Распоряжение ОАО РЖД от 31.12.2013 N 2986р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2013 г. N 2986р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ НА СБОРКУ, УКЛАДКУ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ ПУТИ С БЕСПОДКЛАДОЧНЫМ РЕЛЬСОВЫМ СКРЕПЛЕНИЕМ АРС НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛАХ

С целью регламентации работ по сборке, укладке, эксплуатации и ремонту железнодорожного пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС на железобетонных шпалах:
1. Ввести в действие с 1 января 2014 г. прилагаемую Инструкцию на сборку, укладку, эксплуатацию и ремонт пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС на железобетонных шпалах (далее - Инструкция).
2. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н., начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Пименову И.Я., руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить использование Инструкции при планировании и выполнении работ по реконструкции (модернизации), ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС.
3. Признать утратившими силу в системе ОАО "РЖД" с 1 января 2014 г. Технические указания на сборку, укладку, эксплуатацию и ремонт бесстыкового пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС на железобетонных шпалах ЦПТ 58.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 31 декабря 2013 г. N 2986р

ИНСТРУКЦИЯ
НА СБОРКУ, УКЛАДКУ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ ПУТИ С БЕСПОДКЛАДОЧНЫМ РЕЛЬСОВЫМ СКРЕПЛЕНИЕМ АРС НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛАХ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция является нормативным документом на сборку, укладку и эксплуатацию пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС (далее - скрепление АРС) на железобетонных шпалах.
1.2. Анкерное рельсовое скрепление АРС предназначено для использования в бесстыковом пути с рельсами Р65 с железобетонными шпалами типа II без ограничения по радиусам кривых и грузонапряженности, в регионах с годовыми амплитудами температуры рельсов до 121°С.
1.3. Содержание бесстыкового пути со скреплением АРС в части соблюдения правил и норм его устройства, укладки, содержания и ремонта должны соответствовать документам [1 - 7].

2. Конструкционные особенности

2.1. Скрепление АРС применяется для прикрепления железнодорожных рельсов типа Р65 к железобетонным шпалам и состоит из несъемного анкера, замоноличенного в шпалу, подрельсовой прокладки, двух подклеммников, двух клемм, двух изоляторов (в рельсовом стыке - изолирующих уголков) и двух эксцентриковых монорегуляторов (приложение 1).
2.2. Конструкция скрепления АРС (приложение 1) предусматривает закрепление рельса безболтовым способом.
2.3. Несъемный анкер рамно-арочного типа (приложение 2, рис.2.1-рис.2.3), замоноличенный в подрельсовой зоне железобетонной шпалы при ее формовке, охватывает подошву рельса и объединяет работу двух клеммных узлов. Изготовление и контроль качества анкера производят в соответствии с требованиями ТУ 3185-005-01115863-2004 [8].
2.4. В-образная пружинная прутковая клемма (приложение 2, рис. 2.4) изготавливается из прутковой стали диаметром 17 мм (чертеж АРС-04.04.001-01). На ранее уложенных участках пути используют клемму из прутковой стали диаметром 16 мм (чертеж АРС-04.04.001), которую допускается эксплуатировать в регионах с годовыми амплитудами температуры рельсов до 105° С на прямых участках пути и в кривых радиусом 650 м и более.
Клемма имеет защитное антикоррозионное покрытие. Прямолинейные концы (усы) клеммы имеют отгиб и размещены в анкерных головках между кронштейнами. Изготовление и контроль качества клемм производится в соответствии с требованиями ТУ 3185-001-01115863-2004 [9].
2.5. Монорегулятор (приложение 2, рис. 2.5 - рис. 2.7), обеспечивает необходимую величину прижатия пружинной клеммой рельса к шпале, путем перестановки монорегулятора с нейтральной (монтажной) позиции на первую, вторую, третью или четвертую позицию. Монорегулятор имеет в своей центральной (монтажной) части форму правильного шестигранника для обеспечения поворота эксцентрика рожковым ключом АРС. Монорегуляторы изготавливают литьем из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) или штампуются из стали. Изготовление и контроль качества литого монорегулятора производится в соответствии с требованиями ТУ 3185-007-01115863-2004 [10], штампованного монорегулятора - в соответствии с ТУ 3185-008-01115863-2004 [11].
2.6. Подклеммник (приложение 2, рис.2.8) с ограничителями его перемещения относительно клеммы, предназначен для защиты поверхности шпалы при опирании клеммы. Подклеммники изготавливаются из стальной полосы. Изготовление и контроль качества подклеммников производят в соответствии с чертежом АРС-04.04.004 и требованиями ТУ 3185-004-01115863-2004 [12].
2.7. Допускается применение подклеммников по чертежу АРС-04.06.014, которые замоноличены в шпалу при ее изготовлении, в этом случае подклеммники по чертежу АРС-04.04.004 для сборки не заказываются.
Специальный подклеммник для "маячных" шпал АРС-04.04.024 (приложение 2, рис. 2.9) обеспечивает продольное перемещение рельса при нормативном закреплении узла скрепления.
Специальный "подклеммник для мостов" АРС-04.11.034 (приложение 2, рис. 2.10) используется совместно с металлической пластиной толщиной 2 мм под рельс, на мостах и других сооружениях, где необходимо обеспечить возможность продольного смещения рельса при закреплении узла скрепления, согласно [2].
2.8. Изолятор по чертежу АРС-04.07.006, и изолирующий уголок по чертежам АРС-04.04.006, АРС-04.05.006СБ (приложение 2, рис. 2.11 - рис. 2.13) предназначены для электрической изоляции подошвы рельса от головок анкеров, восприятия нагрузки от рельса, а также обеспечения ширины рельсовой колеи и ее регулировки. Изолятор имеет центрально расположенный выступ, который размещают между внутренними гранями кронштейнов анкера для исключения горизонтального перемещения изолятора вдоль подошвы рельса, а также имеет нарельсовую и вертикальную полки. В изоляторе по чертежу АРС-04.07.006 нарельсовая полка выполнена с ограничительными выступами для фиксации положения нарельсовой части клеммы. Для обеспечения плавного отвода ширины колеи или регулировки ширины колеи при текущем содержании применяют регулировочные изоляторы с разной толщиной вертикальной полки (АРС-04.07.006-05, АРС-04.07.006-06, АРС-04.07.006-07, АРС-04.07.006-09, АРС-04.07.006-10, АРС-04.07.006-11). Изготовление и контроль качества изоляторов производится в соответствии с требованиями ТУ 3185-006-01115863-2009 [13].
В стыковых зонах используют изолирующие уголки по чертежу АРС-04.04.006 и изолятор по чертежу АРС-04.06.026 (приложение 2, рис. 2.14), на остальном протяжении рельсовой плети используют изоляторы по чертежу АРС-04.07.006. Допускается эксплуатировать изолирующие уголки по чертежам АРС-04.04.006 и АРС-04.05.006СБ, уложенные ранее на всем протяжении рельсовой плети до их выхода из строя.
2.9. Подрельсовая прокладка (приложение 2, рис. 2.15 - рис. 2.16) толщиной 14 мм изготавливается либо формовым способом из высокопрочной резины или полимерно-резинового композита, либо литьевым способом из полимерного материала. Подрельсовая прокладка имеет буртики для препятствия ее смещению. Изготовление и контроль качества подрельсовых прокладок производится по чертежам ЦП 204М-АРС или АРС-04.07.003, ТУ 2539-003-1115863-2007 [14] и техническим требованиям ЦГТГ-11/100 [15]. Допускается эксплуатация подрельсовых прокладок по чертежу ЦП 204-АРС, уложенных ранее.
2.10. Регулировочные пластины (приложение 2, рис. 2.17) применяются (при отсутствии регулировочных изоляторов) на участках пути для устранения отступлений от норматива в содержании ширины рельсовой колеи. Регулировочные пластины изготавливаются по чертежу АРС-04.06.009. Допускается применение регулировочных пластин по другим чертежам, согласованным МГУПС (МИИТ) и владельцем инфраструктуры.
2.11. Для сети железных дорог ОАО "РЖД" применяются следующие подтипы железобетонных шпал с замоноличенными анкерами.
2.11.1. Железобетонная шпала подтипа ШС-АРС чертеж АРС-04.04.010 (приложение 3, рис. 3.1) предназначена для железнодорожного пути с шириной рельсовой колеи 1520 мм. Изготовление и контроль качества шпал производится в соответствии с требованиями ТУ 5864-010-01115863-2013 [16].
В опытном порядке изготавливают железобетонные шпалы подтипа ШС-АРС по чертежу АРС-04.04.210 с замоноличенными подклеммниками по чертежу АРС-04.06.014 (приложение 3, рис. 3.2).
2.11.2. Железобетонная шпала подтипа Ш-А05 4x10 (приложение 3, рис. 3.3) со стержневым армированием по ТУ 5864-091-01115863-2013 [17] изготавливается в коротких формах и предназначена для железнодорожного пути с шириной рельсовой колеи 1520 мм. Отличием от шпал ШС-АРС является увеличенная высота средней и торцевой частей, а также больший угол наклона боковых поверхностей.
2.11.3. Железобетонная шпала подтипа Ш-А05 44x3 (приложение 3, рис.3.4) с проволочным армированием по ТУ 5864-090-01115863-2005 [18] для железнодорожного пути с шириной рельсовой колеи 1520 мм. Отличием от шпал ШС-АРС является увеличенная высота средней и торцевой частей, а также больший угол наклона боковых поверхностей.
2.11.4. Железобетонная шпала подтипа ШС-АРС-К (приложение 3, рис. 3.5) предназначена для эксплуатации в кривых участках пути радиусом 349 м и менее с шириной колеи согласно [1] и эпюрой укладки согласно [3], а также для переходных кривых на этих участках, с переменной шириной колеи. Изготавливается в соответствии с требованиями ТУ 5864-012-01115863-2013 [19], и по своей форме аналогична шпале ШС-АРС.
2.11.5. Железобетонная шпала подтипа Ш-АРС-КУ 4x10 (приложение 3, рис.3.6) со стержневым армированием по ТУ 5864-097-01115863-2011 [20] изготавливается в коротких формах. Предназначена для эксплуатации в кривых участках пути радиусом 349 м и менее с шириной колеи согласно [1] и эпюрой укладки согласно [3], а также для переходных кривых на этих участках, с переменной шириной колеи. Отличием является гантелеобразная форма с повышенным сопротивлением сдвигу в кривых участках пути.
2.11.6. Железобетонная шпала подтипа Ш-АРС-М с элементами креплений охранных приспособлений в виде контруголков предназначена для укладки на мостах с ездой на балласте или других участков пути, где требуется установка контруголков (приложение 3, рис.3.7). Изготавливается в соответствии с требованиями ТУ 5864-094-01115863-2013 [21] в двух исполнениях:
Ш-АРС-М для путей с шириной рельсовой колеи 1520 мм;
Ш-АРС-МК для кривых участков пути радиусом 349 м и менее с шириной колеи согласно [1] и переходных кривых с переменной шириной колеи.
Для крепления контруголков применяют: шуруп путевой 3.24x170 ГОСТ 809-71 исполнение 3 (с четырехгранной головкой для применения с пластмассовым дюбелем); или шуруп путевой с шестигранной головкой по ТУ 1293-165-01124323-2005 укороченный исполнение 2.
2.11.7. Железобетонная шпала "челноковая" типа Ш-АРС-Ч (приложение 3, рис.3.8) предназначена для укладки за устоями мостов с ездой на балласте или других участков пути, где требуется обустройство "челноков" с охранными приспособлениями в виде контруголков. Изготавливается в соответствии с требованиями ТУ 5864-095-01115863-2013 [22] в двух исполнениях:
Ш-АРС-Ч для путей с шириной рельсовой колеи 1520 мм;
Ш-АРС-ЧК для кривых участков пути радиусом 349 м и менее с шириной колеи согласно [1] и переходных кривых с переменной шириной колеи.
2.12. Количество элементов скрепления АРС в подрельсовом узле, а также вес каждого элемента приведены в табл. 2.1, маркировка приведена в Приложении 8. Общая справочная масса деталей в узле скрепления 8,27 кг, масса съемных деталей 3,67 кг.

Таблица 2.1

     Наименование деталей        

      Масса, кг         

   Количество   
единиц в узле 

Анкер                            

          4,6          

        1       

Клемма                           

         0,93          

        2       

Монорегулятор                    

         0,33          

        2       

Подклеммник                      

         0,218         

        2       

Изолятор / уголок изолирующий    

      0,05/0,035       

        2       

Прокладка подрельсовая           

 0,61 (в зависимости от
материала)      

        1       

2.13. Скрепление АРС обеспечивает нормативное усилие прижатия рельсов к шпалам, возможность его регулирования, а также возможность регулировки положения рельса.
2.13.1. Усилие прижатия рельса к шпале зависит от позиции установки монорегулятора и диаметра прутка клеммы и должно соответствовать величинам, приведенным в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Диаметр клеммы    
(мм)              

        Усилие прижатия от одной клеммы (кг)            

  2-ая позиция    

   3-я позиция    

 4-ая позиция   

16                

    260 - 460     

    770 - 970     

  1000 - 1200   

17                

    310 - 550     

   920 - 1160     

  1200 - 1440   

2.13.2. Скрепление АРС обеспечивает возможность регулировки положения рельсовых нитей по высоте до 25 мм при помощи регулировочных прокладок, устанавливаемых под подошву рельса (см. п. 8.6).

3. Комплектация узла рельсового скрепления АРС на предприятиях по производству железобетонных шпал

3.1. Порядок сборки при комплектации узла рельсового скрепления АРС (Приложение 4) на шпалах подтипов ШС-АРС, Ш-А05 4x10, ШС-АРС-К, Ш-АРС-М, Ш-АРС-Ч состоит из следующих операций:
3.1.1. Укладка подрельсовой прокладки на подрельсовую площадку шпалы, при этом буртики подрельсовой прокладки охватывают шпалу.
3.1.2. Раскладка подклеммников. Подклеммник размещают снаружи анкера, при этом сторона с отогнутыми ограничителями перемещений устанавливается вплотную к кронштейнам анкера.
3.1.3. Установка изоляторов производится в перевернутом положении, т.е. нижней рабочей частью вертикальной полки вверх, при этом острую кромку нарельсовой полки располагают на подрельсовой прокладке.
3.1.4. Раскладка клемм "усами" вверх. Клемму надевают на головку кронштейнов анкера, прямолинейный (нарельсовый) участок клеммы укладывают на полку изолятора, закругленные витки клеммы располагают на подклеммнике, огибая его отогнутые ограничители перемещений. Допускается установка клеммы на изолятор с небольшим усилием (натягом).
3.1.5. Установка монорегуляторов. Монорегулятор, ориентируя 1-ой позицией к рельсу, устанавливают монтажным вырезом на усы клеммы так, чтобы треугольный выступ размещался между усами и заводят осевые выступы в крюкообразные проушины кронштейнов анкера. Далее монорегуляторы рожковым ключом последовательно поворачивают в третью позицию.

4. Сборка рельсошпальной решетки на звеносборочной базе

4.1. Сборка новых звеньев рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах со скреплением АРС производится звеньями длиной 25 м в один ярус на сборочном стенде поточным методом в соответствии с утвержденным технологическим процессом [24]. В приложении 5 приведена последовательность операций по сборке узла.

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "4.2.9" следует читать "4.2.8"

4.2. Порядок выполняемых операций по сборке на звеносборочной базе при поставке элементов скрепления АРС без комплектации на шпале приведены в пп. 4.2.1 - 4.2.9 настоящей инструкции.
4.2.1. Раскладка на сборочном стенде железобетонных шпал по эпюре перпендикулярно продольной оси стенда и выравнивание по шнуровой нити. При этом эпюра шпал в пределах всего звена должна быть одинаковой, в том числе в стыковой зоне.
4.2.2. Укладка подрельсовых прокладок на каждую подрельсовую площадку железобетонных шпал.
4.2.3. Укладка краном инвентарных рельсов длиной 25 м.
4.2.4. Раскладка комплектов элементов скрепления на концы и внутреннюю часть шпал.
4.2.5. Установка изоляторов. Нижнюю часть вертикальной полки изолятора устанавливают между боковой гранью подошвы рельса и кронштейнами анкера, при этом нарельсовая полка ложится на подошву рельса сверху, а выступ изолятора, фиксирующий его положение, расположен между кронштейнами анкера.
4.2.5.1. При применении шпал типа Ш-АРС-К (одного типоразмера), для устройства плавного отвода ширины колеи в переходной кривой производят сборку рельсошпальной решетки с использованием регулировочных изоляторов следующих парных комплектов: АРС-04.07.006-05 и АРС-04.07.006-11; АРС-04.07.006-06 и АРС-04.07.006-10; АРС-04.07.006-07 и АРС-04.07.006-09, в соответствии с таблицами 4.1 - 4.2.

Таблица 4.1

Схема формирования плавного отвода ширины колеи регулировочными изоляторами при нормируемой в круговой кривой ширине колеи 1530 мм

 Используемые 
шпалы    

   Формируемая   
ширина колеи  
при сборке РШР 

 1 -я рельсовая нить

 2-я рельсовая нить 

       толщина      
вертикальной   
полки изолятора  

       толщина      
вертикальной   
полки изолятора  

наружная

внутренняя

внутренняя

 Наружная

ШС-АРС,       
1П-А05,       
Ш-АРС-Ч,      
Ш-АРС-М       

      1520       
Прямая      

   8    

    8     

    8    

    8    

ШС-АРС-К,     
Ш-АРС-КУ,     
Ш-АРС-ЧК,     
Ш-АРС-МК      

      1522       
Переходная кривая

   11   

    5     

    5    

    11   

      1524       
Переходная кривая

   10   

    6     

    6    

    10   

      1526       
Переходная кривая

   9    

    7     

    7    

    9    

      1528       
Переходная кривая

   8    

    8     

    8    

    8    

  1528(1530)     
Круговая кривая 

   8    

    8     

    8    

    8    

Таблица 4.2

Схема формирования плавного отвода ширины колеи регулировочными изоляторами при нормируемой в круговой кривой ширине колеи 1535 мм

  Используемые  
шпалы     

   Формируемая  
ширина колеи  
при сборке   
РШР      

1 -я рельсовая нить
толщина вертикальной
полки изолятора  

 2-я рельсовая нить 
толщина вертикальной
полки изолятора  

наружная

внутренняя

внутренняя

Наружная

ШС-АРС,         
Ш-А05,          
Ш-АРС-Ч,        
Ш-АРС-М         

      1520      
Прямая     

    8   

    8    

     8    

    8   

ШС-АРС-К,       
Ш-АРС-КУ,       
Ш-АРС-ЧК,       
Ш-АРС-МК        

      1522      
Переходная   
кривая     

   11   

    5    

     5    

   11   

      1524      
Переходная   
кривая     

   10   

    6    

     6    

   10   

      1526      
Переходная   
кривая     

    9   

    7    

     7    

    9   

      1528      
Переходная   
кривая     

    8   

    8    

     8    

    8   

      1530      
Переходная   
кривая     

    7   

    9    

     9    

    7   

      1532      
Переходная   
кривая     

    6   

    10   

    10    

    6   

        1534    
Круговая кривая

    5   

    11   

    11    

    5   

4.2.5.2. Переход от одной ширины к другой осуществляют в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии - на прямой с номинальным отводом не более 1 мм/м [4]. Допускается отвод ширины колеи осуществлять на длине 10 м.
4.2.5.3. Количество шпал типа Ш-АРС-К (или Ш-АРС-КУ, Ш-АРС-ЧК, Ш-АРС-МК), рассчитывают такое, чтобы обеспечить ими круговую кривую и два участка отвода ширины колеи в переходных кривых, согласно эпюре укладки шпал. Количество регулировочных изоляторов рассчитывают парными комплектами (АРС-04.07.006-05 и АРС-04.07.006-11; АРС-04.07.006-06 и АРС-04.07.006-10; АРС-04.07.006-07 и АРС-04.07.006-09), по количеству шпал, необходимых для формирования каждой ширины колеи (1522, 1524, 1526 и т.д.).
4.2.6. Раскладка подклеммников, предохраняющих поверхность шпалы от разрушения в зоне ее контакта с клеммами. Подклеммник размещают снаружи анкера, при этом сторона с отогнутыми ограничителями перемещений устанавливается вплотную к кронштейнам анкера.
Если при сборке используют шпалы с замоноличенными подклеммниками по чертежу АРС-04.06.014, то данная операция не применяется.
4.2.7. Установка пружинных клемм. Клемму надевают на головку кронштейнов анкера монтажными "усами" положением "вверх" размещая их между кронштейнами анкера, прямолинейный (нарельсовый) участок клеммы укладывают на защитную полку изолятора, закругленные витки клеммы располагают на подклеммнике, огибая его отогнутые ограничители перемещений.
4.2.8. Установка монорегуляторов. Следует помнить, что монорегулятор вначале устанавливается в нейтральную позицию. Эксцентриковые монорегуляторы, ориентируя 1-ой позицией к рельсу, устанавливают монтажным вырезом на усы клеммы так, чтобы треугольный выступ размещался между усами и заводят осевые выступы в крюкообразные проушины кронштейнов анкера. При ручном варианте монтажа на базе ПМС, на эксцентриковый монорегулятор устанавливают рожковый ключ АРС, после чего монорегулятор поворачивают с монтажной (нейтральной) позиции на 1-ую, аналогично с другой стороны рельса установленный монорегулятор поворачивают на 1-ую позицию. Далее монорегуляторы поворачивают на 2-ую позицию с каждой стороны рельса, и аналогично, при необходимости, производят поворот на 3-ю позицию с каждой стороны рельса. При этом направление поворота рожкового ключа АРС должно быть в сторону рельса. Все монорегуляторы собранной на базе рельсошпальной решетки должны находиться на одной и той же позиции - 2-ой или 3-ей.
4.3. Работы по демонтажу рельсошпальной решетки со скреплением АРС выполняют в обратной последовательности.
4.4. Порядок выполняемых операций по сборке на звеносборочной базе при поставке элементов скрепления АРС укомплектованных на шпале приведены в пп. 4.4.1 - 4.4.7 настоящей инструкции.
4.4.1. Раскладка на сборочном стенде железобетонных шпал, укомплектованных элементами скрепления АРС, по эпюре перпендикулярно продольной оси стенда и выравнивание по шнуровой нити.
4.4.2. Демонтаж монорегуляторов с помощью рожкового ключа АРС, с размещением снятых деталей на верхней поверхности шпалы.
4.4.3. Снятие клемм и изоляторов с размещением снятых деталей на верхней поверхности шпалы.
4.4.4. Укладка краном инвентарных рельсов длиной 25 м.
4.4.5. Установка изоляторов, см.п. 4.2.5.
4.4.6. Установка пружинных клемм, см.п. 4.2.7.
4.4.7. Установка монорегуляторов, см.п. 4.2.8.

5. Реконструкция (модернизация) и капитальный ремонт бесстыкового пути со скреплением АРС

5.1. Бесстыковой путь со скреплением АРС укладывают при реконструкции (модернизации) или капитальном ремонте пути по типовой технологии. При выполнении реконструкции (модернизации) или капитального ремонта бесстыкового пути со скреплениями АРС должны соблюдаться требования нормативных документов [2, 3] с учетом особенностей технического обслуживания скреплений АРС.
5.2. Приемку в эксплуатацию отремонтированного участка пути со скреплением АРС осуществляют в соответствии с действующими нормативными документами [31, 2, 3].
5.3. Отремонтированный путь должен соответствовать требованиям [3], при этом:
путь должен быть закреплен, все монорегуляторы установлены в 3-ю позицию;
все клеммы, изоляторы, подклеммники, монорегуляторы должны быть установлены в узлах скрепления АРС;
должны быть проверены положения подрельсовых прокладок;
усилие прижатия клемм к рельсу по обеим рельсовым нитям должно быть не менее указанного в п. 2.13.1 настоящей Инструкции. Проверка усилия прижатия клемм к рельсу проводится выборочно по обеим рельсовым нитям на любых пяти шпалах, находящихся на концах рельсовой плети, на остальной части рельсовой плети данная проверка проводится с равномерным интервалом на трех шпалах на каждом километре по длине рельсовой плети.

6. Укладка рельсошпальной решетки, замена инвентарных рельсов на рельсовые плети бесстыкового пути и ввод рельсовых плетей в оптимальную температуру закрепления

 

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "6.7" следует читать "6.6"

6.1. Укладка в путь рельсошпальной решетки со скреплением АРС, замена инвентарных рельсов на рельсовые плети бесстыкового пути и их ввод в оптимальную температуру закрепления должны производиться в соответствии с п. п. 3-4 [2] и технологическими процессами производства работ [25, 26]. Отличительные особенности укладки скрепления АРС от укладки других типов скреплений приведены в п.п. 6.2 - 6.7 настоящей Инструкции.
6.2. Укладка бесстыкового пути производится в соответствии с проектом, которым устанавливаются границы укладки, длины рельсовых плетей, способы их стыкования. Выполнение ремонтно-путевых работ на бесстыковом пути должно осуществляться при отклонениях температуры рельсовых плетей от температуры их закрепления в пределах значений приведенных в таблице 4.3 [2].
Подготовленный к пропуску поездов железнодорожный путь с железобетонными шпалами и скреплением АРС должен отвечать требованиям [5], все клеммы и монорегуляторы должны быть поставлены на место и закреплены (на 3-ю позицию) на всех шпалах.
6.3. При замене инвентарных рельсов на рельсовые плети или смене рельсовых плетей на участках со скреплением АРС в процессе подготовительных работ разрешается частичное снятие клемм и монорегуляторов в соответствии с требованиями п. 3.3.2 [2], п. 2.2.1 [5] и утвержденного технологического процесса. При этом на оставшихся закрепленных узлах скрепления монорегуляторы должны быть установлены на 3-ю позицию в соответствии с требованиями таблицы 2.2. [5].
6.4. При проведении работ по замене инвентарных рельсов на рельсовые плети должен быть резервный запас съемных элементов скрепления АРС в объеме 0,5% от их общего количества [28].
6.5. Принудительный ввод рельсовых плетей в оптимальную температуру закрепления +/- 5°С выполняют с помощью гидравлических натяжных устройств (далее - ГНУ) или нагревательных установок в соответствии с требованиями п. 4.7 [2] и утвержденного технологического процесса.
6.5.1. Работы по принудительному вводу рельсовых плетей с применением ГНУ выполняют после обязательного вывешивания рельсовых плетей на роликовые опоры или парные скользящие прокладки с малым коэффициентом трения, которые заранее разложены на каждой 15-той шпале. Парные полиэтиленовые пластины могут представлять собой полиэтиленовые прокладки толщиной 5 мм, включающие нижнюю Г-образную с вертикальной полкой, направленной вниз, и верхнюю плоскую (приложение 6, рис. 6.1). Суммарная толщина прокладок с низким коэффициентом трения должна быть не более 10 мм. Кроме того, вместо парных пластин могут применяться опорные ролики для скрепления АРС [2].
6.5.2. На участках со скреплением АРС в кривых радиусами менее 800 м при принудительном вводе плетей в оптимальную температуру закрепления применяются опорные ролики для скрепления АРС [2]. Схема установки опорных роликов представлена в п. 4.7.4 [2].
6.5.3. Анкерные участки должны размещаться вне рельсовой плети, вводимой в оптимальную температуру закрепления, и, как правило, со стороны подвижного конца, включая уравнительный пролет и часть примыкающей к нему рельсовой плети. Закрепление рельсовых плетей на анкерных участках производится путем установки монорегуляторов на 4-ю позицию, согласно утвержденного технологического процесса.
6.5.4. Закрепление рельсовых плетей производится после полного их удлинения, совпадения всех расчетных рисок с контрольными сечениями на шпалах (+/-3 мм) и снятия на каждой 15-й шпале опорных роликов или скользящих прокладок. Рельсовую плеть закрепляют от ее подвижного конца к неподвижному.

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "6.6.1" следует читать "6.5.1"

6.6. Разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути в естественных условиях выполняют в соответствии с требованиями п. 4.6 [2], а также п. 6.6.1. настоящей инструкции - в части вывешивания рельсовых плетей на парные скользящие прокладки или ролики.

7. Сварка рельсовых плетей длиной до блок-участка или перегона на участках пути со скреплением АРС

7.1. Работы по сварке рельсовых плетей машиной ПРСМ до длины блок-участка или перегона должны производиться в соответствии с инструкцией [2] и утвержденным технологическим процессом.
7.2. Если сварка производится с предварительным изгибом, то рельсовые плети вывешиваются над анкерами и устанавливаются на скользуны (приложение 6, рис. 6.2), изготовленные из швеллеров и имеющие по концам прорези, которыми они надеваются на головки анкеров.
7.3. В прямых участках пути создание предварительного изгиба осуществляется сдвижкой вывешенного участка плети в сторону оси пути, поэтому скользуны надеваются на внутренние головки анкеров (приложение 6, рис. 6.3).
7.4. В кривых участках пути сдвиг вывешенного участка рельсовой плети производится наружу кривой, поэтому один конец скользунов надевается на наружную головку анкера, а второй устанавливается на полушпалы, равномерно разложенные вдоль фронта работ с интервалом, соответствующим интервалу размещения скользунов (приложение 6, рис. 6.4).

8. Особенности текущего содержания пути со скреплением АРС

8.1. Содержание пути со скреплением АРС осуществляют в полном соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" [1], "Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути" [4], Инструкцией по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути [2] и "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ" [5].
8.2. Работы по текущему содержанию бесстыкового пути должны производиться при допустимых отступлениях температуры рельсовых плетей от их температуры закрепления по утвержденным технологическим картам и технологическим процессам в соответствии с п. 4.1 [2].
8.3. Наблюдения за работой бесстыкового пути начинаются с момента закрепления плетей. Усиленное внимание при текущем содержании пути должно быть уделено предотвращению угона рельсовых плетей в соответствии с п. 4.2 [2].
8.3.1. Контроль за стабильностью положения рельсовых плетей в продольном направлении осуществляется по смещениям контрольных сечений рельсовой плети относительно "маячных" шпал. Эти сечения отмечают поперечными рисками шириной 10 мм, наносимыми при помощи трафаретов несмываемой светлой (белой) краской: на верх подошвы и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью головки анкера, верх которой тоже окрашивают светлой несмываемой краской (приложение 7). На участках с загрязнением рельсовых плетей внутри колеи разрешается наносить риски с наружной стороны колеи.
8.3.2. В качестве "маячной" выбирается шпала, расположенная напротив пикетного столбика. Верх концов "маячных" шпал с наружных сторон рельса за пределами скреплений окрашивается яркой краской. Для создания сопротивления сдвигу по балласту, "маячная" шпала должна быть хорошо подбита.
На "маячных" шпалах применяется специальный подклеммник "маячный" АРС-04.04.024, который обеспечивает свободное продольное перемещение рельса при установленном на 3-ю позицию монорегуляторе и общем закреплении узла скрепления.
8.3.3. Оборудование "маячных" шпал выполняется до укладки рельсовых плетей, а нанесение рисок на рельсовых плетях и головках анкеров - сразу же после ввода рельсовых плетей в оптимальную температуру закрепления.
8.3.4. Обеспечение контроля за подвижками плетей. Для этого, до производства работ, при которых может произойти смещение "маячной" шпалы, необходимо заменить "маячные" подклеммники АРС-04.04.024 на типовые. Руководитель работ должен проверить на всем протяжении фронта работ положение вертикальных рисок на плети относительно боковых граней анкера на "маячных" шпалах. Если в процессе производства работ происходит смещение "маячной" шпалы относительно рисок на рельсе, то после завершения работ шпалы возвращаются в первоначальное положение.
8.3.5. Контроль за стабильностью положения рельсовых плетей в продольном направлении должен быть дополнен контролем по поперечным створам, устройство которых производится в соответствии с п. 4.2.2 [2].
8.3.6. При обнаружении смещений контрольных сечений следует руководствоваться п. 4.2.3 [2]. Работы по регулировке напряжений выполняются в соответствии с п. 4.2.4 [2].
8.3.7. Для предотвращения угона рельсовых плетей на участке пути необходимо обеспечивать прижатие рельсов к основанию. Контроль за прижатием рельсов к основанию осуществляется специальным прибором "АпАТэК-ИПК-1" (или аналогичным) при весеннем и осеннем осмотрах пути. Данный контроль должен осуществляться по обеим рельсовым нитям не менее чем на 10 шпалах подряд следующим образом:
на коротких рельсовых плетях (L <= 800 м) в трех зонах - на концевых участках (на расстоянии 15-20 м от концов плети) и в средней части плети;
на длинных рельсовых плетях - на концевых участках и через каждые 500 м по длине плети.
Результаты замеров записываются в ведомость, форма которой приведена в [2]. Ведомость хранится в техническом отделе дистанции пути в течение 5 лет.
При снижении усилий прижатия рельса к основанию менее 15 кН, монорегуляторы должны переводиться в 4-ю позицию [2]. Для этого в узле скрепления АРС измеряется суммарное усилие прижатия рельса от двух клемм.
Если при проверке выявлено, что более 30 % скреплений обеспечивает прижатие рельса к основанию ниже допускаемого значения 15 кН, то на всем полигоне проверки монорегуляторы должны переводиться в 4-ю позицию.
8.3.8. При необходимости регулировку усилия прижатия производят сменой пружинной клеммы и (или) подрельсовой прокладки. Если клеммы имеют в ненагруженном состоянии уменьшение высоты отгиба усов клеммы более 5 мм от чертежного размера, то они подлежат изъятию из эксплуатации и замене. Уменьшение высоты отгиба усов определяют по разнице номинального чертежного размера (24 мм) и измеренной от горизонтальной поверхности высоты двух усов клеммы.
8.4. Линейные работники, эксплуатирующие бесстыковой путь на скреплении АРС, должны обеспечивать устойчивость пути против выброса, руководствуясь требованиями [2].
8.5. Работы по регулировке ширины рельсовой колеи бесстыкового пути со скреплениями АРС производят в соответствии с требованиями [6] и настоящей инструкцией.
8.5.1. Толщина полки изоляторов влияет на ширину рельсовой колеи. Изоляторы с толщиной полки менее 3,5 мм считаются дефектными и подлежат замене. Замер толщины полки производится на расстоянии 6 мм от ее торцевой части.
8.5.2. Регулировка ширины рельсовой колеи производится путем установки регулировочных изоляторов с разной толщиной вертикальной полки попарно по чертежам АРС-04.07.006-05 и АРС-04.07.006-11, АРС-04.07.006-06 и АРС-04.07.006-10, АРС-04.07.006-07 и АРС-04.07.006-09 в соответствии с таблицей 8.1.

Таблица 8.1

Регулировка ширины колеи к номинальному значению 1520 мм при помощи регулировочных изоляторов.

 Регулируемая 
ширина    
колеи, мм  

     1-ая рельсовая нить     
толщина вертикальной    
полки изолятора, мм     

     2-ая рельсовая нить    
толщина вертикальной    
полки изолятора, мм    

   наружная   

  внутренняя 

   внутренняя  

  наружная 

1514          

       5      

      11     

       11      

     5     

1515          

       6      

      10     

       11      

     5     

1516          

       6      

      10     

       10      

     6     

1517          

       7      

      9      

       10      

     6     

1518          

       7      

      9      

       9       

     7     

1522          

       9      

      7      

       7       

     9     

1523          

      10      

      6      

       7       

     9     

1524          

      10      

      6      

       6       

     10    

1525          

      11      

      5      

       6       

     10    

1526          

      11      

      5      

       5       

     11    

8.5.3. Для регулировки ширины колеи допускается использование регулировочных пластин изготовленных по чертежу АРС-04.06.009 (приложение 9). Установка пластин производится после снятия изолятора.
Регулировочные пластины устанавливаются вплотную к головке анкера вырезом вверх (приложение 1) и далее вновь устанавливается изолятор.

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "3.6" следует читать "4.2.5.1"

8.5.4. Устройство плавного отвода ширины колеи в кривом участке пути выполняется в соответствии с п. 3.6 настоящей инструкции.
8.6. Скрепление АРС обеспечивает возможность регулировки положения рельсовых нитей по высоте до 25 мм. Исправление просадок, перекосов, отклонений пути по уровню производится в соответствии с утвержденным технологическим процессом [27] и инструкциями [2, 4, 6].
8.6.1. Выправка пути производится путем укладки под подошву рельса регулировочных прокладок размером 144 х 215 мм и толщиной 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 22, 25 мм. Регулировочные прокладки изготавливаются из полимерных материалов. На подрельсовую прокладку допускается укладывать только одну регулировочную прокладку толщиной до 20 мм. При достижении предельной высоты регулировочные прокладки удаляют, а на участке пути производят выправочные работы.
8.6.2. В зависимости от толщины регулировочной прокладки, положение клеммы и позиция монорегулятора должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 8.2.

Таблица 8.2

   Толщина регулировочной
прокладки       
(высота регулировки) 

 Положение 
усов клеммы

      Позиция   
монорегулятора 

      Чертеж      
применяемого   
изолятора    

до 5 мм                  

    вверх  

           3    

   АРС-04.07.006  

6...10 мм                

    вверх  

           2    

   АРС-04.07.006  

11... 12 мм              

     вниз  

           4    

   АРС-04.07.006  

13...18 мм               

     вниз  

           4    

   АРС-04.04.006  

19...25 мм               

     вниз  

           3    

   АРС-04.04.006  

8.6.3. Укладка или снятие регулировочных прокладок производится при снятых монорегуляторах в соответствие с нормативно-технической документацией, действующей в ОАО "РЖД".
8.6.4. На время производства работ выдаются необходимые предупреждения в соответствии с инструкцией [5]:
при выправке пути на величину 11 мм и менее - предупреждение по форме N 2;
при выправке пути на величину от 12 до 25 мм - предупреждение по форме N 1.
8.6.5. Перед выполнением работ по выправке пути на регулировочные прокладки производят снятие монорегуляторов на нескольких концах шпал в зависимости от величины выправки:
до 11 мм - на 8-ми концах шпал, в том числе на 2-х за границей выправки;
от 12 до 15 мм - на 12 концах шпал;
от 16 до 20 мм - на 16 концах шпал;
от 21 до 25 мм - на 20 концах шпал.
Домкрат устанавливают посредине участка раскрепления, регулировочные прокладки укладывают на 4-х концах шпал (на 2-х с одной стороны от домкрата и на 2-х с другой).
8.6.6. При пропуске поезда по месту работ клеммы должны быть закреплены в зависимости от ограничения скорости движения в соответствии с таблицей 6.1 настоящей инструкции. При всех закрепленных узлах скреплений - без ограничения скорости - на каждом конце шпалы.

Примечание редакции.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо "2.12.2" следует читать "2.13.1"

8.6.7. После окончания работ рельс должен быть закреплен на всем протяжении фронта работ постановкой клемм и монорегуляторов в положение, соответствующее п. 2.12.2. настоящей инструкции.
8.7. Для выполнения работ по текущему содержанию бесстыкового пути со скреплением АРС дистанции пути должны иметь инструменты и инвентарь, указанные в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Типовое оснащение дистанций пути и их подразделений инструментом, инвентарем и контрольно-измерительными средствами для работы на бесстыковом пути

          Наименование             

 Кол-во

         Подразделение        

Измеритель прижатия клемм          
"АпАТэК-ИПК-1" (или аналогичный)   
для замера усилия прижатия рельса  

  2   

      Укрупненная бригада     

  1   

  Линейный участок (околоток) 

  1   

        Дистанция пути        

Ключ для монорегулятора            
скрепления АРС                     

  14  

      Укрупненная бригада     

  6   

  Линейный участок (околоток) 

  6   

        Дистанция пути        

Опорный ролик для работы со        
скреплением АРС                    

 120  

      Укрупненная бригада     

  -   

  Линейный участок (околоток) 

 120  

        Дистанция пути        

9. Меры безопасности

Все работы по комплектации шпал элементами скрепления АРС на заводах по производству железобетонных шпал, работы по сборке рельсошпальной решетки со скреплением АРС на звеносборочных базах, и замена инвентарных рельсов на рельсовые плети в действующем пути проводятся в соответствии с требованиями, установленными в "Правилами по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений" ПОТ РО-32-ЦП-625-99 [7] и в "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ" [5].

 

См. Приложения 1-8

 

 

Приложение N 9

Перечень документов, на которые даны ссылки

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
2. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" 29.12.2012 N 2788р.
3. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути. / ОАО "РЖД".- М.: ООО Центр "Транспорт", 2013 Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 N 75р.
4. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 N 2791р.
5. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" 29.12.2012 N 2790р.
6. Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути. Утверждены ЦП МПС России от 30.06.1997 г. N ЦПТ-52.
7. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений" ПОТ РО-32-ЦП-625-99
8. Анкер анкерного рельсового скрепления АРС. Технические условия. ТУ 3185-005-01115863-2004.
9. Клемма анкерного рельсового скрепления АРС. Технические условия. ТУ 3185-001-01115863-2004.
10. Монорегулятор литой анкерного рельсового скрепления АРС. Технические условия. ТУ 3185-007-01115863-2004.
11. Монорегулятор штампованный анкерного рельсового скрепления АРС. Технические условия. ТУ 3185-008-01115863-2004.
12. Подклеммник анкерного рельсового скрепления АРС. Технические условия. ТУ 3185-004-01115863-2004.
13. Уголок изолирующий и изолятор анкерного рельсового скрепления АРС-4. Технические условия. ТУ 3185-006-01115863-2009.
14. Прокладка подрельсовая амортизирующая для рельсового скрепления АРС-4. Технические условия. ТУ 2539-003-01115863-2007.
15. Прокладки-амортизаторы для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Технические требования ЦПТ 11/100. Утверждены 23.12.2009г. ОАО "РЖД".
16. Шпала железобетонная анкерная типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале подтипа ШС-АРС. Технические условия. ТУ 5864-010-01115863-2013.
17. Шпала железобетонная предварительно напряженная анкерная типа Ш-А05 для железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия. ТУ 3185-090-01115863-2005.
18. Шпала железобетонная типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале подтипа Ш-А05 4x10. Технические условия ТУ 5864-091-01115863-2013.
19. Шпала железобетонная типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале подтипа ШС-АРС-К. Технические условия ТУ 5864-012-01115863-2013.
20. Шпала железобетонная предварительно напряженная анкерная типа Ш-АРС-КУ 4x10 для особых участков пути в кривых. Технические условия ТУ 5864-097-01115863-2011.
21. Шпала железобетонная типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале подтипа Ш-АРС-М. Технические условия ТУ 5864-094-01115863-2013.
22. Шпала железобетонная типа II для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале подтипа Ш-АРС-Ч. Технические условия ТУ 5864-095-01115863-2013.
23. Сборник технологических процессов транспортировки, укладки, сварки длинномерных рельсовых плетей в пути с постановкой их в расчетный интервал температур закрепления. Выпуск 3. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2000 г.
24. Технологический процесс сборки звеньев рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах со скреплением АРС на стенде вручную. N к053ц-05. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2005 г.
25. Технологический процесс укладки рельсовых плетей бесстыкового пути со скреплением АРС, ввода их в оптимальный температурный интервал закрепления и сварки до длины блок-участка. N к013ц-04. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2004 г.
26. Технологический процесс замены инвентарных рельсов на плети бесстыкового пути со скреплением АРС и ввода их в оптимальный температурный интервал закрепления. N к139ц-06. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2006 г.
27. Технологический процесс выправки бесстыкового пути со скреплением АРС укладкой регулировочных прокладок. N т519ц-13. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2013 г.
28. Временные нормы расхода материалов на усиленный средний, средний, усиленный подъемочный и подъемочный ремонты пути, планово- предупредительную выправку и текущее содержание пути. N п245ц-09. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2009 г.
29. Опытный технологический процесс укладки рельсовых плетей бесстыкового пути в "окно" со скреплением АРС-4 со сваркой их до длины перегона методом промежуточного литья (АЛТС) и вводом в оптимальный температурный интервал закрепления. N к094ц-06. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2006 г.
30. Опытные технологические процессы окончательного восстановления рельсовой плети бесстыкового пути со скреплением АРС с применением алюмотермитной сварки. N т098ц-06. ПТКБ ЦП МПС. Москва 2006 г.
31 Положение о проведении реконструкции (модернизации) железнодорожного пути. Распоряжение ОАО "РЖД" от 01.07.2009 г. N 1374р.

 

Приложение N 10

Справочное

1. В целях контроля качества, обо всех случаях нештатной работы элементов скрепления АРС следует незамедлительно сообщать в МГУПС (МИИТ), с указанием поставщика продукции.
2. Обо всех замечаниях и предложениях по совершенствованию настоящей Инструкции следует информировать МГУПС (МИИТ).