ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

8 августа 2005 г.

N 1230р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О неудовлетворительном положении дел с обеспечением сохранности
перевозимых грузов на Челябинском отделении
Южно-Уральской железной дороги

Комиссия ОАО "РЖД" по обеспечению сохранности перевозимых грузов (далее - Комиссия) 19 июля 2005 г. рассмотрела случаи групповых хищений перевозимых грузов с участием работников Южно-Уральской железной дороги и установила, что положение дел с сохранностью перевозимых грузов на Челябинском отделении Южно-Уральской железной дороги крайне неудовлетворительное, продолжают иметь место факты участия в хищениях работников железной дороги.
Так, в январе-феврале 2005 г. работниками станций Бердяуш, Сулея, Магнитогорск-Грузовой Челябинского отделения железной дороги совершены хищения грузов на сумму около 3 млн рублей.
На станции Челябинск-Главный 30 января 2005 г. был отцеплен грузовой вагон N 63202600 с тонколистовой сталью из-за нарушения технических условий размещения и крепления груза. При комиссионной проверке груза в вагоне обнаружена недостача семи пакетов тонколистовой стали.
Органами внутренних дел на транспорте установлено, что хищение груза организовано по предварительному сговору группой лиц в составе начальника станции Сулея Храмцова А.И., мастера цеха текущего ремонта Златоустовского вагонного депо Шаркова С.В. и станционного диспетчера станции Бердяуш Баранкулова М.И.
Расследование показало, что грузовой вагон N 63202600 по прибытию на станцию Бердяуш 29 января 2005 г. после расформирования поезда был выставлен на 16 путь сортировочного парка станции. По устному указанию станционного диспетчера Баранкулова М.И. в нарушение технологического процесса работы станции была произведена перестановка грузового вагона из сортировочного парка станции на вытяжной путь, откуда отдельным локомотивом, прибывшим со станции Сулея по указанию начальника этой станции Храмцова А.И., грузовой вагон был отправлен на станцию Сулея и подан на железнодорожный путь необщего пользования организации "Вторчермет". Часть груза, состоящая из семи пакетов тонколистовой стали, была выгружена на территории указанной организации, где впоследствии обнаружена сотрудниками органов внутренних дел на транспорте и возвращена железной дороге.
Перестановка грузового вагона на станции Бердяуш была произведена дежурным по сортировочной горке Лахтачевым А.Н. в нарушение технологического процесса работы станции без оформления сортировочного листа и внесения изменения в накопительную ведомость. Отправление груженого вагона со станции Бердяуш на станцию Сулея производилось локомотивной бригадой маневрового тепловоза в нарушение пункта 16.37 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, без перевозочных документов и натурного листа.
Созданию условий для совершения преступных действий способствовали низкий уровень трудовой и производственной дисциплины в трудовых коллективах станций Бердяуш, Сулея, Магнитогорск-Грузовой и нарушение технологических процессов работы этих станций.
На станции Магнитогорск-Грузовой 23 февраля 2005 г. маневровый диспетчер Некеров А.В. и приемосдатчик Олифер А.В. по предварительному сговору с работниками ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" организовали хищение 68 слитков цинка из грузового вагона N 26914598, прибывшего в адрес этой организации. В натурном листе передаточного поезда грузовой вагон значился как порожний. После его осмотра и взвешивания на тензометрических весах приемосдатчик Олифер А.В. в нарушение своих должностных обязанностей, установленных пунктом 3.6 Инструкционно-технологической карты, утвержденной начальником станции Магнитогорск-Грузовой 02.02.2005, не произвела распечатку акта взвешивания передаточного поезда, сделав фиктивную запись в журнале регистрации о неисправности весов.
При коммерческом осмотре грузового вагона на путях станции было установлено, что вагон груженый, запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ) отсутствуют. Приемосдатчиками станции Магнитогорск-Грузовой в нарушение пункта 5.1 Должностной инструкции приемосдатчика груза, утвержденной МПС России 29 декабря 1995 г. N ЦМ-375, информация об обнаружении груженого вагона без документов в подразделение ведомственной охраны и органы внутренних дел на транспорте передана не была, доступ к грузу не был своевременно устранен. Контрольное ЗПУ навешено на вагон спустя 7 часов после обнаружения в нем груза, а через 9,5 часов на 28 пути сортировочного парка станции, куда вагон был выставлен для ремонта (надлом досок в полу), в нем было обнаружено полное отсутствие груза.
В нарушение своих должностных обязанностей, предусмотренных пунктом 2.1 должностной инструкции, заместитель начальника станции по грузовой работе станции Магнитогорск-Грузовой Денисенко В.И. сведения о факте отсутствия груза в вагоне в органы внутренних дел на транспорте не передал, мер к розыску похищенного груза не принял.
Из материалов расследования органов внутренних дел на транспорте следует, что по указанию маневрового диспетчера Некерова А.В. грузовой вагон N 26914598 был подан на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Ларго", выгружен и на трех грузовых машинах вывезен с территории этой организации. Часть груза в количестве 42 слитков возвращена железной дороге.
По фактам хищения 7 пакетов тонколистовой стали из грузового вагона N 63202600 и 68 слитков цинка из грузового вагона N 26914598 возбуждены уголовные дела.
Комиссией установлено, что разбор случаев групповых хищений грузов, проведенный руководством Южно-Уральской железной дороги, не выявил истинных причин, способствовавших хищениям перевозимых грузов, не определил конкретные меры по их пресечению в дальнейшем и не дал принципиальной оценки действиям работников железной дороги, виновных в их совершении.
Заместитель начальника Южно-Уральской железной дороги - начальник Челябинского отделения железной дороги Терехов В.Н. ослабил контроль за обеспечением сохранности перевозимых грузов, на низком уровне организовал работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины в структурных подразделениях отделения железной дороги.
За допущенные нарушения трудовой и производственной дисциплины в трудовых коллективах станций и нарушения технологических процессов работы станций приказами руководства Челябинского отделения железной дороги и Южно-Уральской железной дороги виновные работники станций, отделения и управления железной дороги привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях обеспечения сохранности перевозимых грузов и исключения случаев участия работников ОАО "РЖД" в хищениях грузов:
1. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
1) принять меры по соблюдению трудовой и производственной дисциплины, обеспечению выполнения технологических процессов, должностных инструкций и Положения о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 11 мая 2004 г. N 2020р, а также разработать дополнительные мероприятия по предупреждению случаев хищения перевозимых грузов работниками ОАО "РЖД";
2) принять меры по улучшению работы по подбору и расстановке кадров и проверке их профессиональной пригодности, установив контроль за ее выполнением;
3) довести до сведения всех причастных к перевозкам грузов работников под роспись случаи групповых хищений грузов, допущенные на Челябинском отделении Южно-Уральской железной дороги.
2. Начальнику Южно-Уральской железной дороги Левченко А.С.:
1) рассмотреть в августе 2005 г. в трудовых коллективах сложившееся на железной дороге положение дел с обеспечением сохранности перевозимых грузов, обратив особое внимание на имеющие место случаи хищения с участием работников железной дороги, и определить конкретные меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины в структурных подразделениях;
2) организовать в августе 2005 г. комплексные проверки на станциях массовой погрузки листового и сортового черного металла, металлопродукции и лома черных металлов соблюдения технологических процессов работы станций и выполнения мероприятий по обеспечению сохранности указанных грузов.
3. За неудовлетворительную организацию работы по профилактике сохранности перевозимых грузов, формальный подход к проведению расследования случаев групповых хищений с участием работников структурных подразделений железной дороги объявить выговор заместителю начальника Южно-Уральской железной дороги - начальнику Челябинского отделения железной дороги Терехову В.Н.
4. Начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Косову Ю.М. подготовить до 1 сентября 2005 г. дополнительные организационно-технические мероприятия по обеспечению сохранности перевозимой металлопродукции.

Вице-президент ОАО "РЖД"
С.В.Козырев