ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

2 августа 2008 г. N 1638р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О проведении ежегодного конкурса профессионального мастерства
на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД"

В целях обеспечения безопасности движения поездов, повышения престижности рабочих профессий, широкого распространения передового опыта работников, достигших высоких результатов в своей профессии:
1. Проводить ежегодно конкурс профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД".
2. Утвердить прилагаемое Положение о конкурсе профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД".
3. Начальникам Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. и Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э. предусматривать ежегодно в платежных балансах и сводных бюджетах железных дорог средства на проведение конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воротилкина А.В.

Президент ОАО "РЖД"
В.И. Якунин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 02.08.08г. N 1638р

ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе профессионального мастерства
на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД"

Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в целях обеспечения безопасности движения поездов, снижения браков в работе, повышения квалификации, уровня технических знаний, широкого распространения передового опыта работников, достигших высокого мастерства в своей профессии, определяет порядок проведения конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" (далее - конкурс) по номинациям, заявленным на текущий год.

Цели и задачи конкурса

2. Цель конкурса - повышение престижности профессии работников вагонного хозяйства.
3. Задачами конкурса являются:
1) повышение уровня технической грамотности и квалификации;
2) совершенствование навыков по безопасному производству работ;
3) обмен передовым опытом и информацией по техническому обслуживанию вагонов на пунктах технического обслуживания и текущему отцепочному ремонту подвижного состава;
4) вовлечение широкого круга работников в процесс изучения правил, инструкций и технологии производства работ.

Организация и проведение конкурса

4. Конкурс проводится в три этапа:
1 этап - конкурс профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" в номинациях по перечню согласно приложению N 1 проводится эксплуатационными вагонными депо между работниками депо, подавшими заявление на участие в конкурсе;
2 этап - конкурс на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" в номинациях, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, проводится службами вагонного хозяйства железных дорог между работниками, ставшими победителями конкурсов, проводимых эксплуатационными вагонными депо;
3 этап - заключительный общесетевой конкурс на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" в номинациях, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению, проводится Департаментом вагонного хозяйства между работниками, ставшими победителями дорожных конкурсов.
5. На 1 этапе проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная приказом начальника службы вагонного хозяйства железной дороги. По итогам проведения конкурса комиссия определяет "Лучшего вагонника депо" в каждой заявленной в текущем году номинации и объявляет призеров, занявших 2 и 3 места.
6. На 2 этапе проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная приказом начальника железной дороги. По итогам проведения конкурса комиссия определяет "Лучшего вагонника железной дороги" в каждой заявленной в текущем году номинации и объявляет призеров, занявших 2 и 3 места.
7. На 3 этапе проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД". По итогам проведения конкурса комиссия определяет победителя конкурса в каждой заявленной в текущем году номинации, призеров, занявших 2 и 3 места в каждой номинации, и команду-победителя.
8. Для проведения конкурса разрабатывается план, предусматривающий проверку теоретических знаний и отработку практических навыков по следующим направлениям:
конструкция, неисправности и ремонт кузовов вагонов;
конструкция, неисправности и ремонт автосцепного устройства вагона;
конструкция, неисправности и ремонт тележек грузовых и пассажирских вагонов;
конструкция, неисправности и ремонт тормозного оборудования вагонов; дефекты колесных пар, буксового узла и причины их возникновения.
Перечень вопросов, включаемых в план проведения конкурса, должен конкретизироваться для каждой номинации и может быть изменен и расширен.
9. Итоги заключительного общесетевого конкурса оформляются протоколом заседания комиссии по подведению итогов конкурса профессионального мастерства на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" по каждой заявленной номинации согласно приложению N 2, который рассылается на железные дороги для премирования участников конкурса, занявших в общесетевом конкурсе одно из первых десяти мест. Размер премии определяется начальником железной дороги при условии, что нижняя граница должна быть не менее 2 минимальных размеров оплаты труда в ОАО "РЖД" на день проведения конкурса.

Условия проведения конкурса

10. В 1 этапе конкурса принимают участие работники, имеющие стаж работы в должности не менее 1 года, работающие в штате депо, не привлекавшиеся в течение года к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушения трудовой дисциплины, браки в работе и требований охраны труда.
11. Во 2 этапе конкурса принимают участие работники, занявшие первые 3 места, или победители 1 этапа конкурса (либо другое количество участников по решению службы вагонного хозяйства дороги).
12. В 3 этапе конкурса (далее - заключительный общесетевой конкурс) принимают участие работники, занявшие 1 и 2 места в дорожных конкурсах (Сахалинская и Калининградская железные дороги направляют по одному участнику, ставшему победителем дорожного конкурса в заявленной, в текущем году номинации).
13. Первая часть заключительного общесетевого конкурса представляет собой проверку теоретических знаний конкурсантов, которая проводится с использованием экзаменационных (компьютерных) программ или экзаменационных билетов. Перед началом испытания члены конкурсной комиссии информируют участников конкурса о количестве вопросов, включенных в программу (экзаменационный билет), и о количестве баллов, которое возможно максимально получить на данном этапе конкурса.
14. Вторая часть заключительного общесетевого конкурса включает в себя практическое задание. Перед началом испытания члены конкурсной комиссии информируют участников конкурса о количестве имеющихся на подвижном составе неисправностей, которые можно выявить (отремонтировать), и о количестве баллов, которое возможно максимально получить на данном этапе конкурса.
Отработка практических навыков проводится на 4-6 вагонах, установленных на специально выделенных путях. При этом оцениваются подбор и подготовка инструмента для осмотра вагонов, скорость производства работ, количество выявленных (отремонтированных) неисправных деталей и узлов подвижного состава, соблюдение технологического процесса работы пунктов технического обслуживания, требований охраны труда. На практическое испытание выделяется нормативное время. В случае если работник не успел произвести работу (осмотр, ремонт) за нормативное время, ему дается возможность закончить работу, но при этом за каждую используемую сверх норматива минуту снимается определенное количество баллов (решение о снятии баллов принимается конкурсной комиссией по каждой номинации отдельно).
15. Для участников заключительного общесетевого конкурса службы вагонного хозяйства железных дорог разрабатывают эмблему и девиз, отражающие характер работы участников конкурса, готовят спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, а также видеоролик о проведении дорожного конкурса (не более 1-2 мин.), содержащий характеристику каждого конкурсанта.
16. Вагонное депо (под руководством службы вагонного хозяйства дороги), на базе которого проводится заключительный общесетевой конкурс, разрабатывает план проведения конкурса, в том числе:
1) определяет перечень вопросов для проведения теоретической части конкурса (компьютерная программа, отдельная для каждой номинации, или экзаменационные билеты);
2) подготавливает:
подвижной состав, макеты и образцы основных узлов и деталей подвижного состава с имеющимися техническими неисправностями;
контрольные ведомости с перечнем технических неисправностей, имеющихся на подготовленном к конкурсу подвижном составе (макетах), с указанием количества баллов за каждую неисправность;
необходимый исправный рабочий инструмент, другой инвентарь;
3) выделяет специальных работников (из числа инженерно-технических работников или инструкторов по обучению) для осуществления контроля за прохождением участниками практического этапа конкурса;
4) при проведении конкурса по номинации "Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов" обеспечивает осмотрщиков вагонов диктофонами (для исключения спорных ситуаций);
5) предоставляет помещение для демонстрации видеороликов (слайдов) и проведения мероприятий по подведению итогов конкурса (вручение подарков победителям и др.).
17. В целях исключения разногласий и претензий со стороны участников и обеспечения равных условий конкурсанты, представляющие железную дорогу, на которой проводится заключительный общесетевой этап соревнований, во всех заявленных номинациях участвуют вне конкурса.

Подведение итогов конкурса

18. Подведение промежуточных итогов (1-2 этапы) конкурса, определение победителей и представление их к поощрению осуществляют конкурсные комиссии вагонного депо и службы вагонного хозяйства железных дорог.
19. Подведение итогов заключительного общесетевого конкурса осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД". Комиссия оценивает каждого участника в знании теоретических и практических вопросов и по сумме баллов определяет победителя.
20. Победителю заключительного общесетевого конкурса в каждой заявленной в текущем году номинации вручается диплом и денежная премия (или ценный подарок), а в трудовую книжку вносится запись о том, что он является победителем в конкурсе профессионального мастерства на звание "Лучший ....(указывается номинация, в которой работник стал победителем) ОАО "РЖД" в 200____году". Победителю заключительного общесетевого конкурса присваивается классное звание.
21. Работникам, занявшим второе и третье места, вручаются почетные грамоты и денежные премии (или ценные призы).
22. Каждому участнику заключительного общесетевого конкурса вручается памятный сувенир и удостоверение участника конкурса на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" с указанием номинации.
23. Конкурсная комиссия также определяет команду-победителя. Лучшей признается команда, набравшая максимальное количество баллов. Командные баллы складываются из баллов, набранных в личном первенстве всеми представителями одной железной дороги, а также баллов, начисленных команде по оценочной ведомости согласно приложению N3.
Команде-победителю вручается переходящий кубок, на который наносится название железной дороги команды-победителя и год проведения конкурса. При подведении итогов командам Сахалинской и Калининградской железных дорог в зачет (ввиду отсутствия 2-го участника) идет удвоенный результат представителя дороги, принимавшего участие в конкурсе.
24. Местом проведения конкурса на каждый последующий год является железная дорога, команда которой стала победителем. Конкретное депо для проведения конкурса определяет служба вагонного хозяйства железной дороги.
25. Информация о проведении конкурса публикуется в печатных изданиях ОАО "РЖД".

Приложение N1
к Положению о конкурсе
профессионального
мастерства на звание
"Лучший вагонник ОАО "РЖД"

ПЕРЕЧЕНЬ

номинаций конкурса профессионального мастерства на звание
"Лучший вагонник ОАО "РЖД"

1. Лучший осмотрщик-ремонтник вагонов.
2. Лучший слесарь по ремонту подвижного состава.
3. Лучший мастер.
4. Лучший начальник пункта технического обслуживания вагонов (ПТО).

Приложение N 2
к Положению о конкурсе
профессионального
мастерства на звание
"Лучший вагонник ОАО "РЖД".

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по подведению итогов конкурса
профессионального мастерства на
звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" в номинации

"____"___________ 200__ г.                                   N ___

Председатель:   ___________________________
Члены комиссии: ___________________________
Присутствовали: ___________________________
Приглашены:     ___________________________
___________________________

    ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Подведение итогов конкурса
2. Определение победителей конкурса

    ВЫСТУПИЛИ: ___________________________________________________
УСТАНОВИЛИ: __________________________________________________
ПОСТАНОВИЛИ: _________________________________________________

    1. Присвоить звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД" в номинации
__________________________________________________________________
2. Представить к награждению работников, занявших:
первое место_____________________________________________
второе место_____________________________________________
третье место_____________________________________________
с выдачей премии в размере
3. Отметить участников конкурса, занявших места с 4 по 10.
4. Определить   местом  проведения  конкурса  в  200____  году
_____________________ж.д.

Председатель комиссии          ___________________________________
(подпись)         (Фамилия, инициалы)

Приложение N 3
к Положению о конкурсе
профессионального
мастерства на звание
"Лучший вагонник ОАО "РЖД"

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

команды - победителя конкурса профессионального мастерства
на звание "Лучший вагонник ОАО "РЖД"


Критерий оценки              

Максимальная оценка в баллах 

Эмблема команды              

10 баллов                    

Девиз команды                

10 баллов                    

Спецодежда команды           

10 баллов                    

Презентация (видеоролик)     

15 баллов                    

Оценка участников команды    

по протоколам проверки знаний
теоретических и практических 
вопросов                     

ВСЕГО                        

45 баллов +данные протоколов