ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

21 марта 2008 г. N 563р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О недостатках в организации обеспечения безопасности
движения поездов на Юго-Восточной железной дороге

Проведенная в феврале 2008 г. комиссией Департамента безопасности движения (далее - комиссия) контрольная проверка организации обеспечения безопасности движения поездов на Юго-Восточной железной дороге и разбор результатов проверки показали, что положение с обеспечением безопасности движения поездов на этой железной дороге остается неудовлетворительным.
В 2007 году при незначительном снижении общего количества случаев брака, возросло количество сходов подвижного состава в грузовых поездах, столкновений при производстве маневровой работы, саморасцепов автосцепок в поезде, изломов рельсов. Допущен рост нарушений безопасности движения в локомотивном хозяйстве.
В январе текущего года положение с обеспечением безопасности движения не улучшилось. При этом в локомотивном хозяйстве допущено более 50% от всех случаев брака, допущенных на железной дороге.
В хозяйствах, отделениях и структурных подразделениях железной дороги не в полном объеме выполнены мероприятия, разработанные по результатам технической ревизии Департамента безопасности движения в 2007 году и утвержденные приказом начальника Юго-Восточной железной дороги от 3 марта 2007 года N 338/Н.
В ходе контрольной проверки комиссией выявлены серьезные недостатки в проведении профилактической работы, содержании технических средств, соблюдении технологии обслуживания и ремонта, которые могут привести к нарушениям безопасности движения поездов, в том числе и с тяжелыми последствиями.
На дороге не расследованы и не приняты к учету 9 случаев брака, сотни сбоев АЛС и САУТ.
Заместитель начальника железной дороги - начальник службы перевозок Серов В.Н. не обеспечил достоверный учет нарушений нормального пропуска пассажирских поездов. В 2007 году не приняты к учету 16 задержек пассажирских поездов у входных сигналов станций. В январе текущего года число задержек пассажирских поездов у входных сигналов станции возросло к уровню прошлого года на 62,5% (13/8).
В хозяйстве не отработана система качественной ежегодной выверки и своевременной корректировки ТРА станций с приложениями Различные нарушения и разночтения выявлены в документации станций.
Заместитель начальника железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Кривоносов В.А. и начальник службы локомотивного хозяйства Чистяков А.Г. не приняли достаточных мер по обеспечению безопасности движения поездов. По вине хозяйства допущено столкновение пассажирского поезда с хвостовой частью остановившегося грузового поезда из-за проезда локомотивной бригадой запрещающего показания проходного светофора, проезд локомотивной бригадой запрещающего показания входного светофора на станции Пенза-III Куйбышевской железной дороги с последующим сходом сплотки электровозов, случай столкновения подвижного состава при маневровой работе.
Неудовлетворительно организована работа по расшифровке скоростемерных лент, обучению техников-расшифровщиков, качественному разбору машинистами-инструкторами выявленных нарушений, в том числе при выключении приборов безопасности в пути следования. Имеют место факты некачественного расследования нарушений, выявленных при расшифровке скоростемерных лент и отсутствия регистрации лент с нарушениями безопасности движения.
Комиссией в депо Мичуринск выявлены факты отсутствия регистрации установленным порядком скоростемерных лент машинистов локомотивов за январь и февраль 2008 года с превышением установленных скоростей движения, нарушением управления тормозами, следования с неисправными приборами безопасности АЛС, отключением в пути следования ЭПК, автостопными торможениями. С данными нарушениями 24 ленты не были зарегистрированы в журнале формы ТУ-133 N 2 и хранились в рабочем столе у машиниста-инструктора по автотормозам.
В результате, локомотивными бригадами в 2007 году допущен рост случаев отсутствия опробования тормозов в пути следования. Из 18 нарушений, 5 случаев допущено с пассажирскими поездами.
Ежемесячные разборы неудовлетворительного использования рабочего времени локомотивных бригад проводятся некачественно, вопросы соблюдения режима труда и отдыха рассматриваются без принятия должных мер. Отдельные случаи нарушения работы более 12 часов и три ночи подряд не учитываются. Не анализируются случаи продления режима работы локомотивных бригад, их обоснованность не устанавливается. В 2007 году только в локомотивном депо Ртищево 382 машиниста и 300 помощников машиниста имели более 120 часов сверхурочной работы, при этом 90 машинистов имели от 300 до 400 часов, 46 машинистов от 500 до 600 часов, два машиниста более 700 часов сверхурочной работы. Аналогичное положение в депо Лиски и Елец, где соответственно 700 и 331 работник локомотивных бригад имели свыше 120 часов сверхурочной работы.
Из-за неудовлетворительной организации работы по выполнению планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, техническое состояние локомотивов остается неудовлетворительным. По состоянию на 1 января 2008 года не оборудованы реостатным тормозом 275 электровозов ВЛ80. Не ликвидированы перепробеги локомотивов между плановыми видами ремонта. В результате допущен рост случаев порч локомотивов с пассажирскими поездами (16/15).
Начальник службы вагонного хозяйства Андреев В.А. не принял должных мер по улучшению организации работы ПТО железной дороги и обеспечению качественной подготовки поездов в рейс. В результате, всем 11 предъявленным комиссии поездам отменена готовность, выявлено 226 вагонов с неисправностями колесных пар, тележек, автосцепного, автотормозного оборудования и кузова, из которых 74 отцеплено в текущий ремонт.
Только в эксплуатационном вагонном депо Лиски (ПТО Лиски, Поворино, Придача) после дачи технической готовности в 4 поездах выявлено 84 вагона с неисправностями, угрожающими безопасности движения поездов, из которых 35 отцеплено в текущий ремонт. Пункты текущего отцепочного ремонта не в полном объеме укомплектованы мерительным инструментом и шаблонами для обмера тележек. Приемо-отправочные пути ПТО Поворино с обеих сторон не оборудованы местом встречи поездов, что не позволяет проводить тщательный осмотр поезда с обеих сторон. В результате комиссией выявлено 8 вагонов с ослабшим креплением пятника.
Начальник дирекции по ремонту грузовых вагонов Неумывакин А.Н. не организовал качественное проведение плановых видов ремонта вагонов. В 2007 году из 26102 отремонтированных вагонов отцеплено в текущий ремонт 861 вагон, не отработавший 6 месяцев в эксплуатации. Коэффициент качества за 12 месяцев 2007 года составил 0,033, что хуже среднесетевого показателя на 1,2%.
Комиссией из-за нарушений технологии, правил деповского ремонта вагонов, колесных пар, автотормозного и автосцепного оборудования возвращено на повторный ремонт 10 вагонов. Низкое качество плановых видов ремонта стало следствием несоблюдения порядка приемки вагонов с первого и второго предъявлений. Качественный состав приемщиков не отвечает требованиям профессиональной подготовки. Всего в вагонных депо по штатному расписанию работает 36 приемщиков, из них со средним профессиональным образованием только (36 %).
Руководители вагонных депо и дирекции не обеспечили выполнение технологии дефектоскопирования узлов и деталей вагонов. Так, в вагонном депо Грязи, Елец, Поворино, Россошь позиции дефектоскопирования надрессорных балок, дисков колесных пар, маятниковых подвесок, клиньев тяговых хомутов, стопорных планок, не оборудованы. Комиссией работа на вышеперечисленных 14-ти позициях дефектоскопирования узлов и деталей приостановлена.
В течение ноября-декабря 2007 года и истекшего периода текущего года в вагонном ремонтном депо Россошь из плановых видов ремонта были выпущены 15 вагонов с боковыми рамами со следами старой сварки и литейными раковинами в зоне перехода к опорной поверхности по радиусу R55 внутреннего угла буксового проема без проведения им акустико-эмиссионного контроля. Комиссией дана телеграмма на сеть железных дорог на возврат вагонов в ремонт.
В хозяйстве пути не обеспечено качество выполнения ремонтно-путевых работ и, в первую очередь, усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути. Ряд отремонтированных участков пути были приняты в постоянную эксплуатацию с большими объемами недоделок и с нарушением требований технических условий.
На железной дороге не приняты должные меры по повышению уровня организации текущего содержания пути. С низким качеством организована работа по устранению неисправностей, выявленных в ходе осеннего комиссионного осмотра пути и неисправностей, выявляемых вагонами-путеизмерителями.
С нарушением требований технических норм на железной дороге в 2007 году произведена укладка рельсовых плетей в кривых участках пути с переменой рабочего канта на протяжении 36 км.
Начальник службы автоматики и телемеханики Лялин B.C. не обеспечил на должном уроне работу сигнализации, централизации и блокировки. В 2007 году в хозяйстве допущен рост отказов технических средств, сбоев АЛС, случаев перекрытий сигналов перед поездами, приема и отправления поездов по пригласительным сигналам.
Руководители хозяйства не сделали должных выводов по результатам ревизии НРБ 2007 года в части отсутствия системы своевременного, достоверного учета и разбора случаев нарушения в работе устройств СЦБ. Комиссией выявлены случаи отказов технических средств, которые не были приняты к учету.
На ряде станций и перегонов выявлены грубые нарушения порядка ввода устройств в эксплуатацию. При вводе в действие обводного пути станции Кочетовка 5 октября 2007 года не производилась проверка на невозможность открытия враждебных маршрутов маневровых светофоров М607,М617,М619,М621.
При вводе устройств автоматической блокировки на перегоне Пухово-Лиски 22 ноября 2007 года не проведены проверки зависимостей сигнальных установок NN 16 и 18. Проверка соответствия сигнальных показаний напольных светофоров и АЛС проводились одним локомотивом. С аналогичными нарушениями произведен ввод двухсторонней автоматической блокировки со сменой направления для движения по неправильному пути по сигналам АЛС 27 декабря 2007 года на перегоне Икорец - Битюг.
Комиссией установлено, что на станции Бобров Лискинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки в нарушение пункта 6.8 ПТЭ при перегорании ламп разрешающих огней не происходило включение запрещающего показания входного светофора. При потухшем входном светофоре в рельсовую цепь участка приближения продолжали подаваться коды "Ж" или "З" огней в зависимости от перегорания лампы желтого или зеленого огня. Установлено, что в 2001 году при внесении изменений в схемы управления входных светофоров, а также при проверке зависимостей 20 июля 2007 года в нарушение требований пункта 6.5 "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов по ремонту и обслуживанию устройств СЦБ" от 31 декабря 1997 года N ЦШ-530 и пункта 2 технологической карты N 1 "Технологии обслуживания устройств СЦБ" не проверялось включение на входных светофорах запрещающего показания при изъятии ламп разрешающих огней.
Главный инженер железной дороги Егоров Н.В. не организовал должным образом планирование и проведение на дороге среднего ремонта путевых машин, в результате чего в структурных подразделениях эксплуатируется 77 единиц автомотрис и путевых машин с нарушением сроков ремонта. Не обеспечил выполнение Программы обновления, и развития средств ЖАТ и Программы внедрения технических средств направленных на повышение безопасности движения.
На железной дороге не организован порядок ввода устройств ЖАТ в эксплуатацию в соответствии с нормативными требованиями. Не обеспечивается расследование всех случаев сбоев и неисправностей работы АЛС, САУТ.
Комиссией выявлены сотни случаев сбоев АЛС и САУТ в локомотивных депо Мичуринск, Россошь и Балашов которые не расследованы установленным порядком и к учету не приняты.
В целях повышения уровня обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах:
1. Начальнику Юго-Восточной железной дороги Володько А.И.:
1.1. Рассмотреть состояние безопасности движения в каждом хозяйстве железной дороги с учетом недостатков, выявленных комиссией при проверке железной дороги, и принять неотложные меры по стабилизации обстановки.
1.2. Разработать и обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по устранению выявленных комиссией недостатков в обеспечении безопасности движения поездов с заслушиванием ежемесячно отчетов начальников отделений железной дороги, служб и заместителей начальника железной дороги.
1.3. В месячный срок рассмотреть работу ревизорского аппарата железной дороги по безопасности движения поездов, повысить его роль и ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, приказа МПС России от 8 января 1994 года N 1Ц и других нормативных актов МПС России и ОАО "РЖД".
1.4. Лично рассмотреть положение с использованием рабочего времени локомотивных бригад, принять эффективные меры по снижению количества часов сверхурочной работы, ликвидации нарушений режима работы локомотивных бригад.
1.5. До 15 апреля 2008 года доложить в Департамент безопасности движения о работе по устранению недостатков, отмеченных в акте контрольной проверки комиссии и принятых мерах по улучшению обстановки.
2. Начальникам железных дорог:
2.1. Повысить ответственность главных инженеров железных дорог, служб, дирекций и отделений железных дорог за обеспечение надежности работы технических средств, модернизацию и замену устаревшего оборудования, своевременное внедрение технических средств по Программе повышения безопасности движения поездов в 2008 году и организацию качественного обучения работников.
2.2. Принять меры по усилению контроля со стороны ревизорского аппарата железных дорог за выполнением руководителями служб, дирекций, отделений и других структурных подразделений железных дорог нормативных актов МПС России и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
3. Главному инженеру Юго-Восточной железной дороги Егорову Н.В., начальнику службы автоматики и телемеханики Лялину B.C.:
3.1. В первом квартале 2008 года завершить выполнение Программы обновления и развития средств ЖАТ и Программы внедрения технических средств направленных на повышение безопасности движения 2007 года.
3.2. Обеспечить своевременные разборы и учет всех случаев нарушения в работе устройств СЦБ, сбоев в работе АЛС, САУТ.
3.3. В срок до 1 мая 2008 года организовать проведение анализа (с установлением соответствующим приказом персональной ответственности за качество анализа) соответствия рабочих проектов на устройства СЦБ, требованиям "Типовым материалам по проектированию".
3.4. В срок до 25 марта 2008 года разработать программу мер, направленных на обеспечение требований нормативных документов в ходе модернизации и технического обслуживании устройств СЦБ.
3.5. В срок до 25 марта 2008 года подготовить и установленным порядком передать следственным органам материалы по нарушениям, выявленным на станции Бобров Юго-Восточной железной дороги.
4. Главный инженер железной дороги Егоров Н.В. за серьезные недостатки в обеспечении безопасности движения поездов в хозяйствах сигнализации, централизации и блокировки и электроснабжения, неудовлетворительное содержание технических средств заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая наложенное приказом начальника Юго-Восточной железной дороги от 3 марта 2008 года N 159/Н взыскание, предупредить, что если им не будут приняты исчерпывающие меры по стабилизации обстановки, будет рассмотрен вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
5. Заместитель начальника железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Кривоносов В.А. за низкий уровень руководства локомотивным и вагонным хозяйствами, неудовлетворительное проведение профилактической работы, ухудшение состояния безопасности движения поездов в подведомственных хозяйствах заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая наложенное приказом начальника Юго-Восточной железной дороги от 3 марта 2008 года N 159/Н взыскание, предупредить, что если им не будут приняты меры по улучшению обстановки, будет рассмотрен вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
6. Начальники служб локомотивного хозяйства Чистяков А.Г., автоматики и телемеханики Лялин B.C., вагонного хозяйства Андреев В.А. за непринятие действенных мер по повышению уровня обеспечения безопасности движения поездов заслуживают привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая наложенные приказом начальника Юго-Восточной железной дороги 3 марта 2008 года N 159/Н взыскания, предупредить.
7. Начальник Юго-Восточной дирекции по ремонту грузовых вагонов Неумывакин А.Н. за имеющиеся серьезные просчеты в вопросах обеспечения безопасности движения поездов заслуживают привлечения к дисциплинарной ответственности, но, учитывая, что приказом начальника Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов от 6 марта 2008 года N 31 ему объявлено взыскание, предупредить.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности движения Волкова А.Н.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б. Воробьев