ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. N 2875р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ЖАТ"

В целях совершенствования оценки деятельности структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики Центральной дирекций инфраструктуры по показателям технического состояния, надежности и безопасности функционирования обслуживаемых систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики:
1. Утвердить и с 1 января 2014 г. ввести в действие прилагаемую Методику оценки и планирования показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ (далее Методика) в хозяйстве автоматики и телемеханики.
2. Начальнику Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры Насонову Г.Ф. в срок до 25 декабря 2013 г. обеспечить изучение и применение Методики в дистанциях сигнализации, централизации, блокировки и службах автоматики и телемеханики территориальных дирекций инфраструктуры.
3. С 1 января 2014 г.:
а) не применять в хозяйстве автоматики и телемеханики Приложение N 6 приказа МПС "О мерах по улучшению технического обслуживания и повышению надежности средств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах" от 24.06.1980 г. N 24Ц;
б) считать утратившим силу приложение N 8 Типового проекта "Организация обслуживания и ремонта технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики" ЦШ-24/19, утвержденного Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России 7 марта 2003 г.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Насонова Г.Ф.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 24 декабря 2013 г. N 2875р

 

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ЖАТ

1 Область применения

1.1 Настоящая "Методика оценки и планирования показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ", далее - Методика, распространяется на структурные подразделения дирекции инфраструктуры хозяйства автоматики и телемеханики.
1.2 Методика позволяет оценить качество технической эксплуатации средств ЖАТ по показателям надежности и безопасности функционирования обслуживаемых систем и устройств на основании имевших место транспортных происшествий, иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий и случаев отказов в работе средств ЖАТ, допущенных по вине работников хозяйства автоматики и телемеханики и влияющих на организацию движения поездов и их безопасность, приведенных в Приложении А.
1.3 Классификация транспортных происшествий, нарушений безопасности движения поездов, отказов в работе средств ЖАТ, порядок автоматизированного учета, расследования и отнесения случаев нарушения движения поездов, отказов средств ЖАТ за соответствующими структурными подразделениями и службами установлены распоряжением ОАО "РЖД" от 01.07.2010 г. N 1419р, распоряжением ОАО "РЖД" от 09.07.2010 г. N 1493р в редакции распоряжения ОАО "РЖД" от 28.03.2013 г. N 613р.

1.4 Термины, применяемые в Методике, и их определения соответствуют СТО РЖД 02.044-2011.

2 Основные положения

В хозяйстве автоматики и телемеханики оценка работы дистанции сигнализации, централизации и блокировки (далее - дистанция СЦБ) производится по интегральному показателю качества, определяемому по двум составляющим - оценки качества содержания и оценки оперативности устранения отказов средств ЖАТ, а также нанесенному ущербу жизни и здоровью людей, материальному ущербу в результате имевших место нарушений в работе технических средств ЖАТ, в том числе и за допущенные задержки пассажирских и грузовых поездов в соответствии с методологией УРРАН [1] и [6].
В случае, если по вине работников дистанции СЦБ, по службе автоматики и телемеханики (далее - служба Ш) отказ или нарушение в работе устройств ЖАТ привели к случаю, классифицируемому как транспортное происшествие (крушение поезда, авария, происшествие на железнодорожном переезде) или иным, связанным с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям (кроме задержки поезда на 1 час и более), то оценка показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ за месяц по дистанции СЦБ (по службе Ш) определяется как "неудовлетворительная" и на матрице рисков попадает в красную зону (см. п. 3.4 данной Методики).
В соответствии с Методическим руководством [1] рассчитываются и оцениваются основные показатели надежности:
К      - коэффициент готовности,
г

    К      - коэффициент простоя,
п

    Ламбда - интенсивность потока отказов,

    ми     - интенсивность восстановления,

    Т      - среднее время наработки на отказ,
о

    Т      - среднее время до восстановления работоспособности.
в
Эти показатели рассчитываются и оцениваются для средств ЖАТ в пределах дистанции СЦБ. При этом различают три основных уровня показателей надежности: допустимые (определяемые по условиям перевозочного процесса), проектные (рассчитываемые по данным технических условий (ТУ) на технические средства и проектным схемам) и фактические (оцениваемые по статистическим данным из Комплексной автоматизированной системы управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки (АСУ-Ш-2), Комплексной автоматизированной системы учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАС АНТ), нормативным документам по учету отказов технических средств и систем ЖАТ, установленным ОАО "РЖД") (Таблица 1).

Таблица 1


Показатели      

                  Величины                 

  допустимые 

  проектные 

  фактические 

 Надежности комплексные

      д      
К       
п      

      п     
К      
п     

      ф       
К        
п       

 Безотказности         

        д    
Ламбда     

        п   
Ламбда    

        ф     
Ламбда      

 Ремонтопригодности    

      д      
Т       
в      

      п     
Т      
в     

      ф       
Т        
в       

    Коэффициенты  готовности  и  простоя  в сумме  дают  единицу (К +К = 1), а
г  п
интенсивность  потока отказов и среднее время наработки на отказ, так же как и
среднее    время   до   восстановления   работоспособности   и   интенсивность
восстановления    работоспособности,   являются   взаимообратными   величинами
(Ламбда = 1/Т  ; Ми = 1/Т ).
о           в
При расчетах в качестве основных используются три показателя - коэффициент
простоя  (К ),  интенсивность  потока  отказов  (Ламбда)  и  среднее  время до
п
восстановления работоспособности (Т ).
в

Для установившегося (стационарного) процесса эксплуатации при достаточно большом периоде наблюдения (в соответствии с Методикой [2] период наблюдения три года) они связаны между собой соотношением
Т
в
К = _______                                 (1)
п  Т  + Т
о    в
При определении показателей надежности учитываются все нарушения и отказы технических средств согласно Приложению А.
Нанесенный ущерб по причине отказов или нарушения в работе технических средств, классифицируемых согласно Приложению А п.п.1 - 5.2.3, определяется согласно ГОСТ Р 54505 - 2011 "Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте".
При определении нанесенного ущерба по причине отказов технических средств не учитываются отказы 3 категории, не вызвавшие задержку поездов или прекращение роспуска составов на горке.

2.1 Определение фактических показателей надежности

    Для  хозяйства  автоматики и телемеханики фактические значения показателей
ф   ф    ф
надежности  Ламбда , Т  , К   получают   на  основе  статистических  данных  о
в    п
нарушениях  нормальной работы средств ЖАТ из системы АСУ-Ш-2, КАС АНТ и других
нормативных  документов  по учету отказов средств ЖАТ. Для каждого объекта ЖАТ
учитываются  периоды  нормальной  работы  устройств  и  ее  нарушений, средние
длительности  которых  дают  оценку  фактического  значения наработки на отказ
ф                                       ф
(Т )  и  нарушения  нормальной  работы  (Т )  соответственно.  После  этого по
о                                       в                         ф
формуле (1) вычисляется фактическое значение коэффициента простоя (К ).
п

2.2. Определение проектных показателей надежности

                                                                      п
Проектное   значение   среднего   времени  наработки  на  отказ  Т    (или
п                                  о
интенсивности потока отказов Ламбда ) определяется в соответствии с "Методикой
расчета  и  анализа  проектных значений показателей надежности функционирующих
средств  железнодорожной  автоматики  и телемеханики" на основании структурных
схем  надежности  перегонов  и  станций,  а  также  данных о величине среднего
времени наработки на отказ, содержащихся в технических условиях на аппаратуру.
п
Проектное  значение  среднего  времени до восстановления Т   вычисляется с
в
использованием  специальной  имитационной модели [3]. На основе этих данных по
п
формуле (1) определяется проектное значение коэффициента простоя К .
п

2.3. Определение допустимых показателей надежности

                             д
Допустимое   значение   К   определяется  в  соответствии  с  Методическим
п
руководством   [1],  исходя  из  максимально  допустимого  суммарного  времени
задержки поездов по всей дороге в сутки или за иной отчетный период.
д
Допустимое значение среднего времени до восстановления Т  работоспособности
в
для  каждого  перегона  и  станции  является  нормативной  величиной. При этом
д
допустимые  значения  Ламбда  для  всех  перегонов  и  станций  определяются в
д    д
соответствии с [1] с использованием К  и Т  .
п    в
Все указанные расчетные процедуры могут быть выполнены автоматически с помощью автоматизированной системы управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности (АС УРРАН).
Сравнение допустимого и фактического уровней дает возможность определить, соответствует ли последний из них требованиям перевозочного процесса.
Шесть возможных сценариев соотношения различных значений (показателей надежности) интенсивности потока отказов описаны в [1].

3. Методика расчета показателя качества технической эксплуатации средств железнодорожной автоматики и телемеханики

3.1. Расчет показателя качества технической эксплуатации средств железнодорожной автоматики и телемеханики

При определении интегрального показателя качества производится расчет оценки показателей качества содержания и оценки оперативности устранения отказов технических средств.
Отношение фактической интенсивности потока отказов к проектной позволяет оценить, насколько качество технической эксплуатации средств ЖАТ позволяет обеспечить заложенный в ТУ и в разработанные проекты уровень надежности технических средств, а отношение фактического среднего времени восстановления их работоспособности к нормативной (допустимой) его величине характеризует качество и оперативность устранения последствий отказов технических средств.
Категории качества в зависимости от значения интегрального показателя качества приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Категории качества технической эксплуатации средств ЖАТ

     Значение интегрального показателя   
качества Бобщ, баллов         

         Категория качества      

                  0 - 25                 

             "Отлично"           

                  26 - Бп                

              "Хорошо"           

                  Бп - 75                

        "Удовлетворительно"      

                  выше 75                

       "Неудовлетворительно"     

Оценка качества содержания определяется по формуле
ф
Ламбда
Б       = _______ х 75                          (2)
Ламбда          п
Ламбда

                                   ф
Ламбда
При этом, если отношение ______  равно 1, что соответствует 75 баллам, то
п
Ламбда
содержание   средств   ЖАТ,  в  части  обеспечения  их  надежности,  считается
удовлетворительным.  Если  это  отношение  больше 1, то содержание средств ЖАТ
следует признать неудовлетворительным, а если меньше, то - удовлетворительным,
хорошим  или  отличным,  в соответствии с таблицей 2 в зависимости от значения
оценки показателя качества содержания технических средств.
Оценка  оперативности  устранения  отказов  средств  ЖАТ  определяется  по
формуле
ф
Т
в
Б   = _____ х 75                              (3)
Т      д
в    Т
в

                                    ф
Т
в
Граничным значением отношения ____ также является 1, что  соответствует 75
д
Т
в
баллам.  Если  это  отношение превышает 1, то оперативность устранения отказов
средств   ЖАТ   считается   неудовлетворительной,   а   если   меньше,   то  -
удовлетворительной,  хорошей  или  отличной,  в  соответствии  с таблицей 2, в
зависимости от значения оценки качества и оперативности устранения последствий
отказов технических средств.
Значения оценок Б       и Б     округляются  в сторону  наибольшего целого
Ламбда    Т
в
числа.

В результате итоговый интегральный показатель качества технической эксплуатации средств ЖАТ вычисляется по следующей формуле

                                  Б       + Б
Ламбда    Т
в                          (4)
Б = ______________
2

Данная Методика позволяет оценить качество технической эксплуатации средств ЖАТ и оперативность устранения последствий их отказов как для перегонов и станций, так и для дистанции СЦБ в целом.

3.2 Расчет интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для дистанции СЦБ

Фактическая интенсивность потока отказов для дистанции вычисляется по формуле
ф     n        Ф    k        Ф
Ламбда   = SUM Ламбда  + SUM Ламбда                   (5),
ШЧ   i=1       i   j=1       j

где i=1,..,n - количество станций в дистанции; j=1,..,k - количество перегонов в дистанции.

Проектная интенсивность потока отказов для дистанции вычисляется по формуле
п     n        п    k        п
Ламбда   = SUM Ламбда  + SUM Ламбда                   (6).
ШЧ   i=1       i   j=1       j

Для определения фактического среднего времени до восстановления работоспособности технических средств ЖАТ используется соотношение
отк
Т
Ф         ШЧ
(Т )   = ______                                    (7),
в ШЧ      отк
n
ШЧ
отк
где n     - суммарное число отказов технических средств  ЖАТ на дистанции,
ШЧ
которое рассчитывается по формуле (8),

                       отк     n   отк    k   отк
n     = SUM n    + SUM n                           (8).
ШЧ     i=1  i     j=1  j

     отк
Т    - суммарная длительность всех отказов технических средств ЖАТ на
ШЧ    дистанции, которая вычисляется по формуле (9)

                       отк     n   отк    k   отк
Т     = SUM Т    + SUM Т                           (9),
ШЧ     i=1  i     j=1  j

а нормативная (допустимая) его величина задается следующим образом:
д
1 - (К )
д               г ШЧ
(Т )   = _______________                         (10),
в ШЧ     д          д
(К )   Ламбда
г ШЧ       ШЧ

              д
где Ламбда   рассчитывается по формуле (11)
ШЧ

                         д     n        д    k        д
Ламбда   = SUM Ламбда  + SUM Ламбда                 (11).
ШЧ   i=1       i   j=1       j

В результате интегральный показатель качества технической эксплуатации средств ЖАТ вычисляется по формуле (4).
Полученная величина Б позволяет оценить качество содержания технических средств ЖАТ и оперативность устранения последствий их отказов как для перегонов и станций, так и для дистанции СЦБ в целом согласно таблице 2.
Остальные используемые при расчетах величины определяются в соответствии с [1]. Значения этих показателей, на основании данных из АСУ-Ш-2, рассчитываются в службах автоматики и телемеханики территориальных дирекций инфраструктуры и представляются в таблицах показателей надежности станционных и перегонных систем.
На основе полученных данных рассчитываются интегральная оценка качества содержания средств ЖАТ (12) и интегральная оценка оперативности восстановления работоспособности средств ЖАТ дистанции (13):
ф
Ламбда
ШЧ              ШЧ
Б       = _________ х 75                         (12),
Ламбда          п
Ламбда
ШЧ

                                   ф
(Т )
ШЧ     в ШЧ
Б   = ______ х 75                            (13).
Т      д
в   (Т )
в ШЧ

В результате получаем итоговое значение интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для дистанции:

                              ШЧ       ШЧ
Б      + Б
Ламбда   Т
ШЧ               в                               (14)
Б   = _____________
2

По полученным результатам на основании таблицы 2 определяем категорию качества технической эксплуатации средств ЖАТ.
Пример расчета интегрального показателя качества для дистанции железной дороги на основе данных из типовых таблиц показателей надежности, рассчитанных на дорогах, представлен в Приложении Б к данной Методике.

3.3 Расчет интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для службы автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры

 

Значение интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ службы автоматики и телемеханики определяется по формуле:
Ш        Ш
Б      + Б
Ламбда   Т
Ш                в                              (15),
Б   = _____________
2

    где:

    Ш
Б       - интегральный показатель качества технической
эксплуатации средств ЖАТ службы;

    Ш
Б       - интегральная оценка качества содержания средств ЖАТ по дистанциям
Ламбда   СЦБ хозяйства автоматики и телемеханики на дороге за месяц;

    Ш
Б       - интегральная оценка оперативности устранения отказов по
Т        дистанциям СЦБ хозяйства автоматики и телемеханики на дороге
в       за месяц.

    Ш
Б       - определяется по формуле:
Ламбда

                                        ф
Ламбда
Ш               Ш
Б       = _________ х 75                         (16),
Ламбда          п
Ламбда
Ш

    где:

                         ф     n        Ф
Ламбда   = SUM Ламбда                                (17),
Ш    m=1       ШЧ m

                         п     n        п
Ламбда   = SUM Ламбда                                (18),
Ш    m=1       ШЧ m

    m = 1... n - число ШЧ на дороге.

     Ш
Б     определяется по формуле:
Т
в

                                   ф
(Т )
Ш      в Ш
Б   = ______ х 75                           (19),
Т      д
в   (Т )
в Ш

    где:
n    отк
SUM  Т
Ф      m=1   ШЧ m
(Т )  = ____________                          (20),
в Ш     n    отк
SUM  n
m=1   ШЧ m

 

                                        д
1 - (К )
д            г Ш
(Т )  = ________________                      (21).
в Ш     д    n        д
(К )  SUM Ламбда
г Ш m=1       ШЧ m

Итоговый интегральный показатель качества работы службы за год является среднеарифметическим интегральных показателей качества работы службы за 12 месяцев.

3.4 Оценка последствий (условного ущерба) для каждого типа отказов

Оценка последствий отказов средств ЖАТ производится на основании [5], [6] и предусматривает 5 уровней тяжести последствий: незначительный, серьезный, критический, катастрофический и бедственный, и 4 уровня рисков: зеленая, желтая, оранжевая и красная зона в прямоугольниках матрицы рисков, при этом величина последствий по каждому отказу определяется как с учетом нанесенного материального ущерба и вреда здоровью людей, так и с учетом времени задержки пассажирских, пригородных и грузовых поездов.
Нанесенный материальный ущерб и вред здоровью людей определяется согласно Приложению В.
Если отказы средств ЖАТ не привели к транспортным происшествиям или событиям, нанесшим материальный ущерб и вред здоровью людей, но вызвали задержку пассажирских, пригородных или грузовых поездов, то производится расчет условного ущерба от задержки поездов согласно [6].
При этом условный ущерб от задержки поездов рассчитывается на основании расходных ставок, определяемых на каждой железной дороге по Методике [7], [8]. Расходная ставка определяет стоимость задержки пассажирских, пригородных и грузовых поездов за час и применяется для расчета условного ущерба в зависимости от времени задержки поездов за определенный период времени (Приложение Б.4).
Классификация нарушений и типов отказов, приводящих к ущербу, представлены в Приложении А к данной Методике, п.п.1 - 5.2.4.
После определения последствий в результате отказов в работе средств ЖАТ с учетом расчета интенсивности потока отказов каждой дистанции на матрице рисков определяется своя точка (в прямоугольниках соответствующего цвета), положение которой характеризует уровень тяжести последствий согласно принятой в ОАО "РЖД" градации (см. Приложение В). Это позволяет определить место дистанции СЦБ в хозяйстве автоматики и телемеханики железной дороги по уровню тяжести последствий от отказов средств ЖАТ.

3.5 Порядок оперативного пересчета и определение места дистанции СЦБ в хозяйстве автоматики и телемеханики в Дирекции инфраструктуры за месяц (квартал, полугодие, год)

При определении итогов работы за месяц осуществляется пересчет значения используемых показателей за три года со сдвигом даты начала и конца анализируемого периода на месяц вперед, следовательно, диапазон расчета, например, для июля 2013 года, будет с 1 августа 2010 года по 31 июля 2013 года. Полученные результаты расчетов сравниваются с расчетами за предыдущий месяц. В результате такого анализа определяется тенденция в изменении качества технической эксплуатации средств ЖАТ, а также результативность и выполнение реализуемых мероприятий по повышению качества в каждой дистанции СЦБ.
На основании определенного по каждой дистанции СЦБ интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ и оценки нанесенного ущерба для каждого типа отказов распределяются места между дистанциями СЦБ. В начале, с учетом интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ, рассматриваются дистанции СЦБ, не имеющие нанесенного ущерба, далее рассматриваются дистанции, находящиеся в зеленой и последующих зонах, в зависимости от нанесенного ущерба.
Таким образом определяются места между дистанциями СЦБ в хозяйстве автоматики и телемеханики. Пример приведен в Приложении Б.
Для распределения места между службами в хозяйстве автоматики и телемеханики по сети используются (учитываются) значение итогового интегрального показателя качества и нанесенный ущерб службой автоматики и телемеханики по каждой дороге (Приложение Б.2). Места между службами на сети определяются по аналогии распределения мест между дистанциями СЦБ на дороге.
В случае, если по дистанции СЦБ (по службе автоматики и телемеханики дороги) отказ или нарушение в работе устройств ЖАТ привели к случаю, классифицируемому как транспортное происшествие, или иным, связанным с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям (кроме задержки поезда на 1 час и более), то значение показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ за месяц по дистанции СЦБ (по службе автоматики и телемеханики дороги) считается "неудовлетворительным", и данная дистанция попадает в красную зону матрицы рисков.
Итоговый интегральный показатель качества за прошедший квартал, полугодие, год является среднеарифметическим значений показателей качества за месяца данного периода. Например, итоговый интегральный показатель качества работы дистанции СЦБ за год  будет рассчитываться по формуле:

                                  12     ШЧ
SUM    Б
ШЧ    m=1     мес                           (22).
Б    = ____________
год        12

       ШЧ
где   Б    - интегральный показатель качества дистанции за месяц;
мес

      m    - число месяцев в году.

4 Планирование интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ

Планирование интегрального показателя качества производится ежемесячно с учетом планового показателя, рассчитанного на предстоящий год.
Плановыми показателями качества технической эксплуатации средств ЖАТ для работы на год являются те допустимые и фактические значения (интенсивность потока отказов, допустимое время восстановления, рассчитанная интегральная оценка качества), на основании которых определяется планируемый показатель качества в соответствии с данной Методикой, формулы (2), (3), (4).
При этом учитываются мероприятия, выполненные и намечаемые по повышению надежности и сокращению времени восстановления работоспособности при отказе технических средств, объективно влияющих на качественный показатель работы дистанции (увеличение штата, модернизация или реконструкция устройств, увеличение оснащенности дистанции СЦБ транспортными средствами и др.), организационно-технические мероприятия, направленные на совершенствование технологии обслуживания, повышение надежности и безопасности в работе средств ЖАТ, мотивация на повышение качества их технической эксплуатации.
Примечание:
1) Для мотивации задаваемый интегральный показатель качества определяется путем уменьшения полученного интегрального показателя качества по итогам года на разницу между максимальным и минимальным показателями качества за месяц в течение года (Приложение Б.3);
2)   Произведенная   модернизация   или  другие  изменения  на  дистанции,
позволяющие   улучшать  работу,  учитываются  пересчетом  исходных  параметров
(основные показатели надежности: К  - коэффициент готовности,
г
К  - коэффициент простоя, Ламбда - интенсивность потока отказов,
п
Т - среднее время до восстановления работоспособности).
в
3) При определении задаваемых (планируемых) параметров и проведении расчета по итогам работы дистанции СЦБ через параметры надежности учитываются факторы:
напрямую влияющие на обеспечение качества технической эксплуатации средств и систем железнодорожной автоматики:
- техническая оснащенность дистанции;
- интенсивность и скорость движения поездов по участкам железной дороги, обслуживаемым дистанцией СЦБ;
- климатические условия;
косвенно, через расчет допустимого времени восстановления работоспособности устройств ЖАТ:
- укомплектованность и место проживания эксплуатационного штата;
- наличие постоянного дежурства;
- факторы, влияющие на время доставки персонала и запасного оборудования (укомплектованность транспортными средствами и его дислокация).
4)   При   наличии   в   дистанции   СЦБ   в   один   из   месяцев  оценки
"неудовлетворительно",   согласно   разделу   2  "Основные  положения"  данной
Методики,  что  не  является  характерным  в работе дистанции, для определения
заданной  оценки Б , данный случай рассматривается как отказ с соответствующим
п
временем устранения.
При наличии в дистанции СЦБ в один из месяцев оценки "неудовлетворительно"
по  причине  допущенных  отказов,  что  также не является характерным в работе
ШЧ           ШЧ
дистанции, оценка этого месяца для расчета Б   , Дельта Б    не учитывается.
год          год
5) При планировании задаваемого показателя качества Б  служба и Управление
п
автоматики и телемеханики могут учитывать местные условия на дистанциях СЦБ, в
хозяйстве  автоматики и телемеханики дороги, по предоставлению соответствующих
обоснований,  обеспечивая выполнение плановой оценки за определенный период, в
целом по хозяйству.

4.1 Планирование интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для дистанций СЦБ

    Планирование  интегрального  показателя  качества технической  эксплуатации
ШЧ
средств ЖАТ на предстоящий год для дистанции СЦБ Б      производится на
п.год
основании анализа работы дистанций за прошедший год по месяцам и рассчитывается
по следующей формуле:

                        ШЧ       ШЧ            ШЧ
Б      = Б    - Дельта Б                         (23),
п.год    год           год

    где:

        ШЧ
Б      - интегральный показатель качества работы дистанции за год;
год

        ШЧ
Дельта Б      - разность между максимальным и минимальным значением показателя
год     качества работы дистанции за учитываемые месяцы.

                                      ШЧ
Планирование показателя качества Б      осуществляется с учетом пунктов 4 и
п.год
5 в Примечании раздела 4 данной Методики.

Планируемый интегральный показатель качества на год - это тот показатель, на который должна ориентироваться дистанция по результатам работы за предстоящий год и учитываться при месячном планировании.

    Значение планового показателя качества для дистанции на следующий месяц
ШЧ                                    ШЧ
Б         рассчитывается на основании Б      . Если среднеарифметическое
п.месяц                               п.год
_ШЧ       ШЧ
показателей качества за отработанные месяцы текущего года Б     <= Б      , то
месяц    п.год
ШЧ         ШЧ
Б        = Б      .
п.месяц    п.год

         _ШЧ       ШЧ                   ШЧ
Если Б     <= Б      , то значение Б        рассчитывается по формуле:
месяц    п.год                п.месяц

                                     n   ШЧ
SUM Б
ШЧ         ШЧ        m=1  месяц    ШЧ
Б        = Б      - ( __________ - Б     )               (24),
п.месяц    п.год         n         п.год

    где m - число отработанных месяцев в году.

Рассчитанные значения плановых показателей качества округляются в сторону наибольшего целого числа.
ШЧ       ШЧ
Примеры расчета Б      и Б        представлены в Приложении Б.
п.год    п.месяц

При определении интегрального планового показателя качества по дистанциям СЦБ учитывается, что среднеарифметическое значение показателя качества по хозяйству автоматики и телемеханики не должно превышать значения заданного показателя Управлением автоматики и телемеханики.

 

4.2 Планирование интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для службы автоматики и телемеханики

Планирование интегрального показателя качества для службы автоматики и телемеханики на предстоящий год осуществляется Управлением автоматики и телемеханики с учетом выполняемых и планируемых организационно-технических мероприятий, планов строительства и модернизации, мотивирования дальнейшего повышения качества эксплуатации технических средств ЖАТ и обеспечения безопасности движения поездов на основании среднемесячной работы хозяйства автоматики и телемеханики в течение года.

          Ш
Значение Б      рассчитывается по аналогии с дистанцией по следующей формуле:
п.год

                     Ш        Ш             Ш
Б      = Б    - Дельта Б                           (25),
п.год    год           год

 

            Ш
где:   Б   - интегральный показатель качества работы службы Ш дороги за год;
год

         Ш
Дельта Б    - разность между максимальным и минимальным значением показателя
год   качества работы службы Ш дороги за учитываемые месяцы.
Ш        Ш
Значения Б      и Б за отработанные месяцы по аналогии с дистанцией служат
п.год
основанием для планирования заданного показателя качества службой автоматики и
телемеханики на предстоящий месяц.
При планировании интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для службы автоматики и телемеханики учитывается, чтобы среднеарифметический интегральный показатель качества служб не превышала заданного показателя качества для хозяйства автоматики и телемеханики сети.

4.3 Планирование интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для хозяйства автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры

Планирование интегрального показателя качества в хозяйстве автоматики и телемеханики сети производится по аналогии планирования для службы автоматики и телемеханики, при этом, вместо интегральных оценок интенсивности потока отказов и оперативности устранения отказов дистанций используются интегральные оценки по службам автоматики и телемеханики.
На   основании  анализа  работы  хозяйства  автоматики  и  телемеханики  и
рассчитанного   интегрального   показателя   качества   работы  каждой  службы
автоматики и телемеханики за прошедший год, с учетом мотивации, рассчитывается
ЦШ
плановый  интегральный показатель качества в целом для хозяйства Б      по
ШЧ       Ш                                            п.год
аналогии с Б      и Б     . Так же рассчитывается и плановый показатель на
п.год    п.год
ЦШ
месяц Б       .
п.месяц
Итоговый интегральный показатель качества хозяйства автоматики и телемеханики на сети за прошедший год является среднеарифметическим показателей качества хозяйства за 12 месяцев.

Примечание:
1) В Методике не учитываются:
1.1) Передержка "окна" и выключение устройств из действия при производстве работ по обслуживанию и ремонту устройств ЖАТ;
1.2) Сбои в работе устройств АЛС, САУТ, так как сбой отказом не является;
1.3) Работа механизированных горок и устройств КТСМ. На данный момент отсутствует требуемая нормативная база.
д
2)  Для  расчета  (Т  )ШЧ  в  формуле  (10) используется следующая формула
д             в
расчета (К  )ШЧ:
г
n стрелки шч            n блок-участки шч
________________        _____________________
д              n стрелки дороги        n блок-участки дороги
(К  )ШЧ = (0,945)                 х (0,97)                          (26)
г

                                     д
Для  службы  Ш в формуле  (21) (К )Ш = 0,917 (что соответствует 2 часам
г
простоя в работе на службу);

                         д         д
3) Для расчета Ламбда  и Ламбда   (формула 11) в таблице показателей
i         j

надежности УРРАН используются следующие формулы:
д
1 - К
д         гi
Ламбда  = ________    для i-й станции и
i     д   д
К   Т
гi  вi

                                      д
1 - К
д         гj
Ламбда  = ________    для j-го перегона,
j     д   д
К   Т
гj  вj

         д
где Т    равно значению  регламентного времени до восстановления  для  i-й
вi
д
станции, и Т   равно значению регламентного времени до восстановления для j-го
вj
перегона,  рассчитанного  дистанциями в соответствии с "Регламентом устранения
нарушений  нормальной  работы  устройств и систем СЦБ", а значение допустимого
д                   д
коэффициента готовности i-й станции К   и j-го перегона К   рассчитываются  по
гi                  гj
следующим формулам:
n стрелки i
______________
д           n стрелки дороги
К   = (0,945)
гi

                                     n блок-участки j
___________________
д          n блок-участки дороги
К   = (0,97)
гj


 

Приложение А
к Методике оценки и планирования
показателя качества технической
эксплуатации средств ЖАТ

Таблица нарушений правил безопасности движения, последствий отказов средств ЖАТ, технологических нарушений правил их эксплуатации, сформированная на основании [9] и [10]

 N п/п

  Виды транспортных происшествий, 
нарушений правил безопасности  
движения, отказов и сбоев в работе
средств ЖАТ, технологических   
нарушений правил их эксплуатации 

 Содержание транспортных происшествий, нарушений правил безопасности движения,
последствия отказов и сбоев в работе средств ЖАТ, технологических нарушений 
правил их эксплуатации                            

   1  

                 2                

                                       3                                      

                                                 Транспортные происшествия                                                

   1  

Крушение поезда                   

  Столкновение пассажирского, почтово-багажного, грузопассажирского,  людского,
хозяйственного,   грузового   или   иных   поездов   с   другим   поездом   или
железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава  в
пассажирском, почтово-багажном, грузопассажирском, людском,  хозяйственном  или
иных поездах на перегонах и станциях, в результате которых:                   
- погибли люди или нанесен тяжкий вред здоровью людей, или разрушены        
локомотивы или вагоны до степени их исключения из инвентаря парка;            
- нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек         

   2  

Авария                            

  2.1  Столкновение   пассажирского,   почтово-багажного,   грузопассажирского,
людского, хозяйственного, грузового или  иных  поездов  с  другим  поездом  или
железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава  в
пассажирском, почтово-багажном, грузопассажирском, людском,  хозяйственном  или
иных поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден          
железнодорожный  подвижной  состав,  и для его восстановления требуется       
проведение капитального ремонта                                               

 

 

  2.2 Столкновение и сход железнодорожного  подвижного  состава  при  маневрах,
экипировке и других  передвижениях,  в  результате  которых  погибли  люди  или
нанесен тяжкий вред здоровью людей,  или  повреждены  локомотивы  и  вагоны  до
степени  их  исключения  из  инвентаря  парка,  или  поврежден  железнодорожный
подвижной состав, и для его восстановления  требуется  проведение  капитального
ремонта, или нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек

   3  

Происшествие на железнодорожном   
переезде                          

  Столкновение  поезда,  в  том  числе  одиночно   следующего   локомотива,   с
автотракторной техникой на переезде, в результате которого:                   
- погиб человек или причинен тяжкий вред здоровью человека;                 
- поврежден железнодорожный состав;                                         
- возникла чрезвычайная ситуация, при  которой  причинен  вред  здоровью 10 и
более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек     

                           События, связанные с нарушением правил безопасности движения поездов                           

   4  

Нарушения правил безопасности     
движения железнодорожного         
транспорта                        

  4.1  Столкновение   пассажирского,   почтово-багажного,   грузопассажирского,
людского, хозяйственного, грузового или  иных  поездов  с  другим  поездом  или
железнодорожным подвижным составом и сход железнодорожного  подвижного  состава
в пассажирском, почтово-багажном,  грузопассажирском,  людском,  хозяйственном,
грузовом или иных поездах на перегонах и  станциях,  не  приведшие  к  крушению
поезда или аварии                                                             

  4.2 Прием поезда на занятый путь                                            

  4.3 Отправление поезда на занятый перегон                                   

  4.4 Сход железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и     
других передвижениях, не имеющих последствий аварий                           

  4.5  Столкновение   железнодорожного   подвижного   состава   при   маневрах,
экипировке и других перемещениях, не имеющих последствий  аварий,  при  котором
повреждены локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны  в  объеме  текущего
отцепочного или деповского ремонта                                            

  4.6 Неисправность устройств горочной автоматики, приведшая к сходу вагонов  с
рельсов                                                                       

  4.7 Ложное появление на напольном светофоре  разрешающего  показания  сигнала
вместо запрещающего или появление более разрешающего показания  сигнала  вместо
показания, требующего продолжение следования поезда с уменьшенной скоростью   

  4.8 Проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора

  4.9 Перевод централизованной стрелки под  поездом,  маневровым  составом  или
локомотивом, не приведший к их сходу                                          

   4.10 Взрез стрелки, не приведший к сходу вагонов                           

   4.11 Прием или отправление поезда по неготовому маршруту                   

   5  

5.1. Отказы 1-ой категории        

  5.1.1  Отказы  устройств  СЦБ,  УКСПС  в  результате  которых  была  допущена
задержка  пассажирского,  пригородного  или  грузового   поезда   на   перегоне
(станции) на 1 час и более, либо приведшие  к  транспортным  происшествиям  или
событиям, связанным с нарушением правил безопасности  движения  и  эксплуатации
железнодорожного транспорта                                                   

  5.1.2 Неисправности устройств ограждения переездов, вызывающие:             
- самопроизвольное  открытие  переезда  для   движения   автотранспорта   при
нахождении поезда на участке приближения к переезду или на самом переезде;    
- незакрытие переезда для движения автотранспорта  при  нахождении  поезда на
участке приближения к переезду или на самом переезде                          

 

5.2 Отказы 2-й категории          

  5.2.1 Отказы  устройств  СЦБ,  УКСПС,  приведшие  к  задержке  пассажирского,
пригородного или грузового поезда на перегоне (станции)  продолжительностью  от
6 минут до 1 часа либо к ухудшению эксплуатационных показателей               

  5.2.2  Неисправности  устройств  механизации  и  автоматизации  сортировочных
горок, вызвавшие прекращение роспуска состава:                                
- при  которых  происходит  бой  вагонов,  порча грузов  или  имеются  другие
материальные потери, не классифицируемые как событие;                         
- не сопровождаемые материальными потерями                                   

  5.2.3 Отказы в работе устройств диспетчерской централизации: центрального   
поста; трансляций линейных станций                                            

 

5.3 Отказы 3-й категории          

  5.3.1 Неисправности устройств  СЦБ,  вследствие  которых  невозможен  перевод
стрелки на станционных или горочных путях, ложная занятость рельсовых  цепей  и
другие отказы, не вызвавшие задержку поездов или прекращение роспуска состава 

  5.3.2 Неисправности устройств СЦБ, вследствие  которых  невозможно  включение
разрешающего  показания  на  станционном  светофоре,  не  вызывающее   задержку
движения поездов                                                              

 

Для учета показателей, приведенных в таблице, использовать:
- АСУ-Ш-2, КАС АНТ;
- журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ф.ДУ-46);
- книга приема и сдачи дежурств осмотров устройств на переезде (ф.ПУ-76);
- журнал учета повреждений устройств СЦБ (ф.ШУ-78).

 

Приложение Б
к Методике оценки и планирования
показателя качества технической
эксплуатации средств ЖАТ

 

Б.1 Пример расчета интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для дистанции СЦБ

Исходные значения показателей надежности, рассчитанные для конкретных станций и перегонов по дистанции СЦБ на основании [1] с учетом реальных условий эксплуатации:


          п
Ламбда - интенсивность потока отказов (проектная),

              п             -5
SUM Ламбда  = 6172,78x10  (сумма для станций по дистанции)
i

              п             -5
SUM Ламбда  = 1185,23х10  (сумма для перегонов по дистанции)
j

          ф
Ламбда - интенсивность потока отказов (фактическая),

              ф             -5
SUM Ламбда = 410,96 х 10  (сумма для станций по дистанции)
i

              ф            -5
SUM Ламбда = 635,46х 10   (сумма для перегонов по дистанции)
j

          д
Ламбда - интенсивность потока отказов (допустимая),

              д              -5
SUM Ламбда  = 458,89 х 10  (сумма для станций по дистанции)
i
д              -5
SUM Ламбда  = 135,43 х 10  (сумма для перегонов по дистанции)
j

     отк
n    - число отказов,

         отк
SUM n    = 108 (сумма для станций по дистанции)
i    i

         отк
SUM n    = 167 (сумма для перегонов по дистанции)
j
отк
Т    - длительность отказов,

         отк
SUM Т    = 114,93 (сумма для станций по дистанции)
i

         отк
SUM Т   = 380,93 (сумма для перегонов по дистанции)
j

     стрелки шч
n           = 1105 (общее число стрелок по дистанции)

     стрелки дороги
n               =7637 (общее число стрелок по дороге)

     блок-участки шч
n                = 343 (общее число блок-участков по дистанции)

     блок-участки дороги
n                    = 2657 (общее число блок-участков по дороге)

 

    Расчет интегрального показателя качества для дистанции СЦБ:

          п
Ламбда   - интенсивность потока отказов (проектная) на дистанцию,
ШЧ

          п                         -5           -2
Ламбда   = (6172,78+1185,24)х 10  = 7,36 х 10                  формула (6)
ШЧ

          ф
Ламбда   - интенсивность потока отказов (фактическая) на дистанцию,
ШЧ

          ф                       -5          -2
Ламбда  = (410,96+635,46) х 10 = 1,05 х 10                     формула (5)
ШЧ

          д
Ламбда  - интенсивность потока отказов (допустимая) на дистанцию,
ШЧ

          д                       -5           -2
Ламбда  = (454,89+410,96) х 10  = 0,59 х 10                   формула (11)
ШЧ

     отк
n    - суммарное число отказов дистанции,
ШЧ

     отк
n    = 108+167 = 275                                           формула (8)
ШЧ

     отк
Т    - суммарная длительность всех отказов дистанции (ч,чч),
ШЧ

     отк
Т    = 114,93+380,93 = 495,86 (ч,чч)                           формула (9)
ШЧ

      ф
(Т )   - фактическое среднее время восстановления работоспособности
в ШЧ   технических средств ЖАТ по ШЧ (ч,чч),

      ф      495,86
(Т )   = ______ = 1,8 (ч,чч)                                   формула (7)
в ШЧ     275

      д
(К )ШЧ - допустимая величина коэффициента готовности на дистанцию,
г

                    1105          343
____         ____
д             7637         2657
(К )ШЧ = (0.945)     X (0.97)     = 0,98796                   формула (26)
г

      д
(Т )   - нормативная (допустимая) величина длительности всех отказов
в ШЧ   по ШЧ (ч,чч),

               1-0,98796
д     _________________
(Т )  =                -2  = 2,065 (ч,чч)                     формула (10)
в ШЧ  0,98796*0,59*10

     ШЧ
Б       - интегральная оценка по интенсивности потока отказов по ШЧ,
Ламбда
-2
ШЧ       1,05 х 10
Б       = ___________ х 75 =11                                формула (12)
Ламбда            -2
7,36 х 10

     ШЧ
Б       - интегральная оценка по времени восстановления работоспособности
Т        технических средств дистанции,
в

     ШЧ     1,8
Б    = _____ х 75 = 66                                        формула (13)
Т     2,065
в
ШЧ        ШЧ
Рассчитанные значения Б       и Б   округляются в сторону наибольшего
целого числа.              Ламбда    Т
в
ШЧ
Б    - итоговое значение интегрального показателя качества технической
эксплуатации средств ЖАТ,

 

     ШЧ   11 + 66
Б   = _______ = 38,5 (хорошо)                                формула (14).
2

Б.2 Пример определения мест между дистанциями в хозяйстве автоматики и телемеханики дороги

Значения интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ для дистанции по дороге за месяц представлены в таблице Б.1

Таблица Б.1

 ШЧ-2

 ШЧ-3

 ШЧ-4

 ШЧ-6

 ШЧ-9

 ШЧ-10

 ШЧ-12

 ШЧ-13

 ШЧ-14

 ШЧ-15

 ШЧ-17

 ШЧ-18

  45 

  48 

  52 

  49 

  44 

   55 

   39 

   46 

   47 

   54 

   38 

   43 

В соответствии с оценкой ущерба в матрице рисков дистанции распределены следующим образом:

Без ущерба: ШЧ-2, ШЧ-9, ШЧ-12, ШЧ-13, ШЧ-18;
Зеленая зона: ШЧ-3, ШЧ-6, ШЧ-14;
Желтая зона: ШЧ-4, ШЧ-10, ШЧ-17;
Красная зона: ШЧ-15.

Распределение дистанций по дороге с учетом интегрального показателя качества технической эксплуатации средств ЖАТ представлено в таблице Б.2.

Таблица Б.2

   1 

   2 

   3 

   4 

   5 

   6  

   7 

   8  

   9  

  10 

   11 

   12 

 ШЧ-12

 ШЧ-18

 ШЧ-9

 ШЧ-2

 ШЧ-13

 ШЧ-14

 ШЧ-3

  ШЧ-6

 ШЧ-17

 ШЧ-4

 ШЧ-10

 ШЧ-15


 

Б.3 Пример расчета планового значения интегрального показателя качества для дистанции СЦБ

1. Расчет планового показателя качества для дистанции СЦБ на год.

В таблице Б.3 представлены значения показателя качества за 12 месяцев предыдущего года оцениваемой дистанции.

Таблица Б.3

   1   

    2   

   3 

   4   

  5  

  6  

  7  

   8   

     9   

    10  

   11  

   12   

 Январь
2012 

 Февраль
2012  

 Март
2012

 Апрель
2012 

 Май 
2012

 Июнь
2012

 Июль
2012

 Август
2012 

 Сентябрь
2012  

 Октябрь
2012 

 Ноябрь
2012 

 Декабрь
2012  

   47  

   46   

 45,5

  44,5 

  46 

  47 

 46,5

   46  

    45   

   44,5 

   44  

  43,5  

 

              ШЧ
Значение Б      округляется в сторону наибольшего целого числа.
п.год

       ШЧ      47+46+45,5+44,5+46+47+46,5+46+45+44,5+44+43,5
Б     = (_____________________________________________)- (47-43,5) = 42
п.год                       12

    При    наличии    в    дистанции    СЦБ   в   один   из   месяцев   оценки
"неудовлетворительно",  согласно  разделу  4  данной Методики, что не является
характерным  в работе дистанции, для определения значения заданного показателя
качества Б  ,  данный  случай  рассматривается  как  отказ  с  соответствующим
п
временем устранения.
При наличии в дистанции СЦБ в один из месяцев оценки "неудовлетворительно"
по  причине  допущенных  отказов,  что  также не является характерным в работе
шч
дистанции, значение показателя качества этого месяца для расчета Б    ,
ШЧ                                                        год
Дельта Б   не учитывается.
год

2. Расчет планового показателя качества для дистанции СЦБ на месяц.

Например, для расчета плановой показателя качества подразделения на март 2013 года, необходимо получить значения за отработанные месяцы этого года, представленные в таблице Б.4,

Таблица Б.4


01         

         02        

     Январь 2013     

    Февраль 2013   

          43         

         42        

            _ШЧ            ШЧ                        ШЧ
Так как Б     (42,5)> Б     (42), следовательно Б         рассчитывается
месяц         п.год                     п.месяц
по формуле:

                 ШЧ              43 + 42
Б       = 42 - (_______  - 42) = 41,5
п.месяц            2

    Окончательное   значение   планового   интегрального  показателя  качества
ШЧ
Б        на  март  месяц,  с  учетом  значения  планового  показателя  на  год
п.месяц
(42 балла),  намеченных  организационно-технических мероприятий  по  повышению
надежности  и  сложившейся  тенденции на снижение отказов, имеющихся резервов,
устанавливается в размере 41,5 балла.
Аналогичный подход при планировании должен сохраняться все последующие месяцы с целью выполнения заданной оценки на год.
Примечание:
При планировании службой необходимо учитывать, чтобы среднеарифметическое значение показателя качества по дистанциям не превышало заданного показателя качества для службы.

Б.4 Пример расчета нанесенного ущерба от задержки поездов на дистанции СЦБ за Июль месяц

В Июле месяце - 31 день, род тяги - электротяга.

Задержано поездов:
1. Пассажирские поезда - 2, время задержки - 0,33 часа;
2. Пригородные поезда - 23, время задержки - 5,29 часа;
3. Грузовые поезда - 6, время задержки -3,03 часа.

Расходные ставки, определенные для дороги по Методике [7], составляют:
1 поездо-час в грузовом сообщении - 7381,456 руб.;
1 поездо-час в пригородном сообщении - 7447,798 руб.;
1 поездо-час в пассажирском движении - 16501,27 руб.

Нанесенный ущерб от задержки поездов составляет:

(7381,456 х 3,03) + (7447,798 х 5,29) + (16501,27 х 0,33) = 67210 руб.

Для определения места дистанции на матрице рисков рассчитываем интенсивность потока отказов, вызвавших задержку поездов за Июль месяц по формуле:

                                 Ламбда =1/Т .
о

Для этого определяем среднее время наработки на отказ, вызвавший задержку поездов в Июле, по формуле (см. [1]):

                           31х24-8,65
Т = __________ = 23,7
о      31

где:

 в числителе 31 - количество дней в месяце;
24 - количество часов в сутках;
8,65 - сумма времени отказов, вызвавших задержки поездов в часах;

 в знаменателе 31 - число отказов, вызвавших задержки поездов.

    Тогда
-3
Ламбда = 1 / То = 1/23,7 = 0,042 = 42 х 10  .

Соответственно, дистанция СЦБ по нанесенному ущербу согласно матрице рисков (Приложение В):

1. Находится в желтой зоне;
2. Уровень частоты - "случайное";
3. Уровень тяжести последствий - "серьезный".

Примечания.
1. Для простоты расчета время длительности отказа принято равным времени задержки поездов;
2. При теплотяге расходные ставки имеют другие значения;
3. Расходные ставки предоставляются экономической службой дороги.

 

Приложение В
к Методике оценки и планирования
показателя качества технической
эксплуатации средств ЖАТ

 

 

                        Уровни тяжести последствий (величина ущерба)                            

 

  < 50 тыс.руб.

 50 - 200 тыс.руб.

 200 - 4000 тыс.руб.

4000-20000 тыс.руб.

>20000 тыс.руб.

 незначительный

     серьезный    

    критический    

 катастрофический 

  бедственный 

 Уровни частоты                     

       1.      

        2.        

         3.        

        4.        

       5.     

            -1    
Ламбда >=10      

 

Частое      

 

 Ч

       Ч1      

        Ч2        

 

 Уровень риска для
дистанции     

 

  -2             -1
10  <=Ламбда < 10 

 

Вероятное   

 

 В

       В1      

        В2        
Уровень риска  
для дистанции  

         В3        

        В4        

       В5     

  -3             -2
10  <=Ламбда < 10 

 

Случайное   

 

 С

       С1      

        С2        

         С3        

        С4        

 

  -4             -3
10  <=Ламбда < 10 

 

Редкое      

 

 Р

       Р1      

        Р2        

         Р3        

        Р4        

       Р5     

  -5             -4
10  <=Ламбда < 10 

 

Крайне редкое

 

 К

       К1      

        К2        

         К3        

        К4        

       К5     

           -5     
Ламбда < 10       

 

Маловероятное

 

 М

       М1      

        М2        

         М3        

        М4        

       М5     


Рисунок В.1 - Матрица рисков

 

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] "Методическое руководство по управлению ресурсами и рисками в хозяйстве автоматики и телемеханики на основе методологии УРРАН", утвержденное 08.12.2012 ОАО "РЖД".
[2] "Методика расчета показателей эксплуатационной надежности объектов хозяйства автоматики и телемеханики" утвержденная 28.11.2011 ТЩ1 ЦДИ ОАО "РЖД".
[3] "Методика определения среднего времени до восстановления технических средств ЖАТ" утвержденная 21.05.2012 ЩИ ЦДИ ОАО "РЖД".
[4] СТО РЖД 02.044-2011 Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Термины и определения.
[5] ГОСТ Р 54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте.
[6] "Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД", утвержденные 03.04.2008 ОАО "РЖД".
[7] "Методика расчета единых и укрупненных расходных ставок в условиях структурной реформы ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД от 07.07.2008 N 1426р.
[8] "Методические рекомендации по расчету укрупненных расчетных ставок на поездо-час простоя и час простоя поездного локомотива для использования при калькулировании себестоимости услуг ОАО "РЖД" по предоставлению "окон" сторонним организациям", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13.05.2013 N 1077р.
[9] "Положение об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 01.07.2010 N 1419р.
[10] "Положение по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 09.07.2010 N 1493р.