 пожаров. На сегодня созданы крупные дочерние компании ОАО "РЖД", коренным образом изменена система организации пригородных пассажирских перевозок, в связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте на рынке оказания услуг с каждым годом увеличивается количество более мелких предприятий, организаций и собственников вагонов. Вызывает беспокойство, что доля пожаров на подведомственных им объектах и в подвижном составе существенно возросла.
Пожары на объектах железнодорожного транспорта являются мощным дестабилизирующим фактором не только в отрасли, но и в целом экономики страны. В этой связи основными стратегическими целями деятельности ведомственной пожарной охраны на период до 2016 г. является:
минимизация рисков возникновения пожаров и их последствий;
качественное улучшение профилактики пожаров с учетом модернизации технологических процессов в отрасли, внедрения в практику работы высокотехнологичного оборудования, а также введения в эксплуатацию нового подвижного состава;
обеспечение надежной противопожарной защиты инфраструктуры железнодорожного транспорта и пожарной безопасности перевозочного процесса за счет повышения боеготовности пожарных поездов и показателей их оперативного реагирования, развития материально-технической базы и системы подготовки персонала, а также совершенствования технологий тушения пожаров.

II. Показатели достижения целей Стратегии

Для достижения целей Стратегии устанавливаются показатели, определяющие направления работы на период до 2016 г. - сохранение и профессиональное развитие кадрового потенциала; повышение эффективности, качества и надежности ведомственного пожарного надзора; повышение уровня технической оснащенности и развитие инфраструктуры ведомственной пожарной охраны; сокращение времени оперативного реагирования на пожары; внедрение новых инновационных технологий пожаротушения на объектах инфраструктуры и в подвижном составе; создание единого информационного пространства по вопросам обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта.

 

III. Основные направления деятельности ВПО и приоритетные меры ее совершенствования

3.1. На железнодорожном транспорте создана и успешно функционирует система обеспечения пожарной безопасности, основной компонентой которой является ведомственная пожарная охрана (далее - ВПО), созданная на базе Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России). На железнодорожном транспорте ВПО является сегментом производственного комплекса, выполняет фондо-ресурсосберегающую функцию и реализует задачи по двум направлениям деятельности - предупреждение и тушение пожаров. По своим объемам эта работа значительно превышает объемы аналогичной работы других ведомственных пожарных охран федеральных органов исполнительной власти, организаций (предприятий), созданных в Российской Федерации.
Численность работников органов управления и подразделений ВПО составляет 9 269 единиц, из них в пожарных поездах - 8 600 единиц.
Положение о ВПО утверждено приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 7 февраля 2008 г. N 46 (зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2008 г. N 11 237). Задачи по противопожарной защите объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта реализуются на основании требований Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов, а также лицензии МЧС России N 1/15346 (приказ МЧС России от 24 сентября 2008 г. N 566).
3.2. Перечень должностных лиц, в функции которых входит проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте определен Положением о ВПО. Пожарно-профилактическое обслуживание осуществляется на более чем 78,5 тыс. стационарных объектов и 73 тыс. единицах подвижного состава. Основные объемы работы по осуществлению контрольных функций на участках железных дорог выполняют 419 инструкторов по противопожарной профилактике. Пожарная профилактика объектов по месту дислокации пожарных поездов осуществляется, как правило, их руководителями. Дополнительно, к работе по профилактике пожаров на особо важных и пожароопасных объектах, объектах с массовым пребываем людей и объектах обеспечения безопасности движения привлекаются должностные лица органов управления ВПО. Всего же в профилактической работе задействовано более 2,3 тыс. специалистов, что позволяет обеспечить проведение мероприятий по контролю противопожарного состояния объектов.
Методы профилактической работы должностных лиц ВПО, имеющих квалификацию "пожарный техник" и работников с квалификацией "инженер пожарной безопасности" обусловливают ее эффективность и качество. По экспертным оценкам показатель надежности работы пожарного техника, использующего оценочный или сравнительный метод по типовым правилам пожарной безопасности, составляет 0,16 - 0,20. Показатель надежности работы инженера пожарной безопасности по адресным, расчетно-обоснованным системам и способного оптимизировать затраты на противопожарную защиту автоматически повышается до 0,6 - 0,8, а при соответствующей дополнительной подготовке в области расчета пожарного риска - до 1.
В этой связи экономически целесообразно ввести в штат ФГП ВО ЖДТ России инженерно-технических работников взамен инструкторов противопожарной профилактики, осуществляющих контрольные функции на участках железных дорог. В итоге этого повысится многовариантность экономически обоснованных решений собственника в выборе систем противопожарной защиты объектов и, как следствие, снижение затратности на их содержание.
3.3. Обновлена нормативная база деятельности ВПО в целом и, в частности, пожарных поездов. Введено в действие новое положение "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО "РЖД", в котором учтены новации функционирования пожарных подразделений ФГП ВО ЖДТ России в условиях проведения структурной реформы на транспорте и изменения имущественных отношений в компании. Утверждены и согласованы с МЧС России основополагающие документы, регламентирующие несение пожарной службы и организацию пожаротушения на железнодорожном транспорте.
Введены в действие стандарты ОАО "РЖД": СТО РЖД 1.15.009-2009 "Система управления пожарной безопасностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги". Основные положения"; СТО РЖД 1.15.007-2009 "Система управления пожарной безопасностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги". Декларирование пожарной безопасности"; СТО РЖД 1.15.010-2009 "Система управления пожарной безопасностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги". Организация обучения".
Вместе с тем, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, введенный в действие Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3, не содержит требований к железнодорожному подвижному составу и паркам станций, не учитывает специфику многих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Технический регламент "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" вступит в действие с 26 июля 2013 г. В данном регламенте отсутствуют специальные противопожарные требования к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта. Технические регламенты "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" - вступят в силу в июле - августе 2013 г. Однако, в связи с вступлением России в ВТО, перечисленные технические регламенты в ступят в силу в 2014 году.
Также, продолжает иметь место дефицит ведомственных документов, содержащих требования пожарной безопасности к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижному составу.
Необходимо провести мониторинг действующих нормативных документов в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и принять меры по их переработке с учетом динамичного изменения порядка функционирования отрасли.
3.4. ВПО выполняет функции оперативной службы транспортного комплекса, которая является основой системы реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации в отрасли. На сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной готовности 307 пожарных поездов. За каждым пожарным поездом закреплен участок обслуживания. Границы участков обслуживания пожарных поездов определяются ОАО "РЖД" по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России. Расчетное время доставки пожарного поезда на конечный пункт, ограничивающий участок обслуживания, должно составлять от 1 часа до 2,5 часов в зависимости от класса железнодорожной линии. По результатам НИОКР, проведенной ГИПРОТРАНСТЭИ, по совместному решению ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России схема дислокации пожарных поездов в 2010 г. в основном приведена в соответствие с параметрами перевозочного процесса. В 2012 г. организованы три новых пожарных поезда на станции Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги, на станции Котельниково Приволжской железной дороги и на станции Верхнекондинская Свердловской железной дороги. Рассматриваются варианты дальнейшего развития схемы дислокации пожарных поездов.
Численность производственного штата подразделений ВПО (пожарные, водители пожарного автомобиля и машинисты насосных установок) составляет 6 943 единицы. Все подразделения ВПО - пожарные поезда - приведены к единым нормативам по численности работников.
Пожарные поезда приказами Минтранса России N 112 - 2005 г. и N 12 - 2009 г. (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2009 N 13 440) включены в состав сил и средств функциональных подсистем транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций и предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Все пожарные поезда аттестованы на право ведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по итогам аттестации более 5,5 тыс. работников подтвердили статус "Спасатель".
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и внесением изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", порядок аттестации пожарных поездов как аварийно-спасательных формирований изменился. В Министерстве транспорта Российской Федерации функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 5 нового Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 аттестационным органом, осуществляющим аттестацию аварийно-спасательных формирований на железнодорожном транспорте, является Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Работа по организации аттестации пожарных поездов в настоящее время ведется.
В целом подразделения ВПО готовы к выполнению задач по предназначению. Необходимо провести работу по усилению готовности отдельных пожарных поездов в преддверии Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, Олимпиады в Сочи в 2014 г. и на участках высокоскоростного движения между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, а также между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Совместно с ОАО "РЖД" организовать проведение учений по комплексному применению сил функциональной подсистемы РСЧС "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте".
3.5. Вопросы межведомственного взаимодействия в области предупреждения и тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта определены соответствующим Соглашением между Минтрансом России, МЧС России, Росжелдором, Ространснадзором и ФГП ВО ЖДТ России.
В развитие указанного соглашения ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в Ространснадзоре в качестве экспертной организации, привлекаемой к осуществлению государственного надзора в области чрезвычайных ситуаций, пожарной и промышленной безопасности на транспорте. Также ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в МЧС России как экспертная организация по проведению расчетов пожарных рисков, оценке состояния противопожарной защиты объектов и разработке мер по обеспечению их безопасности.
Приказом МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" пожарные поезда включены в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны и привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в соответствии с установленным в гарнизонах порядком.
За последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении 3 373 пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, в том числе в тушении 1 426 крупных лесных (торфяных) пожаров.
Функционирование пожарных поездов в составе гарнизонов пожарной охраны и реализация общегарнизонных мероприятий позволяет обеспечить взаимодействие с иными видами пожарной охраны при ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте, в населенных пунктах и на объектах экономики страны.
3.6. ФГП ВО ЖДТ России совместно с ОАО "РЖД" укреплен кадровый потенциал пожарных поездов, введена дополнительная численность в малочисленные подразделения. Вместе с тем, отмечается некомплект по всем категориям работников пожарных поездов, в том числе; начальник пожарного поезда - 6,48%, заместитель начальника пожарного поезда - 3,78%, начальник отделения (караула) - 1,00%, машинист насосных установок - 2,29%, водитель пожарного автомобиля - 0,86%, пожарный - 4,78%. В целом, по пожарным поездам некомплект составляет 3,70%. Наибольший некомплект отмечается в пожарных поездах на Дальневосточной (12,51%), Забайкальской (8,00%), Красноярской (7,63%) и Северной (5,12%) железных дорогах, который во многом обусловлен недостаточным уровнем заработной платы. Средняя заработная плата работников ВПО в 1 полугодии 2012 г. составила 14,5 тыс. рублей, что не позволяет кардинально решить проблему дефицита кадров.
В 2013 г., в связи с ростом зарплаты пожарных в системе МЧС России и муниципальной пожарной охране, проблема оттока профессиональных кадров может привести к утере профессионального ядра ВПО.
Необходимо, наряду с принятием действенных мер по комплектованию вакантных должностей, провести работу по повышению мотивации труда в ВПО.
3.7. Система профессионального обучения должностных лиц ВПО обеспечивает совершенствование подготовки руководителей и производственного персонала по должностным категориям. Практическая направленность обеспечивает реализацию целей обучения. За период с 2006 года проведено около 5 тысяч крупномасштабных пожарно-тактических учений и занятий с привлечением сил и средств ВПО, организаций железнодорожного транспорта и территориальных подразделений МЧС России. В целях совершенствования профессиональных навыков руководящего звена введена система проведения деловых игр (групповых упражнений) и командно-штабных учений. Это позволило не только провести прогноз развития пожаров на большинстве особо важных объектах инфраструктуры, но и подготовить значительное количество должностных лиц ВПО к работе по независимой оценке рисков в отрасли.
Вместе с тем, требуют совершенствования вопросы организации и проведения подготовки работников пожарных подразделений для их последующей аттестации (начальной и периодической) на получение статуса спасателя. С целью снижения затратности обучения необходимо шире использовать положительно оправдавшие себя дистанционные формы обучения, обеспечить развитие собственной учебной базы ВПО.
3.8. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов находится на балансе ОАО "РЖД". В соответствии с Уставом компании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", его производство, текущее содержание и эксплуатация отнесено к задачам Акционерного общества.
Компания активно ведет работы по обновлению подвижного состава пожарных поездов - вагонов-насосных станций (далее - ВИС) и цистерн-водохранилищ (далее - ЦВ). Концепция нового пожарного поезда разработана при непосредственном участии ФГП ВО ЖДТ России. Над созданием современного железнодорожного подвижного состава работали коллективы ОАО ВНИКТИ, Воронежского вагоно-ремонтного завода, ОАО "Рузхиммаш". К изготовлению контейнера для специализированной платформы для тушения в тоннелях было привлечено научно-промышленное объединение "СОПОТ". Действенную помощь оказали специалисты ВНИИПО МЧС России и Академии ГПС МЧС России.
Всего в течение 2011 и 2012 годов новым подвижным составом обеспечены пожарные поезда станций Лужская-Сортировочная, Выборг, Бологое, Перово, Юдино, Иваново, Котельниково, Верхнекондинская, Первая Речка, Иртышское, Хабаровск-2 и Каменск-Уральский. До конца текущего года новые ВНС и ЦВ поступят в пожарные поезда станций Смоленск, Черняховск, Круглое Поле, Нефтяная и Таловая.
В целом, до 2020 года весь парк вагонов пожарных поездов должен быть обновлен. Соответствующие программы ОАО "РЖД" по этому вопросу разработаны.
3.9. Инфраструктура пожарных поездов создана и развивается. Вместе с тем, 104 пожарных поезда не оборудованы в полном объеме стационарными бытовыми и служебными помещениями, 203 пожарных поезда не имеют помещений для обслуживания пожарной техники и вооружения, в 49 пожарных поездах нет постов газодымозащитной службы (далее - ГДЗС), в 120 пожарных поездах отсутствуют помещения для хранения запаса ГСМ, в 70 поездах отсутствуют площадки для проведения практических занятий с работниками.
Необходимо активизировать работу по приведению инфраструктуры пожарных поездов в соответствие с установленными требованиями и нормами. В том числе принять меры по оборудованию в первоочередном порядке учебных объектов (тепло и дымокамер, полос психологической подготовки пожарных, полигонов и спортивных городков), создать стационарные посты ГДЗС и базы ГДЗС.
3.10. Потребность пожарных поездов в специальных технических средствах и пожарно-техническом вооружении (оборудовании) в основном обеспечена. Вместе с тем, по отдельным видам пожарно-технического вооружения (оборудования) добиться полного удовлетворения потребности не удалось. Например, с учетом введения в практику работы нового подвижного состава и списания оборудования в 2012 - 2016 г. г. необходимо приобрести 212 стационарных пожарных установок. Ежегодная потребность в пенообразователе составляет 150 - 200 тонн, в дыхательных аппаратах - 120 - 140 ед., в пожарных напорных рукавах различных диаметров - более 90 км.
Целесообразно увеличить объемы финансирования на техническое обеспечение пожарных поездов до уровня 2006 г., обеспечить поставку пожарно-технической продукции, провести техническое дооснащение пожарных поездов современными образцами пожарной техники и пожарно-технического вооружения (оборудования). Также необходимо определить номенклатуру и создать запас пожарной техники, пожарно-технического вооружения (оборудования), аварийно-спасательного оборудования и материально-технических средств для создания резерва на случай крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, а также на особый период.
3.11. Внедрение новых технологий пожаротушения позволило значительно увеличить тактические возможности пожарных поездов. С участием ФГП ВО ЖДТ России разработана и принята на вооружение новая высоконапорная стационарная пожарная установка (мотопомпа) с подачей не менее 50 литров в секунду. Это позволило обеспечить возможность задействования всех средств пожаротушения, находящихся на вооружении пожарного поезда. ФГП ВО ЖДТ России разработало технические условия на пенообразователи общего назначения и специализированные, использование которых оказало наибольший эффект при тушении пожаров на объектах железнодорожного транспорта. Апробированы и приняты на вооружение новые ручные и лафетные пожарные стволы с регулируемыми расходами и дальностью подачи огнетушащих средств, а также установки комбинированного пожаротушения "ПУРГА" различных модификаций. Проведены мероприятия по постановке на вооружение пожарного поезда станции Адлер специальной платформы с оборудованием для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях и пожарным роботом. Этот пожарный поезд будет выполнять задачи по обеспечению противопожарной защиты объектов Сочи-2014.
Все это в совокупности позволило эффективно ликвидировать пожары, получивших значительное развитие.
В целях определения потребности подразделений ВПО в высокотехнологичной пожарно-технической продукции необходимо организовать и провести опытные пожарно-тактические учения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, критически важных для обеспечения безопасности перевозочного процесса. Кроме этого провести мониторинг эффективности использования для целей пожаротушения новых перспективных образцов пожарной техники, разработанных отечественными производителями и представленными в рамках Салона "Комплексная безопасность - 2012", 11-ой международной специализированной выставки "Пожарная безопасность XXI века" и Дня инноваций МЧС России.
3.12. Создана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система оперативного управления силами и средствами ВПО, обеспечена автоматизация процесса управления пожарной службой и планирования боевых действий на пожаре. В соответствии с принятыми решениями данная система интегрирована с автоматизированной системой управления ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность". Необходимо провести работы по интеграции автоматизированной системы предприятия с аналогичными системами, созданными в МЧС России, Минтрансе России, Ространснадзоре, Росжелдоре и др.
В целях совершенствования взаимодействия необходимо создать в системе ВПО диспетчерский аппарат, выполняющий функции в рамках ситуационных центров на сети железных дорог. Также необходимо проработать вопрос создания единого информационного пространства и обеспечения причастным доступа к информации о пожарах на объектах железнодорожного транспорта, их последствиях и особенностях их тушения; об угрозе возникновения и характере аварийных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта; об общей обстановке с пожарами и последствиями от них в Российской Федерации, прогнозе ее изменения; о состоянии пожарной обстановки на объектах железнодорожного транспорта и принимаемых мерах по ее улучшению.

IV. Приоритетные меры (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития:

4.1. Провести анализ требований нормативных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта и подготовить предложения по их совершенствованию. К данной работе целесообразно привлечь научный потенциал ОАО "РЖД" и организаций - членов НП "Пожарная безопасность на транспортном комплексе". По результатам анализа направить предложения в Минтранс России для включения их в планы законопроектной и нормотворческой деятельности министерства.
4.2. В развитие Технического регламента о безопасности железнодорожного подвижного состава (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 524) организовать разработку Сводов правил, содержащих конкретные требования пожарной безопасности к различным видам железнодорожного подвижного состава.
4.3. Принять системные меры по повышению эффективности и качества ведомственного пожарного надзора, адекватные динамично меняющимся условиям функционирования отрасли. Ввести в штаты ФГП ВО ЖДТ России должности ведущих инженеров взамен должностей старших инструкторов и инструкторов по противопожарной профилактике. Перераспределить участки обслуживания железных дорог, закрепленных за должностными лицами ВПО для пожарно-профилактического обслуживания, особое внимание уделить объектам, связанным с обеспечением безопасности перевозочного процесса.
4.4. Совместно с Ространснадзором разработать систему взаимодействия по реализации контрольных функций, выполняемых ВПО в части обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
4.5. Подготовить и представить в Ространснадзор предложения по внесению изменений в лицензионные условия для организаций, осуществляющих лицензионные виды деятельности на железнодорожном транспорте, а также в Росжелдор - по установлению требований к специализированным организациям, обеспечивающим на договорной основе выполнение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
4.6. Провести работу по повышению готовности пожарных поездов в преддверии Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, Олимпиады в Сочи в 2014 году и на участках высокоскоростного движения между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, а также между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Совместно с Росжелдором, МЧС России и ОАО "РЖД" организовать проведение учений по комплексному применению сил функциональной подсистемы РСЧС "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте".
4.7. Обеспечить техническое дооснащение пожарных поездов (команд) современными отечественными образцами пожарной техники, представленными в рамках Салона "Комплексная безопасность - 2012", 11-ой международной специализированной выставки "Пожарная безопасность XXI века" и Дня инноваций МЧС России. Обратить особое внимание на обеспечение готовности пожарных поездов к действиям по ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций с опасными грузами.
4.8. Обеспечить развитие инфраструктуры пожарных поездов (команд), в том числе оборудование в первоочередном порядке учебных объектов (тепло и дымокамер, полос психологической подготовки пожарных, полигонов и спортивных городков), создать стационарные посты ГДЗС в каждом пожарном поезде (команде) и базы ГДЗС в каждом отряде ведомственной охраны.
4.9. Принять меры по развитию учебной базы по профессиональной подготовке должностных лиц ВПО. Совместно с заинтересованными ведомствами и организациями создать и обеспечить совместное использование учебно-тренировочной и полигонной базы, необходимой для практического обучения и повышения профессионального мастерства работников пожарных поездов.
4.10. Провести комплекс мер по лицензированию деятельности ФГП ВО ЖДТ России в области пожарной безопасности в 2013 году, а также аттестации пожарных поездов как аварийно-спасательных формирований и подготовке спасателей в 2012 и 2015 годах.
4.11. Переработать программы подготовки работников пожарных поездов с учетом внедрения новых инновационных технологий пожаротушения. Внедрить дистанционную форму подготовки работников пожарных поездов при аттестации их на статус спасателя.
4.12. Создать в филиалах ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Свердловской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах, а также в Управлении ФГП ВО ЖДТ России диспетчерскую службу для осуществления функций в рамках ситуационных центров на сети железных дорог.
4.13. Принять меры по техническому и программному обеспечению рабочих мест диспетчерского аппарата и должностных лиц ВПО по согласованным с МЧС России, Минтрансом России и ОАО "РЖД" показателям и параметрам. Организовать видеоконференцсвязь (ВКС) между ОАО "РЖД", МЧС России, территориальными управлениями Росжелдора.
4.14. Продолжить обновление железнодорожного подвижного состава пожарных поездов (ВНС и ЦВ) в соответствии с программой ОАО "РЖД".