ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 2436р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО "РЖД" "НОРМЫ И ПРАВИЛА ОСНАЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ И СТАНЦИЙ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ"

В целях удовлетворения потребности ОАО "РЖД" в телекоммуникационных услугах и ресурсах, безусловного обеспечения безопасности движения поездов и управления перевозочным процессом:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2013 года прилагаемый СТО РЖД "Нормы и правила оснащения железнодорожных линий и станций устройствами электросвязи".
2. Руководителям причастных департаментов (управлений), филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

 

СТО РЖД 07.018-2013

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

НОРМЫ И ПРАВИЛА ОСНАЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ И СТАНЦИЙ УСТРОЙСТВАМИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Дата введения - 2013-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом-Бизнес" (ООО "ТрансТелеКом-Бизнес")
2 ВНЕСЕН Центральной станцией связи - филиалом ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением  ОАО "РЖД" от 13.11.2013 г. N 2436р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ РЕАЛИЗОВАНЫ НОРМЫ:
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;
Федерального закона "О техническом регулировании" от 07.12.2002 N 184-ФЗ;
Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и правила оснащения участков железных дорог и станций разных категорий оборудованием цифровых и аналоговых сетей технологической связи с предоставлением требуемого перечня современных телекоммуникационных услуг филиалам и структурным подразделениям ОАО "РЖД".
Настоящий стандарт предназначен для применения структурными подразделениями и филиалами ОАО "РЖД" при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных линий.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53953-2010.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
Е1  - Цифровой поток передачи данных, соответствующий первичному уровню европейского стандарта иерархии PDH с общей пропускной способностью 2,048 Мбит/с;
SHDSL - (Single-pair High-speed + DSL) Технология xDSL, обеспечивающая симметричную дуплексную передачу данных сигнала по паре медных проводников;
STM 1 - Синхронная цифровая иерархия со скоростью потока 155,52 Mбит/с;
STM 4 - Синхронная цифровая иерархия со скоростью потока 622 Мбит/с;
STM 16 - Синхронная цифровая иерархия со скоростью потока 2,5 Гбит/с;
ВОЛП - Волоконно-оптическая линия передачи;
ВОЛС - Волоконно-оптическая линия связи;
ПТЭ  - Правила технической эксплуатации;
СНиП - Строительные нормы и правила;
ШБД  - Широкополосная система беспроводного доступа.

5 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает нормы оснащения первичных и вторичных сетей технологической связи с учетом потребности в каналах связи для участков железнодорожных линий разных категорий.

6 Категории железнодорожных линий и классы железнодорожных станций

6.1 Виды категорирования железнодорожных линий
Основными критериями категорирования железнодорожных линий являются грузонапряженность и скорость, интенсивность и график движения. Также учитываются дополнительные критерии, размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов и специализация железнодорожных линий.
Документом, характеризующим категории железнодорожных линий в соответствии с таблицей 6.1 являются нормы [1].

Таблица 6.1.

  Категория 
железных  
дорог   

    Назначение железных дорог       

     Расчетная годовая     
приведенная        
грузонапряженность    
(нетто в грузовом     
направлении) на 10-й год 
эксплуатации,       
млн. ткм/км (включительно)

   Высоко-  
скоростные 

Железнодорожные магистральные линии 
для движения пассажирских поездов со
скоростью свыше 200 км/ч            

             -             

 Скоростные 

Железнодорожные магистральные линии 
для движения пассажирских поездов со
скоростью от 141 до 200 км/ч        
включительно                        

             -             

Особо грузо-
напряженные 

Железнодорожные магистральные линии 
для большого объема грузовых        
перевозок                           

          свыше 50         

      I     

Железнодорожные магистральные линии 

        св. 30 до 50       

     II     

То же                               

        св. 15 до 30       

     III    

То же                               

        св. 8 до 15        

     IV     

Железнодорожные линии               

            до 8           

      -     

Внутристанционные соединительные и  
подъездные пути                     

       Независимо от       
грузонапряженности    

Примечания                                                                     
1 Приведенная грузонапряженность определяется с учетом числа и массы грузовых  и
пассажирских поездов.                                                          
2 Максимальная скорость  движения  пассажирских  поездов  предусматривается:  на
особо грузонапряженных линиях - до 120  км/ч  (при  соответствующем  обосновании
допускается до 160 км/ч), на линиях I и II категорий - 160 км/ч, III категории -
до 120 км/ч и IV категории - до 80 км/ч.                                       
3 Подъездные и внутристанционные соединительные пути при  максимальной  скорости
движения поездов свыше 80 км/ч должны удовлетворять нормам железнодорожных линий
III категории.                                                                  
4  К  внутристанционным  соединительным  путям   относятся   пути,   ведущие   к
контейнерным  площадкам,  базам,  сортировочным  платформам,  пунктам   очистки,
промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства  других
технологических операций.                                                      

6.2 Классификация железнодорожных станций
Железнодорожные станции классифицируются в зависимости от функционального назначения и роли в перевозочном процессе как пассажирские, грузовые, технические и промежуточные.
Станции, к которым примыкает не менее трех магистральных направлений, относятся к узловым. В зависимости от объемов и сложности работы в целях определения размеров бюджетных затрат, при проектировании, строительстве, реконструкции станции подразделяются на классы: внеклассные, I, II, III, IV и V классов. В соответствии классность станций определяют оценкой ее работы в баллах согласно таблице 6.2.

Таблица 6.2.

                   Баллы                   

           Класс станции          

                 Свыше 100                

            Внеклассная           

                   40...99                

                 I                

                   18...39                

                II                

                   8...17                 

                III               

                   1,5...7                

                IV                

                  До 1,5                  

                 V                

Дополнительными характеристиками железнодорожных станций является их пропускная и перерабатывающая способности, а также емкость - максимально возможное количество вагонов, которое одновременно может находиться на станции при сохранении ее работоспособности.

7 Оснащенность устройствами технологической связи участков железных дорог и станций разных категорий

7.1 Устройства технологической связи для участков железнодорожных линий высокоскоростных, скоростных, особо грузонапряженных и I категории должны содержать:
a)  цифровую  первичную  сеть технологической связи на основе ВОЛП и синхронных систем
передачи уровня не ниже STM-16, IP-технологий с пропускной способностью не ниже 10 Гбит/с,
кольцевой  структуры,  обеспечивающую  коэффициент  готовности  не хуже 0,999, коэффициент
-7
ошибки для передачи информации не хуже 10  ;
б) сети доступа к объектам инфраструктуры и охраняемым объектам для систем мониторинга и администрирования, информационно-управляющих систем и систем физической защиты объектов;
в) цифровую систему технологической радиосвязи, обеспечивающую:
1) радиотелефонную поездную, станционную и ремонтно-оперативную радиосвязь с применением группового и индивидуальных вызовов;
2) индивидуальный вызов машинистов по номеру поезда и локомотива;
3) каналы передачи данных для систем железнодорожной автоматики, со скоростью передачи
-4
данных не менее 2,0 кбит/с и коэффициентом ошибки не хуже 10  ;
г) систему радиосвязи, обеспечивающую в соответствии с правилами [2] поездную, станционную и ремонтно-оперативную радиосвязь.
д) беспроводные каналы передачи данных;
е) централизованную систему информирования пассажиров, двухстороннюю парковую связь, оповещение о приближении подвижного состава специалистов ОАО "РЖД" работающих на железнодорожных путях;
ж) общетехнологическую связь;
з) систему тактовой сетевой синхронизации;
и) единую систему мониторинга и администрирования.
7.1.1 Основные технико-эксплуатационные характеристики цифровых систем поездной радиосвязи на скоростных и высокоскоростных линиях должны соответствовать следующим требованиям:
- обеспечение вероятности связи с железнодорожным подвижным составом по месту и времени не хуже 95%;
- минимально допустимый уровень радиосигнала в диапазоне 460 МГц - минус 85 дБ (1 мВт);
- минимально допустимый уровень радиосигнала в диапазоне 900 МГц - минус 92 дБ (1 мВт).
Поездная радиосвязь гектометрового (2 МГц) и метрового (160 МГц) радиочастотных диапазонов на высокоскоростных линиях используется в качестве резерва цифровым системам поездной радиосвязи.
7.2 Устройства технологической связи для участков железнодорожных линий II категории должны содержать:
а)  цифровую  первичную  сеть  технологической  связи на основе ВОЛП синхронных систем
передачи  уровня  не ниже STM-4, IP-технологий с пропускной способностью не ниже 1 Гбит/с,
кольцевой  структуры,  обеспечивающую  коэффициент  готовности  не хуже 0,999, коэффициент
-7
ошибки для передачи информации не хуже 10  ;
б) выделенные с использованием установленных на станциях первичных мультиплексоров каналы "точка-точка" с сонаправленным стыком 64 кбит/с в соответствии с рекомендациями [3] для систем железнодорожной автоматики;
в) сети доступа к объектам инфраструктуры и охраняемым объектам, для систем мониторинга и администрирования, информационно-управляющих систем и систем физической защиты объектов;
г) цифровую или аналоговую систему технологической радиосвязи обеспечивающую:
1) радиотелефонную поездную, станционную и ремонтно-оперативную радиосвязь с применением группового и индивидуального вызовов;
2) беспроводные каналы передачи данных (в т.ч. широкополосные системы беспроводного доступа) на крупных железнодорожных узлах и станциях.
д) централизованную систему информирования пассажиров, двухстороннюю парковую связь, оповещение о приближении подвижного состава специалистов ОАО "РЖД" работающих на железнодорожных путях;
е) общетехнологическую связь с использованием услуг других операторов;
ж) систему тактовой сетевой синхронизации;
з) единую систему мониторинга и администрирования.
7.3 Устройства технологической связи для участков железнодорожных линий III категории должны содержать:
а) волоконно-оптическую линию передачи или кабельную линию связи с медными жилами;
б)  цифровую первичную сеть технологической связи на основе синхронных систем передачи
уровня не ниже STM-1, мультиплексоров (кросс-коннекторов) с интерфейсами Е1 с подключением
по  SHDSL, IP-технологий с пропускной способностью не ниже 100 Мбит/с, кольцевой структуры
ВОЛП/ВОЛС,  обеспечивающую  коэффициент  готовности не хуже 0,995 и коэффициент ошибки для
-7
передачи информации не хуже 10  ;
в) выделенные с использованием установленных на станциях первичных мультиплексоров каналы "точка-точка" с сонаправленным стыком 64кбит/с в соответствии с рекомендациями [3] для систем железнодорожной автоматики;
г) сети доступа к объектам инфраструктуры и охраняемым объектам, для систем мониторинга и администрирования, информационно-управляющих систем и систем физической защиты объектов;
д) систему аналоговой, цифровой или спутниковой радиосвязи, обеспечивающую организацию поездной и станционной радиосвязи;
е) общетехнологическую связь с использованием услуг других операторов;
ж) систему тактовой сетевой синхронизации;
з) единую систему мониторинга и администрирования;
и) оперативно-технологическую связь.
7.4 Устройства технологической связи для участков железнодорожных линий IV категории должны содержать:
а) волоконно-оптическую линию передачи или кабельную линию с медными жилами, или радиорелейную линию, или арендованные у сторонних операторов ресурсы связи (определяется исходя из существующих технических средств ОАО "РЖД" и сторонних операторов);
б)  цифровую  первичную  сеть  технологической  связи  ОАО  "РЖД"  или  арендованные у
сторонних  операторов ресурсы связи на основе синхронных систем передачи требуемого уровня
(по расчету), обеспечивающую коэффициент готовности не хуже 0,995 и коэффициент ошибки для
-7
передачи информации не хуже 10  ;
в) выделенные с помощью установленных на станциях первичных мультиплексоров ОАО "РЖД" или с использованием ресурсов связи, арендованных у сторонних операторов каналы типа "точка-точка" с сонаправленным стыком 64 кбит/с в соответствии с рекомендациями [3] для систем железнодорожной автоматики;
г) сети доступа ОАО "РЖД" к объектам инфраструктуры и охраняемым объектам для систем мониторинга и администрирования, для информационно-управляющих систем и систем физической защиты объектов;
д) систему радиосвязи, обеспечивающую организацию аналоговой, цифровой или спутниковой поездной радиосвязи;
е) общетехнологическую связь, основанную на услугах других операторов;
ж) систему тактовой сетевой синхронизации;
з) единую систему мониторинга и администрирования;
7.5 Электроснабжение устройств технологической связи для всех категорий участков железнодорожных линий должно быть предусмотрено как для потребителей электрической энергии 1 категории особой группы.
Электропитающие установки должны включать третьи источники электроснабжения (автоматизированные дизель-генераторные установки или аккумуляторные батареи), обеспечивающие не менее 8 часов непрерывной работы при отключении основного и резервного внешних источников электроснабжения.

Библиография

[1] СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм"
[2] Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Минтранс России, 2010 г.
[3] Рекомендация МСЭ-Т G.703 "Физические и электрические характеристики интерфейсов цифровой иерархии"