ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

18 сентября 2006 г.

N 1899р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае столкновения поездов на станции Петров Вал
Волгоградского отделения Приволжской железной дороги

27 июля 2006 г. в 23 часа 36 минут на станции Петров Вал Волгоградского отделения Приволжской железной дороги допущено столкновение пассажирского поезда N 274 с хвостовым вагоном поезда N 2817.
В 23 часа 18 минут дежурный по станции Петров Вал Бельман В.В. принял на четвертый путь парка "Б" (вместимостью 66 условных вагонов) грузовой поезд N 2817 (усл. дл. 71 вагон, весом 3366 т) с остановкой у выходного запрещающего светофора НМ-4. Хвостовой вагон N 92856665 (двухъярусная длиннобазная платформа для перевозки автомобилей) остался на съезде между стрелками N 47/49 за изолированным стыком этого съезда, освободив стрелочную секцию 47-53СП, при этом остряки стрелки N 49 были свободны от колесных пар хвостового вагона.
В нарушение пункта 2.19.8 техническо-распорядительного акта станции Петров Вал дежурный по станции Бельман В.В. не принял мер, обеспечивающих безопасность движения поездов по соседним путям, и не освободил съезд N 47/49 от подвижного состава.
В 23 часа 22 минуты на первый путь станции был принят с графиковой остановкой пассажирский поезд N 274 (электровоз ЭП-1 N 253 приписки локомотивного депо Кавказская Северо-Кавказской железной дороги под управлением локомотивной бригады локомотивного депо Волгоград Приволжской железной дороги в составе машиниста Полянского С.С. и помощника машиниста Стародубцева В.А.).
Для приготовления маршрута отправления поезда N 274 дежурный по станции Бельман В.В., учитывая занятость стрелочного изолированного участка 49-51 СП и наличие прохода по смежному пути, но, не убедившись в свободности стрелочного съезда N 47/49 от подвижного состава, искусственно разомкнул маршрут и перевел стрелки N 47/49 в плюсовое положение с помощью вспомогательной кнопки, предварительно сорвав пломбу.
Дежурный по станции Бельман В.В. открыл выходной светофор на первом пути пассажирскому поезду N 274, который в 23 часа 34 минуты отправился по двум желтым огням, из них верхний мигающий выходного светофора Ч-1, и столкнулся на съезде N 47/49 с вагоном грузового поезда N 2817, находящимся в негабарите. Столкновения могло бы не произойти, если бы локомотивная бригада поезда N 274 проявила бдительность при отправлении со станции.
В результате соударения погнуты поручни локомотива и первого тамбура пассажирского вагона N 14805 (приписки ДОП Оренбург Южно-Уральской железной дороги), поцарапаны кузова локомотива и первого вагона. Задержка пассажирского поезда N 274 на станции Петров Вал составила 1 час 25 минут.
Причиной допущенного случая брака явилось нарушение дежурным по станции Бельманом В.В. требований пункта 13.5 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790, пункта 16.17 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, пункта 2.19.8 техническо-распорядительного акта станции и местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ.
В хозяйстве автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги диспетчерский аппарат службы автоматики и телемеханики и диспетчерский аппарат дистанций сигнализации, централизации и блокировки не обеспечивают эффективного контроля за выполнением ремонтных и регламентных работ. Непосредственными исполнителями допускается некачественное и несвоевременное выполнение этих работ. Из-за отсутствия контроля со стороны начальника Петроввальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки на станции Петров Вал систематически допускалось пломбирование групповой кнопки искусственного размыкания так, что ее нажатие становилось возможным без срыва пломбы, что позволяло дежурному по станции пользоваться указанной кнопкой без оформления записей в журнале формы ДУ-46.
Начальник станции Петров Вал Мирошниченко К.В. и ревизор движения отдела перевозок Мурсакаев З.З. самоустранились от организации и проведения профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов, не контролировали содержание технических средств.
Заместитель начальника Волгоградского отделения - главный ревизор по безопасности движения поездов Черныш В.А. не обеспечил контроль за работой ревизорского аппарата отделения железной дороги, а также за исполнением руководителями структурных подразделений отделения железной дороги нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов, что привело к столкновению поездов на станции Петров Вал Приволжской железной дороги.
Начальник Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Заставной А.П. допустил серьезные просчеты в руководстве отделением и снизил требовательность к своим заместителям и начальникам отделов в отношении выполнения ими нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов.
Начальник службы автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги Иванов В.Н. не обеспечил в полном объеме выполнение требований Положения о порядке расследования, учета и анализа неисправностей технических средств, приведших к нарушениям нормальной работы устройств СЦБ, АЛС, САУТ, утвержденного указанием МПС России от 12 апреля 2001 г. N М-630у, в части обеспечения объективного расследования и учета, что привело к увеличению отказов устройств СЦБ, допустил снижение требовательности к непосредственным исполнителям в отношении соблюдения технологической дисциплины и проведения анализа неисправностей технических средств.
Заместитель начальника Приволжской железной дороги - начальник службы перевозок Головач А.В. ослабил спрос с руководителей службы, начальников отделов перевозок, диспетчерского центра и станций за выполнение ими нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
Заместитель начальника Приволжской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Егораев С.А. снизил требовательность к начальникам служб и отделений железной дороги в отношении проведения профилактической работы по предупреждению аварийности.
Первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Акулов А.П. ослабил спрос с руководителей служб перевозок, сигнализации, централизации и блокировки, локомотивного хозяйства, начальников отделений в отношении выполнения ими установленных нормативов, проявляет терпимость к серьезным недостаткам в их работе, не уделяет достаточного внимания повышению уровня технической учебы и технологической дисциплины, подбору и расстановке кадров.
В целях повышения уровня безопасности движения в хозяйстве перевозок железных дорог:
1. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог в недельный срок ознакомить работников, связанных с движением поездов, с обстоятельствами и причинами столкновения поездов на станции Петров Вал Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.
2. Отметить, что начальником Приволжской железной дороги Храпатым А.В. издан приказ от 4 августа 2006 г. N 378/Н и приняты меры по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов, в том числе меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц: дежурный по станции Петров Вал Бельман В.В. уволен из ОАО "РЖД", начальник станции Петров Вал Мирошниченко К.В. и ревизор движения отдела перевозок Мурсакаев З.З. освобождены от занимаемых должностей, старшему дорожному диспетчеру Тарашниной Н.А. объявлено замечание, первому заместителю главного ревизора по безопасности движения Пастухову Е.М объявлен выговор.
Считать меры, принятые начальником Приволжской железной дороги Храпатым А.В., недостаточными.
3. Начальнику Департамента управления перевозками Миронову А.Ю.:
а) запретить графиковые остановки длинносоставных поездов на станциях, не имеющих приемо-отправочных путей достаточной длины, обеспечив в установленном порядке корректировку графика движения и плана формирования поездов;
б) ежемесячно анализировать организацию формирования и пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов, по выявленным нарушениям проводить разборы с приглашением руководителей причастных служб и отделений железных дорог;
в) ежемесячно анализировать факты использования кнопки "ВК" для приготовления маршрутов приема-отправления поездов, при выявлении случаев необоснованного пользования кнопкой "ВК" проводить разборы с вызовом руководителей служб и отделов перевозок;
г) в октябре 2006 г. подготовить и провести на Горьковской железной дороге семинар-совещание с руководителями служб и отделов перевозок железных дорог по вопросам совершенствования профилактической работы, направленной на предупреждение аварийности и травматизма в хозяйстве перевозок;
д) организовать в IV квартале 2006 г. проверку выполнения поручений по вопросам обеспечения безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок Приволжской железной дороги, по результатам проверки направить при необходимости предложения по укреплению руководства службы перевозок.
4. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
а) организовать до 25 сентября 2006 г. проведение технических занятий с дежурными по станции и поездными диспетчерами по изучению глав 1,  2, 3, 5, 9 и 13 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 г. N ЦШ-530, с последующей проверкой знаний в установленном порядке;
б) провести до конца 2006 г. внеочередные проверки техническо-распорядительных актов всех станций на предмет их соответствия требованиям пунктов 11.3.  11.5.  13.7  и 13.9 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
в) обеспечить до 25 сентября 2006 г. проверку соответствия количества кнопок-счетчиков и пломбируемых кнопок рабочему проекту устройств СЦБ, а также соблюдение технологии их пломбирования, обеспечивающей невозможность пользования ими без разрыва пломбировочной нити или изменения показания счетчика, правильности индикации на пульт-табло, выносных табло и пульт-манипуляторах, наличие у каждого старшего электромеханика и электромеханика индивидуальных пломбировочных тисков и расписок в их получении;
г) обеспечить до 25 сентября 2006 г. проведение комиссиями натурных проверок установки предельных столбиков и изолирующих стыков (включая негабаритные) в соответствии с утвержденной технической документацией, в том числе проверку наличия обозначений негабаритных стыков на пульт-табло или выносных табло;
д) образовать при управлениях и отделениях железных дорог рабочие группы по анализу путевых и схематических планов станций для определения возможности минимизировать количество негабаритных изолирующих стыков. По результатам проведенного анализа до 30 октября 2006 г. разработать, утвердить и довести до сведения причастных программу выполнения соответствующих работ, предусмотрев их финансирование в установленном порядке.
5. Начальнику Приволжской железной дороги Храпатому А.В. обеспечить проведение до 30 сентября 2006 г. на станции Петров Вал опытной эксплуатации схемно-технических решений, согласованных с Департаментом автоматики и телемеханики и Департаментом управления перевозками, исключающих возможность открытия светофоров на разрешающее показание до освобождения смежных изолированных участков, примыкающих к приемо-отправочным путям, если при приготовлении маршрута использовалась кнопка вспомогательного перевода стрелок.
По результатам эксплуатационных испытаний представить в Департамент автоматики и телемеханики и Департамент управления перевозками данные об их эффективности и предложения о целесообразности их применения.
6. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., директорам Гипротранссигналсвязи Мехову В.Б., ВНИИАС Косареву А.Б. (по согласованию) и ПТКБ ЦШ Кочеткову А.А.:
а) внести до 30 октября 2006 г. предложения по схемно-техническим решениям и программному обеспечению для устройств электрической централизации на релейно-процессорной и микропроцессорной элементной базе, обеспечивающих невозможность открытия сигналов до освобождения негабаритных по отношению к установленному маршруту участков пути, с указанием стоимости дополнительных работ, которые необходимо провести в действующих устройствах;
б) включить в разрабатываемый стандарт "Нормы технологического проектирования устройств СЦБ" требования по обеспечению обозначений на схематических планах станций, на пульт-табло и выносных табло границ негабаритных по отношению к другим маршрутам участков пути независимо от их расположения на плане станции (включая стрелочные съезды), а также автоматической регистрации количества срабатываний кнопок-счетчиков и пломбируемых кнопок.
7. Директору Гипротранссигналсвязи Мехову В.Б. и генеральному директору ОАО "Элтеза" Хмелинину А.Н. (по согласованию) разработать до 30 октября 2006 г. для применения в устройствах СЦБ кнопки со счетчиками числа нажатий в компактном конструкторском исполнении с целью их применения вместо пломбируемых кнопок по перечню, утвержденному Департаментом автоматики и телемеханики и Департаментом управления перевозками.
8. Начальникам Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. и Департамента управления перевозками Миронову А.Ю. до 30 октября 2006 г. разработать, утвердить и довести до сведения причастных программу поэтапного внедрения систем ЖАТ, обеспечивающих автоматическую регистрацию и архивирование состояния устройств СЦБ, а также действий эксплуатирующего их персонала.
9. Начальнику Приволжской железной дороги Храпатому А.В. рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания в должности заместителя начальника Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов Черныша В.А.
10. За серьезные просчеты в руководстве отделением и снижение требовательности к своим заместителям и начальникам отделов в отношении выполнения ими нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов на Волгоградском отделении Приволжской железной дороги и допущенное столкновение поездов на станции Петров Вал объявить выговор начальнику Волгоградского отделения Заставному А.П.
Пункт 19 приказа начальника Приволжской железной дороги от 4 августа 2006 г. N 378/Н отменить.
11. За допущенное увеличение числа отказов устройств СЦБ, снижение требовательности к непосредственным исполнителям в отношении соблюдения технологической дисциплины объявить замечание начальнику службы автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги Иванову В.Н.
12. За необеспечение контроля за работой руководителей станций в части предупреждения нарушений безопасности движения поездов и выполнения нормативов личного участия, ослабление спроса с руководителей службы перевозок и отделов перевозок, а также допущенное столкновение поездов объявить выговор заместителю начальника Приволжской железной дороги - начальнику службы перевозок Головачу А.В.
Пункт 21 приказа начальника Приволжской железной дороги от 4 августа 2006 г. N 378/Н отменить.
13. За ослабление требовательности к начальникам служб и отделений железной дороги в отношении проведения профилактической работы, направленной на предупреждение аварийности объявить выговор заместителю начальника Приволжской дороги главному ревизору по безопасности движения поездов Егораеву С.А.
14. За низкую требовательность к заместителям начальника дороги, начальникам служб, отделений железной дороги в отношении обеспечения безопасности движения поездов объявить выговор первому заместителю начальника Приволжской железной дороги Акулову А.П.
Пункт 22 приказа начальника Приволжской железной дороги от 4 августа 2006 г. N 378/Н отменить.
15. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Попова В.А.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов