ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

28 октября 2005 г.

N 1705р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О недостатках обеспечения безопасности движения поездов
на Куйбышевской железной дороге

Комиссией Департамента безопасности движения и экологии (далее - комиссия) в сентябре 2005 г. была проведена проверка обеспечения безопасности движения поездов на Куйбышевской железной дороге (далее - комиссионная проверка).
Разбором результатов комиссионной проверки, состоявшимся в управлении Куйбышевской железной дороги 30 сентября 2005 г., было установлено, что положение с обеспечением безопасности движения поездов на железной дороге остается неудовлетворительным.
На низком уровне обеспечивается безопасность движения поездов в пассажирском хозяйстве железной дороги. Нарушения технологии ремонта и обслуживания пассажирских вагонов выявлены во всех проверенных структурных подразделениях железной дороги.
Комиссией отменена техническая готовность 8 пассажирским поездам из 11 проверенных. На повторный ремонт направлены 6 вагонов из 7 проверенных, а также 9 узлов и деталей пассажирских вагонов, приостановлена работа 8 участков и 4 технологических стендов для проверки оборудования, на доработку направлены 4 технологические схемы производственного процесса.
Руководители вагонных депо и дирекций по обслуживанию пассажиров не выполняют нормативы личного участия в профилактической работе по обеспечению безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги - начальник пассажирской службы Антипенко С.И. не принял исчерпывающих мер по улучшению качества подготовки пассажирских поездов в рейс и проведению плановых видов ремонта, по проведению единой технической ревизии. Не проявляет достаточной требовательности к руководителям дирекций по обслуживанию пассажиров и вагонных депо по проведению ими профилактической работы в соответствии с приказом МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте".
Начальником Куйбышевской железной дороги неоднократно указывалось Антипенко С.И. на имеющиеся в пассажирском хозяйстве серьезные недостатки, однако должных выводов он не сделал и положение с обеспечением безопасности движения поездов продолжает ухудшаться. В хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки железной дороги по состоянию на 1 сентября 2005 г. нормативный срок службы выработали 352 поста электрической централизации стрелками - 86% от общего количества таких постов на железной дороге и 2177 км автоблокировки - 71,5%. Согласно отчетам службы вагонного хозяйства автоматизированной системой контроля подвижного состава в пути следования (АСКПС) оборудовано 2 участка и 36 приборов автоматического контроля состояния подвижного состава (ДИСК и КТСМ), тогда как при комиссионной проверке было выявлено, что в программу АСКПС включено только 9 приборов ДИСК и КТСМ.
Не выполняются требования по оборудованию искусственных сооружений и станций устройствами контроля схода подвижного состава (УКСПС), переездов - устройствами заграждения и перегонов - устройствами двухсторонней автоблокировки.
Руководители Куйбышевской железной дороги не сделали должных выводов из разборов по случаям возгорания постов электрической централизации (далее - посты ЭЦ) на станции Рузаевка Куйбышевской железной дороги и станции Мытищи Московской железной дороги. Дежурные по станциям не знают порядка действий при возникновении пожара. Проверки противопожарного состояния постов ЭЦ проведены под руководством руководителей станций, дистанций сигнализации и связи и дистанций электроснабжения в I квартале 2005 г. формально, инструкции о порядке действий дежурного персонала в случае возгорания на постах ЭЦ не пересмотрены.
Мероприятия, предусмотренные телеграммой ОАО "РЖД" от 2 июня 2005 г. N ВС-6017, изданной по случаю возгорания на посту ЭЦ станции Вязовая Южно-Уральской железной дороги, выполнены на Пензенском отделении железной дороги, в Уфимской и Октябрьской дистанциях сигнализации и связи с грубыми нарушениями. С нарушениями производятся измерения сопротивления контура заземления постов ЭЦ, в частности, без отключения глухозаземленной нейтрали. Результаты этих измерений комиссией отменены.
Не проведена проверка соответствия путевому развитию схематических планов станций и других документов. Так, на Башкирском отделении железной дороги инструкции по пользованию устройствами диспетчерской централизации в хозяйствах перевозок и сигнализации, централизации и блокировки на диспетчерских участках не приводились в соответствие с путевым развитием с 1995 года. Работники диспетчерского аппарата не знают места установки устройств УКСПС, ДИСК и КТСМ, а также порядок действий при отказах в работе автоматической переездной сигнализации. Контроль неисправностей вновь смонтированных устройств не выведен на пульт-табло поездного диспетчера, в связи с чем комиссией было закрыто действие диспетчерской централизации, станции переведены на резервное управление, а на нерегулируемых переездах скорость ограничена до 20 км/час. Аналогичные недостатки были выявлены в Дорожном центре управления перевозками Куйбышевской железной дороги.
Прием пассажирских поездов осуществляется на некодируемые пути станций Пенза-1 и Пенза-3 несмотря на то, что указанное нарушение было отмечено Департаментом безопасности движения и экологии при комиссионной проверке железной дороги в 2004 году.
Не стабилизировано положение с содержанием технических средств в хозяйстве электроснабжения. На железной дороге эксплуатируется более 30 тыс. опор со сроком службы 40-50 лет - 30% от общего количества опор на железной дороге. Кроме того, комиссией выявлены 35 остродефектных, 1675 незаземленных опор и 2480 железобетонных опор с пониженным сопротивлением.
Главный инженер Куйбышевской железной дороги Мохонько В.П. не предъявляет должной требовательности к начальникам служб сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, главным инженерам отделений железной дороги по обеспечению ими качественного ввода в эксплуатацию новых и модернизируемых устройств и выполнению противопожарных мероприятий. Не уделяет достаточно внимания приведению технических средств в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, не контролирует ход работ по внедрению новых технических средств, обеспечивающих безопасность движения поездов.
По итогам 8 месяцев 2005 года, несмотря на снижение в хозяйстве пути и локомотивном хозяйстве общего количества случаев брака на 14%, по вине работников железной дороги допущено 3 схода вагонов в грузовых поездах, 8 случаев порчи локомотивов с пассажирскими поездами, 19 случаев перекрытий разрешающих сигналов светофоров на запрещающие с последующим их проездом. Возросло количество столкновений подвижного состава с опасным грузом при маневровой работе, случаев отцепки вагонов от грузовых поездов из-за технической неисправности вагонов, задержки поездов в пути следования более 1 часа из-за неисправности оборудования локомотивов, неисправности контактной сети и устройств электроснабжения.
Допущен рост количества нарушений безопасности движения поездов в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки в 1,6 раза, в хозяйстве электрификации и электроснабжения - в 1,25 раза.
Всего на железной дороге допущено 3416 случаев отказа в работе технических средств, задержано 1702 пассажирских и пригородных поезда на общее время 613 часов и 6115 грузовых поездов - на общее время 3541 час. Количество задержек пассажирских поездов у входных сигналов станций возросло в 4,4 раза. Так, у входных сигналов станций было задержано 145 пригородных поездов.
В ходе проверки на отделениях железной дороги комиссией применено 748 запретных мер (закрытие цехов и отделений, отмена технической готовности поездов, ограничение скорости движения поездов, закрытие для движения пути и стрелочных переводов), вскрыты серьезные недостатки в организации обеспечения безопасности движения поездов, содержании технических средств, ведении технической документации, организации обучения кадров и соблюдении технологической дисциплины.
Комиссионные осмотры на железной дороге проводятся на низком уровне. Так, в сентябре 2005 г. под председательством начальника Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г. был проведен комиссионный осмотр на Башкирском отделении железной дороги, после которого комиссией было выявлено аварийное состояние нечетного главного пути на перегонах Шафраново - Аксенове и Аксаково - Приютово Аксаковской дистанции пути из-за дефектов шпал, скреплений и сплошных выплесков, угрожавшее безопасности движения поездов, вследствие чего скорость движения поездов была ограничена до 40 км/час.
В целях улучшения положения с обеспечением безопасности движения поездов на Куйбышевской железной дороге:
1. Начальнику Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г.:
а) разработать в недельный срок организационно-технические мероприятия по устранению выявленных комиссией недостатков в обеспечении безопасности движения поездов;
б) проводить ежемесячно проверки обеспечения безопасности движения поездов в хозяйствах железной дороги и по итогам этих проверок рассматривать работу заместителей начальника железной дороги, начальников служб и отделений железной дороги по устранению выявленных комиссией нарушений;
в) провести в 10-дневный срок повторный комиссионный осмотр Башкирского отделения железной дороги, уделив особое внимание положению дел в путевом хозяйстве этого отделения, и обеспечить принятие необходимых мер по улучшению состояния пути в Аксаковской дистанции пути.
2. За серьезные недостатки в обеспечении безопасности движения поездов в хозяйствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, неудовлетворительное содержание технических средств, невыполнение противопожарных мероприятий и низкий уровень проведения профилактической работы по предупреждению аварийности объявить выговор главному инженеру Куйбышевской железной дороги Мохонько В.П.
3. За неудовлетворительное руководство пассажирским хозяйством железной дороги, низкий уровень профилактической работы, направленной на повышение качества подготовки пассажирских поездов в рейс, и серьезные недостатки в организации ремонта вагонов объявить выговор заместителю начальника Куйбышевской железной дороги - начальнику пассажирской службы железной дороги Антипенко СИ.
4. Начальнику Департамента безопасности движения и экологии Шанайце П.С. организовать в декабре 2005 г. контрольную проверку обеспечения безопасности движения поездов в пассажирском хозяйстве и хозяйствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения Куйбышевской железной дороги.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения и экологии Шанайцу П.С.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов