ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 ноября 2006 г. N 2352р

О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВАХ ПЕРЕВОЗОК ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

В 2006 году в хозяйстве перевозок Юго-Восточной железной дороги произошло 2 несчастных случая на производстве, из них 1 со смертельным исходом.
5 октября 2006 г. на станции Лиски Юго-Восточной железной дороги производилась маневровая работа по подаче одного полувагона вагоном вперед на путь необщего пользования ОАО МЭЗ "Лискинский". В процессе следования маневрового состава по соединительному пути станции составитель поездов Турищев Ю.Т., находясь на первой по ходу движения специальной подножке, был зажат между вагоном и прицепом автомобиля КАМАЗ, который располагался в негабарите по отношению к железнодорожному пути. В результате Турищев Ю.Т. получил многочисленные переломы костей таза и 12 октября скончался в железнодорожной больнице г. Лиски. Причиной несчастного случая явилось несоблюдение Турищевым Ю.Т. требований охраны труда, установленных инструкцией по охране труда для составителя поездов станции Лиски.
Как показали проверки Департамента управления перевозками, начальник станции Лиски Пискунов С.Н. не организовал проведение эффективных мероприятий по профилактике производственного травматизма, что ежегодно приводило к травмированию работников станции.
Главный инженер службы перевозок Новичихин В.В. осуществлял недостаточный контроль за организацией профилактической работы по охране труда на железнодорожных станциях.
В 2006 году в хозяйстве перевозок Свердловской железной дороги произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом.
7 октября 2006 г. на станции Сургут-Порт Свердловской железной дороги одиночный маневровый локомотив под управлением машиниста Демченко С.А. с составителем поездов Гюлиевым М.Р. следовал на путь необщего пользования ОАО "Сургутский речной порт". При подъезде к неохраняемому железнодорожному переезду была произведена остановка маневрового локомотива перед сигналом Ml, составитель поездов Гюлиев М.Р. сошел с тепловоза, осмотрел стрелочный перевод и запросил разрешение на проследование переезда у дежурного по станции Гоголевой А.А., которая произвела ограждение переезда и открыла сигнал M1. Машинист маневрового локомотива Демченко С.А., получив ручной сигнал фонарем от Гюлиева М.Р., привел в движение маневровый локомотив, проследовал переезд и, оглянувшись назад, обнаружил составителя поездов Гюлиева М.Р., лежащего у наружной грани левого рельса по ходу движения в районе переезда. В результате падения со специальной подножки маневрового локомотива Гюлиев М.Р. получил травмы, не совместимые с жизнью. Основной причиной несчастного случая явилось приведение в движение маневрового локомотива машинистом Демченко С.А., не повторившим команды составителя поездов Гюлиева М.Р. по радиосвязи и не убедившимся в его местонахождении.
В ходе расследования несчастного случая установлено, что на станции Сургут-Порт нарушается регламент переговоров между составителем поездов и машинистом маневрового локомотива. Руководителями станции Сургут-Порт и локомотивного депо Сургут формально проводились проверки выполнения регламента переговоров маневровыми бригадами, не выявлялись факты нарушений. В локальных нормативных документах станции по организации технологии работы и охраны труда установлен различный порядок производства маневровой работы в районе переезда, не проводится профилактическая работа по охране труда.
Проверка Сургутского отделения Свердловской железной дороги показала, что работники железнодорожных станций несвоевременно и не в полном объеме получают средства индивидуальной защиты, руководители отделения железной дороги и железнодорожных станции не несут ответственности за обеспечение средствами индивидуальной защиты и не организуют контроль за их применением работниками. Бытовое обслуживание работников железнодорожных станций осуществляется с нарушениями требований охраны труда, отсутствуют душевые и сушки для специальной одежды, недостаточно гардеробных для составителей поездов. Проведение квартального осмотра хозяйства Сургутского отделения железной дороги проводится на низком уровне. Начальник Сургутского отделения железной дороги Суворин С.В. не обеспечил безопасности работников станции при организации маневровой работы в процессе проследования неохраняемого переезда.
Главный инженер службы перевозок Ставников С.П. ослабил контроль за проведением профилактической работы по предупреждению травматизма на железнодорожных станциях, что привело к росту производственного травматизма со смертельным исходом в хозяйстве перевозок Свердловской железной дороги.
В целях повышения уровня профилактической работы по охране труда и снижения производственного травматизма в хозяйстве перевозок:
1. Начальникам железных дорог обеспечить:
а) выполнение технологий, гарантирующих безопасность маневровых передвижений при подаче и уборке вагонов на железнодорожных станциях и путях необщего пользования, в том числе в районе опасных и негабаритных мест;
б) организацию контроля за безопасным выполнением технологических операций на железнодорожных станциях и (путях необщего пользования в соответствии с распоряжением от 11 мая 2005 г. N 652р, содействие руководителям железнодорожных станций в обеспечении безопасных условий труда работников;
в) рассмотрение на совещаниях с локомотивными бригадами вопросов взаимодействия машиниста локомотива и составителя поездов, а также вопросов технологии выполнения маневровых операций и регламента переговоров при маневровой работе.
2. Начальникам отделений железных дорог:
а) организовать совещания с владельцами и пользователями железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивом перевозчика, по вопросам обеспечения безопасных условий труда на маршрутах подачи вагонов, особенностей работы составителей поездов в зимний период и одновременно рассмотреть необходимость оборудования мест безопасного схода с вагона составителей поездов в районе постоянных остановок маневрового состава (въездные ворота, рампы, склады);
б) на основании требований Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с распоряжением от 18 января 2006 г. N 182р "Об утверждении типовых штатных расписаний станций внеклассных, 1 и 2 классов" обеспечить введение должности специалиста по охране труда на железнодорожных станциях и увеличение количества специалистов по охране труда в отделах перевозок отделений железных дорог в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда в организациях, утвержденными постановлением Минтруда России 22 января 2001 г. N 10;
в) на основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в целях осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах составителей поездов, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, выполнение маневровой работы на которых входит в их должностные обязанности, предусматривать в инструкциях о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования периодический их осмотр руководителями станции не реже 1 раза в 3 месяца;
г) принять к руководству Положение о порядке обеспечения работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода, утвержденное вице-президентом 19 сентября 2006 г. N ВП-8343, и организовать разработку распорядительного документа о порядке обеспечения работников станций средствами индивидуальной защиты, учитывающего фактические организационные и производственные особенности, с назначением ответственных лиц, осуществляющих контроль за их применением.
3. Начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Косову Ю.М. подготовить и направить на железные дороги разъяснение о необходимости включения в дополнительные условия договоров на подачу и уборку вагонов, договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования обязанностей и ответственности владельца и пользователя железнодорожных путей необщего пользования, а также контрагента за обеспечение безопасных условий и охраны труда работников ОАО "РЖД", обслуживающих эти пути.
4. За неудовлетворительное обеспечение безопасности работников железнодорожной станции Сургут-Порт при организации маневровой работы в процессе проследования неохраняемого переезда объявить выговор начальнику Сургутского отделения Свердловской железной дороги Суворину С.В. в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Козырева С.В.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов