ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
Ф.Б.Андреев
12 июля 2005 г. N ФА-7484

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЕДИНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И РЕСУРСАМИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на внутрикорпоративном уровне, а также для обеспечения функциональности Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
2. Для целей настоящего Положения применяются следующие сокращенные наименования, определения и понятия:
"ЕК АСУФР" - Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
"ЦНСИ" - централизованная нормативно-справочная информация ЕК АСУФР, включающая в себя справочники, классификаторы и базы данных, используемые пользователями при проведении и учете финансово-хозяйственных операций; составлении налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности; планировании и контроле финансовых потоков;
"подразделения, ответственные за ведение ЦНСИ" - подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", на которые в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" возложены обязанности по ведению ЦНСИ;
"подразделения, осуществляющие методологическое сопровождение" - подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", на которые в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" возложены обязанности по методологическому сопровождению ЦНСИ;
"подразделения, осуществляющие разработку и внедрение автоматизированных систем" - подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", на которые в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" возложены обязанности по разработке и внедрению автоматизированных средств ведения ЦНСИ;
"подразделения, осуществляющие сопровождение автоматизированных систем" - подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", на которые в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД возложены обязанности по сопровождению автоматизированных средств ведения ЦНСИ;
"подразделения, ответственные за унификацию" - подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", на которые в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" возложены обязанности по унификации ЦНСИ автоматизированных систем управления ОАО "РЖД";
"пользователи" - работники ОАО "РЖД" и сторонних организаций (на договорных условиях), пользующиеся информационными ресурсами ОАО "РЖД" для оформления перевозочных документов и других хозяйственных взаимоотношений;
"регламент" - разработанный в соответствии с документацией по ЕК АСУФР нормативный документ ОАО "РЖД", определяющий технологию и последовательность выполнения структурными подразделениями ОАО "РЖД" бизнес-процессов, обеспечивающих отражение и учет в используемых в ОАО "РЖД" автоматизированных системах финансово-хозяйственных операций; составление налоговой бухгалтерской и управленческой отчетности; планирование и контроль финансовых потоков;
"заявка пользователя" - информация, предоставляемая пользователями в соответствии с требованиями регламентов;
"операционная инструкция" - разработанный в соответствии с документацией по ЕК АСУФР нормативный документ ОАО "РЖД", определяющий последовательность выполнения работниками ОАО "РЖД" действий для отражения и учета в используемых в ОАО "РЖД" автоматизированных системах финансово-хозяйственных операций; составления налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности; планирования и контроля финансовых потоков.
3. К работам по методологическому сопровождению, разработке, внедрению и сопровождению автоматизированных средств ведения ЦНСИ, а также к работам по унификации ЦНСИ могут привлекаться на договорных условиях сторонние организации.

Структура ведения ЦНСИ

4. Состав (комплекс) мероприятий по ведению ЦНСИ включает:
первичный ввод данных;
изменение (корректировка) данных;
дополнение данных;
блокировку данных;
удаление данных;
обновление/актуализация данных;
архивацию данных;
контроль данных и внесенных изменений;
разработку и внедрение автоматизированных средств ведения ЦНСИ;
сопровождение автоматизированных средств ведения ЦНСИ;
методологическое сопровождение;
унификацию ЦНСИ автоматизированных систем управления ОАО "РЖД".
5. Состав, структура (иерархии), описание значимых полей, порядок ведения и использования ЦНСИ определяются в соответствующих регламентах и операционных инструкциях.
6. Регламенты ЦНСИ разрабатываются в соответствии с документацией по ЕК АСУФР подразделениями, осуществляющими методологическое сопровождение, и утверждаются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в аппарате управления ОАО "РЖД", утвержденной приказом ОАО "РЖД" от 17 августа 2004г. N 130.
Примерная структура регламента ведения ЦНСИ приведена в приложении к настоящему положению.
7. Операционные инструкции по ведению и использованию ЦНСИ разрабатываются в соответствии с документацией по ЕК АСУФР подразделениями, осуществляющими разработку и внедрение автоматизированных систем, и утверждаются руководителями подразделений ОАО "РЖД".

Процедуры ведения и использования ЦНСИ

8. Первичный ввод, изменение (корректировка) и дополнение данных в ЦНСИ осуществляются подразделениями, ответственными за ведение ЦНСИ, на основании заявок пользователей.
В случае обнаружения нарушений полноты и целостности данных в представленных заявках подразделения, ответственные за ведение ЦНСИ, запрашивают у пользователей необходимые уточнения (дополнения) и после получения необходимых сведений в письменном виде производят ввод уточненных данных.
9. Блокировка данных (проставление метки, запрещающей дальнейшее проведение операций с использованием записи данных ЦНСИ) и удаление данных (удаление записи данных ЦНСИ из оперативной базы и помещение ее в архив) осуществляются подразделениями, ответственными за ведение ЦНСИ, на основании заявок пользователей при условии предварительного контроля корректности основания блокировки данных.
10. Контроль за ведением ЦНСИ в филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД", систематическое обновление (актуализация) информации, проверки ЦНСИ на предмет полноты, дублирования и целостности информации осуществляются подразделениями, ответственными за ведение ЦНСИ, в установленном порядке.
11. При проведении и учете финансово-хозяйственных операций, составлении налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности, планировании и контроле финансовых потоков работники ОАО "РЖД" проверяют полноту и корректность используемых данных ЦНСИ.
Пользователи своевременно сообщают подразделениям, ответственным за ведение ЦНСИ, о необходимости корректировки информации в установленном порядке.
12. Ввод и корректировка данных, влекущие за собой изменения во взаимосвязанных ЦНСИ, производятся подразделениями, ответственными за ведение ЦНСИ, при условии последующего контроля данных и внесенных изменений.
В этом случае подразделения, осуществляющие сопровождение автоматизированных систем, обеспечивают необходимые настройки в ЕК АСУФР по корреляции (сквозному изменению взаимоувязанных и идентичных параметров) связанных данных ЦНСИ.
13. Синхронизация ЦНСИ целевых систем ЕК АСУФР производится подразделениями, ответственными за ведение ЦНСИ, совместно с подразделениями, осуществляющими сопровождение автоматизированных систем, в установленном порядке.
Подразделения, осуществляющие сопровождение автоматизированных систем, обеспечивают необходимые настройки в ЕК АСУФР по корреляции (сквозному изменению взаимоувязанных и идентичных параметров) и взаимоувязке данных ЦНСИ.
14. Унификация ЦНСИ автоматизированных систем управления ОАО "РЖД", объединение, а также разукрупнение ЦНСИ проводятся в соответствии с регламентами ЦНСИ.

Разграничение сфер ответственности

15. Работники ОАО "РЖД", предоставляющие заявки на ввод, изменение (корректировку), добавление, блокировку, удаление данных в ЦНСИ, несут ответственность за своевременность, полноту, корректность и актуальность предоставляемой информации.
16. Подразделения, ответственные за ведение ЦНСИ, отвечают за своевременное внесение информации, полноту и целостность ЦНСИ в соответствии с регламентами ведения ЦНСИ.
17. Подразделения, осуществляющие методологическое сопровождение, несут ответственность за полноту, своевременность и функциональность методологического сопровождения ЦНСИ.
18. Подразделения, осуществляющие разработку и внедрение автоматизированных систем, несут ответственность за функциональность, полноту и своевременность разработки и внедрения автоматизированных средств ведения ЦНСИ.
19. Подразделения, осуществляющие сопровождение автоматизированных систем, несут ответственность за полноту, качество и оперативность сопровождения автоматизированных средств ведения ЦНСИ.
20. Подразделения, ответственные за унификацию, несут ответственность за обеспечение унификации разделов и элементов нормативно-справочной информации, их наименований, типов и других характеристик автоматизированных систем управления ОАО "РЖД".
21. Ответственность сторонних организаций, привлекаемых к работам по методологическому сопровождению, разработке, внедрению и сопровождению автоматизированных систем, унификации автоматизированных систем управления ОАО "РЖД" закрепляется в соответствующих договорах, заключаемых ОАО "РЖД" со сторонними организациями.

Приложение

Примерная структура регламента ведения ЦНСИ(*)

------------------------------
* Структура регламентов ведения отдельных ЦНСИ может изменяться и дополняться в зависимости от специфики ведения и утвержденной методологии.

1. Общие положения:
1) цель регламента;
2) документы, на основании которых разработан регламент;
3) порядок утверждения, внесения изменений и дополнений в регламент.
2. Основные понятия, используемые в регламенте.
3. Ответственные за ведение.
4. Использование данных:
1) описание основных требований к функциональности ЕК АСУФР;
2) перечень основных бизнес-процессов, использующих данные ЦНСИ;
3) перечень основных структурных подразделений ОАО "РЖД", использующих данные ЦНСИ:
4) перечень основных модулей, программ, приложений, использующих данные ЦНСИ.
5. Порядок ведения(**):
------------------------------
** Описание последовательности действий каждого пользователя по каждому пункту регламента ведения ЦНСИ (сроки, очередность, описание смысла действия).

1) описание основных требований к функциональности ЕК АСУФР;
2) описание структуры и порядка изменения узлов иерархии;
3) описание структуры и порядка изменения структуры значимых полей;
4) описание принципов кодирования информации значимых полей;
5) порядок первичного ввода данных;
6) порядок действий в случае неполноты данных;
7) порядок внесения изменений (корректировки) данных;
8) порядок блокировки информации;
9) порядок удаления информации;
10) порядок добавления информации;
11) порядок систематического обновления (актуализации) данных;
12) порядок контроля внесенных изменений;
13) порядок проверки данных.
6. Описание возможных ситуаций отнесения информации к узлам иерархии и значимым полям с указанием вариантов решения: отнесение информации к имеющимся узлам иерархии и значимым полям (изменение и дополнение узлов иерархии и значимых полей).
7. Особый порядок ведения:
1) порядок ввода, корректировки данных, влекущих за собой изменения во взаимосвязанных справочниках и базах данных;
2) порядок ведения ретроспективной информации о структуре узлов иерархии, значимых полей и данных;
3) порядок объединения (разукрупнения);
4) порядок синхронизации целевых систем с центральной системой;
5) порядок организации интерфейсов и буферов обмена информацией с другими автоматизированными системами;
6) порядок организации интерфейсов информационного взаимодействия с внешними хранилищами и базами данных;
7) описание основных требований к функциональности системы ЕК АСУФР для обеспечения особого порядка ведения;
8) порядок организации информационного взаимодействия с системой централизованного ведения НСИ АСУ РЖД (ЕНСИ).
8. Приложения:
1) форма заявки для ввода, внесения изменений, блокирования (удаления) информации;
2) прочие приложения.