МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ РУКОВОДСТВА ПО КАЧЕСТВУ ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЕДЕНИЯ ДОК. СИСТ. МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДРАЗД. ОАО "РЖД" (часть 5) от 13.01.2012 г. N 23р

4.7. Рабочие инструкции
4.7.1. К рабочим инструкциям могут быть отнесены инструкции по эксплуатации оборудования, сведения об используемом оборудовании, методики поверки, инструкции по приемке и выдачи средств измерений и т.п.
4.7.2. В документированных процедурах могут быть сделаны ссылки на рабочие инструкции, определяющие порядок выполнения работ. Документированные процедуры обычно включают в себя несколько функций, в то время как рабочие инструкции относятся к действиям в рамках одной функции. Например, приемка в поверку средства измерений.
4.7.3. Рабочие инструкции должны разрабатываться и поддерживаться в рабочем состоянии для тех видов работ, которые не описаны достаточно подробно в общем Руководстве по качеству и отсутствие рабочих инструкций, на которые может отрицательно отразиться на их исполнении.
4.7.4. Рабочие инструкции должны иметь наименование и уникальный идентификационный номер.
4.7.5. Уровень детализации рабочих инструкций должен соответствовать потребностям персонала, зависеть от сложности выполняемых работ, применяемых методов, уровня подготовки, квалификации и навыков персонала.
4.7.6. Рабочие инструкции могут быть включены в документированные процедуры или на них должна быть сделана ссылка.
4.8. Порядок разработки документов системы менеджмента качества
4.8.1. Документы системы менеджмента качества поверки средств измерений должны быть разработаны персоналом, осуществляющим практическую деятельность по поверке средств измерений в подразделениях ОАО "РЖД". Широкое привлечение персонала подразделения к подготовке указанных документов способствует его заинтересованности и лучшему пониманию установленных требований.
4.8.2. Разработке нового документа должен предшествовать анализ существующих в подразделении документов и документов более высокого уровня с целью выявления несоответствий в существующей системе управления и вопросов недостаточно освещенных в действующей документации.
4.8.3. Подразделения ОАО "РЖД", внедряющие систему управления качеством поверки средств измерений должны:
определить процессы (процедуры), необходимые для результативного внедрения системы менеджмента качества;
определить последовательность взаимодействия этих процессов (взаимосвязь процедур);
документировать процессы (процедуры), насколько это необходимо, для обеспечения их результативного функционирования и управления.
4.8.4. Пример типовых этапов работ по документированию системы менеджмента качества содержит следующие действия:
определение перечня документов системы менеджмента качества, необходимых для соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025;
сбор данных о действующей системе менеджмента качества и процессах с помощью анкетирования и опроса персонала подразделения, заказчиков услуг на поверку и поставщиков оборудования и расходных материалов;
определение перечня документов действующей системы менеджмента качества ОАО "РЖД" и данного подразделения, с целью определения возможности их использования;
организация обучения персонала, занятого разработкой документов; программа обучения должна включать порядок документирования, изучение требований стандартов на системы менеджмента качества, руководящих документов ОАО "РЖД" и документов данного подразделения ОАО "РЖД" в этой области;
получение от Департамента технической политики или от исполнителей описания рабочих инструкций по исполнению функций, предусмотренных действующим Руководством по качеству поверки, если таковые инструкции имеются, а также других дополнительных и ссылочных документов;
определение структуры и состава разрабатываемых документов;
разработка структурной схемы процессов, на которые распространяется система менеджмента качества;
подготовка текстов документов;
опытная проверка правильности и согласованности разработанных документов;
рассмотрение, согласование и утверждение документов до их выпуска.
4.8.5. В целях ограничения числа вновь разрабатываемых документов в Руководство по качеству следует включать ссылки на корпоративные, и национальные межгосударственные документы (стандарты, руководства, правила, инструкции), которые уместны при решении стоящих перед системой менеджмента качества задач.
4.8.6. При разработке документов системы менеджмента качества следует предусмотреть возможность изменения документов, на которые даются ссылки. Рекомендуется составлять текст документов таким образом, чтобы сократить необходимость пересмотра разрабатываемого документа при внесении изменений в документы, на которые приводятся ссылки.