ИНСТРУКЦИЯ ПО НЕРАЗРУШАЮЩЕМУ КОНТРОЛЮ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ТЕЛЕЖЕК ТРАНСПОРТЕРОВ ФИРМЫ SUMITOMO И ТЕЛЕЖЕК МОДЕЛИ 18-126 ПРИ ПРОДЛЕНИИ СРОКА СЛУЖБЫ (часть 16) от 23 января 2012 г. N 89р

Приложение Д
(справочное)

Подготовка феррозондовых дефектоскопов к работе

Д1 Общие положения

Д1.1 Подготовка дефектоскопа включает в себя внешний осмотр, проверку работоспособности и настройку значения порога срабатывания с помощью НО.
Д1.2 При внешнем осмотре проверяют целостность корпуса электронного блока, соединительных кабелей, защитного колпачка ФП и других составных частей дефектоскопа, а также НО.
Д1.3 Проверку работоспособности дефектоскопа проводят в соответствии с РЭ.

Д2 Настройка порога дефектоскопов в ручном режиме

Д2.1 Последовательность операций при настройке порога дефектоскопов ДФ- 201.1 и ДФ-201.1А
Д2.1.1 Кнопками РЕЖИМ установить состояние прибора Обнаружение дефектов и измерение градиента. Дефектоскоп при выходе в этот режим находится в состоянии грубой настройки порога (символ "Г" справа от величины порогового значения на рисунке Д1).

См. Рисунок Д1

Д2.1.2 Установить ФП по нормали к поверхности НО. Сориентировать ФП таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна линиям магнитного поля. Перемещая ФП над дефектом, найти положение преобразователя, при котором значение градиента над дефектом будет максимальным (в примере на рисунке И1 - 6640 А/кв.м).
Д2.1.3 Если установленная на дефектоскопе величина порогового значения значительно меньше найденного максимального (в примере на рисунке Д1,а - 1520 А/кв.м, закрашенные сегменты справа от символа "F" зашкаливают) увеличивать пороговое значение нажимая кнопку ">" до состояния дефектоскопа, показанного на рисунке Д2 (закрашенные сегменты находятся слева от символа "F", звуковая сигнализация отсутствует). В примере на рисунке Д2 значение градиента - 6820 А/кв.м.
Д2.1.4 Если установленная на дефектоскопе величина порогового значения значительно больше найденного максимального (в примере на рисунке Д1,б - 16300 А/кв.м, закрашенные сегменты слева и справа от символа "F" отсутствуют) уменьшать пороговое значение нажимая кнопку "<" до состояния дефектоскопа, показанного на рисунке И2 (появились закрашенные сегменты слева от символа "F", звуковая сигнализация отсутствует).

См. Рисунок Д2

Д2.1.5 Кнопкой "Г/Т" перевести дефектоскоп из состояния грубой настройки порога в состояние точной настройки (справа от величины порогового значения появится символ "Т" - рисунок ДЗ).

См. Рисунок ДЗ

Д2.1.6 Нажимая кнопку "<" уменьшать пороговое значение до состояния дефектоскопа, показанного на рисунке Д4 (справа от символа "F" должен быть один или половина закрашенного сегмента). Световой и звуковой индикаторы дефектов должны срабатывать. Порог дефектоскопа считается настроенным (величина порогового значения в примере на рисунке Д4 значение градиента - 6600 А/кв.м).

См. Рисунок Д4

Д2.2 Последовательность операций при настройке порога дефектоскопов Ф-205
Д2.2.1 Кнопками РЕЖИМ установить состояние прибора Обнаружение дефектов и измерение градиента.
Д2.2.2 Установить ФП по нормали к поверхности НО. Сориентировать ФП таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна линиям магнитного поля. Перемещая ФП над дефектом, найти положение преобразователя, при котором значение градиента над дефектом будет максимальным (в примере на рисунке Д5 - 6640 А/кв.м).

См. Рисунок Д5

Д2.2.3 Если установленная на дефектоскопе величина порогового значения меньше найденного максимального (в примере на рисунке Д5,а - 1520 А/кв.м, закрашенные сегменты справа от буквы F зашкаливают) увеличивать пороговое значение нажимая кнопку ">" до состояния дефектоскопа, показанного на рисунке Д6 (справа от символа "F" должен быть один или половина закрашенного сегмента). Световой и звуковой индикаторы дефектов должны срабатывать. Порог дефектоскопа считается настроенным (величина порогового значения в примере на рисунке Д6 значение градиента - 6600 А/кв.м).
Д2.2.4 Если установленная на дефектоскопе величина порогового значения больше найденного максимального (в примере на рисунке Д5,б - 16300 А/кв.м, закрашенные сегменты слева и справа от символа "F" отсутствуют) уменьшать пороговое значение нажимая кнопку "<" до состояния дефектоскопа, показанного на рисунке Д6 (справа от символа "F" должен быть один или половина закрашенного сегмента). Световой и звуковой индикаторы дефектов должны срабатывать. Порог дефектоскопа считается настроенным (величина порогового значения в примере на рисунке И6 значение градиента - 6600 А/кв.м).

См. Рисунок Д6

Д2.3 Последовательность операций при настройке порога дефектоскопов Ф-215.1
Д2.3.1 Кнопками РЕЖИМ установить состояние прибора Обнаружение дефектов и измерение градиента.
Д2.3.2 Установить ФП по нормали к поверхности НО. Сориентировать ФП таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна линиям магнитного поля. Перемещая ФП над дефектом, найти положение преобразователя, при котором значение градиента над дефектом будет максимальным (в примерах на рисунках Д7-Д9 - 10770 А/кв.м).

См. Рисунок Д7

Д2.3.3 Если найденное максимальное значение градиента больше порогового (в примере на рисунке Д7 величина порога - 5250 А/кв.м), нажимая кнопку ">" установить пороговое значение превышающее максимальное на 1500-2000 А/кв.м, траектория порога на дисплее прибора выше траектории максимального сигнала (в примере на рисунке Д8 установленная величина порога - 12750 А/кв.м).

См. Рисунок Д8

Д2.3.4 кнопкой "<" уменьшать порог до первого срабатывания звукового сигнала дефекта, траектория порога должна быть под траекторией максимального сигнала (в примере на рисунке Д9 настроенная величина порога - 10760 А/кв.м).

См. Рисунок Д9

Д2.3.5 Если найденное при настройке на НО максимальное значение градиента ниже порогового, установленного не дефектоскопе (рисунок Д8), кнопкой "<" уменьшать порог до первого срабатывания звукового сигнала дефекта, траектория порога должна быть под траекторией максимального сигнала (рисунок Д9).

ДЗ Настройка порога дефектоскопов в автоматическом режиме

Д3.1 Кнопками РЕЖИМ установить состояние прибора Обнаружение дефектов и измерение градиента.
Д3.2 Установить ФП по нормали к поверхности НО. Сориентировать ФП таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна линиям магнитного поля.
Д3.3 Нажав кнопку "КАЛИБР" перевести прибор в состояние Готовность к настройке порога по сигналу дефекта.
- для дефектоскопов ДФ-201.1, ДФ-201.1А и Ф-205 справа от величины порогового значения появится буква К - КАЛИБР (рисунок Д10);

См. Рисунок Д10 - Готовность к настройке порога по сигналу дефекта для дефектоскопов ДФ-201.1, ДФ-201.1А и Ф-205

- для дефектоскопов Ф-215.1 в верхнем левом углу появится надпись КАЛИБР (рисунок Д11).

См. Рисунок Д11 - Готовность к настройке порога по сигналу дефекта для дефектоскопов Ф-215

Д3.4 Провести два или три раза по поверхности НО над дефектом, не отрывая ФП от поверхности.
Д3.5 Повторно нажать кнопку "КАЛИБР". Символ "К" (у дефектоскопов ДФ- 201.1, ДФ-201.1 А и Ф-205) и символ "КАЛИБР" (у дефектоскопов Ф-215.1) исчезнут. При этом будет настроено приблизительное значение порога (в примере на рисунке И10 равное 6520 А/кв.м, в примере на рисунке Д11 - 10510 А/кв.м).
Д3.6 Произвести корректировку порога дефектоскопов в ручном режиме согласно п.Д2.

 

Приложение Л
(рекомендуемое)

Форма протокола результатов феррозондового контроля


Протокол феррозондового контроля

    Ф.И.О. дефектоскописта
_________________________________________________

    Дата проведения контроля_________________________

┌──────┬─────────┬─────────┬────────────┬────────────┬────────┬──────────┬─────────┬───────┬───────┬──────────┬──────────┐
│ Код  │Заводской│Геометри-│    Код     │    Год     │ Время  │Порядковый│Код зоны │ Код   │ Длина │Превышение│Заключение│
│ типа │  номер  │ ческие  │   завода-  │изготовления│ начала │   номер  │контроля,│ типа  │дефекта│порога, % │о годности│
│детали│ детали  │ размеры │изготовителя│            │контроля│  дефекта │в которой│дефекта│       │          │  детали  │
│      │         │ детали  │            │            │        │          │ выявлен │       │       │          │          │
│      │         │         │            │            │        │          │  дефект │       │       │          │          │
├──────┼─────────┼─────────┼────────────┼────────────┼────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼──────────┼──────────┤
│   1  │    2    │    3    │     4      │     5      │    6   │     7    │    8    │   9   │   10  │    11    │    12    │
├──────┼─────────┼─────────┼────────────┼────────────┼────────┼──────────┼─────────┼───────┼───────┼──────────┼──────────┤
│      │         │         │            │            │        │          │         │       │       │          │          │

 

                                    Подпись дефектоскописта ____________________

                                    Подпись мастера ____________________________

 

Сведения, необходимые для занесения в протокол контроля деталей тележек и автосцепного устройства, приведены в таблице С.1.

Таблица С.1

 

 Номер  
столбца

                 Содержание столбца                

 1      

 Код детали                                        

 2      

 Заводской номер детали (нанесен на деталь)        

 3      

 Геометрический размер детали, мм                  
(определяется шаблоном или калибром)              

 4      

 Код завода-изготовителя детали (нанесен на деталь)

 5      

 Год изготовления детали (нанесен на деталь)       

 6      

 Время начала контроля детали (часы, минуты)       

 7      

 Порядковый номер дефекта на детали                
(наносится дефектоскопистом)                      

 8      

 Код зоны контроля, в которой выявлен дефект       

 9      

 Код типа дефекта                                  

 10     

 Длина дефекта, мм                                 

 11     

 Превышение порога чувствительности,               
(определяется по индикатору на панели             
управления дефектоскопа)                          

 12     

 Код годности детали                               

 

Библиография

    [1] Руководящий документ            Феррозондовый метод неразрушающего
РД 32.149-2000                      контроля деталей вагонов

    [2] Руководящий документ            Магнитопорошковый метод неразрушающего
РД 32.159-2000                      контроля деталей вагонов

    [3] РМГ 29-99 Система обеспечения   Государственная система обеспечения
единства измерений.                 единства измерений Метрология.
Основные термины и определения

    [4]                                 Приказ   Минпромторга  от  30.11.2009  г.
N    1081    "Об   утверждении   Порядка
проведения     испытаний     стандартных
образцов-  или средств измерений в целях
утверждения  типа,  Порядка  утверждения
типа   стандартных   образцов  или  типа
средств    измерений,   порядка   выдачи
свидетельств    об    утверждении   типа
стандартных  образцов  или  типа средств
измерений,   установления   и  изменения
срока  действия указанных свидетельств и
интервала    между    поверкой   средств
измерений,     требований    к    знакам
утверждения  типа  стандартных  образцов
или  типа средств измерений и порядка их
нанесения"

    [5] АИС "Реестр СИ ОАО "РЖД"        Автоматизированная        информационная
система   "реестр   средств   измерений,
испытательного  оборудования  и  методик
проведения  измерений, применяемых в ОАО
"РЖД"

    [6] Правила по метрологии           Поверка средств измерений.
ПР 50.2.006-94                      Организация и порядок проведения

    [7] Санитарные правила и нормативы  Электромагнитные поля в
Сан П и Н 2.2.4.1191-03             производственных условиях

    [8] Требования ПМГ 15-96            Требования   к   компетенции лабораторий
неразрушающего  контроля  и  технической
диагностики

 

Примечание редакции.
Нумерация пунктов дана в соответствии с оригиналом документа.

 

 

    [10] Порядок сертификации           Система   сертификации   на  федеральном
П ССФЖТ 30-2003                     железнодорожном    транспорте.   Порядок
сертификации   по   ремонту  технических
средств железнодорожного транспорта

    [11]                                Об        аккредитации       лабораторий
неразрушающего      контроля.     Приказ
Госстандарта РФ от 16.09.1996 г. N 282

    [12] ЕТКС                           Единый          тарифно-квалификационный
справочник  работ  и  профессий рабочих.
Выпуск  1.  Профессии рабочих, общие для
всех  отраслей  народного  хозяйства  (с
изменениями от 12.10.1987 г., 18.12.1989
г.,   15.05,   22.06,   18.12  1990  г.,
24.12.1992 г., 19.07 1993 г., 29.06.1995
г., 1.06.1998 г., 17.05.2001 г.)

    [13] Правила ПР 32.113-98           Правила    сертификации   персонала   по
неразрушающему    контролю   технических
объектов железнодорожного транспорта

    [14]                                Инструкция    по    охране   труда   для
дефектоскописта    по    магнитному    и
ультразвуковому  контролю в пассажирском
комплексе,   локомотивном   и   вагонном
хозяйствах  ОАО "РЖД" Утв. распоряжением
ОАО "РЖД" от 19.12.2007 г. N 2387р

    [15]                                Об    утверждении    порядка обучения по
охране    труда    и   проверки   знаний
требований   охраны   труда   работников
организаций.  Постановление Министерства
труда   и   социального  развития  РФ  и
Министерства     образования    РФ    от
13.01.2003 г. N 1/29

    [16] Межотраслевые правила          Межотраслевые   правила   по      охране
ПОТ РМ-016-2001                     труда    (правила    безопасности)   при
РД 153-34.0-03.150-00               эксплуатации электроустановок

    [17]                                Правила    устройства   электроустановок
(ПУЭ)  Утв. Приказом Минэнерго России от
08.06.2002 г. N 204

    [18]                                Правила     технической     эксплуатации
электроустановок   потребителей  (ПТЭЭП)
Утв.   Приказом   Минэнерго   России  от
13.01.2003 г. N 3

    [19] Правила безопасности           Правила   устройства     и    безопасной
ПБ-10-382-00                        эксплуатации грузоподъемных кранов. Утв.
Постановлением  Госгортехнадзора  России
от 31.12.1999 г. N 98

    [20]                                Типовые  отраслевые   нормы   бесплатной
выдачи  спецодежды,  спецобуви  и других
средств индивидуальной защиты работникам
железнодорожного  транспорта  Российской
Федерации.   Утв.  Минтрудом  России  от
22.07.1999  г.  N  25, введены указанием
МПС России от 14.09.1999 г. N 342пр-у