ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. N 2441р

О СЛУЧАЕ ИЗЛОМА РЕЛЬСА НА ПЕРЕГОНЕ КОНОКОВО-ОВЕЧКА АРМАВИРСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ КРАСНОДАРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

16 октября 2009 г. на 1687 км пикете 5 второго главного пути перегона Коноково - Овечка Армавирской дистанции пути допущен поперечный излом рельса с выколом части головки рельса под поездом N 50 сообщением Санкт-Петербург-Кисловодск, следовавшим со скоростью 91 км/час.
Служебным расследованием установлено, что причиной излома рельса стал пропуск остродефектного рельса по коду 21.2 (поперечная трещина в головке рельса) оператором дефектоскопной тележки Армавирской дистанции пути Загуменным В.В. Развитие трещины произошло под поверхностным расслоением металла головки рельса с глубины 6 мм от поверхности катания, что привело к выколу головки рельса общей протяженностью 195 см.
Данный участок пути проверялся съемными дефектоскопами 3 раза в месяц в соответствии с утвержденным графиком контроля рельсов. На дефектограммах проверок, проведенных 18 и 29 сентября 2009 г. съемными дефектоскопами РДМ-2 N 545 с регистратором РСД-Т N 331 и АДС-02 N 060905, имеются сигналы, характерные для поверхностного расслоения металла на головке рельса (код 10.2), сигналы от поперечной трещины отсутствовали. На дефектограммах проверок этого участка пути мобильными средствами дефектоскопии, проведенными вагонами-дефектоскопами (3 сентября 2009 г. - СВД N 488 и 27 сентября 2009 г. - МВД N 412) изображены сигналы только от поверхностного расслоения металла на головке рельса, выявленные магнитным методом.
Последняя проверка участка второго главного пути с 1688 км пикета 5 по 1681 км пикет 1 проводилась 9 октября 2009 г. съемным дефектоскопом РДМ-2 N 1768 с регистратором УР-ЗР N 1032 оператором 6 разряда Армавирской дистанции пути Загуменным В.В. С учетом наличия на данном участке пути с 1688 км пикета 5 по 1681 км пикет 1 19 контроленепригодных рельсов, время контроля рельсов данного участка составило 3 часа. Ручной контроль контроленепригодных рельсов, в том числе изломавшегося рельса, не проводился. При этом на момент контроля поперечная трещина в головке рельса по коду 21.2, вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла, имелась. На дефектограмме имеется четкая запись сигнала от дефекта каналами 55 и 70 градусов. Однако, оператор дефектоскопной тележки Загуменный В.В. дефект в рельсе не выявил.
Расшифровка дефектограммы последнего прохода дефектоскопа РДМ-2 N 1768 с регистратором УР-ЗР N 1032 проводилась 9 октября 2009 г. (в день прохода) исполняющим обязанности оператора-дефектоскопной тележки с правом расшифровки дефектограмм съемных средств контроля рельсов Армавирской дистанции пути Стасенко С.А., который при наличии на дефектограмме сигналов от дефекта кода 21.2, отображенных каналами преобразователей 55 и 70 градусов, указанный дефект не выявил и не внес замечания по качеству проверки данного участка пути в журнал расшифровки.
Сопровождение дефектоскопной тележки РДМ-2 N 1768 с регистратором УР-ЗР N 1032 осуществлялось бригадиром пути Армавирской дистанции пути Коломийцевым С.Н., который не уделил должного внимания качеству контроля пути оператором дефектоскопной тележки. Зная о том, что на участке имеется много контроленепригодных рельсов, он не потребовал от оператора дефектоскопной тележки провести проверку локальных мест с дефектами на поверхности катания головки рельсов ручными преобразователями.
Мастером участка дефектоскопии Армавирской дистанции пути Пилипчуком А.В. некачественно осуществлялось планирование работы дефектоскопных бригад с учетом состояния рельсового хозяйства, что привело к уменьшению суточных норм контроля на участках, где уложены рельсы с поверхностными повреждениями. Пилипчук А.В. не осуществлял должный контроль за качеством работы, соблюдением технологии контроля операторами дефектоскопных тележек на линии и расшифровкой дефектограмм.
Исполняющий обязанности заместителя начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги по инфраструктуре Лукьяненков Д.В. ослабил требовательность к руководителям дистанций пути по качественному проведению осеннего осмотра пути и сооружений на отделении железной дороги. Не обеспечил контроль за организацией системы неразрушающего контроля рельсов средствами дефектоскопии в дистанциях пути.
В нарушение требований должностной инструкции от 5 сентября 2009 г., заместитель главного ревизора по безопасности движения Северо-Кавказской дороги по Краснодарскому отделению Шатилин С.П. не обеспечил должный контроль за работой средств рельсовой дефектоскопии, проявлял недостаточную требовательность к руководителям отделения и дистанций пути по устранению выявляемых недостатков в организации работы участков дефектоскопии.
В нарушение требований приказа начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги от 12 марта 2009 г. N 107/ОК "О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника отделения дороги", первый заместитель начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги Колобов О.И. ослабил требовательность к руководителям дистанций пути, контроль за организацией работы подразделений неразрушающего контроля рельсов, не проводил анализ выхода рельсов по дефектности и наличию контроленепригодных рельсов, не выявил проблемные участки пути, требующие дополнительной проверки средствами дефектоскопии.
Начальник службы пути Северо-Кавказской дороги Баданин А.Д. не принял своевременных мер по изъятию из пути контроленепригодных рельсов или их шлифовке рельсошлифовальным поездом, ослабил требовательность к своим заместителям и руководителям дистанций пути по обеспечению качественного контроля состояния рельсового хозяйства средствами дефектоскопии, допустил системные недоработки по проведению факторного анализа организации работы съемных средств контроля рельсов для выявления первопричин и формированию корректирующих мероприятий на основе статистических методов системы менеджмента безопасности движения.
Путевое хозяйство Северо-Кавказской железной дороги до настоящего времени не обеспечено в полном объеме программно-аппаратным комплексом неразрушающего контроля (далее - ПАК НК). Отсутствует контроль со стороны службы пути за внедрением ПАК НК, предназначенного для проведения мониторинга состояния рельсов в едином формате отображения информации программ регистрации применяемых средств контроля и обеспечивающего выявление сигналов от дефектов на ранней стадии развития.
Руководителями путевого хозяйства дороги несвоевременно проводится факторный анализ и рейтинг подразделений с количественной оценкой причин, влияющих на возникновение нарушения безопасности движения с использованием статистических методов системы менеджмента безопасности движения поездов, что не обеспечило предотвращение события и принятие корректирующих мероприятий в организации неразрушающего контроля рельсов.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что приказом начальника Северо-Кавказской железной дороги от 26 октября 2009 г. N 235/Н ряд руководителей службы пути, Краснодарского отделения железной дороги и Армавирской дистанции пути привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Северо-Кавказской железной дороги Голоскоковым В.Н. в отношении причастных должностных лиц.
На основании разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 27 октября 2009 г., и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 допущенный 16 октября 2009 г. случай излома рельса на 1687 км П-го главного пути перегона Коноково - Овечка Армавирской дистанции пути Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги, классифицировать как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта, и отнести к учету по ответственности за Армавирской дистанцией пути Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги.
На основании изложенного и в целях повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Всем начальникам железных дорог:
а) в трехдневный срок ознакомить с обстоятельствами и причинами допущенного излома рельса на 1687 км П-го главного пути перегона Коноково-Овечка Армавирской дистанции пути Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) организовать внеочередную проверку уровня знаний по дефектоскопии рельсов всех начальников дистанций пути, заместителей начальников дистанций пути по текущему содержанию, главных инженеров дистанций пути, мастеров участков дефектоскопии, операторов и расшифровщиков дефектоскопов в комиссиях Дорожных центров диагностики пути;
в) установить порядок, при котором контроленепригодные для дефектоскопирования рельсы ежеквартально должны осматриваться комиссией во главе с одним из руководителей дистанции пути с последующим изъятием из пути в течение не более 5 дней;
г) при обнаружении по результатам расшифровки отсутствия работы оператором ручными искателями считать рельсы не проверенными, организовать перепроверку из числа опытных операторов в течение суток;
д) провести внеочередную инвентаризацию контроленепригодных рельсов в дистанциях пути с предоставлением данных в Дорожный центр диагностики пути о наличии участков с контроленепригодными, шумящими рельсами;
е) участки пути, с пропущенным тоннажом выше нормативного, большим количеством дефектов 1-ой группы, в обязательном порядке перешифровывать в Дорожном центре диагностики;
ж) при отсутствии записи на регистраторе участка пути организовать в суточный срок повторную проверку данного участка дефектоскопной тележкой с обязательной записью результатов контроля на регистратор. Обеспечить все дистанции пути плакатами технологии работы съемных средств диагностики и правилам расшифровки;
з) разработать для операторов дефектоскопных тележек технологический регламент по локальному контролю отдельных сечений рельса с записью на регистратор;
и) обеспечить оснащение и применение в дистанциях пути программно-аппаратного комплекса неразрушающего контроля, для проведения мониторинга состояния рельсов по данным регистраторов применяемых микропроцессорных средств контроля.
2. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. установить контроль за организацией работы по неразрушающему контролю рельсов, уложенных в путь, на основе статистических методов системы менеджмента безопасности с целью выявления потенциальных подразделений путевого хозяйства, находящихся в зоне повышенного риска по основным показателям.
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., исполняющему обязанности генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Шенфельду К.П. (по согласованию):
а) обеспечить проведение экспертных работ по установлению причин разрушения рельса на Северо-Кавказской железной дороге и рассмотреть вопрос о разработке рекомендаций и технологии локального контроля для выявления дефектов по всему поперечному сечению контроленепригодных с поверхности катания рельсов;
б) проанализировать записи регистраторов съемных и мобильных средств дефектоскопии на предмет выявления сигналов от дефектов в рельсах, расположенных под поверхностным расслоением, и дать предложения по внесению дополнений в инструкцию по расшифровке дефектограмм с такими дефектами и обучению специалистов методам их контроля.
4. Обратить внимание заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги по путевому хозяйству Барсегова Э.Б. на отсутствие должной требовательности к руководителям дистанций пути по качественному проведению осеннего осмотра пути и сооружений, не обеспечение контроля за работой средств рельсовой дефектоскопии, прежде всего, со стороны исполняющего обязанности заместителя начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги по инфраструктуре Лукьяненкова Д.В.
5. Отметить серьезные упущения, допущенные начальником службы пути Северо-Кавказской железной дороги Баданиным А.Д., в организации обеспечения безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, отсутствие необходимого контроля за работой центра диагностики, низкого уровня проведения профилактической работы по предупреждению аварийности, не выполнение своевременных мероприятий по изъятию из пути контроленепригодных рельсов, ослабление требовательности к своим заместителям и руководителям дистанций пути по обеспечению качественного контроля состояния рельсового хозяйства и соблюдению технологии контроля, неиспользование в дистанциях пути ПАК НК и неприменение факторного анализа и рейтинговой системы оценки ситуации по неразрушающему контролю.
6. За не обеспечение необходимого уровня работы по безопасности движения на отделении дороги, снижение требовательности к начальникам отделов и ревизорскому аппарату по выполнению ими приказа "О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте", утвержденного МПС России 8 января 1994 г. N 1 Ц, бесконтрольность за организацией работы дефектоскопных средств, заместителю главного ревизора по безопасности движения поездов Северо-Кавказской железной дороги по Краснодарскому отделению Шаталину С.П. объявить выговор.
7. За ослабление требовательности к руководителям дистанций пути, отсутствие системы контроля за организацией работы подразделений неразрушающего контроля рельсов, недостаточное внимание к анализу выхода рельсов по дефектности и наличия контроленепригодных рельсов, не выявление проблемных участков пути, требующих дополнительной их проверки средствами дефектоскопии, первому заместителю начальника Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги Колобову О.И. объявить выговор.
8. Указать начальнику Северо-Кавказской железной дороги Голоскокову В.Н. на необходимость укрепления технологической дисциплины по обеспечению безопасности движения на Северо-Кавказской железной дороге.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов