ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

27 марта 2007 г.

N 502р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О крушении грузового поезда N 2301 на перегоне
Сарай-Гир - Филипповна Куйбышевской железной дороги

23 января 2007 г. в 21 час 40 минут на 1337 км в прямом участке первого главного пути перегона Сарай-Гир - Филипповка Самарского отделения Куйбышевской железной дороги в грузовом поезде N 2301 весом 6947 тонн, 81 вагон, при скорости 73 км/час в режиме тяги допущен сход 36 груженых вагонов, начиная с первого с головы состава.
В результате схода 33 вагона повреждены до степени исключения из инвентаря, 3 вагона в объеме текущего ремонта. Повреждено 575 метров пути, сбито две опоры контактной сети, повреждено 500 метров контактной подвески и 210 метров волоконно-оптической линии связи. Полный перерыв в движении поездов составил 13 часов 40 минут.
Расследованием установлено, что на поверхности катания 5,6,7,8 колесных пар электровоза ВЛЮу-494, на всех колесных парах электровоза ВЛЮу-892 и первых двенадцати головных вагонов справа по ходу движения имеются свежие поперечные забоины размером 32 х 10 мм.
Путь на месте схода бесстыковой, грузонапряженность 115,6 млн. тонно-км брутто/км в год. Рельсы Р-65, объемно-закаленные производства Новокузнецкого металлургического комбината, пропущенный тоннаж 524,9 млн. тонн брутто, шпалы железобетонные с эпюрой 1878 штук на 1 километр пути, балласт щебеночный. Установленная скорость движения для пассажирских поездов 110 км/час, для грузовых - 80 км/час.
По результатам прохода путеизмерительного вагона N 063 21 января 2007 г. путь на 1337 км оценен в 40 баллов (хорошо) при 19 отступлениях II-ой степени.
При инструментальной проверке участка пути перед местом и после места схода отступлений от норм текущего содержания пути, установленных Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России от 1 июля 2000 г. N ЦП-774, не выявлено.
По результатам служебного расследования комиссией ОАО "РЖД", исследования, проведенного ВНИИЖТ и оперативным разбором, состоявшимся в ОАО "РЖД" 14 февраля 2007 г. установлено, что причиной крушения явился сход подвижного состава в грузовом поезде из-за излома рельса на 1337 километре пикет 1 нечетного пути в правой по ходу движения поезда рельсовой плети.
Наличие характерных следов ударов на поверхности катания колесных пар локомотивов и первых двенадцати головных вагонов, а также визуальный осмотр фрагментов изломавшейся рельсовой плети, подтверждают то, что причиной схода вагонов явился излом рельса.
Для установления причин излома рельса с Куйбышевской железной дороги во ВНИИЖТ было доставлено 30 фрагментов рельсовой плети, изъятых с места крушения. По результатам исследования ВНИИЖТом установлено, что излом рельса произошел из-за перехода поперечной усталостной трещины (дефект 21.2) в хрупкий излом. Поперечная усталостная трещина возникла от продольной усталостной трещины (дефект 30Г.2) протяженностью от фокуса до плоскости поперечного излома 70 мм и шириной до 40 мм, которая, в свою очередь, образовалась от поверхности катания рельса и углубилась на 10 мм. Образованию продольной трещины способствовало наличие на поверхности рельса дефекта металлургического происхождения, представляющего собой горячую кристаллизационную трещину.
По заключению ВНИИЖТ размеры наклонной продольной трещины не давали возможности своевременного ее выявления средствами неразрушающего контроля. Однако, при проведении 19 января 2007 г. проверки рельсов на этом участке совмещенным вагоном-дефектоскопом на дефектограмме магнитного канала в месте излома рельса был зафиксирован сигнал от поверхностного дефекта, амплитуда которого не превышала амплитуду сигнала от подкладок. По этой причине рельс не был выдан на вторичный контроль.
На участке, где произошло крушение, расчетная периодичность контроля рельсов составляла 2 раза в месяц. Проверка проводилась 11 января 2007 г. съемным дефектоскопом "Авикон-01" с регистратором операторами Мартенсом А.Н. и Ефремовым Б.В., выявившими на 1337 км пикет 3 два дефектных рельса по коду 14, а следующая проверка была запланирована на 25 января 2007 г.
Комиссией Департамента безопасности движения при проверке 12-13 февраля 2007 г. установлено, что службой пути Куйбышевской железной дороги в нарушение требований приказа МПС России от 25 февраля 1997 г. N 2ЦЗ "О совершенствовании системы контроля состояния рельсов средствами дефектоскопии" и Перечня документации по организации работы дефектоскопных средств, утвержденного начальником Департамента пути и сооружений С.Ю. Ивановым 6 июля 2006 г. N ЦПД-19/300, не утвержден расчет периодичности сплошного контроля рельсов средствами дефектоскопии для Абдулинской дистанции пути в связи с увеличением в течение года выхода остродефектных рельсов с 6 до 9 штук.
В результате, по состоянию на начало 2007 года на участке с 1331 км по 1348 км нечетного пути перегона Сарай-Гир - Филипповка была установлена двухразовая периодичность сплошного контроля рельсов вместо положенных трех: проверка съемными средствами проводилась 1 раз в полмесяца вместо 1-го раза в декаду. Как следствие, в период с 1 по 23 января 2007 г. проверка состояния рельсов съемными средствами дефектоскопии на этом участке проведена только один раз вместо двух.
Кроме того, из-за невыполнения вышеуказанных нормативных документов на участках звеньевого пути с деревянными шпалами с 1260 км по 1276 км четного пути перегона Похвистнево - Бугуруслан Абдулинской дистанции пути не была увеличена периодичность сплошного контроля рельсов средствами дефектоскопии с 3 до 4 раз в связи с пропущенным тоннажем более 600 млн. тонн брутто.
На Самарском отделении дороги на низком уровне проводятся квартальные осмотры пути, в ходе проверки 12-13 февраля на Сызранской, Кротовской и Абдулинской дистанций пути из-за неудовлетворительного состояния рельсового хозяйства применена 31 предупредительная мера, в том числе закрывались для движения поездов перегоны Новоотрадная - Толкай, Абдулино - Сарай-Гир, Абдулино - Талды-Булак, главный путь станции Новоотрадная, приемоотправочный путь станции Абдулино, ограничивалась скорость движения поездов на 23-х километрах главного пути.
На Куйбышевской железной дороге в 2006 году из-за частого выхода из строя регистраторов записи проверок съемных дефектоскопов на многих участках пути не обеспечено выполнение распоряжения ОАО "РЖД" от 18.01.2005 N 36р "О случае схода вагонов в поезде N 1240 на Читинском отделении Забайкальской железной дороги" в части проведения обязательной проверки всего главного хода дефектоскопными средствами с регистраторами записи не менее 1 раза в месяц.
На Сызранской дистанции пути Самарского отделения железной дороги по этой причине в сентябре 2006 г. из 296 километров главного пути съемным дефектоскопом с регистратором проверены только 170 км, в октябре - 102,4 км.
Не на должном уровне организована работа мобильных средств дефектоскопии. Дефектоскопными автомотрисами при годовом плане 41807 км было проверено 41010 км. Не выполнен запланированный объем проверки рельсов вагонами-дефектоскопами в феврале (план 8825 км/факт 7657 км) и августе 2006 г. (8174/6951).
В ходе расследования крушения и анализа работы Самарского отделения Куйбышевской железной дороги по обеспечению безопасности движения поездов выявлены недостатки в организации работы путевого хозяйства. На отделении неудовлетворительно организована система планирования работ по текущему содержанию пути, отсутствует контроль за устранением неисправностей, выявленных вагонами-путеизмерителями, и при осмотрах пути и сооружений. Отчеты, предоставляемые руководством отделения железной дороги, не отражают действительного положения дел в путевом хозяйстве.
По результатам проходов вагонов-путеизмерителей на Абдулинской дистанции пути за последние два месяца установлено, что неисправности 2-ой степени в полном объеме не устранялись. В результате в период с 11 декабря 2006 года до 26 января 2007 г. их количество возросло в два раза. Состояние плетей бесстыкового пути по рискам на маячных шпалах не контролируется, стыки и маячные шпалы от снега не очищены.
Устранение неисправностей, выявленных в ходе осеннего комиссионного осмотра пути, в этой дистанции выполнено не в полном объеме. Только на 1337 км из 336 резиновых прокладок заменено 50%, не заменены 18 резиновых прокладок под подкладку КБ, требовалось заменить 161 сломанную подкладку КБ - не заменено 5 штук. Документация ведется с нарушениями, руководителями не проверяется. Работа средств дефектоскопии в дистанции не контролируется, дефектоскопные тележки работают на участках без регистраторов.
Неудовлетворительно складывается положение с обеспечением безопасности движения поездов на Самарском отделении дороги. В текущем году допущено 14 случаев брака, что составляет 52 % от общего количества по дороге.
На Куйбышевской железной дороге в 2006 году неудовлетворительно была организована работа по окончательному восстановлению рельсовых плетей после их временного восстановления. Несмотря на то, что в 2006 году было сварено 4554 стыка, количество стыков, требующих сварки, по состоянию на 1 января 2007 г. составило 4675 шт. Наиболее неблагополучное положение сложилось на Пензенском, Башкирском и Самарском отделениях железной дороги.
Заместитель начальника Самарского отделения Куйбышевской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Фазылов Р.Ф. предъявлял недостаточные требования к начальникам отделов и ревизорскому аппарату по выполнению ими приказа "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", утвержденного МПС России 8 января 1994 г. N 1Ц. Не на должном уровне организовал работу ревизоров отделения железной дороги в части осуществления контроля за работой дефектоскопных средств и своевременным устранением выявляемых недостатков.
Начальник Самарского отделения Куйбышевской железной дороги Кутумов В.М. не обеспечил безопасность движения поездов на порученном участке работы, на низком уровне проводил квартальные осмотры путевого хозяйства отделения дороги, не организовал своевременное устранение выявленных при осмотрах недостатков.
Начальник службы пути Куйбышевской железной дороги Здебский А.Г. не обеспечил соблюдение трудовой и технологической дисциплины работников структурных подразделений путевого хозяйства железной дороги и выполнение требований приказа МПС России от 25 февраля 1997 г. N 2ЦЗ "О совершенствовании системы контроля состояния рельсов средствами дефектоскопии".
Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по путевому хозяйству Приезжев С.С. не организовал работу с руководителями службы пути, отделов пути отделений железной дороги и дистанций пути по обеспечению безопасности движения поездов, не обеспечил качество ремонта пути и организацию его текущего содержания и работы средств диагностики.
Заместитель начальника Куйбышевской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Шаповалов А.Н. ослабил требовательность к ревизорскому аппарату, руководителям службы пути и Самарского отделения железной дороги в части выполнения Системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов, утвержденных ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г.
Заслушав объяснение начальника Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г. по случаю крушения грузового поезда N 2301, ОАО "РЖД" принимает к сведению, что приказом по железной дороге от 13 февраля 2007 г. N 45/Н ряд руководителей Куйбышевской железной дороги и Самарского отделения Куйбышевской железной дороги привлечены к дисциплинарной ответственности.
На основании изложенного и в целях обеспечения безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами крушения грузового поезда N 2301 на Самарском отделении Куйбышевской железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) направить на предприятия, имеющие наибольшее количество недостатков, руководителей ревизорского аппарата, путевого хозяйства и дорожных центров диагностики для оказания практической помощи в организации обеспечения безопасности движения поездов;
в) заслушать до 30 марта 2007 г. начальников служб пути и отделений железных дорог по вопросам организации обеспечения безопасности движения поездов, работы средств диагностики в путевом хозяйстве, текущего содержания и ремонта пути, укомплектованию кадрами и повышению уровня трудовой и технологической дисциплины на предприятиях путевого хозяйства;
г) не допускать сокращения режима рабочего времени работников дистанций пути и путевых машинных станций, связанных с движением поездов, и, прежде всего, в участках дефектоскопии, в бригадах текущего содержания пути и путевых колоннах; во время проведения зимних и осеннего осмотра путевого хозяйства запретить отвлечение руководителей дистанций пути на совещания и различные заседания без личного разрешения начальника железной дороги;
д) обеспечить своевременное предъявление рекламаций по рельсам, изъятым из пути по дефектности в пределах гарантийных сроков эксплуатации.
2. Начальнику Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г.:
а) разработать в 10-дневный срок и реализовать комплекс организационно-технических мер по улучшению качества текущего содержания пути и, в первую очередь, средств диагностики;
б) в 10-дневный срок разработать мероприятия по улучшению работы аварийно-восстановительных средств при ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов.
Принять меры по устранению выявленных недостатков и укреплению руководства аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Куйбышевской железной дороги и Самарского отделения квалифицированными специалистами.
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Иванову С.Ю., директору ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию):
а) рассмотреть вопрос о разработке технических средств и технологии контроля для выявления дефектов по всему поперечному сечению;
б) проанализировать записи регистраторов съемных и мобильных средств дефектоскопии на предмет выявления поверхностных дефектов в рельсах и дать предложения по внесению дополнений в инструкцию по расшифровке дефектограмм с такими дефектами и обучению специалистов методам их контроля.
Пересмотреть перечень дефектов рельсов и условий их эксплуатации с учетом появления новых разновидностей, их ускоренного роста с внесением соответствующих дополнений и изменений в нормативно-техническую документацию классификации дефектов рельсов (НТД/ЦП-1-93);
в) совместно с Центром инспекций по контролю качества и приемке обратиться к руководству ООО "Евразхолдинг" по принятию дополнительных мер по совершенствованию системы неразрушающего контроля на металлургических комбинатах.
4. За необеспечение необходимого уровня работы по безопасности движения на отделении дороги, снижение требовательности к начальникам отделов и ревизорскому аппарату по выполнению ими приказа "О мерах по обеспечению безопасности движения на
железнодорожном транспорте", утвержденного МПС России 8 января 1994 г. N 1Ц, бесконтрольность за организацией работы дефектоскопных средств объявить выговор заместителю начальника Самарского отделения Куйбышевской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения Фазылову Р.Ф.
5. За серьезные упущения в организации безопасности движения поездов, приведшие к крушению грузового поезда на перегоне Сарай-Гир - Филипповка, объявить выговор начальнику Самарского отделения Куйбышевской железной дороги Кутумову В.М.
6. За необеспечение безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, приведшее к крушению грузового поезда на перегоне Сарай-Гир - Филипповка, низкий уровень проведения профилактической работы по предупреждению аварийности считать нецелесообразным дальнейшую работу Здебского А.Г. в должности начальника службы пути Куйбышевской железной дороги.
Начальнику Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г. внести предложения по укреплению руководства этой службой.
7. За снижение требовательности к руководителям дистанций, отделов пути и службы пути в части соблюдения ими исполнительской и технологической дисциплины, повышения качества ремонта пути и работы средств диагностики объявить выговор заместителю начальника Куйбышевской железной дороги по путевому хозяйству Приезжеву С.С.
8. За снижение требовательности к ревизорскому аппарату, руководителям службы пути и Самарского отделения железной дороги в отношении безусловного и качественного исполнения Системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов, утвержденных ОАО "РЖД" 12 мая 2005 г., объявить выговор заместителю начальника Куйбышевской железной дороги - главному ревизор по безопасности движения поездов Шаповалову А.Н.
9. Обратить внимание начальника Куйбышевской железной дороги Лемешко В.Г. на необходимость укрепления технологической дисциплины и принятия мер по обеспечению безопасности движения на Куйбышевской железной дороге.
10. Директорам ПТКБ ЦП Рабчуку С.А., НИИМостов Кондратову В.В., ВНИИЖТ Семечкину А.Е. (по согласованию) совместно с разработчиками современных дефектоскопных средств дать рекомендации по оптимальным схемам ультразвукового дефектоскопирования рельса с учетом появления новых типов дефектов для их реализации в эксплуатируемых и вновь создаваемых мобильных и съемных средствах дефектоскопии.
11. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента ОАО "РЖД" Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов