ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

24 июля 2006 г.

N 1539р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О серьезных недостатках в организации обеспечения безопасности
движения поездов на Свердловской железной дороге

Проведенная в июне 2006 года комиссией Департамента безопасности движения и экологии (далее - комиссия ЦРБ) техническая ревизия организации обеспечения безопасности движения поездов и разбор результатов ревизии, состоявшийся на Свердловской железной дороге 30 июня 2006 г., показали, что положение с обеспечением безопасности движения поездов на этой железной дороге остается неудовлетворительным.
В 2005 году на железной дороге при снижении общего количества случаев брака на 16% и особых на 17% был допущен проезд запрещающего сигнала на станции Азанка, уход состава поезда N 2317 с последующим столкновением и сходом вагонов в грузовом поезде на станции Шаля, развал груза в пути следования. Возросло количество случаев порчи локомотивов с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде, не ограждения сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ, обрывов автосцепок в поездах, падения на путь деталей подвижного состава, изломов рельсов, наездов подвижного состава на посторонний предмет, отцепки вагонов от грузового поезда в пути следования из-за трения роликовой буксы.
За 6 месяцев текущего года возросло число особых случаев брака на 21 %. Допущен уход вагонов на станции Свердловск - Сортировочный, 2 случая схода подвижного состава в грузовых поездах, проезд запрещающего сигнала на станции Асбест. Возросло количество случаев перекрытия разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавших проезд запрещающего сигнала, отцепки вагонов от пассажирского поезда, столкновений и сходов подвижного состава при маневрах, обрыва автосцепок в поездах, излома рельсов. За этот период рост случаев брака произошел в хозяйствах пути, сигнализации, централизации и блокировки
В то же время представленные данные по допущенным случаям нарушений безопасности движения поездов нельзя считать достоверными, так как комиссией ЦРБ в ходе ревизии выявлено еще 7 случаев брака, допущенных в текущем году, которые не были расследованы и не приняты к учету установленным порядком.
В ходе технической ревизии установлено, что на железной дороге сложилась обстановка, которая может привести к серьезным нарушениям безопасности движения поездов, в том числе и с тяжелыми последствиями.
В структурных подразделениях отделений и дирекций железной дороги вскрыты факты невыполнения нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам безопасности движения поездов. Серьезные недостатки выявлены в содержании технических средств и ведении документации, организации проведения инструктажа и технического обучения работников, соблюдении технологической дисциплины.
На железной дороге не в полном объеме выполнено 55 мероприятий, разработанных по результатам контрольной проверки, проведенной комиссией ЦРБ в июле 2005 года.
Заместитель начальника железной дороги по перевозкам Hex C.B. не сделал должных выводов из допущенных ранее случаев ухода подвижного состава на станциях Шаля, Свердловск-Сортировочный и не принял исчерпывающие меры профилактического характера по недопущению подобных нарушений безопасности движения. Комиссией были выявлены нарушения при закреплении вагонов на станциях Ишим, Смычка. В хозяйстве перевозок не обеспечено устранение в полном объеме недостатков, вскрытых комиссией ЦРБ в 2005 году, вследствие чего отдельные нарушения повторились.
Руководители хозяйства перевозок поверхностно рассматривают вопросы выполнения программ, направленных на улучшение состояния безопасности движения поездов. По итогам 2005 года ими не были проанализированы причины невыполнения и срывы сроков исполнения отдельных пунктов программ, не рассмотрен ход внедрения регистраторов служебных переговоров. В текущем году сорваны сроки выполнения работ на 12 станциях железной дороги.
В хозяйстве перевозок не обеспечена достоверность учета и оперативного рассмотрения имеющихся на станциях железной дороги отказов в работе технических средств. Как следствие в ходе ревизии выявлены случаи непринятия к учету допущенных отказов технических средств начальниками станций Тюмень, Березники, Серов, Нижний Тагил, Cypryi, Нижневартовск-1, Свердловск - Сортировочный.
При попустительстве руководителей службы перевозок на железной дороге не завершена работа по приведению станционной технической документации (техническо-распорядительные акты станций, местные инструкции, схемы) к действующим техническим устройствам.
Начальниками отдельных станций не обеспечивается выполнение в полном объеме Положения об организации и проведении комиссионного месячного осмотра железнодорожной станции на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного МПС России 09.07.2002 N ЦД930. Из-за низкого качества их проведения назначены внеочередные осмотры на 12 станциях дороги.
На железной дороге для организации пропуска поездов в период летних путевых работ на перегонах организовано и действует 5 временных блок - постов. Однако устройства и поездная документация на них содержатся с нарушением требований Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16.10.2000 N ЦД-790.
В путевом хозяйстве железной дороги за 6 месяцев текущего года общее количество случаев брака возросло на 21%, особых случаев в 2,6 раза. 08.04.2006 допущен случай наезда грузового поезда на путевой разгонщик на 1716 км четного пути перегона Сабик - Кузино Кузинской дистанции пути с последующим сходом электровоза грузового поезда.
Из-за ежегодного выполнения заниженных от расчетной потребности объемов усиленного капитального ремонта пути, увеличилась протяженность участков путей 1 и 2 класса со сверхнормативным пропущенным тоннажем и по состоянию на 01.01.2006 составляет 733 км, в том числе на основном направлении железной дороги Пермь-Екатеринбург-Тюмень - 567 км.
На железной дороге в 2005 году из-за неудовлетворительной организации проведения ремонтно - путевых работ и, в первую очередь, по причине отмены запланированных "окон" на ряде участков ремонт проводился в октябре - декабре, при этом на многих километрах не выполнен полный комплекс работ, предусмотренных проектом, однако километры были приняты в постоянную эксплуатацию и работа на них не завершена до настоящего времени, в том числе на участках 1474-1511 км перегона Кукуштан - Ергач, 2097-2117 км перегона Кармак - Подъем.
На низком уровне организовано проведение ремонтно - путевых работ и в текущем году По состоянию на 20.06 2006 только для производства работ по усиленному капитальному ремонту пути отменено 18 запланированных "окон", в результате чего план по укладке рельсошпальной решетки выполнен на 66,5% (план - 151 км, выполнение - 100,4 км), а укладка новых рельсовых плетей бесстыкового пути только на 48,8% (план - 120 км, выполнение - 58,6 км).
На железной дороге нарушена система организации текущего содержания пути. Руководителями дистанций пути весенний комиссионный осмотр пути на многих участках проведен некачественно, не вскрыты в полном объеме имеющиеся грубые отступления от норм содержания пути, скорости движения поездов не приведены в соответствие с фактическим техническим состоянием пути.
Дистанции пути не обеспечены в полном объеме даже теми материалами верхнего строения пути, которые нужны для выполнения первоочередных работ. В результате на многих участках работы по разгонке стыковых зазоров, закреплению пути от угона, добивке костылей, замене дефектных скреплений и пополнению недостающих противоугонов, костылей, клеммных и закладных болтов не проводились, при этом руководители дистанций пути доложили в отделы пути отделений железной дороги и службу пути о завершении этих работ в полном объеме. По данным службы пути, по состоянию на 21 06.2006 в хозяйстве устранены все грубые неисправности и 98% всех недостатков, вскрытых при весеннем комиссионном осмотре пути, что не соответствует действительности.
Как следствие, комиссией ЦРБ в ходе ревизии из-за неудовлетворительного состояния пути закрывались для движения 3 перегона, на 91 километре главного пути ограничивалась скорость движения поездов, на 50 околотках назначено повторное проведение весеннего комиссионного осмотра пути.
На железной дороге протяженность карсто-опасных участков составляет 47 км, наиболее опасные из них расположены на Пермской, Кунгурской, Баженовской, Каменск-Уральской дистанциях пути. Однако объемы средств, выделяемых железной дорогой на противо-карстовую защиту недостаточны, в результате работы ведутся медленными темпами.
Такое положение дел в путевом хозяйстве сложилось вследствие того, что заместитель начальника Свердловской железной дороги по путевому хозяйству Павлов С.А. и начальник службы пути Конышев С.С. не приняли должные меры по повышению уровня организации текущего содержания пути в неблагополучных дистанциях пути, не обеспечили качественное проведение весеннего комиссионного осмотра пути и сооружений и устранение вскрытых недостатков на ряде участков железной дороги. Ими не приняты меры по обеспечению дистанций пути необходимым количеством материалов верхнего строения пути для текущего содержания пути.
Начальнику службы пути Свердловской железной дороги Конышеву С.С. неоднократно указывалось на имеющиеся серьезные недостатки в организации текущего содержания пути, однако он не принял конкретных мер, в результате положение в этом вопросе на железной дороге не улучшилось.
В хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки состояние с обеспечением безопасности движения продолжает оставаться неудовлетворительным. За 6 месяцев текущего года допущен рост случаев брака (6/1), из которых 3 особых случая.
Ежегодно процент старения устройств СЦБ увеличивается на 15 - 20%. Выделяемые по "Программе обновления и развития средств ЖАТ" средства ежегодно сокращаются. В 2005 году лимит финансирования составлял 428,78 млн. руб., а в 2006 - только 268,17 млн. руб. (сокращение на 36%). Вместе с тем, Программа обновления и развития средств ЖАТ 2005 года на Свердловской железной дороге выполнена только в марте 2006 года.
На железной дороге не принимаются меры по укомплектованию в дистанциях сигнализации и связи штата линейных электромехаников и старших электромехаников в соответствии с нормами, утвержденными МПС России. При средней укомплектованности дистанций сигнализации и связи на 70%, в 16 линейных цехах Ишимской, Тюменской, Свердловск - Сортировочной, Смычкинской, Серовской дистанций укомплектованность электромеханиками и электромонтерами составляет 40-50%, а в цехе СЦБ станции Баская Березниковской дистанции укомплектованность составляет только 33%.
Начальнику службы сигнализации, централизации и блокировки Садовскому С.В. неоднократно указывалось на имеющиеся серьезные недостатки в организации работы хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, однако он не принял конкретных мер, в результате положение в этом хозяйстве на железной дороге не улучшилось.
В локомотивных депо железной дороги из-за отсутствия путевых планов установки напольных устройств САУТ сбои в работе напольных устройств САУТ при расшифровке скоростемерных лент не выявляются.
На железной дороге не установлен порядок внесения изменений и сроки на замену программного обеспечения САУТ на локомотивах. С мая текущего года на локомотивах устанавливается версия СВР-095, в которую внесены изменения допускаемых скоростей движения поездов в соответствии с требованием приказа начальника железной дороги от 22.02.2006 N 114/Н, в то время как этот приказ отменен указанием и.о. начальника железной дороги от 04.03.2006 N 1060.
В хозяйстве электрификации и электроснабжения допущено 140 повреждений устройств электроснабжения, 8 из них квалифицированы, как случаи брака в работе. В сравнении с тем же периодом 2005 года количество повреждений возросло на 8% (140/130). Задержано 59 поездов, в том числе 18 пассажирских.
Главный инженер Свердловской железной дороги Набойченко И.О. не предъявляет должной требовательности к начальникам служб сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения, главным инженерам отделений железной дороги по обеспечению ими безаварийной работы технических средств и модернизации устаревших устройств. Не обеспечил выполнение в полном объеме требования телеграфных указаний ОАО "РЖД" от 13.02.2005 N ХЗ-1333 и от 16.02.2005 N 3/878 по случаю возгорания поста электрической централизации станции Мытищи Московской железной дороги, а также телеграфного указания ОАО "РЖД" от 02.06.2005 N ВС-6017 по случаю разрушения оборудования автоблокировки и связи на посту электрической централизации станции Вязовая Южно-Уральской железной дороги.
Начальник Тюменского отделения железной дороги Кущенко B.C. не предъявляет должной требовательности к заместителям начальника отделения железной дороги, начальникам отделов отделения железной дороги и структурных подразделений, в результате комиссией ЦРБ при ревизии были вскрыты серьезные недостатки в работе локомотивного, вагонного и путевого хозяйств. На Тюменском отделении железной дороги за IV квартал 2005 года и истекший период текущего года не принят к учету ни один из 8-ми случаев задержек пассажирских поездов, допущенных локомотивными бригадами депо Ишим. Несмотря на еженедельное рассмотрение начальником Тюменского отделения дороги Кущенко B.C. причин допущенных случаев задержек грузовых поездов у входных сигналов станций, рассмотрено только 20 % всех таких случаев, остальные задержки грузовых поездов у входных сигналов разобраны не были.
Ревизорским аппаратом по безопасности движения Свердловской железной дороги не предъявляются должные требования к начальникам структурных подразделений, отделов отделений железной дороги, руководителям служб и дирекций по организации ими устранения имеющихся в хозяйствах недостатков, вскрытых при ревизиях и проверках, в результате чего многие нарушения не устраняются.
Серьезные недостатки имеются в работе ревизорского аппарата по безопасности движения Свердловского отделения железной дороги.
Заместитель начальника Свердловского отделения железной дороги - главный ревизор по безопасности движения Мейсарош Ю.В. не обеспечил на должном уровне руководство ревизорским аппаратом отделения железной дороги, ослабил контроль за выполнением на отделении железной дороги требований нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов. В результате работа по организации обеспечения безопасности движения поездов на Свердловском отделении железной дороги организована неудовлетворительно.
Серьезные недостатки в организации обеспечения безопасности движения поездов вскрыты также в хозяйствах: локомотивном, вагонном, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и в пассажирском комплексе Свердловской железной дороги.
В целях повышения уровня обеспечения безопасности движения поездов:
1. Начальнику Свердловской железной дороги Шайдуллину Ш.Н.:
а) принять незамедлительные меры к улучшению ситуации с обеспечением безопасности движения поездов;
б) рассмотреть в 10-дневный срок состояние безопасности движения в каждом хозяйстве железной дороги с учетом недостатков, вскрытых комиссией ЦРБ при технической ревизии железной дороги и принять неотложные меры по стабилизации обстановки;
в) разработать и обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по устранению выявленных комиссией ЦРБ недостатков в обеспечении безопасности движения поездов с ежемесячным заслушиванием отчетов начальников отделений железной дороги, служб и заместителей начальника Свердловской железной дороги;
г) повысить ответственность заместителей начальника железной дороги и отделений железной дороги за качественное проведение комиссионных осмотров хозяйств и своевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений. Разборы результатов осмотров проводить только после специальных проверок состояния дел по вопросам безопасности движения;
д) в месячный срок рассмотреть итоги проведения ремонтно-путевых работ за первое полугодие текущего года с принятием необходимых мер по устранению недостатков, повышению качества и неукоснительному соблюдению порядка приемки в постоянную эксплуатацию отремонтированных километров пути согласно требованиям Технических условий на работы по ремонту и планово - предупредительной выправке пути, утвержденных 30.09.2003 N ЦПТ-53;
е) рассмотреть проводимую на железной дороге работу по подбору, расстановке руководящих кадров и обеспечить назначение на должность руководителей подразделений железной дороги подготовленных специалистов;
ж) рассмотреть целесообразность нахождения в дальнейшем в должности начальника службы пути Конышева С.С., начальника службы сигнализации, централизации и блокировки Садовского С.В., заместителя начальника Свердловского отделения железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов Мейсароша Ю.В. В установленном порядке внести предложения по укреплению руководства службы пути, службы сигнализации, централизации и блокировки и аппарата по безопасности движения поездов Свердловского отделения железной дороги.
2. Начальнику Департамента пути и сооружений Иванову С.Ю., начальнику Свердловской железной дороги Шайдуллину Ш.Н. увеличить объем выделения средств на противокарстовые работы на Свердловской железной дороге.
3. За ослабление требовательности к руководителям структурных подразделений отделения железной дороги и своим заместителям в вопросах организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов объявить замечание начальнику Тюменского отделения Свердловской железной дороги Кущенко B.C.
4. За серьезные недостатки в обеспечении безопасности движения поездов в хозяйствах сигнализации, централизации и блокировки и электроснабжения, неудовлетворительное содержание технических средств, невыполнение противопожарных мероприятий на постах электрической централизации объявить выговор главному инженеру Свердловской железной дороги Набойченко И.О.
5. За неудовлетворительное руководство хозяйством перевозок железной дороги, серьезные недостатки в организации работы железнодорожных станций и низкий уровень профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов предупредить заместителя начальника Свердловской железной дороги Неха С.В., что если не будут приняты меры по стабилизации положения дел с обеспечением безопасности движения в хозяйстве перевозок, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения и экологии Шанайца П.С.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов