ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

4 июня 2007 г.

N 1039р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае проезда запрещающего сигнала, допущенного по
разъезду Кара-Баглы Махачкалинского отделения
Северо-Кавказской железной дороги

1 мая 2007 года на разъезде Кара-Баглы однопутного неэлектрифицированного, оборудованного автоблокировкой участка Кизляр - Артезиан Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги локомотивной бригадой депо Гудермес Грозненского отделения в составе машиниста Увайсова А.М. и помощника машиниста Увайсова И.М. при следовании на тепловозе 2ТЭ10М-408 с грузовым поездом N2373, весом 3275 тонн, 62 вагона, в 06 часов 08 мин. при скорости 50 км/час допущен проезд запрещающего показания выходного светофора Н-2 с последующим взрезом стрелочного перевода N 4 без схода подвижного состава.
Локомотив 2ТЭ10М N 408 оборудован устройствами АЛСН, УКБМ, радиостанцией РВ 1,1М.
Расследованием установлено, что 1 мая 2007 г. локомотивная бригада в 00 часов 10 минут заступила на работу в основном депо Гудермес не отдохнувшей, так как домашний отдых продолжительностью 30 часов они использовали: один - для ремонта квартиры, а второй - для работы на садовом участке. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и приемки локомотива локомотивная бригада была отправлена в поездку с поездом N 2373.
В 06 час. 00 мин. поездным диспетчером Кизлярского участка дорожного центра управления перевозками Гнидой С.И. поезду N 2373 был приготовлен маршрут приема на 2-ой главный путь станции Кара-Баглы с остановкой у выходного сигнала Н-2 с запрещающим показанием для скрещения с пассажирским поездом N 652 сообщением Астрахань - Махачкала.
Поездной диспетчер Гнида С.И. локомотивную бригаду поезда N 2373 по радиосвязи не вызывал и не проинформировал о следовании с остановкой на второй путь и предстоящем скрещении с поездом N 652.
В пути следования локомотивная бригада выключила исправно действующий блок УКБМ. При этом из-за вмешательства в монтажную схему АЛСН путем установки временной перемычки на катушку ЭПК-150 было подано постоянное питание, вследствие чего прекратилась проверка бдительности машиниста при смене огней АЛСН. Из-за отсутствия проверки бдительности при приеме поезда на станцию Кара-Баглы при желтом огне входного светофора локомотивная бригада потеряла бдительность и не увидела появление на локомотивном светофоре желтокрасного, а затем и красного огня. В результате поезд в 06 час. 08 мин. при скорости 50 км/час в режиме тяги проследовал выходной светофор с запрещающим показанием и отправился на перегон, где уже была произведена смена направления для следования пассажирского поезда N 652 сообщением Астрахань - Махачкала.
Только через 3 километра в 06 час. 16 мин. поездной диспетчер Гнида С.И. сообщил локомотивной бригаде о допущенном проезде выходного светофора с запрещающим показанием.
Причиной проезда запрещающего сигнала на разъезде Кара-Баглы Махачкалинского отделения Северо-Кавказской ж.д. явилось нарушение локомотивной бригадой требования пунктов 16.38,  16.40 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 в части отключения исправно действующих устройств безопасности и вмешательства в их работу, а также отвлечения от управления локомотивом и не наблюдения за сигналами и состоянием пути.
На железной дороге не проводится работа по выявлению машинистов, допускающих потерю бдительности при ведении поезда, не анализируются данные расшифровки скоростемерных лент с наиболее часто повторяющимися нарушениями, не принимаются профилактические меры по предупреждению подобных нарушений.
Руководители локомотивного хозяйства в своей профилактической работе не доводят до локомотивных бригад информацию о тяжелейших последствиях, к которым приводит потеря бдительности, в том числе и сон на локомотиве, а именно, крушениям пассажирских и грузовых поездов. Не контролируют работу цехов эксплуатации локомотивных депо, приборов безопасности и организацию обучения локомотивных бригад.
В локомотивном депо Гудермес профилактическая работа по предупреждению аварийности организована на низком уровне. Работа локомотивных бригад на линии и по результатам скоростемерных лент командно - инструкторским составом депо не контролируется, не производилась и проверка отдыха локомотивных бригад перед поездкой. Допускались серьезные просчеты в организации работы с приборами безопасности. При проведении текущих ремонтов и осмотров тепловозов допускались нарушения технологии ремонта подвижного состава, случаи эксплуатации локомотивов с неисправными приборами безопасности.
По данным расшифровки скоростемерных лент за 4 месяца 2007 года на дороге зарегистрировано 25 случаев следования поездов без АЛСН по приказу поездного диспетчера из-за неисправностей локомотивных устройств.
Начальник Грозненского отделения дороги Гамбулатов Х.С. не требовал от своих заместителей, руководителей отделов и структурных подразделений отделения, дороги отчета по организации профилактической работы в обеспечении безопасности движения.
Заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Павлов А.П. в нарушение приказа начальника Северо-Кавказской железной дороги от 02.04.2006 N 77-Н "О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Северо-Кавказской железной дороги не организовал работу по обеспечению безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве, не уделял должного внимания вопросам обеспечения безопасности движения в локомотивном хозяйстве, снизил требовательность к руководителям службы локомотивного хозяйства и локомотивных депо.
На разбор в ОАО "РЖД" 17 мая 2007 года прибыл неподготовленным, ситуацией в локомотивном хозяйстве железной дороги владеет слабо, с анализом по расшифровке скоростемерных лент не работает. Данные анализа по расшифровке скоростемерных лент службы локомотивного хозяйства не отражают истинного положения дел в этом вопросе и не соответствуют данным, предоставленным в Департамент локомотивного хозяйства.
В приказе начальника Северо-Кавказской железной дороги от 8 мая 2007 года N 101 приняты в основном меры дисциплинарного воздействия, не в полном объеме разработаны организационно-технические мероприятия.
В целях обеспечения безопасности движения поездов и усиления контроля за работой локомотивных бригад:
1. Согласиться с приказом начальника Северо-Кавказской железной дороги от 8 мая 2007 года N 101 об отнесении случая проезда запрещающего сигнала, допущенного 1 мая 2007 года на разъезде Кара-Баглы Махачкалинского отделения железной дороги по виновности за локомотивным депо Гудермес и классифицировать его особым случаем брака.
2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
2.1. С обстоятельствами и причинами случая проезда запрещающего сигнала, допущенного 1 мая 2007 года на разъезде Кара - Баглы Махачкалинского отделения железной дороги, ознакомить всех работников, связанных с движением поездов под роспись, силами командного состава предприятий провести инструктаж локомотивным бригадам и бригадам ССПС с записью в технический формуляр.
3. Начальнику Северо-Кавказской железной дороги Голоскокову В.Н. до 20 июля 2007 года рассмотреть положение дел с укладкой сбрасывающих стрелок и установкой колесосбрасывающих башмаков на станциях для предотвращения случаев ухода вагонов на маршруты приема и отправления поездов в первую очередь на однопутных перегонах и наметить меры по активизации выполнения данных работ.
3.1. В месячный срок разработать план график проверок организации технического обслуживания приборов безопасности на железной дороги.
3.2. В 10-ти дневный срок пересмотреть приказ начальника Северо-Кавказской железной дороги от 8 мая 2007 года N 101 по случаю проезда запрещающего сигнала, допущенного 1 мая 2007 года на разъезде Кара-Баглы, с учетом замечаний и предложений, данных в ходе разбора этого случая в ОАО "РЖД".
4. Начальникам Департамента: связи и вычислительной техники Маневичу П.Ю., локомотивного хозяйства Кобзеву С.А.
4.1. В рамках выделенных лимитов составить программу на 2007-2008 гг. по выводу из эксплуатации на Северо-Кавказской железной дороге физически и морально устаревших радиостанций типа 42РТМ, установленных на тяговом подвижном составе на современные радиостанции.
4.2. В рамках выделенных лимитов разработать программу по остальным железным дорогам до 2010 года по замене и выводу из эксплуатации физически и морально устаревших радиостанций типа 42РТМ, установленных на тяговом подвижном составе на современные радиостанции.
5. Начальникам Департамента: автоматики и телемеханики Кайнову В.М., локомотивного хозяйства Кобзеву С.А.
5.1. Разработать программу до 2010 года по замене общих ящиков АЛСН, усилителей, дешифраторов с истекшим сроком службы на новые.
6. Заместителю начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Северо-Кавказской железной дороги Павлову А.П., начальнику службы локомотивного хозяйства этой железной дороги Костюку В.В. в 10-дневный срок пересмотреть организационно-технические мероприятия по случаю проезда запрещающего сигнала, допущенного на станции Кара-Баглы Махачкалинского отделения и представить их в Департамент локомотивного хозяйства.
7. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С.А.:
7.1. В декадный срок провести внеочередную проверку Северо-Кавказской железной дороги по обеспечению безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве. По результатам проверки на железной дороге заслушать руководителей локомотивного хозяйства по принимаемым мерам по выходу из создавшегося положения.
8. За неудовлетворительную организацию безопасности движения поездов на предприятиях локомотивного хозяйства Северо-Кавказской железной дороги объявить выговор заместителю начальника Северо-Кавказской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Павлову А.П.
9. Указать первому заместителю начальника Северо-Кавказской железной дороги Жукову В.А. на неудовлетворительное обеспечение безопасности движения поездов на железной дороге.
10. Контроль за исполнением настоящего протокола возложить на начальника Департамента локомотивного хозяйства Кобзева С.А.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А. Гапанович