ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

27 ноября 2008 г. N 2520р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О невыполнении порядка передачи информации о случаях
нарушений безопасности движения на Октябрьской и
Западно-Сибирской железных дорогах

30 июня 2008 г. при производстве работ по ремонту фундаментов опор контактной сети на станции Торбино Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги допущено соударение установки палфингера машины УСМК.КС N 001 приписки подрядной строительно-монтажной организации ООО "Энерго Монтажное Предприятие N 712" (далее - ООО "ЭМП-712") с электровозом ВЛ10 N 1150 прибывающего на станцию поезда N 3009 с последующим сходом с рельсов машины УСМК.КС.
Расследованием установлено, что 30 июня 2008 г. прорабом ООО "ЭМП-712" Савельевым М.Ф. было принято решение о производстве работ по ремонту фундаментов опор контактной сети на 6 пути и в 8 тупике станции Торбино без нарушения габарита по соседнему пути. При этом, производство работ с Санкт-Петербург - Московской дистанцией электроснабжения согласовано не было.
В 16 часов 50 минут мастер ООО "ЭМП-712" Иванов А.А. самовольно произвел запись о предстоящей работе в журнал формы ДУ-46 у дежурной по станции, после чего дал команду составителю ООО "ЭМП-712" Осипову В.М. запросить разрешение у дежурной по станции Торбино на следование с 6 пути в тупик N 8 для выполнения работ согласно записи в журнале формы ДУ-46.
Составитель Осипов В.М. запросил по парковой громкоговорящей связи у дежурной по станции Торбино Козловской О.Н. разрешение на следование машины УСМК.КС N 001 с 6-го пути в 8-ой тупик. Получив разрешение, бригада приступила к выполнению работ при отсутствии ответственных представителей дистанции электроснабжения.
Прибыв на место работ, составитель закрепил машину, после чего бригада работников ООО "ЭМП-712" приступила к омоноличиванию фундаментов опор контактной сети без предварительной заявки на "окно" и без ограждения места производства работ.
В 17 часов 29 минут машинист УСМК.КС N 001 Журин A.M. начал производить разворот палфингера машины в сторону 4 пути станции, по которому в это время со 2-го пути по неправильному направлению прибывал поезд N 3009. В результате произошло соударение палфингера машины УСМК.КС N 001 с электровозом ВЛ10 N 1150 поезда N 3009.
Руководство Октябрьской железной дороги в нарушение требований пункта 16 Положения об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620, скрыло данный случай и не обеспечило передачу информации в установленном порядке в ОАО "РЖД".
Приказ на отправление восстановительного поезда станции Бологое для ликвидации последствий схода машины УСМК.КС был передан без регистрации в журнале передачи оперативных приказов.
Следование восстановительного поезда на участке Бологое - Торбино - Бологое не было введено в автоматизированный график исполненного движения ГИД "Урал".
Руководством Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербургского отделения железной дороги не были сделаны соответствующие выводы по данному случаю нарушения безопасности движения и не приняты должные меры по предупреждению подобных случаев в дальнейшей работе.
В результате, 12 сентября 2008 г. при проведении работ по монтажу контактной сети по 3 пути перегона Колпино - Саблино Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги было вновь допущено соударение люльки крановой установки автомотрисы АДМ-01 N599, принадлежащей ООО "ЭМП-712", с лобовой частью кабины пригородного электропоезда N 7117 сообщением Санкт-Петербург - Тосно, следовавшего по 1 пути.
Расследованием установлено, что машинист автомотрисы АДМ-1 N 599 Кириллов Ю.В. (стаж работы в должности машиниста автомотрисы с 2000 года), находясь в нетрезвом состоянии, после приведения в транспортное положение монтажной вышки приступил к постановке в транспортное положение крановой установки. В нарушение требований технологии производства работ при повороте крановой установки нарушил габарит по 1 пути.
Локомотивная бригада пригородного электропоезда N 7117, подавая звуковые сигналы, применила экстренное торможение, но ввиду малого расстояния соударения предотвратить не удалось. В результате, у электропоезда были ЭМ2 N 024 были повреждены лобовые стекла и образовались вмятины в корпусе верхней части кабины управления.
Причиной данного случая явились нарушения работниками ООО "ЭМП-712" требований пункта 3.4 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, в части неограждения сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ, нарушение машинистом автомотрисы Кирилловым Ю.В. требований пункта 16.38 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, пункта 4.12 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на железных дорогах, утвержденных МПС России 28 августа 2001 г. N ЦЭ-852, и технологии производства работ "в окно", отсутствие контроля при приведении крановой установки автомотрисы в транспортное положение.
В нарушение требований пункта 16 Положения об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620, руководство Октябрьской железной дороги вновь скрыло данный случай и не обеспечило передачу информации в установленном порядке в ОАО "РЖД".
На Санкт-Петербургском отделении Октябрьской железной дороги отсутствует контроль за наличием и организацией работы специального самоходного подвижного состава и обслуживающих бригад сторонних организаций, привлеченных для выполнения договорных работ.
21 августа 2008 г. на 3542 км пикет 9 перегона Тайга - Яшкино Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги при следовании грузового поезда N 2507 под управлением локомотивной бригады депо Тайга в составе машиниста электровоза Осинцева В.А. и помощника машиниста Голубева Е.А. при скорости 70 км/час допущен сход с рельсов первой по ходу движения тележки 48-го с головы состава вагона N 57055428 (порожняя цистерна). В сошедшем состоянии вагон проследовал 1500 метров, поезд остановлен по срабатыванию УКСПС.
Руководство Западно-Сибирской железной дороги в нарушение требований Положения об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620 (далее - Положение), скрыло данный случай и не обеспечило передачу информации в установленном порядке в ОАО "РЖД".
Расследованием установлено, что 22 августа 2008 г. заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Кармышев Н.И. и первый заместитель главного ревизора Западно-Сибирской железной дороги по безопасности движения по Кузбасскому отделению Рулев Д.Л. после прибытия на место схода подвижного состава в нарушение п.п. 8 и 16 Положения не обеспечили передачу информации в Департамент безопасности движения о случае схода вагона в поезде N 2507 на перегоне Тайга - Яшкино.
Первый заместитель начальника Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги Николаенко О.Г., исполнявший обязанности начальника отделения железной дороги, служебное расследование провел некачественно, что способствовало факту сокрытия данного случая.
Были представлены данные проведенной контрольной перевески вагона о том, что вес цистерны N 57055428, имеющей массу тары 24410 кг, согласно акта взвешивания N 481 составил 27100 кг. При этом, грузоотправители ОАО "Хабаровский НПЗ" не были уведомлены Руководством Западно-Сибирской железной дороги о нарушении требований п. 5.5.1.2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 25, в части неочистки цистерны от остатков груза и ее последующей промывки, о чем свидетельствует транспортная железнодорожная накладная N ЭТ 380084.
В ходе разбора в ОАО "РЖД" установлено, что случай схода вагона руководителями Кузбасского отделения и Западно-Сибирской железной дороги рассмотрен некачественно, организационно-технические мероприятия не составлялись, причина схода вагона N 57055428 при движении в кривой на спуске согласно технического заключения установлена неправильно, так как наличие остатка груза с учетом его плотности (0,9868 т/м) составило всего 4% от вместимости котла, что не могло создать гидроудар, способный вызвать образование продольных и поперечных колебаний, приведших с перекатыванию колеса вагона через головку рельса.
Руководство ОАО "РЖД" предупреждало о привлечении к персональной ответственности лиц за скрытие от учета грубых нарушений безопасности движения. Учитывая недопустимость повторения в дальнейшей работе подобных случаев:
1. За невыполнение требований Положения об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620, в части передачи информации о случаях соударений специального самоходного подвижного состава, допущенных 30 июня 2008 г. на станции Торбино с грузовым поездом N 3009 с последующим сходом ССПС и 12 сентября 2008 г. с пригородным электропоездов N 7117 на перегоне Колпино - Саблино Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, и низкое качество расследования данных случаев заместителю начальника Октябрьской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Толмачеву В.Н. объявить выговор и предупредить, что при повторении подобных нарушений будет рассмотрен вопрос о его соответствии занимаемой должности.
2. За непринятие должных мер к обеспечению безопасности движения при организации, подготовке и проведении работ на объектах ремонта и реконструкции инфраструктуры, ослабление контроля за организацией работы подрядных организаций главному инженеру Октябрьской железной дороги Зиннеру В.И. объявить выговор.
3. За ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по организации работ по обеспечению безопасности движения поездов, ослабление требовательности и спроса к руководителям служб, отделений железной дороги, работникам ревизорского аппарата, невыполнение требований Положения об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620, в части передачи информации о сходе вагона в поезде N 2507, допущенном 21 августа 2008 г. на перегоне Тайга - Яшкино Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Кармышев Н.И. заслуживает освобождения от занимаемой должности, но, учитывая, что приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги от 13 октября 2008 г. N РБ-10/314 ему объявлен выговор и его личные заверения в том, что подобное не повторится в дальнейшей работе, ограничиться разбором.
4. Начальнику Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В., учитывая неоднократные указания ОАО "РЖД" о недопустимости скрытия браков и невыполнения требований нормативных документов, в срок до 10 декабря 2008 г. провести специальный разбор и дать принципиальную оценку факту умышленной непередачи информации с определением степени вины и меры ответственности причастных руководителей.
5. Начальникам железных дорог:
5.1. С обстоятельствами и причинами данных случаев ознакомить всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись.
5.2. Организовать контроль:
- за наличием и организацией работы специального самоходного подвижного состава и обслуживающих бригад сторонних организаций, привлеченных для выполнения договорных работ;
- изучением ТРА станций обслуживаемых участков, профиля пути, расположением постоянных сигналов, сигнальных знаков и указателей;
- обкаткой и дачей заключений с записью в формуляры на право работы на участках обслуживания, периодичностью и проведением контрольно-инструкторских поездок машинистами-инструкторами структурных подразделений ОАО "РЖД".
5.3. В декадный срок силами командно-ревизорского состава железных дорог и отделений железных дорог организовать и провести проверки организации строительно-монтажных работ, выполнения требований нормативных актов МПС России, нормативных документов ОАО "РЖД" в части обеспечения безопасности движения при работе специального самоходного подвижного состава (далее - ССПС).
Обеспечить прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра машинистов (водителей) и помощников машинистов (водителей) ССПС, работающих на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", независимо от их принадлежности к сторонним организациям.
5.4. Обеспечить силами эксплуатационного персонала структурных подразделений железных дорог выполнение в полном объеме требований распоряжения ОАО "РЖД" от 4 апреля 2008 г. N 690р в части постоянного контроля за обеспечением безопасности движения при работе подрядных организаций.
5.5. Повторно проработать руководящий состав и ревизорский аппарат железных дорог и отделений железных дорог с Положением об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденного ОАО "РЖД" 7 июля 2005 г. N 620, и обеспечить неукоснительное соблюдение требований данного распоряжения в части своевременной передачи достоверной информации о случаях нарушений безопасности движения.
6. Начальникам Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П., Департамента вагонного хозяйства Бочкареву Н.А., Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальнику Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В. организовать и провести дополнительное расследование причин и обстоятельств случая схода вагона в грузовом поезде N 2507, допущенного 21 августа 2008 г. на перегоне Тайга - Яшкино Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
7. Материалы дополнительного расследования представить в Департамент безопасности движения для направления в ОАО "ВНИИЖТ" с целью проведения исследований и подготовки технического заключения об истинной причине схода вагона в грузовом поезде.
8. Начальнику Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П. направить грузополучателям наливных грузов разъяснение по выполнению Правил перевозок грузов, в части полноты слива и удаления остатков ранее перевозимого в цистернах груза.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагаю на вице-президента Тишанина А.Г.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов