ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2007 г. N 2425р
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ МОСТОИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО УСИЛЕНИЮ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Рост грузооборота, скоростей, веса и длины поездов при продолжающемся старении основных фондов требуют повышенного внимания со стороны дорожных мостоиспытательных станций к вопросам обследования и испытания инженерных сооружений железных дорог ОАО "РЖД".
В целях повышения уровня и качества работы мостоиспытательных станций для выполнения задач по комплексной оценке состояния инженерных сооружений на дорогах сети, разработки решений по их эффективной эксплуатации с продлением срока службы:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мостоиспытательной станции железной дороги.
Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25.12.2007 N 2425р
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОСТОИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Целью мостоиспытательной станции железной дороги является осуществление систематических обследований и контроля за состоянием и содержанием инженерных сооружений на железной дороге в целях обеспечения безопасности движения поездов и повышения надежности сооружений.
1.2 Мостоиспытательная станция входит в состав Дорожного центра диагностики службы пути дороги и работает по утвержденным начальником службы пути планам.
Финансирование станции осуществляется за счет средств, предусмотренных планом финансирования Центра диагностики и в соответствии со сметой расходов, утвержденной руководством службы пути.
1.3 В своей деятельности мостоиспытательная станция руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами федерального органа в области железнодорожного транспорта и другими нормативными актами, внутренними документами ОАО "РЖД", железной дороги, а также настоящим Положением.
1.4 При наличии на одной железной дороге нескольких мостоиспытательных станций границы обслуживаемых ими участков устанавливаются начальником службы пути.
Необходимое количество и категории мостоиспытательных станций определяется местными условиями, а контингент работников - расчетом, выполненным согласно Указаний МПС от 08.01.1987г. N 10пр-у и от 21.02.1989г. N Д-6450 (приложение 1).
1.5 Мостоиспытательная станция имеет в своем распоряжении вагон-лабораторию с правом его беспрепятственного продвижения по железной дороге с пассажирскими или почтово-багажными поездами, для проезда обслуживающего персонала и провоза контрольно-измерительного и диагностического оборудования, обеспечивающего производственную деятельность станции.
1.6 Мостоиспытательная станция для осуществления своей деятельности должна иметь оборудование согласно табелю, приведенному в табл. 1.
2. ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
МОСТОИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ
2.1 Целью деятельности мостоиспытательной станции является обеспечение высокого уровня контроля обследовательских работ, контроля за ремонтом и реконструкцией искусственных сооружений железной дороги с целью надежности и долговечности эксплуатации при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.
2.2 Основными задачами мостоиспытательной станции являются:
- оценка состояния и качества содержания и ремонта искусственных сооружений железной дороги, разработка мер по обеспечению нормальной эксплуатации искусственных сооружений, повышению их надежности и долговечности;
- участие в разработке перспективных и текущих планов ремонта и реконструкции искусственных сооружений;
- выявление недостатков в организации текущего содержания искусственных сооружений и контроль за их устранением;
- оценка эксплуатационных качеств опытных и новых конструкций искусственных сооружений и их элементов, разработка проектных и технических решений по их применению;
- оценка качества строительства новых искусственных сооружений при приемке новых железнодорожных линий и участков и разработка условий их эксплуатации.
- оценка полноты и качества выполнения работ по ремонту и реконструкции искусственных сооружений; разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и недоделок с установлением сроков их устранения.
2.3 Для решения возложенных задач мостоиспытательная станция выполняет:
- обследование искусственных сооружений с проверкой их состояния и содержания в сроки и с периодичностью в соответствии с Инструкцией по содержанию искусственных сооружений (ЦП-628) и по отдельным указаниям руководства железной дороги;
- перерасчет грузоподъемности, специальные обследования и, при необходимости, испытания искусственных сооружений старых лет постройки, а также имеющих дефекты и конструктивные особенности; установление специальных условий эксплуатации таких сооружений и разработкой других мероприятий по обеспечению их эксплуатационной надежности;
- приемочные обследования, в необходимых случаях - испытания, вновь построенных или капитально отремонтированных искусственных сооружений;
- контроль за устранением дефектов и неисправностей, выявленных при обследованиях искусственных сооружений сетевыми и дорожными мостоиспытательными станциями и периодическими комиссионными осмотрами под руководством НЗП, П и ЗамП;
- участие в работе сетевых мостоиспытательных станций при обследовании ими искусственных сооружений железной дороги, а также комиссий под руководством НЗП, П и ЗамП;
- изучение, обобщение и распространение передовых методов работы по содержанию и ремонту искусственных сооружений. При выезде на линию инструктаж работников дистанций пути по вопросам надзора и эксплуатации искусственных сооружений;
- внедрение новых технологий и оборудования при обследовании, испытании и содержании искусственных сооружений;
- проверку условий хранения пролетных строений и других конструкций, находящихся в моб. запасе;
- составление отчетов и заключений по каждому обследованному и испытанному сооружению или на группу сооружений при сплошном обследовании искусственных сооружений дистанций пути с оценкой их состояния и разработкой мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- направление отчетов службе пути и дистанции пути, в ведении которой находятся осмотренные объекты, а в тех случаях, когда на крупных и ответственных сооружениях устанавливаются длительные ограничения скорости движения поездов, а также требуется усиление или переустройство конструкций сооружений - направление дополнительного экземпляра отчета через службу пути в Департамент пути и сооружений ОАО "РЖД" (регламент работы дорожной мостоиспытательной станции по проверке организации текущего содержания и детальному обследованию искусственных сооружений на железных дорогах приведен в приложении 2);
- обеспечение режима сохранения коммерческой тайны.
3. РУКОВОДСТВО МОСТОИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИЕЙ
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНИКА
3.1 Мостоиспытательную станцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с установленной номенклатурой должностей руководителем Дорожного центра диагностики по согласованию с начальником службы пути железной дороги.
3.2 В административном порядке начальник мостоиспытательной станции подчиняется начальнику центра диагностики, а в оперативном начальнику службы пути железной дороги.
3.3 Начальник мостоиспытательной станции имеет право:
- давать заявки на прицепку и передвижение вагона-лаборатории по железной дороге;
- принимать решения об ограничениях в эксплуатации инженерных сооружений, направленные на обеспечение безопасности движения поездов, вплоть до закрытия движения, в случаях, когда результаты обследования или испытания указывают на необходимость принятия таких мер, с записью в книгу ревизорских указаний начальника дистанции пути;
- требовать от начальников дистанций пути выполнения неотложных мер, необходимых для обеспечения безопасности движения по сооружениям, с проверкой на месте их достаточности, полноты и качества исполнения;
- вносить руководству ПЦД и службы пути предложения о совершенствовании работы станции, о приеме на работу, перемещении или увольнении работников, применении к ним мер поощрения или дисциплинарного взыскания.
3.4 Требования начальника мостоиспытательной станции по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, являются обязательными и подлежат выполнению дистанциями пути, путевыми машинными станциями, мостостроительными и мосторемонтными специализированными организациями.
3.5 Начальник мостоиспытательной станции несет ответственность за выполнение задач, предусмотренных актами федерального органа в области железнодорожного транспорта, нормативными актами и внутренними документами ОАО "РЖД" и железной дороги, а также настоящим Положением.
3.6 Начальник станции обязан:
- обеспечивать сохранность, исправное содержание, эффективное использование и восстановление имущества, которым наделена станция, использовать его исключительно в целях, предусмотренных настоящим положением;
- способствовать обеспечению безопасности движения поездов, промышленной и экологической безопасности, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случаях, когда деятельность станции связана с работами такого рода;
- обеспечивать надлежащую организацию работы, безопасные условия и охрану труда, меры социальной защиты работников станции;
Рекомендуемый табель
оснащения приборами, механизмами и оборудованием
мостоиспытательных станций железных дорог
ВАГОНЫ | |||
N п.п. | Наименование | Производитель | Потребность на |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Служебно-технический вагон |
| 1 |
2 | Электрокабель для вагона 150м | Россия | 150 |
Оборудование первейшей необходимости | |||
N п.п. | Наименование | Производитель | Потребность на |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Динамометрический ключ | Россия | 1 |
2 | Цифровой фотоаппарат | Зарубежн. | 2 |
3 | Нивелир LEICA NA 730 в комплекте |
Зарубежн. |
2 |
4 | Теодолит в комплекте с рейкой и |
Зарубежн. |
1 |
5 | Индукционный толщиномер покрытий |
Россия |
2 |
6 | Толщиномер немагнитных покрытий |
Россия |
4 |
7 | Адгезиметр-решетка для проверки |
Россия |
4 |
8 | Адгезиметр"Константа А" для |
Россия |
1 |
9 | Комплект образцов покрытий для |
Россия |
2 |
10 | Глубиномер "Допуск С2" для |
Россия |
2 |
11 | Бесконтактный термометр | Зарубежн. | 2 |
12 | Электронная рулетка DISTO PRO, |
Зарубежн. |
2 |
13 | Электронный склерометр Шмидта |
Зарубежн. |
1 |
14 | Измерительная система Тензор-PALM | Зарубежн., |
1 |
15 | Шаблон универсальный |
Россия |
2 |
16 | Стальная рулетка геодезическая |
Зарубежн. |
2 |
17 | Стальная рулетка 5 м | Зарубежн. | 10 |
18 | Штангенциркуль | Россия | 3 |
19 | Калькуляторы карманные | Зарубежн. | 10 |
20 | Спецодежда | Россия | 8 |
21 | Каски с подшлемниками | Россия | 4 |
22 | Монтерские пояса | Россия | 4 |
Дополнительное необходимое оборудование | |||
N п.п. | Наименование | Производитель | Потребность на |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ноутбук для работы "в поле" | Зарубежн. | 1 |
2 | Электронный толщиномер металла |
Россия |
1 |
3 | Прибор для измерения защитного |
Россия |
1 |
4 | Видеокамера цифровая | Зарубежн. | 1 |
5 | Дорожное колесо (Курвиметр) |
Зарубежн. |
1 |
6 | Радиостанция | Зарубежн. | 4 |
7 | Тензометры рычажные механические | Россия | 8 |
8 | Прогибомеры Максимова или Мокина | Россия | 8 |
9 | Мессуры - измеритель перемещений | Россия | 8 |
10 | Струбцины по заявке | Россия | 30 |
11 | Блок электропитания | Зарубежн. | 1 |
12 | Электроудлинитель (50 м) | Россия | 1 |
13 | Набор инструментов | Зарубежн. | 1 |
14 | Электрофонарь аккумуляторный | Зарубежн. | 2 |
15 | Тестер электроизмерительный | Зарубежн. | 2 |
16 | Точильный станок | Зарубежн. | 1 |
17 | Тиски | Россия | 1 |
18 | Углошлифовальная машинка | Зарубежн. | 1 |
19 | Бензиновая горелка | Зарубежн. | 1 |
20 | Электродрель | Зарубежн. | 1 |
21 | Электрофен | Зарубежн. | 1 |
22 | Палатка | Зарубежн., | 1 |
Приложение 2
РЕГЛАМЕНТ
работы дорожной мостоиспытательной станции
по проверке организации текущего содержания и детальному
обследованию искусственных сооружений на железных дорогах
2.1. Общие положения.
Детальное обследование искусственных сооружений и проверка организации их текущего содержания на дистанции пути проводятся мостоиспытательной станцией в соответствии с Инструкцией по содержанию искусственных сооружений (ЦП-628) и перечнем, утвержденным начальником службы пути.
В целях контроля качества и эффективности работы железной дороги и дистанций пути по вопросам организации содержания искусственных сооружений мостоиспытательной станцией проводится проверка устранения дефектов и выполнения намеченных мероприятий по сооружениям, обследованным ранее дорожными мостоиспытательными станциями и мостоиспытательными станциями Центра ИССО ОАО "РЖД".
Выводы по результатам проверки отражаются в отчете по обследованию искусственных сооружений.
2.2. Цель обследования:
- оценка состояния, содержания и качества ремонта сооружения;
- анализ изменения состояния;
- выявление неисправностей и дефектов с применением спецоборудования и инструментов и назначение необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов;
- определение условий дальнейшей эксплуатации сооружений.
В необходимых случаях, кроме общих обследований, производятся детальные обследования отдельных элементов конструкций сооружений с инструментальными измерениями расчетами и при необходимости последующие их испытания.
2.3. Порядок подготовки и проведения обследований.
Для обеспечения планомерной работы, перед выездом на дистанцию пути, начальник мостоиспытательной станции намечает и согласовывает со службой пути дороги сроки, порядок работы на конкретных объектах и участках, список должностных лиц (службы и отдела пути, мостоиспытательной станции, дистанций пути и др.), привлекаемых к проверке.
Предварительно, перед выездом на объекты, работники станции в обязательном порядке должны изучить имеющуюся в службе пути дороги документацию по искусственным сооружениям в целом на дороге и на проверяемых дистанциях пути, увязывая эту работу с годовыми дорожными планами текущего содержания по искусственным сооружениям.
Проверка организации текущего содержания и детальное обследование искусственных сооружений выполняются в соответствии с требованиями инструкции ЦП-628. Основные позиции и вопросы, подлежащие проверке, изложены в приложении 2.1 к настоящему регламенту.
Обследование сооружений должно проводиться с соблюдением требований по охране труда в соответствии с приложением 2.2.
В ходе проверок руководитель мостоиспытательной станции имеет право принимать решения об ограничениях скорости движения поездов и пропускаемой нагрузки по искусственным сооружениям, направленные на обеспечение безопасности движения поездов. В ходе проверок руководитель мостоиспытательной станции при выявлении опасных неисправностей и дефектов обязаны на месте совместно с руководителем дистанции пути разрабатывать меры по их устранению и обеспечению безопасности движения поездов, незамедлительно докладывать начальникам отделений и служб пути железных дорог о характере дефектов и принятых мерах. Кроме того, они обязаны телеграфировать в Департамент пути и сооружений ОАО "РЖД" о неисправностях по крупным и ответственным сооружениям, устранение которых не терпит отлагательства, и принятых мерах.
Выполнение требований предписаний должно контролироваться начальником мостоиспытательной станции до полного устранения дефекта.
Результаты текущего осмотра и детального обследования искусственных сооружений в обязательном порядке должны быть отражены в книгах формы ПУ-12, ПУ-13, а в бланк "инспектирующие лица" указанных книг руководителем станции вносятся соответствующие записи.
По окончании проверки сооружений начальником мостоиспытательной станции выдается предварительное заключение с указанием выявленных недостатков, неотложных мероприятий по их устранению и сроков выполнения. По предварительным материалам в службе пути железной дороги проводится разбор под председательством не ниже заместителя начальника службы пути с участием ответственных руководителей дистанций пути и начальников отделений дороги.
По результатам работы на дистанции пути составляются подробные отчеты в соответствии с приложениями 2.1. Отчет должен быть представлен в службу пути не позднее, чем через три недели после окончания обследования.
Основные вопросы,
подлежащие отражению в отчете
по обследованию искусственных сооружений
Проверку организации текущего содержания искусственных сооружений и их обследование мостоиспытательной станцией проводить с обязательным участием представителей соответствующих дистанций пути. Отчет по проверке организации текущего содержания искусственных сооружений и их обследования включает в себя:
2.1.1. Введение.
2.1.1.1. На основании чего, кем, когда и в присутствии кого производилась проверка (обследование).
2.1.1.2. Перечень и объем работ, выполненных мостоиспытательной станцией на сооружениях дистанции пути.
2.1.2. Выполнение нормативов по контролю за содержанием искусственных сооружений руководством дистанции пути: степень выполнения нормативов по осмотру сооружений руководством службы пути дороги на момент проверки; наличие и качество актов, составленных по результатам осмотров сооружений, качество разработки и достаточность мероприятий по устранению выявленных недостатков, соблюдение сроков, объем и качество их выполнения.
2.1.3. Результаты выборочной проверки качества работ и их соответствие требованиям инструкции ЦПТ-53 на мостах и подходах к ним, водоотводных и водопропускных сооружениях, расположенных на участках усиленного капитального ремонта пути.
2.1.4. Результаты проверки устранения дефектов и выполнения намеченных мероприятий по ранее обследованным сооружениям: краткая характеристика моста, дата обследования и номер отчета; своевременность и качество выполнения работ по устранению выявленных дефектов; перечень и причины невыполнения намеченных мероприятий; меры принимаемые дистанцией по приведению сооружения к нормам технических требований.
2.1.5. Количество обследованных сооружений; основные недостатки и нарушения норм их содержания по основным конструктивным элементам и эксплуатационным обустройствам (судоходная, пожарная сигнализация, защитные надписи и обустройства, наличие и состояние габаритных ворот перед путепроводами); анализ организации текущего содержания сооружений на дистанции пути с обязательным выводом об изменении положения дел по сравнению с результатами предыдущих обследований: лучше, хуже или осталось на прежнем уровне.
2.1.6. По каждому обследованному мосту (трубе) приводятся следующие данные:
а) краткая характеристика моста (трубы): водоток, участок, км, пикет, расчетная схема и длина сооружения, тип пролетных строений, данные об опорах, год постройки (реконструкции), расчетные нормы. Если на мосту действует предупреждение, необходимо указать скорость, причину, дату ввода и кем введено ограничение и принимаемые меры по его отмене;
б) неисправности и дефекты, обнаруженные в сооружении в ходе осмотра (с учетом их категории);
в) рекомендации по мероприятиям и срокам их устранения;
г) предписание (в случае необходимости) по ограничению скорости движения поездов по мосту;
д) расчет балльной оценки состояния и содержания искусственных сооружений и сравнение с оценкой, рассчитанной в дистанции пути.
По всем серьезным дефектам сооружения должны быть приведены фотографии (схемы) с соответствующими пояснениями.
е) контингент мостовиков: расчетный, плановый и фактический, укомплектованность инструментом и средствами малой механизации, основными материалами и конструкциями; проверка выполнения плана работ по текущему содержанию искусственных сооружений и отвлечения этих работников на сторонние работы;
ж) правильность ведения технической документации (ПУ-12, ПУ-13, ПУ-30), с отражением результатов проверки в отчете.
Отчет должен заканчиваться выводами и заключением с рекомендациями по условиям дальнейшей эксплуатации сооружения.
Обеспечение соблюдения требований по охране труда
при производственной деятельности по обследованию мостов,
тоннелей и других сооружений
2.3.1. При проведении работ по обследованию мостов, тоннелей и других сооружений должны неукоснительно соблюдаться требования безопасности, изложенные в пункте 2.6. "Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений" ПОТРО-32-ЦП-652-99.
2.3.2. Общая организация работ по обследованию мостов, тоннелей и других сооружений должна соответствовать требованиям главы 8 Правил технической эксплуатации железных дорог российской Федерации (N ЦРБ-756 от 26.05. 2000).
2.3.3. Ограждение мест работ по обследованию мостов, тоннелей и других сооружений должно осуществляться в соответствии с требованиями пункта 3.4 главы 3 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (N ЦРБ-757 от 26.05. 2000).
2.3.4. Перед выездом на работы по обследованию мостов, тоннелей и других сооружений, но не реже чем один раз в три месяца, начальник мостоиспытательной станции должен проводить со всеми работниками повторный инструктаж, с оформлением его результатов в установленном порядке в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Примерный перечень вопросов первичного инструктажа на рабочем месте:
а) общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте;
б) безопасная организация и содержание рабочего места;
в) опасные зоны машин, механизмов, приборов; средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства, ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);
г) требования по предотвращению электротравматизма;
д) порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировка, заземления и других средств защиты);
е) безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации;
ж) средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими;
з) схема безопасного передвижения работающих на объекте;
и) характерные причины аварий, случаев производственных травм;
к) меры предупреждения аварий, производственного травматизма;
л) обязанность и действия при аварии, пожаре, взрыве; способы применения имеющихся на объекте средств пожаротушения, спасения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
2.3.5. После прибытия на место работ по обследованию мостов, тоннелей и других сооружений, до начала их проведения руководители мостоиспытательных станций проводят внеплановый инструктаж, в ходе которого до всех работников доводятся требования пункта 2.6. ПОТРО-32-ЦП-652-99 в части, касающейся особенности работ на объекте обследования, с точки зрения соблюдения требований по охране труда.
Результаты внепланового инструктажа оформляются в установленном порядке в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
2.3.6. Не допускается начало работ без выполнения требований пунктов 2.3.4. и 2.3.5. настоящего Приложения.
2.3.7. При несчастных случаях на производстве необходимо руководствоваться требованиями постановления Министерства труда и социального развития от 24 октября 2003г. N73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве", и "Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".