ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент -
начальник Департамента
безопасности движения ОАО "РЖД"
Ш.Н.Шайдуллин
01.10.2013 г. N 349

 

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПЕРСОНАЛА, СВЯЗАННОГО С ПОЕЗДНОЙ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ, ВКЛЮЧАЯ СИСТЕМУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. "Методика оценки знаний персонала, связанного с поездной и маневровой работой, включая систему показателей" (далее - Методика) регламентирует порядок комплексного использования "Корпоративной автоматизированной системы контроля знаний работников, связанных с обеспечением безопасности движения, на базе СДО (КАСКОР на базе СДО)" в структурных подразделениях ОАО "РЖД" в рамках процессов: аттестации (Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р), викторины по ПТЭ (Положение ОАО "РЖД" от 15.08.2012г. N 1647р), внутреннего аудита знаний работников (раздел 7).
1.2. Методика соответствует требованиям следующих руководящих документов:
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии" от 11.07.2012г. N 231 (далее - Приказ Минтранса России от 11.07.2012г. N 231);
- Распоряжение Президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина "О проведении аттестации работников ОАО "РЖД", производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях необщего пользования" от 26.03.2013г. N 731р (далее - Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р).
1.3. Методика распространяется на должности и профессии работников ОАО "РЖД", связанные с обеспечением безопасности движения и установленные Распоряжением ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р.
1.4. Методика разработана в развитие "Положения о проверке результатов технического обучения работников ОАО "РЖД", производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой", утвержденного вице-президентом ОАО "РЖД" А.Г.Тишаниным от 27.05.2010г. N 9355 (далее - Положение ОАО "РЖД" от 27.05.2010г. N 9355).
Положение ОАО "РЖД" от 27.05.2010г. N 9355 с момента утверждения Методики не применяется.

2. ЭЛЕМЕНТЫ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Составными элементами профессиональных знаний, характеризующих уровень готовности работника к эффективному и безопасному выполнению своих должностных обязанностей, являются:
- знания руководящих документов;
- профессиональные навыки;
- профессиональные умения;
- профессионально-психологическая подготовленность.

2.1. Знания руководящих документов
2.1.1. Знания руководящих документов - регламентированная руководящими документами информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, работник принимает решения, выбирает способы действий и оценивает результаты.
Знания руководящих документов работники получают в учебных заведениях, посредством самостоятельной подготовки и в процессе своей трудовой деятельности, в том числе с использованием специализированных обучающих технических и информационных средств.
2.1.2. Необходимым условием, обеспечивающим качество знаний, является полное определение объемов необходимых знаний руководящих документов по должностям и профессиям работников в соответствии с требованиями пункта 30 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р.
Установленные объемы знаний должны охватывать как нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, так и внутренние руководящие документы ОАО "РЖД".
2.1.3. Объемы знаний руководящих документов для каждой должности (профессии) работников ОАО "РЖД" дифференцируются по следующим уровням:
- общесетевые, применимые для всех работников соответствующей должности (профессии) всех структурных подразделений Компании. Общесетевые объемы знаний устанавливаются и своевременно актуализируются по всему перечню должностей и профессий каждого из хозяйств соответствующей аттестационной комиссией центрального уровня (Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р): Центральной комиссией ОАО "РЖД", комиссиями подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", органов управления филиалов ОАО "РЖД", структурных подразделений ОАО "РЖД";
- региональные, применимые для всех работников должности (профессии) структурных подразделений в рамках соответствующей региональной дирекции. Региональные объемы знаний по должностям и профессиям устанавливаются и своевременно актуализируются аттестационными комиссиями региональных дирекций;
- местные, применимые для работников должности (профессии) в рамках конкретных структурных подразделений региональных дирекций. Местные объемы знаний по должностям и профессиям устанавливаются и своевременно актуализируются аттестационной комиссией соответствующего структурного подразделения региональной дирекции.
Общесетевые и/или региональные объемы знаний устанавливаются аттестационными комиссиями в том числе и по всем должностям и профессиям работников всех региональных и/или линейных подразделений соответствующего хозяйства, которые проходят аттестацию в нижестоящих аттестационных комиссиях.
В устанавливаемых аттестационными комиссиями общесетевых объемах знаний в части ПТЭ (включая ИДП и ИСИ) приводится ссылка на Приложение N 3 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р.
Общесетевые, региональные и местные объемы знаний утверждаются руководителями соответствующих подразделений.
Форма ведения общесетевых, региональных и местных объемов знаний представлена в Приложении N 1 к Методике.
Полный объем знаний руководящих документов складывается из комплекса общесетевых, региональных и местных объемов знаний должности (профессии) работников конкретного подразделения ОАО "РЖД".
2.1.4. При образовании в рамках одного подразделения ОАО "РЖД" дополнительных аттестационных комиссий (пункт 17 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р), всеми комиссиями совместно разрабатываются единые по подразделению объемы знаний соответствующего уровня по должностям и профессиям работников.
2.1.5. Секретарь аттестационной комиссии или другой выделенный в подразделении ОАО "РЖД" работник своевременно обеспечивает по должностям и профессиям работников загрузку в КАСКОР на базе СДО (раздел "Документы" режим "Самоподготовка"):
- утвержденные объемы знаний соответствующего уровня;
- все руководящие документы, включенные в утвержденные объемы знаний соответствующего уровня.

2.2. Профессиональные навыки
2.2.1. Профессиональные навыки - доведенные до автоматизма способы эффективного выполнения профессиональных действий. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые работником действия.
Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам - (перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий.
Важнейшим свойством профессионального навыка является обеспечение выполнения определенных действий автоматизировано, машинально, без концентрации внимания на самой технике действия, что позволяет одновременно концентрировать внимание на другом, более важном объекте.
2.2.2. Профессиональные навыки могут быть отработаны только в процессе систематической практики на конкретном рабочем месте или специализированном тренажере, полностью идентичном рабочему месту.

2.3. Профессиональные умения
2.3.1. Профессиональные умения - освоенные работником комплексные способы успешного выполнения сложного профессионального действия в различных ситуациях.
В профессиональном умении объединены знания руководящих документов и профессиональные навыки со специальной обученностью работника использовать их для своевременных и правильных действий на практике. В умении есть элементы автоматизма (профессиональных навыков), но в целом оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от профессионального навыка, в нем всегда активно мышление.
2.3.2. Совершенствование профессиональных умений происходит как в ходе повседневной практики, так и в процессе технического обучения работников, проводимого в плановом порядке.

2.4. Профессионально-психологическая подготовленность
2.4.1. Основными аспектами профессионально-психологической подготовленности работников ОАО "РЖД", связанных с обеспечением безопасности движения, являются:
- степень психологической пригодности человека к напряженной оперативной работе;
- уровень внутренней убежденности работника в том, что все требования руководящих документов необходимо неукоснительно выполнять в любых производственных условиях.
2.4.2. Сознательные нарушения (работник изначально знает, что нарушает) можно классифицировать следующим образом:
- нарушения из-за низкого уровня дисциплины;
- нарушения в целях "ускорения работы";
- нарушения из-за принципиальной убежденности работника в отсутствии необходимости выполнять определенные требования руководящих документов.
2.4.3. Уровень внутренней убежденности работника в необходимости постоянного выполнения всех требований руководящих документов в существенной степени зависит от соответствующей работы руководителей подразделений и качества проверок ревизорского аппарата. При выявлении фактов сознательного нарушения требований руководящих документов должны приниматься меры дисциплинарного воздействия, осуществляться дополнительные проверки выполнения работником должностных обязанностей.

3. ЭЛЕМЕНТЫ ЗНАНИЙ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ В КАСКОР НА БАЗЕ СДО

3.1. В КАСКОР на базе СДО оцениваются следующие элементы знаний работников ОАО "РЖД", связанных с обеспечением безопасности движения:
- знания руководящих документов (пункт 2.1.);
- часть профессиональных умений (пункт 2.3.), исключая элементы профессиональных навыков (пункт 2.2.). Соответствующая оценка осуществляется посредством использования специализированных вопросов - контрольных упражнений и деловых игр.
Контрольное упражнение - описание практической ситуации (в том числе нестандартной) с требованием выбрать правильный вариант действий (Приложение 2);
Деловая игра - пошаговое развитие практической ситуации с требованиями выбора правильного варианта действий на каждом шаге (Приложение 3).
3.2. Другие элементы готовности работника к самостоятельной работе оцениваются:
- практические навыки - в процессе стажировки на конкретном рабочем месте или тренажере, полностью идентичном рабочему месту;
- психологическая пригодность человека к напряженной оперативной работе - по отдельным специализированным методикам в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- внутренняя убежденность в необходимости выполнения требований руководящих документов - по результатам проверок руководителей подразделений и ревизорского аппарата.

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАСКОР НА БАЗЕ СДО

4.1.1. Контрольные вопросы КАСКОР на базе СДО дифференцируются по должностям (профессиям) работников и разрабатываются в соответствии с установленными объемами знаний общесетевого, регионального и местного уровней (пункт 2.1.).
4.1.2. В основу процессов разработки, изменения и использования контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО закладываются принципы:
- проверки знаний не дословного содержания формулировок руководящих документов, а понимания требований совокупности их положений применительно к практическим действиям работников;
- использования единого перечня вопросов (аттестационные вопросы КАСКОР на базе СДО) при самоподготовке работников и во всех процессах проверок знаний;
- непрерывного обновления и актуализации вопросов пользователями.
4.1.3. Все контрольные вопросы КАСКОР на базе СДО имеют только один правильный вариант ответа.
4.1.4. Контрольный вопрос КАСКОР на базе СДО включает в себя следующие элементы:
- наименование вопроса, включающее в себя сокращенное обозначение темы и порядковый номер вопроса в рамках темы. Например: "ПТЭ-1-В-1"
- текст вопроса;
- одна картинка к вопросу (необязательный элемент). Для загрузки в систему предоставляется отдельным файлом расширений jpg, bmp или gif;
- не менее трех текстовых вариантов ответа на вопрос. Каждый вариант ответа должен иметь признак правильности: правильный (только один вариант ответа) или неправильный;
- комментарии к вариантам ответов для подсистемы самоподготовки работников. Отсутствие комментария допускается в случаях непосредственного формирования существа правильного варианта ответа из содержания пунктов руководящих документов, указываемых в элементе вопроса "узкое" место;
- "узкое" место для неправильных вариантов ответов - пункты руководящих документов, которые работник не знает. "Узкое" место должно быть представлено максимально коротко набором трех элементов: сокращенное обозначение инструкции, номер раздела (главы, приложения), номер пункта. Например: "ПТЭ раздел I пункт 2";
- перечень должностей и профессий работников (в необходимых случаях с указанием разрядов, классов и квалификаций), для которых вопрос применим.
Примеры постановки контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО представлены в Приложениях 2 и 3.
4.1.5. Размеры композиции "текст вопроса, картинка и варианты ответов" для обеспечения удобства восприятия на экране 17' LCD монитора разрешением 1280x1024 должны быть: по ширине - не более 1000 пикселей, по высоте - не более 900 пикселей.
4.1.6. Контрольные вопросы КАСКОР на базе СДО распределяются по тематикам (например, по разделам руководящих документов), в соответствии с которыми они представляются для проработки в режиме самоподготовки системы. В целях обеспечения возможности полной проработки вопросов на занятии самоподготовки количество вопросов в каждой теме не должно превышать 50.
4.1.7. Контрольные вопросы КАСКОР на базе СДО дифференцируются в соответствии с установленными объемами знаний (пункт 2.1.) на общесетевые, региональные и местные.
4.1.8. Разработка, актуализация и загрузка контрольных вопросов в КАСКОР на базе СДО осуществляются аналогично объемам знаний соответствующего уровня (пункт 2.1.).
4.1.9. Рассмотрение новых контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО, сформированных в рамках требований пунктов 7.9., 8.5., 9.3., и поступающих замечаний на утвержденные контрольные вопросы осуществляется аттестационными комиссиями соответствующих подразделений ОАО "РЖД".
Секретарь аттестационной комиссии не позднее 30 календарных дней с дат:
- фактического проведения проверки знаний в своей аттестационной комиссии, в рамках которой были представлены новые контрольные вопросы;
- официального поступления новых контрольных вопросов от аттестационных комиссий подчиненных подразделений;
- выявления ошибки в утвержденных контрольных вопросах обеспечивает:
- по вопросам уровня своей аттестационной комиссии (пункт 4.1.7.): утверждение руководителем подразделения ОАО "РЖД" изменений в действующем перечне контрольных вопросов и их загрузку в КАСКОР на базе СДО;
- по вопросам уровня вышестоящей аттестационной комиссии (пункт 4.1.7.): официальное направление соответствующих предложений в адрес вышестоящего подразделения ОАО "РЖД".

5. САМОПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ

5.1. Режим "Самоподготовки" КАСКОР на базе СДО функционирует только в рамках процессов внутреннего аудита знаний работников (раздел 7) и аттестации (Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р).
5.2. Режим "Самоподготовки" КАСКОР на базе СДО обеспечивает по должностям и профессия работников:
- просмотр утвержденных объемов знаний всех уровней;
- просмотр руководящих документов, включенных в утвержденные объемы знаний;
- проработку утвержденных контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО по установленным тематикам (пункт 4.1.6.) с функцией отображения комментариев к неправильным вариантам ответов;
- проработку тестовых экзаменационных билетов по схемам:
* полной аттестационной;
* не полной общесетевой аттестационной;
* не полной региональной аттестационной;
* не полной местной аттестационной;
* региональной внутреннего аудита;
* местной внутреннего аудита;
- просмотр контрольных вопросов, заданных работнику при предыдущих проверках знаний, с отображением выбранных и правильных вариантов ответов.
5.3. Утвержденные контрольные вопросы КАСКОР на базе СДО предоставляются для изучения работникам подразделений ОАО "РЖД" только в рамках режима "Самоподготовки".

6. ВЕДЕНИЕ СХЕМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

Включение конкретных вопросов в экзаменационный билет проверки знаний КАСКОР на базе СДО осуществляется случайным образом в момент фактического запуска проверки в соответствии с установленными схемами экзаменационных билетов по должностям и профессиям работников.
Схемы экзаменационных билетов определяют:
- ограничение времени на прохождение проверки знаний;
- общее количество вопросов, включаемых в экзаменационный билет;
- общее распределение числа вопросов по уровням вопросов (общесетевые, региональные, местные);
- распределение числа вопросов каждого уровня по тематикам контрольных вопросов.
В КАСКОР на базе СДО по каждой должности (профессии) работников применяются общесетевые, региональные и местные схемы экзаменационных билетов.

6.1. Общесетевые схемы
6.1.1. В число общесетевых схем экзаменационных билетов входят:
- полная аттестационная схема;
- не полная аттестационная схема;
- схема финала Викторины по ПТЭ.
6.1.2. Полная аттестационная схема экзаменационного билета используется при первичных, периодических и внеочередных аттестациях по всему объему знаний.
По каждой должности (профессии) работников в рамках всех подразделений ОАО "РЖД" применяется одна полная аттестационная схема экзаменационного билета, формируемая:
- Центральной комиссией ОАО "РЖД", комиссиями подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", органов управления филиалов ОАО "РЖД", структурных подразделений ОАО "РЖД" (для всех должностей и профессий работников соответствующих хозяйств) в части:
* ограничения времени на прохождение аттестационной проверки;
* общего количества вопросов, включаемых в билет;
* общего распределения числа вопросов по уровням вопросов (общесетевых, региональных, местных);
* распределения числа общесетевых вопросов по тематикам контрольных вопросов;
- аттестационными комиссиями региональных дирекций в части:
* распределения числа региональных вопросов по тематикам контрольных вопросов;
- аттестационными комиссиями структурных подразделений региональных дирекций в части:
* распределения числа местных вопросов по тематикам контрольных вопросов.
6.1.3. Не полная общесетевая аттестационная схема экзаменационного билета используется при внеочередных аттестациях по новым руководящим документам общесетевого уровня (пункт 13 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р).
Порядок формирования не полной общесетевой аттестационной схемы экзаменационного билета аналогичен изложенному в пункте 6.1.2.
6.1.4. Схема экзаменационного билета финала Викторины по ПТЭ формируется организационным комитетом финала Викторины по ПТЭ в соответствии с Положением ОАО "РЖД" от 15.08.2012г. N 1647р.

6.2. Региональные схемы
6.2.1. В число региональных схем экзаменационных билетов входят:
- не полная региональная аттестационная схема;
- региональная схема внутреннего аудита;
- схема региональной Викторины по ПТЭ.
6.2.2. Не полная региональная аттестационная схема экзаменационного билета используется при внеочередных аттестациях по новым руководящим документам регионального уровня (пункт 13 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р).
По каждой должности (профессии) работников в рамках всех подразделений ОАО "РЖД" выделенного региона применяется одна не полная региональная аттестационная схема экзаменационного билета, формируемая:
- аттестационными комиссиями региональных дирекций в части:
* ограничения времени на прохождение проверки;
* общего количества вопросов, включаемых в билет;
* общего распределения числа вопросов по уровням вопросов (региональных, местных);
* распределение числа региональных вопросов по тематикам контрольных вопросов;
- аттестационными комиссиями структурных подразделений региональных дирекций в части:
* распределение числа местных вопросов по тематикам контрольных вопросов.
6.2.3. Региональная схема внутреннего аудита используется в процессе внутреннего аудита знаний на региональном уровне (раздел 7).
По каждой должности (профессии) работников в рамках всех подразделений ОАО "РЖД" выделенного региона применяется одна региональная схема внутреннего аудита, формируемая:
- выделенными "проверяющими" (раздел 7) на уровне региональных дирекций (для всех должностей и профессий работников всех подчиненных подразделений дирекции) в части:
* ограничения времени на прохождение проверки;
* общего количества вопросов, включаемых в билет;
* общего распределения числа вопросов по уровням вопросов (общесетевых, региональных, местных);
* распределения числа общесетевых и региональных вопросов по тематикам контрольных вопросов;
- выделенными "проверяющими" (раздел 7) структурных подразделений региональной дирекции в части:
* распределения числа местных вопросов по тематикам контрольных вопросов.
6.2.4. Схема экзаменационного билета региональной Викторины по ПТЭ формируется организационным комитетом Викторины по ПТЭ региона в соответствии с Положением ОАО "РЖД" от 15.08.2012г. N 1647р.

6.3. Местные схемы
6.3.1. В число региональных схем экзаменационных билетов входят: не полная местная аттестационная и местная схема внутреннего аудита.
6.3.2. Не полная местная аттестационная схема экзаменационного билета используется при внеочередных аттестациях по новым руководящим документам местного уровня (пункт 13 Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р).
По каждой должности (профессии) работников подразделения ОАО "РЖД" применяется одна не полная местная аттестационная схема экзаменационного билета. Данная схема полностью формируется аттестационной комиссией соответствующего структурного подразделения.
6.3.3. Местная схема внутреннего аудита используется в процессе внутреннего аудита знаний на местном уровне (раздел 7).
По каждой должности (профессии) работников в рамках подразделения ОАО "РЖД" применяется одна местная схема внутреннего аудита. Данная схема полностью формируется на структурных подразделениях региональных дирекций выделенными "проверяющими" в рамках процесса внутреннего аудита знаний (раздел 7).

7. ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ЗНАНИЙ

7.1. Внутренний аудит знаний - процесс не аттестационных проверок знаний, направленный на непрерывное выявление текущих "узких" мест в профессиональных знаниях и умениях работников, связанных с обеспечением безопасности движения. Внутренний аудит знаний проводится в рамках занятий технической учебы.
Проведение внутреннего аудита знаний может выполняться в других автоматизированных системах при условии выполнения требований Методики и автоматизированной передачи результатов в КАСКОР на базе СДО.
7.2. Результаты внутреннего аудита знаний должны использоваться руководителями структурных подразделений в качестве объективных свидетельств:
- индивидуального развития и профессиональных качеств работников;
- уверенности руководителя структурного подразделения в том, что проверяемый работник подготовлен к безопасному выполнению возложенных на него обязанностей;
- необходимости принятия эффективных мер, направленных на повышение уровня готовности работника к безопасному выполнению производственных задач структурного подразделения и ОАО "РЖД" в целом.
К числу таких мер могут относиться:
- устное собеседование с работником по вопросам, на которые ему необходимо обратить особое внимание и которые следует проработать в порядке самоподготовки;
- прикрепление к работнику инструктора или наставника;
- привлечение работника к участию в процессах непрерывного совершенствования деятельности структурного подразделения и др.
7.3. Для проведения внутреннего аудита знаний приказом руководителя подразделения ОАО "РЖД" назначается квалифицированный работник (роль КАСКОР на базе СДО "проверяющий"), ответственный за выполнение требований данного раздела Методики в рамках соответствующего подразделения.
7.4. Внутренний аудит знаний производятся с использованием следующих схем экзаменационных билетов:
- полной аттестационной (пункт 6.1.);
- региональной схемы внутреннего аудита (пункт 6.2.);
- местной схемы внутреннего аудита (пункт 6.3.).
7.5. Внутренний аудит знаний по полной аттестационной схеме экзаменационного билета должен осуществляться не реже одного раза в год в рабочее время в соответствии с планом, утверждаемым руководителем соответствующего структурного подразделения. План разрабатывается в рамках КАСКОР на базе СДО и утверждается не позднее 1 февраля текущего года. При необходимости в течение года в план вносятся корректировки.
В план внутреннего аудита знаний по решению руководителя соответствующего структурного подразделения могут не включаться работники, проходящие (прошедшие) аттестацию в текущем году с использованием КАСКОР на базе СДО.
7.6. Решение о проведении проверок знаний по региональной схеме внутреннего аудита принимается руководителем соответствующей региональной дирекции.
7.7. Решение о проведении внутреннего аудита знаний по местной схеме экзаменационного билета принимается руководителем соответствующего структурного подразделения региональной дирекции.
7.8. Работники должны быть ознакомлены с планом внутреннего аудита знаний не менее чем за 14 календарных дней до запланированной даты проверки. Место и время проведения проверки сообщаются работнику "проверяющим" не менее чем за 2 рабочих дня.
7.9. Обязательным условием допуска к прохождению внутреннего аудита знаний является предоставление (в бумажном и электронном виде) работником отсутствующего в КАСКОР на базе СДО вопроса по объемам проверяемых знаний. Вопрос должен быть сформирован в соответствии с требованиями пунктов 4.1.3. - 4.1.7.
Предоставленные вопросы рассматриваются "проверяющим" и не реже одного раза в квартал официально предоставляются председателю аттестационной комиссии соответствующего подразделения в качестве предложений по обновлению аттестационных вопросов КАСКОР на базе СДО (пункт 4.1.9.).
Качество предоставляемых работниками вопросов учитывается в соответствии с положениями пункта 7.2.
7.10. По результатам проработки экзаменационных билетов внутреннего аудита автоматически рассчитывается результат проверки по двухбалльной системе: "удовл" или "неуд". Удовлетворительный результат проверки соответствует не менее чем 70% правильных ответов от общего количества вопросов, включаемых в экзаменационный билет.
Вопросы экзаменационного билета, на которые работник не успел ответить за установленное время, засчитываются системой с ответом "неправильно".
7.11. При получении работником неудовлетворительного результата, "проверяющим" назначается повторная проверка по аналогичной схеме экзаменационного билета не позднее 30 календарных дней с даты проведения предыдущей проверки.
7.12. Результаты внутреннего аудита знаний работников хранятся в КАСКОР в рамках СДО в форме протоколов и журналов проверок.
По каждой из выполненных проверок обеспечивается функция просмотра заданных вопросов, выбранных и правильных вариантов ответов.

8. ВИКТОРИНА ПО ПТЭ

8.1. Викторина по ПТЭ проводится в соответствии с Положением ОАО "РЖД" от 15.08.2012г. N 1647р.
8.2. Проведение Викторины по ПТЭ на региональном уровне должно предусматривать тестирование в КАСКОР на базе СДО по сформированной схеме региональной Викторины по ПТЭ.
8.3. При проведении тестирования в КАСКОР на базе СДО на региональных и финальном этапах Викторины по ПТЭ запрещается использовать контрольные вопросы, используемые в системе по процессам аттестации и внутреннего аудита знаний (в том числе вопросы ранее проведенных Викторин по ПТЭ).
8.4. Контрольные вопросы для региональных и финального этапа Викторины по ПТЭ разрабатываются соответствующими организационными комитетами в полном соответствии с требованиями пунктов 4.1.3. - 4.1.7.
8.5. Использованные при проведении региональной Викторины по ПТЭ контрольные вопросы не позднее 5 рабочих дней с даты окончания соответствующего этапа Викторины официально направляются в качестве предложений по обновлению аттестационных вопросов КАСКОР на базе СДО (пункт 4.1.9.) в адреса аттестационных комиссий, осуществляющих ведение общесетевых контрольных вопросов (пункт 4.1.8.) соответствующих должностей и профессий работников.
8.6. Использованные при проведении финала Викторины по ПТЭ контрольные вопросы не позднее 10 рабочих дней с даты окончания финала, включаются соответствующими аттестационными комиссиями в перечни общесетевых контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО соответствующих должностей и профессий работников.

9. АТТЕСТАЦИЯ

9.1. Аттестация работников, связанных с безопасностью движения, проводится в соответствии с Приказом Минтранса России от 11.07.2012г. N 231 и Распоряжением ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р в два этапа:
- первый этап: проверка знаний в КАСКОР на базе СДО по соответствующим аттестационным схемам экзаменационного билета (раздел 6);
- второй этап: собеседование с аттестационной комиссией.
Проведение обоих этапов аттестации должно осуществляться в рамках одного рабочего дня.
По решению аттестационной комиссии, сформированному на основе анализа результатов первого этапа, второй этап аттестации может не проводиться.
9.2. График проведения периодических аттестаций передается в КАСКОР на базе СДО из ЕК АСУТР.
9.3. Обязательным условием допуска к первому этапу аттестации является предоставление (в бумажном и электронном виде) работником отсутствующего в КАСКОР на базе СДО вопроса по объемам проверяемых знаний. Вопрос должен быть сформирован в соответствии с требованиями пунктов 4.1.3. - 4.1.7.
9.4. Требование пункта 14 Приказа Минтранса России от 11.07.2012г. N 231 и пункта 26 Положения, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р, о необходимом составе комиссии на аттестационном заседании распространяется:
- на процесс принятия решения о не проведении второго этапа аттестации по результатам анализа первого этапа (пункт 9.1.);
- на второй этап аттестации (собеседование с аттестационной комиссией).
Проведение первого этапа аттестации (тестирование в КАСКОР на базе СДО) допускается в присутствии одного из членов аттестационной комиссии.
Одновременное проведение первого этапа аттестации в пределах компетенции одной комиссии в различных кабинетах (классах) не допускается.
Присутствующие на первом этапе аттестации члены аттестационной комиссии несут персональную ответственность за прохождение работниками автоматизированного тестирования без использования литературы, помощи других лиц, не регламентированных информационных и технических средств. При выявлении фактов указанных нарушений аттестация соответствующих работников прекращается с результатом "не аттестован".
9.5. Окончательное решение комиссией принимается на втором этапе аттестации с учетом:
- качества предоставленного вопроса в соответствии с пунктом 9.3.;
- результата первого этапа аттестации.
Заседание комиссии второго этапа аттестации считается состоявшимся, а его решения являются правомочными, если на распечатанном из КАСКОР на базе СДО протоколе прохождения первого этапа аттестации имеются визы всех присутствовавших на заседании членов аттестационной комиссии.

10. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ

10.1. В систему показателей проверок, выполняемых в КАСКОР на базе СДО, входят:
- количество проведенных проверок за выбираемый промежуток времени, в том числе с положительным результатом:

См. Рис. 10.1. Количество проведенных проверок

- оценки знаний работников: комплексная, общесетевая, региональная:

См. Рис. 10.2. Оценки знаний работников

- изменение оценок знаний работников (комплексных, общесетевых, региональных) по годам, кварталам и месяцам за выбираемый промежуток времени

См. Рис. 10.3. Изменение оценок знаний

- "узкие" места в знаниях работников выбираемой должности с детализацией по руководящим документам, разделам (главам, приложениям) руководящих документов, пунктам разделов (глав, приложений):

См. Рис.10.4. "Узкие места" в знаниях работников

- количество работников, не прошедших аттестацию более 5 лет или проверки внутреннего аудита по полной аттестационной схеме экзаменационного билета более 1 года:

См. Рис. 10.5. Количество работников, не прошедших проверки

- количество запусков тем самоподготовки на одного работника за выбираемый период времени:

См. Рис. 10.6. Количество запусков тестов самоподготовки

Система показателей формируется КАСКОР на базе СДО автоматически в табличном и графическом виде по всем уровням управления и проверкам: всем, аттестационным (первичным, периодическим, внеочередным), внутреннего аудита (по схемам билетов: полной аттестационной, региональной, местной).
10.2. Руководители подразделений всех уровней ежеквартально анализируют показатели работы КАСКОР на базе СДО по подчиненным работникам и подразделениям на предмет выявления:
- наличия работников, своевременно не прошедших аттестацию и/или внутренний аудит знаний;
- "узких" мест в знаниях работников;
- ухудшения помесячной динамики изменения уровня знаний.
В случаях выявления фактов нарушения безопасности движения и технологии выполнения работ в рамках КАСКОР на базе СДО осуществляются анализы:
- результатов проверок знаний;
- работы в режиме "самоподготовка";
- контрольных вопросов по соответствующим темам.
По результатам выполняемых анализов принимаются меры:
- административного воздействия на руководителей подчиненных подразделений и отдельных работников;
- назначения проверок внутреннего аудита знаний;
- включения в планы технической учебы тематик, соответствующих выявленным "узким" местам в знаниях работников;
- анализ, корректировка, обновление контрольных вопросов КАСКОР.
Схема принятия решений по результатам анализа показателей КАСКОР на базе СДО представлена на рис. 10.7.

См. Рис. 10.7 Схема принятия решений по результатам анализа показателей КАСКОР на базе СДО

10.3. Показатели пункта 10.1. включаются в годовые отчеты подразделений ОАО "РЖД" о состоянии безопасности движения.

 

11. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 Аттестация                 Процесс проверки знаний работников ОАО "РЖД",
регламентированный Приказом Минтранса России от
11.07.2012г. N 231 и Распоряжением ОАО "РЖД" от
26.03.2013г. N 731р

 Аудит                      Процедура независимой оценки

 Викторина по ПТЭ           Процесс проверки знаний работников ОАО "РЖД",
регламентированный Положением ОАО "РЖД" от
15.08.2012г. N 1647р

 Внутренний аудит           Процесс проверки знаний работников ОАО "РЖД",
знаний работников          регламентированный разделом 7 Методики

 Деловая игра               Вид контрольных вопросов КАСКОР на базе СДО,
специализированных на проверку части профессиональных
умений (пункт 2.3.), исключая элементы
профессиональных навыков (пункт 2.2.), - пошаговое
развитие практической ситуации с требованиями выбора
правильного варианта действий на каждом шаге
(Приложение 3)

 Знания руководящих         Регламентированная       руководящими       документами
документов                 информация, ставшая достоянием сознания,  в  том  числе
памяти (пункт 2.1.)

 ИДП                        Инструкция по движению поездов и маневровой работе на
железнодорожном транспорте Российской Федерации,
утвержденная Приказом Минтранса России от
04.06.2012г. N 162 (Приложение N 8 к ПТЭ)

 ИСИ                        Инструкция по сигнализации на железнодорожном
транспорте Российской Федерации, утвержденная
Приказом Минтранса России от 04.06.2012г. N 162
(Приложение N 7 к ПТЭ)

 КАСКОР на базе СДО         Корпоративная автоматизированная система контроля
знаний работников, связанных с обеспечением
безопасности движения, на базе СДО

 Комплексные оценки         Оценки знаний, рассчитанные по всему комплексу
знаний                     общесетевых, региональных и местных вопросов,
включенных в соответствующую схему экзаменационного
билета

 Контрольные вопросы        Вопросы, используемые в КАСКОР на базе СДО и
КАСКОР на базе СДО         разработанные в соответствии с требованиями раздела 4
Методики

 Контрольное                Вид контрольного вопроса КАСКОР на базе СДО,
упражнение                 специализированного на проверку части
профессиональных умений (пункт 2.3.), исключая
элементы профессиональных навыков (пункт 2.2.), -
описание практической ситуации (в том числе
нестандартной) с требованием выбрать правильный
вариант действий (Приложение 2)

 Местные объемы             Часть объемов знаний, применимая для работников
знаний                     должности (профессии) в рамках конкретных структурных
подразделений региональных дирекций ОАО "РЖД"
(исключая общесетевые и региональные объемы знаний)

 Местные схемы              Схемы экзаменационных билетов КАСКОР на базе СДО,
экзаменационных            устанавливаемые на уровне отдельных структурных
билетов                    подразделений ОАО "РЖД" (пункт 6.3.)

 Местная схема              Местная схема экзаменационного билета, используемая в
внутреннего аудита         процессе внутреннего аудита знаний на уровне
отдельного структурного подразделения ОАО "РЖД"
(пункт 6.3.3.)

 Методика                   Методики оценки знаний персонала, связанного с поездной
и маневровой работой, включая систему показателей

 Минтранс России            Министерство транспорта Российской Федерации

 Навыки                     Доведенные до автоматизма способы эффективного
профессиональные           выполнения профессиональных действий (пункт 2.2.)

 Не полная                  Общесетевая схема экзаменационного билета КАСКОР на
аттестационная             базе СДО, используемая при внеочередных аттестациях
схема                      по новым руководящим документам общесетевого уровня
экзаменационного           (пункт 6.1.3.)
билета

 Не полная местная          Местная схема экзаменационного билета КАСКОР на базе
аттестационная             СДО, используемая при внеочередных аттестациях по
схема                      новым руководящим документам уровня конкретного
экзаменационного           структурного подразделения ОАО "РЖД" (пункт 6.3.2.)
билета

 Не полная                  Региональная схема экзаменационного билета КАСКОР на
региональная               базе СДО, используемая при внеочередных аттестациях
аттестационная схема       по новым руководящим документам регионального уровня
экзаменационного           (пункт 6.2.2.)
билета

 ОАО "РЖД"                  Открытое акционерное общество "Российские
железные дороги"

 Общесетевые объемы         Часть объемов знаний, применимая для всех работников
знаний                     соответствующей должности (профессии) всех структурных
подразделений ОАО "РЖД"

 Общесетевые оценки         Оценки знаний, рассчитанные только по общесетевым
знаний                     вопросам, включенным в соответствующую схему
экзаменационного билета

 Общесетевые схемы          Схемы экзаменационных билетов КАСКОР на базе СДО,
экзаменационных            устанавливаемые на сетевом уровне (пункт 6.1.)
билетов

 Объем знаний               Перечень  руководящих   документов   (разделов,   глав,
пунктов и т.п. руководящих документов), который  должен
знать работник для самостоятельной работы на конкретном
рабочем месте

 Полная                     Общесетевая схема экзаменационного билета КАСКОР на
аттестационная схема       базе СДО, используемая при первичных, периодических и
экзаменационного           внеочередных аттестациях по всему объему знаний (пункт
билета                     6.1.2.)

 Полный объем знаний        Комплекс общесетевых, региональных и местных объемов
знаний должности (профессии) работников конкретного
подразделения ОАО "РЖД"

 Положение ОАО "РЖД"        Положение о проверке результатов технического обучения
от 27.05.2010 г.           работников ОАО "РЖД", производственная деятельность
N 9355                     которых связана с движением поездов и маневровой
работой

 Положение ОАО "РЖД"        Положение об общесетевой Викторине на знание Правил
от 15.08.2012 г.           технической эксплуатации железных дорог Российской
N 1647р                    Федерации, утвержденное распоряжением старшего вице-
президента ОАО "РЖД" В.В.Михайлова 15.08.2012г. N
1647р

 Приказ Минтранса           Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
России от                  "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации
11.07.2012г. N 231         работников железнодорожного транспорта,
производственная деятельность которых связана с
движением поездов и маневровой работой на
железнодорожных путях общего пользования, а также
порядок формирования аттестационной комиссии" от
11.07.2012г. N 231

 Профессионально-           Степень психологической пригодности человека к
психологическая            напряженной оперативной работе и уровень внутренней
подготовленность           убежденности работника в том, что все
требования руководящих документов необходимо
неукоснительно выполнять в любых производственных
условиях (пункт 2.4.)

 ПТЭ                        Правила технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса
России от 21.12.2010г. N 286 (в редакции Приказа
Минтранса России от 04.06.2012г. N 162

 Распоряжение ОАО           Распоряжение Президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина "О
"РЖД" от 26.03.2013 г.     проведении аттестации работников ОАО "РЖД",
N 731р                     производственная деятельность которых связана с
движением поездов и маневровой работой на
железнодорожных путях необщего пользования" от
26.03.2013г. N 731р

 Региональные   объемы      Часть объемов знаний, применимая для всех работников
знаний                     соответствующей должности (профессии) структурных
подразделений в рамках соответствующей региональной
дирекции ОАО "РЖД" (исключая общесетевые объемы
знаний)

 Региональные   оценки      Оценки  знаний,  рассчитанные  только  по  региональным
знаний                     вопросам,   включенным    в    соответствующую    схему
экзаменационного билета

 Региональные схемы         Схемы экзаменационных билетов КАСКОР на базе СДО,
экзаменационных            устанавливаемые на региональном уровне (пункт 6.2.)
билетов

 Региональная схема         Региональная схема экзаменационного билета,
внутреннего аудита         используемая в процессе внутреннего аудита знаний на
региональном уровне (пункт 6.2.3.)

 Руководящие документы      Официальные документы всех уровней, регламентирующие
выполнение профессиональных обязанностей работника

 "Самоподготовки"           Режим КАСКОР на базе СДО, обеспечивающий функции
режим                      изучения контрольных вопросов в процессе подготовки к
проверкам знаний

 СДО                        Система дистанционного обучения ОАО "РЖД"

 Схема                      Устанавливаемая на сетевом уровне по каждой должности
экзаменационного           (профессии) работников схема, определяющая:
билета                     - ограничение времени на прохождение проверки знаний;
- общее количество вопросов, включаемых в
экзаменационный билет;
- общее распределение числа вопросов по уровням
вопросов (общесетевые, региональные, местные);
- распределение числа вопросов каждого уровня по
тематикам контрольных вопросов

 Схема                      Общесетевая схема экзаменационного билета формируется
экзаменационного           организационным комитетом финала Викторины по ПТЭ
билета финала              (пункт 6.1.4.)
Викторины по ПТЭ

 Схема                      Региональная схема экзаменационного билета  формируется
экзаменационного           региональным организационным комитетом Викторины по ПТЭ
билета региональной        (пункт 6.2.4.)
Викторины по ПТЭ

 "Узкие" места              Руководящие документы (разделы, главы, пункты,
приложения и т.п. руководящих документов), по которым
в процессах проверок знаний работниками выбирается
наибольшее количество неправильных вариантов ответов

 Умения                     Освоенные работником комплексные способы успешного
профессиональные           выполнения сложного профессионального действия в
различных ситуациях (пункт 2.3.)

 Элементы готовности        Знания руководящих документов, профессиональные навыки,
работника к                профессиональные        умения,        профессионально-
самостоятельной            психологическая подготовленность
работе

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОРМА
ВЕДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЗНАНИЙ ПО ДОЛЖНОСТЯМ (ПРОФЕССИЯМ) РАБОТНИКОВ

 

                                                                Утверждаю

                                                                (Указывается должность
руководителя подразделения
ОАО "РЖД")

                                                                ______________ ФИО

                                                                ___.___.20__ г.

 

           ОБЩЕСЕТЕВЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ или МЕСТНЫЕ) ОБЪЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ДОЛЖНОСТЯМ И
ПРОФЕССИЯМ РАБОТНИКОВ (указывается наименование подразделения ОАО "РЖД")

  ┌─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│  N  │               Объем знаний руководящих документов                       │
│п/п  │                                                                         │
├─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 1. Наименование должности (профессии) работников                              │
├─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1.1. │ ПТЭ (включая ИДП и ИСИ)                                                 │
│     │ согласно Распоряжению ОАО "РЖД" от 26.03.2013г. N 731р                  │
├─────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1.2. │ Наименование руководящего документа                                     │
│     │ указывается объем знаний руководящего документа: в полном объеме или    │
│     │ приводится перечень разделов, глав, пунктов и т.п.                      │
├─────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1.3. │ Наименование руководящего документа                                     │
│     │ ...                                                                     │
├─────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│...  │ ...                                                                     │
├─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 2. Наименование должности (профессии) работников                              │
├─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.1. │ ...                                                                     │
│     │                                                                         │
├─────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│...  │ ...                                                                     │
├─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│...                                                                            │
├─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│...  │ ...                                                                     │
└─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

   Председатель аттестационной комиссии
(указывается подразделение)                               ______________ ФИО

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ КОНТРОЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ

Наименование вопроса: "Тема2-В-3"

Текст вопроса: "Дрезина со станции А отправляется до 248 км для выгрузки материалов верхнего строения пути с возвращением обратно (без закрытия перегона). По какому разрешению дрезина должна быть отправлена со станции А?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "При запрещающем показании выходного светофора по письменному разрешению ф. ДУ-54 п. 1".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "По разрешающему показанию выходного светофора с выдачей машинисту ключа-жезла для возвращения на станцию".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "По путевой записке ф. ДУ-50".
Признаки варианта ответа: правильный.
4. "По разрешению ф. ДУ-64".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Приложение 1 п.п. 11, 12, 15.
Комментарии к неправильным ответам:
По письменному разрешению ф. ДУ-54 отправление поездов с возвращением обратно не предусмотрено самой формой разрешения (см. форму ДУ-54). К тому же при запрещающем показании выходного светофора отправлять поезда по AЛCH не допускается (п. 15 Приложения 1 ИДП).
Согласно п. 11 Приложения 1 ИДП, при односторонней автоблокировке на двухпутных перегонах, оборудованных устройствами для движения поездов по неправильному пути по сигналам AЛCH, отправление поездов с ключом-жезлом допускается только по правильному пути, а по заданию дрезина отправляется по неправильному пути, по которому ключ-жезл на станции А вообще отсутствует.
По разрешению ф. ДУ-64 хозяйственные поезда отправляются только на закрытый перегон для ремонта сооружений и устройств, который в заданной ситуации не производится. В соответствии с п. 12 Приложения 1 ИДП, дрезина может быть отправлена только после перехода на телефонные средства связи, т.е. по путевой записке.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНИ, ДСП.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-1"

Текст вопроса: "В 10.55 на 2-й гл. путь со станции Б прибыл поезд N 24, имеющий графиковую стоянку на станции А по скрещению, и должен быть отправлен на станцию Г. Поезд N 2325 прибыл в 11.00 на 3-й путь со станции Г. Первоочередное действие ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Сообщить ДНЦ о прибытии поезда N 2325 и по его регистрируемому приказу отправить поезд N 24 при запрещающем показании светофора Ч2".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Дать указание ДСП об отправлении поезда по разрешению формы ДУ-54, п. 1".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "Запросить ДСП станции Г, не отправлен ли за поездом N 2325 еще поезд или не открыт ли выходной светофор для его отправления".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 1 п. 15; Инструкция С ЦБ.
Комментарии к неправильным ответам:
Ввиду того, что после прибытия поезда N 2325 перегон А - Г продолжает показывать занятость, первоочередные действия ДСП ст. А должны быть направлены на выяснение причин. Прежде всего, это может быть отправление следующего поезда со станции Г (или только открытие выходного светофора на этой станции на перегон Г - А), что и должен выяснить ДСП ст. А в первую очередь. Правильное решение - 3.
Решения 1 и 2 неправильные: изменить направление АБ и открыть светофор Ч2 при наличии индикации занятости перегона невозможно, а ДНЦ непосредственно в этих условиях приказ об отправлении поезда при запрещающем показании светофора Ч2 передавать не имеет права (см. п. 15 Приложения 1 ИДП).
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-2"

Текст вопроса: "На запрос ДСП станции А ДСП станции Г ответил, что последним отправлен поезд N 2325, и все выходные светофоры на перегон Г - А закрыты. Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Доложить ДНЦ о том, что после прибытия поезда N 2325 перегон А - Б показывает ложную занятость и сделать запись в Журнале осмотра".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Убедиться порядком, установленным TPА, в прибытии поезда N 2325 в полном составе по наличию хвостового сигнала".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "Сделать запись в Журнале осмотра о ложной занятости перегона, сообщить электромеханику СЦБ и после устранения неисправности изменить направление АБ и отправить поезд N 24 по открытому выходному светофору Ч2".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ТРА станции п. 2.10.
Комментарии к неправильным ответам:
На данном этапе развития ситуации еще рано делать вывод о ложной занятости перегона: причиной наличия такой индикации на табло могут быть оставшиеся на перегоне вагоны, отцепившиеся от поезда N 2325, что не было обнаружено машинистом по приборам, контролирующим состояние тормозной магистрали поезда (например, из-за перекрытия концевых кранов в какой-либо части состава). Поэтому убеждение в прибытии поезда в полном составе в данном случае является первоочередной обязанностью ДСП.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-3"

Текст вопроса: "По докладу сигналиста поезд N 2325 прибыл с хвостовым сигналом. ДСП станции А доложил ситуацию ДНЦ. Действия ДНЦ?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Передать регистрируемый приказ ДСП станций А и Г об отправлении поезда N 24 при запрещающем показании выходного светофора в соответствии с пунктом 1.15 ИДП".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Передать регистрируемый приказ ДСП станций А и Г о прекращении действия автоблокировки и установлении на данном перегоне движения поездов по ТСС".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "Передать регистрируемый приказ ДСП станций А и Г об изменении направления автоблокировки на перегоне с нечетного на четное при помощи кнопок вспомогательного режима в соответствии с пунктом 1.22 ИДП".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 1 п. 22.
Комментарии к неправильным ответам:
Отправлять поезд 24 при запрещающем показании выходного светофора согласно п. 15 Приложения 1 ИДП в текущий момент развития ситуации недопустимо, так как автоблокировка установлена во встречном направлении.
Для перехода на ТСС пока нет основания - необходимо предпринять действия по смене направления автоблокировки при помощи кнопок вспомогательного режима.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-4"

Текст вопроса: "В 11.05 на станциях А и Г получен регистрируемый приказ ДНЦ: "Разрешаю изменить направление движения по автоблокировке на перегоне А - Г с нечетного на четное с помощью кнопок вспомогательного режима. Перегон от поездов свободен. ДНЦ..." Приказ записан в Журналах диспетчерских распоряжений станций А и Г. Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Варианты ответов:
1. "ДСП ст. А делает запись в Журнале осмотра, снимает пломбу с кнопки "Смена направления", нажимает ее и изменяет направление АБ".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "ДСП станций А и Г делают записи в Журналах осмотра, снимают пломбы с кнопок "Смена направления" и поочередно (сначала ст. А, затем ст. Г) нажимают их в течение 10 сек. Для изменения направления АБ".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "ДСП станций А и Г делают записи в Журналах осмотра о снятии пломб с -кнопок вспомогательного режима изменения направления АБ: ст. А - с кнопки "Отправление", ст. Г - с кнопки "Прием", одновременно нажимают их удерживают в этом положении до фактического изменения направления АБ".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 1 п. 22; Инструкция СЦБ.
Комментарии к неправильным ответам:
Кнопки "Смена направления" являются кнопками основного режима изменения направления АБ, и с помощью этих кнопок в условиях индикации занятости перегона направление АБ изменить невозможно. Приказ ДНЦ разрешает использовать для этого пломбируемые кнопки вспомогательного режима "Отправление" и "Прием".
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-5"

Текст вопроса: "После нажатия ДСП станций А и Г кнопок вспомогательного режима изменения направления АБ в строгом соответствии с местными инструкциями о порядке пользования устройствами СЦБ положение контрольных приборов на табло пульта ДСП ст. А показано на схеме. Дальнейшие действия ДСП?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Сделать запись в Журнале осмотра и доложить ДНЦ о том, что на табло сохраняется индикация занятости перегона А - Г".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Сделать запись в Журнале осмотра и доложить ДНЦ о том, что при нажатии кнопок вспомогательного режима на станциях А и Г согласно инструкциям направление автоблокировки не изменилось".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "Сделать запись в Журнале осмотра и доложить ДНЦ о том, что при нажатии кнопок вспомогательного режима на станциях А и Г согласно инструкциям направление автоблокировки не изменилось, и по его регистрируемому приказу отправить поезд N 24 га станцию Г по письменному разрешению формы ДУ-54 пункт 1".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Приложение 1 пп. 22, 24; Инструкция СЦБ.
Комментарии к неправильным ответам:
На схеме видно, что направление АБ осталось прежним, т.е. от Г к А. Согласно п. 24 Приложения 1 ИДП, невозможность смены направления АБ, в том числе с помощью кнопок вспомогательного режима, является неисправностью, требующей прекращения действия автоблокировки. Именно об этом должны быть сделаны записи в Журналах осмотра станций А и Г и доложено ДНЦ, который должен передать приказ о переходе на телефонные средства связи (ТСС). Поэтому на данном этапе ДСП ст. ст. А и Г могут только выполнить действия, указанные в варианте 2.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-6"

Текст вопроса: "В 11.15 на станции А и Г ДНЦ начал передавать регистрируемый приказ:
"Приказ N 14. Ввиду неисправности автоблокировки на перегоне А - Г с 11 час. 19 мин. движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам однопутного движения. ДНЦ..."
а) С какого времени приказ ДНЦ вступает в действие?
б) Действия ДСП непосредственно по получении приказа?"

Варианты ответов:
1. "а) С момента начала передачи приказа.
б) Сделать запись в Журнале осмотра об установлении на перегоне А - Г движения поездов по ТСС".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "а) С момента окончания передачи приказа - передачи ДНЦ, подписавшего приказ, своей фамилии.
б) Проверить, получил ли ДСП соседней станции приказ ДНЦ и предварительно согласовать с ним порядок отправления поездов".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "а) С момента проверки правильности приема текста приказа на станциях, ограничивающими перегон, и подтверждения этого ДНЦ словом "Выполняйте"
б) Сделать в Журнале поездных телефонограмм запись о приеме дежурства по телефонной связи".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 п. 15, Приложение 10 п. 7.
Комментарии к неправильным ответам:
В соответствии с п. 7 Приложения 10, п. 15 Приложения 5 ИДП:
а) Диспетчерский приказ вступает в действие с момента проверки правильности приема текста на станциях и подтверждения этого ДНЦ словом "Выполняйте".
б) Непосредственно по получении приказа ДСП обязан сделать в Журнале поездных телефонограмм запись о приеме дежурства по телефонной связи.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-7"

Текст вопроса: "Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:

Журнал поездных телефонограмм станции А


Номера   
телефонограмм

   Время  
передачи 
или   
приема  

                 Содержание                 

   Расписка   
оператора в 
передаче и  
приеме и   
дежурного по 
станции   
прочтении  

  исх.

 вход.

 час.

 мин.

 

 

 

 

           20 октября 11 ч 19 мин           
Диспетчерским приказом N 14 на перегоне А-Г
Установлено движение поездов по            
телефонной связи.                          
Дежурство по телефонной связи принял:      
ДСП Иванов (подпись)            
На станции Г ДСП Петров, оператор Сидорова 
(фамилии)                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов:
1. "Записать на правой странице Журнала поездных телефонограмм перегона А - Г текст исходящей телефонограммы, содержащей запрос у ДСП станции Г согласия на отправление поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Записать на левой странице Журнала поездных телефонограмм перегона А - Г текст исходящей телефонограммы, содержащей запрос у ДСП станции Г согласия на отправление поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "Записать в Журнале поездных телефонограмм перегона А - Г (подряд, без подразделения страниц) текст исходящей телефонограммы, содержащей запрос у ДСП станции Г согласия на отправление поезда N 24".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 п. 10.
Комментарии к неправильным ответам:
В соответствии с п. 10 Приложения 5 ИДП, на тупиковых станциях, ограничивающих однопутные перегоны, поездные телефонограммы записываются в Журнале в последовательном порядке без подразделения страниц. Станция А, расположенная на двухпутном участке Б - В, по отношению к однопутному перегону А - Г является тупиковой. Отсюда следует, что Журнал для этого перегона ведется без подразделения страниц для четных и нечетных поездов.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-8"

Текст вопроса: "Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:

Журнал поездных телефонограмм станции А


Номера   
телефонограмм

   Время  
передачи 
или   
приема  

                 Содержание                 

   Расписка   
оператора в 
передаче и  
приеме и   
дежурного по 
станции   
прочтении  

  исх.

 вход.

 час.

 мин.

 

 

 

 

           20 октября 11 ч 19 мин           
Диспетчерским приказом N 14 на перегоне А-Г
Установлено движение поездов по            
телефонной связи.                          
Дежурство по телефонной связи принял:      
ДСП Иванов (подпись)            
На станции Г ДСП Петров, оператор Сидорова 
(фамилии)                 

 

   1  

 

 

 

                   Г из А                    
Могу ли отправить поезд N 24        
ДСП (подпись ДСП Иванова)         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов:
1. "По поездной межстанционной связи вызвать станцию Г, по получении ответа сообщить свою должность и фамилию, указать текущее время и в медленном темпе передать текст записанной в Журнале исходящей поездной телефонограммы N 1".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "По поездной диспетчерской через ДНЦ или поездной межстанционной связи вызвать станцию Г, по получении ответа сообщить свою должность и фамилию, убедиться в том, что у телефона ДСП Петров или оператор Сидорова, в медленном темпе передать в точном соответствии с записью в Журнале текст исходящей поездной телефонограммы N 1, выслушать дословное повторение текста, подтвердить словом "Верно", сообщить текущее время, которое проставляется в Журналах станций А и Г".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "По поездной диспетчерской связи через ДНЦ вызвать станцию Г, по получении ответа сообщить свою должность и фамилию, убедиться в том, что у телефона ДСП Петров или оператор Сидорова, сообщить текущее время и в медленном темпе передать текст исходящей поездной телефонограммы N 1, выслушать дословное повторение текста и подтвердить словом "Верно".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 пп. 3, 17, 18.
Комментарии к неправильным ответам:
Из трех предложенных вариантов действий только вариант 2 в точности соответствует требованиям пунктов 3, 17 и 18 Приложения 5 ИДП.
Обмен поездными телефонограммами допускается в нормальных условиях (при исправности средств связи) как по поездной диспетчерской, так и по поездной межстанционной связи.
Обязательным условием является соответствие фамилий передающего и принимающего телефонограмму работника записанным в Журнале при приеме дежурства по ТСС.
Время передачи (приема) телефонограммы проставляется в Журналах только после обратной проверки текста и подтверждения передающим словом "Верно".
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-9"

Текст вопроса: "Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:

Журнал поездных телефонограмм станции А


Номера   
телефонограмм

   Время  
передачи 
или   
приема  

                 Содержание                 

   Расписка   
оператора в 
передаче и  
приеме и   
дежурного по 
станции   
прочтении  

  исх.

 вход.

 час.

 мин.

 

 

 

 

           20 октября 11 ч 19 мин           
Диспетчерским приказом N 14 на перегоне А-Г
Установлено движение поездов по            
телефонной связи.                          
Дежурство по телефонной связи принял:      
ДСП Иванов (подпись)            
На станции Г ДСП Петров, оператор Сидорова 
(фамилии)                 

 

   1  

 

  11

  24

                   Г из А                   
Могу ли отправить поезд N 24        
ДСП (подпись ДСП Иванова)         

 Расписка ДСП 
Иванова   
в передаче 
телефонограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов:
1. "Записать в Журнале поездных телефонограмм текст исходящей телефонограммы N 2 об отправлении поезда N 24 (непосредственно после исходящей телефонограммы N 1, но без указания времени отправления)".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Заполнить бланк путевой записки формы ДУ-50 для выдачи машинисту поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
3. "Ожидать телефонограммы станции Г о согласии на прием поезда N 24".
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 п. 5.
Комментарии к неправильным ответам:
Заполнение бланка путевой записки до получения поездной телефонограммы станции Г о согласии на прием поезда является грубым нарушением пункта 5 Приложения 5 ИДП.
Записывать текст телефонограммы N 2 об отправлении поезда N 24, которое еще не состоялось, вообще не допустимо, тем более непосредственно после исходящей телефонограммы N 1, поскольку после нее непосредственно должна будет быть записана еще входящая телефонограмма станции Г о согласии на прием поезда N 24.
ДСП станции А должен ожидать получения этой телефонограммы, но не пассивно, так как нужно выяснить у локомотивной бригады поезда N 24 готовность к отправлению после стоянки более 20 мин. (п. 15.41 ПТЭ), прекратить маневры, если они производились (п. 1 Приложение 9 ИДП), приготовить маршрут отправления поезду и др.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-10"

Текст вопроса: "Со станции Г передана и принята на станции А установленным (ранее проработанным) порядком поездная телефонограмма о согласии на прием поезда N 24. Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:

Журнал поездных телефонограмм станции А


Номера   
телефонограмм

   Время  
передачи 
или   
приема  

                 Содержание                 

   Расписка   
оператора в 
передаче и  
приеме и   
дежурного по 
станции   
прочтении  

  исх.

 вход.

 час.

 мин.

 

 

 

 

           20 октября 11 ч 19 мин           
Диспетчерским приказом N 14 на перегоне А-Г
Установлено движение поездов по            
телефонной связи.                          
Дежурство по телефонной связи принял:      
ДСП Иванов (подпись)            
На станции Г ДСП Петров, оператор Сидорова 
(фамилии)                 

 

   1  

 

  11

  24

                   Г из А                   
Могу ли отправить поезд N 24        
ДСП (подпись ДСП Иванова)         

 Расписка ДСП 
Иванова   
в передаче 
телефонограммы

 

   1  

  11

  28

                   А из Г                   
Ожидаю поезд N 24             
ДСП Петров                 

 Расписка ДСП 
Иванова    
в приеме   
телефонограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов:
1. "Сообщить ДНЦ о полученном согласии станции Г и получить от него устное разрешение на отправление поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Заполнить бланк, подписать и заверить штемпелем станции А путевую записку формы ДУ-50 для вручения ее машинисту поезда N 24".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "Подписать и заверить штемпелем станции А ранее заполненный бланк путевой записки формы ДУ-50 для вручения ее машинисту поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 п. 5.
Комментарии к неправильным ответам:
Согласно пункту 5 Приложения 5 ИДП, ДСП не имеет права заблаговременно заполнять бланк путевой записки до получения поездной телефонограммы станции Г о согласии на прием поезда N 24 (однопутный перегон).
Получать согласие ДНЦ на данном этапе развития ситуации бессмысленно: приказ о переходе на ТСС передан, согласовать отправление поезда N 24 с ДНЦ ДСП станции А обязан был еще до передачи телефонограммы-запроса станции Г.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-11"

Текст вопроса: "Бланк путевой записки заполнен. Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Убедиться в готовности маршрута отправления поезду N 24, в соответствии с Приложением N 13 и установленным ТРА порядком вручить путевую записку машинисту и передать указание по радиосвязи об отправлении (подать сигнал отправления)".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "Вручить машинисту поезда N 24 путевую записку, но указание по радиосвязи об отправлении не передавать (сигнал отправления не подавать) до убеждения ДСП в готовности маршрута отправления".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "Вручить машинисту поезда N 24 путевую записку, получить от него сообщение о проверке правильности ее содержания (соответствие номера поезда и перегона) и только после этого приготовить маршрут и передать указание об отправлении (подать сигнал отправления)".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Приложение 5 п. 7, Приложение 9 п. 24.
Комментарии к неправильным ответам:
В соответствии с пунктами 7 Приложения 5, 24 Приложения 9 ИДП, ДСП запрещается выдавать машинисту путевую записку, не убедившись установленным порядком в готовности маршрута отправления.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.

Наименование вопроса: "Игра1-Тема1-В-12"

Текст вопроса: "Поезд N 24 отправился в 11.40 (маршрут отправления замкнут маневровым сигналом на выходном светофоре Ч2). Дальнейшие действия ДСП станции А?"

Картинка к тексту вопроса:
См. картинку

Варианты ответов:
1. "Сообщить ДСП станции Г по телефону поездной межстанционной связи и ДНЦ по поездной диспетчерской связи время отправления поезда N 24".
Признаки варианта ответа: неправильный.
2. "В Журнале движения поездов проставить время отправления поезда N 24 (с отметкой "ПР"), сообщить ДНЦ (если обмен телефонограммами осуществляется не по поездной диспетчерской связи), в Журнале поездных телефонограмм записать текст телефонограммы об отправлении поезда N 24 и передать ее установленным порядком на станцию Г".
Признаки варианта ответа: правильный.
3. "Записать текст поездной телефонограммы отправлении поезда N 24, передать ее установленным порядком ДСП станции Г, после чего сообщить ДНЦ и проставить время отправления поезда N 24 в Журнале движения поездов (с отметкой "ПР")".
Признаки варианта ответа: неправильный.
Узкое место: ИДП Общие положения п. 11, Приложение 5 п. 5.
Комментарии к неправильным ответам:
Правильно и полностью последовательность действий ДСП станции А после отправления поезда N 24 описаны в варианте 2.
Время отправления поезда (с отметкой "ПР") должно быть, прежде всего, зафиксировано в Журнале движения поездов, на основании чего передается информация всем установленным корреспондентам.
В варианте 1, кроме того, не содержится полного перечня необходимых действий.
Должности (профессии): ДНЧ, ДС, ДНЦ, ДСП.