ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

6 ноября 2008 г. N 2324р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае схода вагонов в грузовом поезде на перегоне
Подкаменная - Глубокая Иркутского отделения
Восточно-Сибирской железной дороги

18 сентября 2008 г. в 9 часов 40 минут на 5255 км второго главного пути перегона Подкаменная - Глубокая Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги в поезде N 1706 (вес 5973 тонны, 66 вагонов) с электровозом ВЛ-85 N 124 под управлением локомотивной бригады депо Иркутск-Сортировочный в составе машиниста Михайлова Е.В., помощника машиниста Демина Д.А., с подталкивающим в хвосте электровозом ВЛ-80р N 1812 под управлением локомотивной бригады депо Иркутск-Сортировочный в составе машиниста Князева А.А., помощника машиниста Машукова А.Э. при скорости 40 км/час, на подъеме 18 тыс., в режиме тяги допущен сход 13 вагонов начиная с 42-го по 54-й с головы состава.
В результате схода повреждено 10 вагонов в объеме деповского ремонта, 3 вагона в объеме текущего отцепочного ремонта, 200 метров пути и 3 опоры контактной сети. Полный перерыв в движении поездов составил 7 часов, по 2 главному пути 19 часов 50 минут.
Электровозы ВЛ-85 N 124 приписки ТЧ-2 Нижнеудинек и ВЛ-80р N 1812 приписки ТЧ-5 Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги эксплуатируются в технически исправном состоянии. Нарушений режима ведения поезда и управления тормозами со стороны локомотивных бригад головного и подталкивающего электровозов допущено не было.
Путь в месте схода первого класса, звеньевой, рельсы типа - Р65, рельсошпальная решетка комбинированная со скреплением ДО и КБ, балласт щебеночный с загрязненностью более 30%. Грузонапряженность - 107,2 млн. тонно-км брутто/км в год, пропущенный тоннаж 550 млн. тонн брутто. Установленная скорость движения поездов 70/60 км/час. Со второго по седьмой пикеты путь расположен в кривой радиусом 300 м и возвышением 120 мм.
По результатам прохода путеизмерительного вагона ПС-044 8 сентября 2008 г. километр оценен "удовлетворительно" в 150 баллов при 61 неисправностях II-й степени и 1 неисправности III-й степени по уширению пути на 7 пикете. С четвертого по седьмой пикеты выявлено уширение колеи от 1544 до 1546 мм.
В дистанции пути на 18 сентября 2008 г. с 8 часов 00 минут до 11 часов 00 минут была запланирована перешивка второго главного пути перегона Подкаменная - Глубокая на 5255 км со 2 по 8 пикеты. Работы выполнялись путевой колонной Иркутск-Пассажирской дистанции пути с выдачей предупреждения по форме N 2 "Остановка у красного, при отсутствии - скорость установленная". Руководителем работ по перешивке пути был назначен дорожный мастер путевой колонны Бурлаков В.Е., который фактически на месте работ отсутствовал с устного разрешения старшего дорожного мастера путевой колонны Хлызова В.И. Общее руководство работами осуществлял монтер пути Ануваров Г.Х., не имея приказа на исполнение обязанностей бригадира пути.
По прибытии на место работ путевая колонна, состоящая из 22 монтеров пути, была разделена на три группы. Первая группа под руководством монтера пути 4 разряда Самарина С.Г. в составе 7 монтеров осуществляла перешивку пути с 10 по 18 звено, вторая группа под руководством монтера пути Дейнекина А.В. в составе 5 человек осуществляла перешивку пути с 19 по 25 звено на 5255 км, а третья группа устраняла одиночные выплески на 8-м пикете этого же километра.
Разбором, проведенным в ОАО "РЖД" 8 октября 2008 г., установлено следующее.
Старший дорожный мастер Хлызов В.И. неудовлетворительно организовал работу бригады на 5255 км второго пути. Работы по перешивке пути путевой колонной велись без стяжных приборов, в нарушение пункта 4.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС России 28 июля 1997 г. N ЦП-485 (далее - Инструкция), при фронте более 200 м место работ красными сигналами не оградил, у сигналов не назначил сигналистов.
Старший дорожный мастер дистанции пути Катышевцев В.И., дорожный мастер 6-го околотка Солоненко Н.В. и бригадир пути Сайдаков О.И. работу путевой колонны на своем участке не контролировали, задание на работу не выдали, инструктаж не провели.
При инструментальной проверке пути на момент схода установлено, что на 18 звене имеются расшитые шпалы до шести концов подряд и не достаточное количество костылей на остальных шпалах.
В результате, при пропуске поезда N 1706 монтер пути Самарин С.Т. не обеспечил выполнение пункта 2.2 Инструкции в части обеспечения необходимых условий для пропуска поездов, руководитель работ Ануваров Г.Х. место работ красными сигналами не оградил, сигналистов у красных сигналов не выставил. Не подготовив путь к пропуску поезда, дал указание сигналисту Никитину Л.И. на снятие петард, что, привело к уширению колеи, и сходу 13 вагонов.
Основными причинами допущенного схода явились нарушение требований пунктов 2.2 и 4.3 Инструкции, предусматривающих порядок пропуска поездов но месту производства работ и нарушение пункта 2.5 Правил и технологии выполнения основных работ при текущем содержании пути от 30 июня 1997 г. N ЦПТ-52 при регулировке ширины колеи.
Начальник Иркутского отделения дороги Семенов А.В. не обеспечил безаварийную работу отделения дороги, не предъявлял должных требований к своим заместителям и руководителям дистанций пути в части обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Начальник службы пути Стадник В.Г. в нарушение должностной инструкции снизил требовательность к руководителям дистанций и отделов пути отделений железной дороги в вопросах повышения уровня безопасности движения поездов, в результате чего допущен сход подвижного состава в грузовом поезде.
В нарушение приказа начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 15 сентября 2008 г. N 540/Н "О распределении обязанностей между начальником дороги, заместителями начальника дороги и отдельными руководителями Восточно-Сибирской железной дороги" (далее - Приказ N 540/Н) заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги по путевому хозяйству Алексеев Н.Т. не организовал необходимую работу с руководителями службы пути, отделов пути отделений железной дороги и дистанций пути по соблюдению технологии ремонта и текущего содержания пути, не принял надлежащих мер но обеспечению безопасности движения поездов на Иркутском отделении железной дороги.
В нарушение приказа начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 15 сентября 2008 г. N 540/Н заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Искоростенский В.В. ослабил требовательность к ревизорскому аппарату, руководителям служб и отделений железной дороги, не принимает необходимых мер по обеспечению безопасности движения поездов, не уделяет должного внимания вопросам контроля за соблюдением технологической дисциплины в путевом хозяйстве железной дороги.
Принять к сведению, что за допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 1706 приказами начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 2 октября 2008 г. N 569/Н "О случае схода вагонов в поезде N 1706 по 2 пути перегона Подкаменная - Глубокая 5255 км ПК 5 в сутках 18 сентября 2008 г." и начальника Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной от 29 сентября 2008 г. N 398/НОД "О случае схода вагонов в поезде N 1706 по 2 пути перегона Подкаменная - Глубокая 5255 км ПК 5 в сутках 18 сентября 2008 г." причастные руководители службы пути. Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги и Иркутск-Пассажирской дистанции пути привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеком А.А. в отношении причастных должностных лиц.
Согласно приказам МПС России от 8 января 1994 г. N 1Ц Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данный особый случай брака в работе классифицировать как сход грузового поезда и учесть его по ответственности за Иркутск-Пассажирской дистанцией пути Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.
На основании изложенного и в целях недопущения случаев схода с рельсов подвижного состава, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и улучшению технологической дисциплины:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами схода вагонов в грузовом поезде N 1706 на перегоне Подкаменная - Глубокая Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) в целях недопущения нарушений технологии производства путевых работ до конца 2008 года организовать по закрытому графику контроль за работой линейных участков, околотков и путевых бригад. К проверке привлечь руководителей всех уровней ревизорского аппарата, службы пути, отделений дороги и дистанций пути.
2. Начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеку А.А.:
а) лично рассмотреть вопросы организации текущего содержания пути и сделать необходимые выводы.
Принять меры по укреплению руководства и инженерно-технического состава отдела пути и дистанций пути Иркутского отделения железной дороги подготовленными в профессиональном отношении работниками;
б) в срок до 7 декабря 2008 г. на неблагополучных дистанциях пути проверить соблюдение технологии производства работ, организацию текущего содержания пути и контроля за состоянием пути с принятием мер по устранению выявленных недостатков.
По результатам проверок провести совещания с участием руководителей дистанций пути и дорожных мастеров, для рассмотрения полноты и эффективности принимаемых мер по улучшению содержания пути и укреплению трудовой и технологической дисциплины.
3. За необеспечение безаварийной работы отделения дороги и допущенный случай схода подвижного состава в грузовом поезде начальник Иркутского отделения дороги Семенов А.В. заслуживает освобождения от занимаемой должности. Однако, учитывая, что приказом начальника дороги от 2 октября 2008 г. N 569/Н он привлечен к дисциплинарной ответственности, рассмотреть в ОАО "РЖД" вопрос о соответствии занимаемой им должности по итогам технической ревизии железной дороги комиссией Департамента безопасности движения в IV квартале 2008 г.
4. За ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении должностной инструкции, в вопросах обеспечения безопасности движения поездов в путевом хозяйстве железной дороги и допущенный сход вагонов в грузовом поезде, повлекший большой материальный ущерб, считать нецелесообразным нахождение Стадника В.Г. в должности начальника службы пути Восточно-Сибирской железной дороги.
Начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеку А.А. в установленном порядке внести предложения по укреплению руководства путевым хозяйством железной дороги.
5. В связи с серьезными упущениями в организации обеспечения безопасности движения поездов, отсутствие контроля за соблюдением технологической дисциплины в дистанциях пути Иркутского отделения железной дороги объявить выговор заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги по путевому хозяйству Алексееву Н.Т.
6. За непринятие должных мер в вопросах обеспечения безопасности движения, низкий уровень требовательности к руководителям ревизорского аппарата и хозяйства пути в части соблюдения технологической дисциплины в путевом хозяйстве дороги, объявить выговор заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги - главному ревизору но безопасности движения поездов Искоростенскому В.В.
7. Обратить внимание начальника Восточно-Сибирской железной дороги Краснощека А.А. на необходимость повышения уровня технологической дисциплины в путевом хозяйстве железной дороги и принятия действенных мер но обеспечению безопасности движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов