ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

5 февраля 2008 г. N 220р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об итогах проверки применения нормативных документов по труду в
структурных подразделениях Северо-Кавказской железной дороги

В третьем квартале 2007 года Центром организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО "РЖД" проведены проверка применения нормативных документов по труду в структурных подразделениях Северо-Кавказской железной дороги и анализ работы дороги по оптимизации численности работников.
Дорогой в первом полугодии 2007 года выполнены основные производственные показатели. Вместе с тем, в ходе проверки были выявлены отступления от действующих в ОАО "РЖД" нормативных документов; несоответствия численности работников выполняемому объему работ; потери, вызванные нерациональным использованием рабочего времени, что указывает на имеющиеся резервы по снижению численности работников и рациональному использованию фонда заработной платы.
Укомплектованность работников основных производственных групп на дороге составила 94,7%, против 86,5% по расчетам дороги, которые завышены на 6,8 тыс. человек за счет применения недействующих в ОАО "РЖД" сборников, неправомерного увеличения объемов, повторяемости и периодичности работ, необоснованного или неверного применения коэффициентов. Не принято к учету возможное и фактическое уплотнение рабочего времени за счет совмещения профессий, расширения зоны обслуживания. В трудоемкость ремонта подвижного состава ошибочно включены дополнительные сверхцикловые работы и работы по восстановлению и изготовлению запасных частей, операции, не предусмотренные технологией ремонта, ведется двойной учет ряда выполняемых технологических операций ремонта подвижного состава.
Фактическая списочная численность работников дороги на 1 июля 2007г. превышает численность, предусмотренную штатными расписаниями, на 412 человек или 0,7%, в том числе работников основных производственных групп на 688 человек или 2%. Удельный вес численности руководителей, специалистов и служащих в общей численности дороги выше среднесетевых значений. Численность аппарата управления дороги и отделений дороги составила 3,8% от общей численности (сеть - 3,7%), руководителей, специалистов и служащих структурных подразделений - 27,8% (сеть - 25,8%). На дороге имеются резервы по снижению этой категории работников, так, при содержании в штате 74 человек, объем работ Ставропольской дистанции электроснабжения составляет 19 баллов, что в 2,6 раза ниже максимального объема работ дистанций 4 группы.
На дороге выявлено неравномерное укомплектование работников основных производственных групп до нормативной численности, как по отделениям железной дороги, так и по хозяйствам. Если на Грозненском отделении укомплектованность штата составила 108,2%, то на Ростовском - 94,5%. На Ростовском отделении локомотивные бригады укомплектованы на 88,4%, на Махачкалинском и Грозненском отделениях на 110,4% и 112,6% соответственно; рабочие, занятые на техническом обслуживании и текущем ремонте грузовых вагонов, на Минераловодском отделении укомплектованы на 91,3%, на Махачкалинском - 103,5%; электромеханики хозяйства электрификации и электроснабжения на Краснодарском отделении укомплектованы на 88,2%, на Махачкалинском на 111,5%.
Имеют место факты превышения фактической списочной численности к численности, рассчитанной по нормативам, в результате чего на дороге сверх норматива содержатся 535 человек, с ежемесячными затратами по фонду заработной платы 5,3 млн. рублей. Только в локомотивном хозяйстве численность рабочих, занятых на текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов, превысила нормативную на 108 человек; в хозяйстве перевозок - на 41 человек, в том числе операторов станционных технологических центров обработки поездной информации и перевозочных документов - на 54 человека.
В ряде структурных подразделений дороги занижены нормы управляемости. Так, в Махачкалинской дистанции пути на деревообрабатывающем участке предусмотрен начальник участка на одного столяра.
На дороге выявлены потери, вызванные нерациональным использованием рабочего времени. За 6 месяцев 2007 года количество часов сверхурочной работы к аналогичному периоду 2006 года на дороге составило 312,6 тыс. часов, что условно равно работе 315 человек. Наибольшее количество часов сверхурочной работы (93,4%) приходится на локомотивное хозяйство - 292,2 тыс. часов, что условно равно работе 294 человек. Часы простоя составили 45,5 тыс. часов, допущено 129,6 тыс. часов следования пассажиром. При этом на дороге имеются резервы, позволяющие снизить потребность в локомотивных бригадах. Так, средняя протяженность участков обращения локомотивных бригад транзитных грузовых поездов составляет 171 км, что на 40 км ниже среднесетевой величины и является наименьшим показателем по сети железных дорог. Доля вспомогательного времени, подготовительно-заключительных действий и регламентированных перерывов в общей продолжительности поездки составляет 49,7%.
Проведенные проверки показали, что на дороге имеет место применение устаревших сборников норм времени и нормативов численности в вагонном хозяйстве, в хозяйствах электрификации и электроснабжения, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и в дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. В ряде случаев технология работ и состав бригад не соответствуют требованиям действующих нормативных документов ОАО "РЖД" - необоснованно уменьшаются межремонтные сроки, завышаются плановые нормированные задания, увеличивается количественный состав бригад. Работа по проведению проверки качества норм труда на дороге не ведется.
Наряду с трудовыми ресурсами неэффективно используются на дороге машины, механизмы и оборудование, имеют место существенные простои путевых машин по различным причинам. Только в Новочеркасской путевой машинной станции машина ВПР-02 простаивала в течение 2006 года 165 дней.
На дороге выявлены случаи неполной загрузки персонала в течение рабочего дня. В Краснодарской дистанции гражданских сооружений и в региональных центрах связи планируются работы только по наименованию или по количеству измерителей без расчета трудозатрат, что приводит к использованию работниками не более 70% рабочего времени.
Перерасход фонда заработной платы в 1 полугодии 2007 года к плану составил 20,9 млн. рублей. При этом темпы роста заработной платы у работников основных производственных групп отстают от темпов роста в целом по дороге. При общем росте заработной платы по дороге в 1 полугодии 2007 года к аналогичному периоду прошлого года на 17,3%, темп роста заработной платы на текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов - 15,0%, у машинистов автомотрис и водителей дрезин - 14,4%, на техническом обслуживании и ремонте вагонов - 13,7%, у электромехаников СЦБ - 13,1%, у электромонтеров контактной сети - 11,3%, у локомотивных бригад дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - 12,3%, у операторов дефектоскопных тележек - 8,5%.
Отсутствует взаимосвязь между премированием и конкретными результатами труда, что не позволяет достигнуть необходимого уровня заинтересованности работников в качественном выполнении работы и повышении экономической эффективности производства. Так, положением о премировании машинистов и помощников машинистов машин ВПР и ВПРС Минераловодской дистанции пути предусмотрен основной показатель - выполнение должностных обязанностей и распоряжений вышестоящего руководителя в срок.
Выявленные в ходе проверки недостатки свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны руководителей отделов организации и оплаты труда, экономической службы управления железной дороги, отделений и дирекций дороги за вопросами организации, мотивации, нормирования и оплаты труда в структурных подразделениях, о низкой квалификации исполнителей на местах.
В целях обеспечения содержания численности работников в соответствии с объемами выполняемых работ, снижения эксплуатационных расходов и обеспечения заданного роста производительности труда:
1. Начальнику Северо-Кавказской железной дороги Голоскокову В.Н. в месячный срок принять меры по устранению и предупреждению выявленных недостатков, об исполнении доложить.
2. Начальникам железных дорог:
2.1. Обеспечить темпы роста заработной платы работников основных производственных групп не ниже темпов роста заработной платы по дороге.
2.2. Установить контроль за применением в структурных подразделениях нормативных документов, утвержденных ОАО "РЖД".
2.3. Реализовать в 2008 году мероприятия по укомплектованию штата работников основных производственных групп за счет имеющихся на дорогах резервов.
3. Директору Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО "РЖД" Семеровой Т.Г. в 2008 году провести выборочную проверку устранения выявленных недостатков в структурных подразделениях Северо-Кавказской железной дороги.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента планирования и бюджетирования Рящина И.П.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
Ф.Б.Андреев