ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

19 августа 2008 г. N 1743р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об итогах выборочной проверки устранения выявленных
недостатков по нормированию труда в структурных подразделениях
Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог

В третьем квартале 2008 г. Центром организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО "РЖД" проведены выборочные проверки устранения недостатков по нормированию труда, выявленных в 2007 году в структурных подразделениях Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог. Результаты указывают на отсутствие контроля за выполнением утвержденных мероприятий по совершенствованию нормирования труда со стороны ответственных за этот вопрос руководителей железных дорог.
По выявленным в 2007 г. недостаткам дорогами были разработаны и утверждены планы проведения работ по их устранению. Часть намеченных мероприятий реализована, в результате на дорогах были снижены потери трудовых и материальных ресурсов. Приведены в соответствие с разрядами выполняемых работ разряды работников локомотивного депо Краснодар и Ростовской дистанции пути. В соответствии с требованиями нормативных документов по труду внесены изменения в организационную структуру и штатные расписания локомотивного депо Краснодар, Ростовской дистанции пути, эксплуатационного вагонного депо Батайск Северо-Кавказской ж.д., железнодорожных станций Юго-Восточной ж.д. Осуществлено укомплектование работников основных производственных групп и ведущих профессий за счет выявленных внутренних резервов в Ростовской дистанции пути и Ростовской дистанции гражданских сооружений. Обновлена база применяемых в работе эксплуатационных вагонных депо Батайск и Лиски нормативных документов по труду. Пересмотрены положения о премировании и усилено стимулирование труда работников основных производственных групп Ростовской дистанции электроснабжения.
В то же время, выборочной проверкой установлено, что намеченные мероприятия реализованы дорогами не в полном объеме и, как следствие, в структурных подразделениях продолжают иметь место недостатки в организации труда.
Выявлены факты завышения трудоемкости выполняемых работ. Так, в локомотивном депо Краснодар при выполнении каждого ТО-3 и ТР-1 тепловозов в расценочные ведомости включена работа по укладке коленчатого вала дизеля, которая фактически выполняется по необходимости. В эксплуатационном вагонном депо Лиски фактическая трудоемкость текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов за счет увеличения повторяемости работ превышает нормативную в 2,1 раза. В локомотивном депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении за счет учета фактически невыполняемых работ трудоемкость текущего ремонта превышает норматив на 19-23%. В районах контактной сети Ростовской дистанции электроснабжения и в Ростовской дистанции гражданских сооружений продолжают применяться устаревшие нормативные документы по труду, что приводит к завышению трудозатрат на 3-5%.
Не обеспечено качество расчетов нормативной численности, в т.ч. в автоматизированной системе ЕКАСУТР. Выявлены факты завышения корректирующих коэффициентов, объемов выполняемых работ, норм управляемости. В итоге, расчеты численности Краснодарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки завышены на 26, Ростовской дистанции электроснабжения и эксплуатационного вагонного депо Батайск - на 29, эксплуатационного вагонного депо Лиски - на 13 человек. В Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении из-за завышения расчетов численности кассиров билетных на железнодорожном транспорте на 13 и проводников пассажирских вагонов на 14 человек фактическая численность этих работников превышает нормативную на 9 и 5 человек соответственно. В локомотивном депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении сверх норматива содержится 58 рабочих, занятых на текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов. На 5 железнодорожных станциях Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров выявлена возможность пересмотра режима работы кассиров билетных с 4-х сменного графика работы на 2-х сменный, что позволяет высвободить 10 человек.
Не организован контроль за установлением наименований профессий и должностей, правильностью присвоения тарифных разрядов работникам и тарификации выполняемых ими работ в соответствии с требованиями нормативных документов по труду. В локомотивном депо Краснодар выявлен повторный факт наличия профессии "оператор локомотивного депо", наименование которой отсутствует в общероссийском классификаторе. Штатным расписанием Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении наименования должностей инспектор, заведующая складом, мастер производственного обучения не соответствуют должностным обязанностям работников. Продолжают иметь место факты завышения разрядов работников над разрядами выполняемых работ в Краснодарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки и локомотивном депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.
Применяемые на дорогах меры по укомплектованию работников основных производственных групп недостаточны. При неукомплектованности осмотрщиков-ремонтников вагонов в эксплуатационном вагонном депо Лиски на начало 2008 года на 37 человек, пересодержание электрогазосварщиков составляет 12 человек. Текучесть электромонтеров контактной сети в 2007 г. в Ростовской дистанции электроснабжения составила 24%, при этом за счет выявленных внутренних резервов было произведено доукомлектование не относящихся к ведущей профессии электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи. По причине неукомплектованности локомотивных бригад на выполняемый объем работ в Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении только в июне 2008 года у 43% общей численности локомотивных бригад допущено свыше 24 часов сверхурочной работы.
В положениях о премировании работников отдельных структурных подразделений продолжают использоваться в качестве показателей оценки работы должностные обязанности. Кроме того, в Ростовской дистанции гражданских сооружений работникам одной и той же профессии установлены разные показатели премирования. При отсутствии нормированных заданий, премия выплачивается за их выполнение работникам Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. В локомотивном депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении работникам ПТО в мае 2008 года начислен одинаковый процент премии, при этом количество осмотренных секций одним работником на станции Лиски в 2 раза меньше, чем на станции Воронеж.
Изучение рабочего времени по-прежнему носит формальный характер, что не позволяет выявить потери и использовать внутренние резервы рабочего времени. Так, в Краснодарской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и в локомотивном депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по проведенным в 2008 г. фотографиям рабочего дня потерь рабочего времени не выявлено. По выявленным в Ростовской дистанции гражданских сооружений потерям рабочего времени мероприятия по их устранению не разрабатывались.
В целях обеспечения содержания численности работников в соответствии с объемами выполняемых работ, снижения эксплуатационных расходов и обеспечения заданного роста производительности труда:
1. Начальникам железных дорог: Северо-Кавказской В.Н.Голоскокову и Юго-Восточной А.И.Володько в месячный срок рассмотреть выявленные в ходе проверок недостатки, принять меры по их устранению, об исполнении доложить в Департамент по организации, оплате и мотивации труда.
2. Начальникам железных дорог обеспечить контроль за проведением работ, направленных на обеспечение соблюдения действующего трудового законодательства, совершенствование вопросов нормирования труда, оптимизацию организационной структуры и численности, учета и регулирования рабочего времени.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда С.Ю.Саратова.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
Ф.Б. Андреев