ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14.12.2009 г. N 2545р

 

СТО РЖД 1.02.013-2009

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Общие положения

Дата введения 01.01.2010

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.12.2009 г. N 2545р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные подсистемы, цели, задачи и принципы системы обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта (ВСЖТ) ОАО "РЖД".
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 52551-2006 Системы охраны и безопасности. Термины и определения.
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) по соответствующему указателю стандартов (классификаторов), составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51241, ГОСТ Р 52551 и СТО РЖД 1.02.014.
3.2 В настоящем документе применены следующие сокращения:
ВСЖТ - высокоскоростной железнодорожный транспорт;
ИСО - инженерные средства охраны;
ИТСО - инженерно-технические средства охраны;
ТСО - технические средства охраны;
СОБ - система обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта.

4 Объекты защиты высокоскоростного железнодорожного транспорта

Комплекс СТО РЖД "Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта" применяется к следующим объектам ВСЖТ:
- терминалы ВСЖТ и пассажирские платформы;
- верхнее строение пути;
- высокоскоростной подвижной состав;
- пункты отстоя и технического обслуживания высокоскоростного подвижного состава;
- пересечения и примыкания железнодорожных путей;
- тяговые подстанции;
- искусственные сооружения,
а также к субъектам - пассажирам и поездным бригадам, обеспечивающим перевозки и обслуживание пассажиров.

5 Угрозы безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта

5.1 Виды угроз безопасности:
- террористические акты;
- хищения материальных ценностей и денежных средств;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества;
- противоправные действия по отношению к пассажирам и персоналу;
- несанкционированный доступ к информационным и телекоммуникационным системам и их ресурсам;
- нарушение технологической дисциплины;
- ошибки персонала.
5.2 Оценку вероятности реализации какой-либо угрозы следует проводить на основе анализа информации по каждому виду угроз, выявления уязвимых мест на объекте ВСЖТ, определения вероятных исполнителей угроз (составление модели потенциального нарушителя) и возможных способов их осуществления.
Примечание - Исполнителями угроз могут быть отдельные лица и группы лиц, как не относящиеся к обслуживающему персоналу и не имеющие доступ на объект ВСЖТ, так и работники объектов ВСЖТ.
5.3 Оценку вероятности реализации угроз следует проводить систематически с учетом изменения криминогенной и иной обстановки на объектах ВСЖТ, но не реже, чем один раз в год. По результатам оценки вносят соответствующие коррективы в систему охраны объектов ВСЖТ.

6 Основные цели, задачи и принципы системы обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта

6.1 Основной целью системы обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов ВСЖТ (СОБ) является создание условий, исключающих акты незаконного вмешательства в деятельность объектов ВСЖТ.
6.2 Основными задачами СОБ являются:
- реализация единой политики ОАО "РЖД" в области обеспечения безопасности объектов ВСЖТ;
- обеспечение пропускного и внутриобъектового режима;
- оперативное реагирование на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в работе объектов ВСЖТ;
- постоянный мониторинг оперативной обстановки на объектах ВСЖТ;
- прогнозирование, своевременное обнаружение, предупреждение и устранение угроз безопасности объектам ВСЖТ;
- принятие обязательных мер по пресечению несанкционированного проникновения на объекты ВСЖТ;
- эффективное пресечение угроз безопасности объектам ВСЖТ, ликвидация последствий и минимизация ущерба от реализованных угроз;
- поддержание взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности ВСЖТ с органами МВД России, ФСБ России, МЧС России, органами государственной власти и местного самоуправления.
6.3 Основными принципами СОБ являются:
а) приоритет охраны жизни и здоровья людей;
б) приоритет упреждающего подхода к обеспечению безопасности;
в) адекватность мер защиты потенциальным угрозам;
г) приоритет применения ИТСО в обеспечении безопасности;
д) соблюдение законодательства Российской Федерации при предупреждении, обнаружении и пресечении правонарушений и актов незаконного вмешательства;
е) зональная (эшелонированная) защита объектов ВСЖТ, в том числе:
1) раннее обнаружение актов незаконного вмешательства;
2) распределение характеристик (вероятностей обнаружения нарушителей и прочностей ИСО) вдоль рубежа защиты;
3) правильное определение места расположения поста охраны;
ж) постоянство уровня эффективности во времени, надежность и самоконтроль эффективности ИТСО;
з) баланс обнаруживающих и блокирующих свойств ИТСО;
и) регистрация и накопление информации о событиях, связанных с защищаемым объектом ВСЖТ, для последующего анализа угроз безопасности, уязвимостей и достигнутого уровня защищенности объектов ВСЖТ.
к) совершенствование системы безопасности на основе отечественного и зарубежного опыта с учетом появления новых видов угроз безопасности ВСЖТ и разработки новых технических средств.

 

7 Структурные подсистемы системы обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта

Структурными подсистемами СОБ в соответствии с [1] являются:
- подсистема ситуационных центров ВСЖТ;
- подсистема охраны объектов ВСЖТ и мобильные группы реагирования;
- интегрированная подсистема обеспечения безопасности высокоскоростного подвижного состава;
- подсистема охраны терминалов ВСЖТ и пунктов посадки и высадки пассажиров.

8 Оснащение объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта инженерно-техническими средствами охраны

8.1 Номенклатура применяемых ТСО определена в "Перечне технических средств охранной безопасности, рекомендованных к применению на объектах железнодорожного транспорта" (далее - Перечень).
Перечень содержит сведения о технических средствах охраны, системах охранного телевидения, системах контроля и управления доступом, средствах защиты, средствах локализации взрывных устройств, рекомендованных к применению на объектах федерального железнодорожного транспорта.
Перечень содержит полный набор технических средств, которые могут обеспечить безопасность объектов железнодорожного транспорта, в том числе объектов ВСЖТ. Ввиду особенностей объектов ВСЖТ: (скорости свыше 200 км/час, высокой напряженности электромагнитных полей, повышенной вибрации, и др.) к ТСО предъявляют специфические требования.
Изделия ТСО, указанные в данном перечне, подбираются заказчиками индивидуально исходя из особенностей объектов ВСЖТ.
Перечень утверждает начальник Департамента безопасности ОАО "РЖД".
8.2 Перечень, носит рекомендательный характер в рамках, представленных в нем групп однородной продукции.
8.3 Технические средства, относящиеся к другим группам однородной продукции, не включенным в Перечень, выбирают по усмотрению собственником объектов ВСЖТ, исходя из сопоставления решаемых задач с тактико-техническими характеристиками и стоимостными показателями.
8.4 Технические задания и проектная документация на оборудование ИТСО подлежат согласованию с собственником объектов ВСЖТ.
8.5 Проекты на оборудование объектов ВСЖТ ИТСО выполняют в соответствии с разработанными типовыми проектами.
8.6 Выбор организаций (фирм) для проведения монтажа ТСО и пусконаладочных работ на объектах ВСЖТ проводят на конкурсной основе.
8.7 Эксплуатацию и техническое обслуживание ТСО осуществляет специализированная организация на договорной основе.

Библиография

[1] Документ ОАО "РЖД"        Концепция комплексного обеспечения
Утвержден Президентом         безопасности пассажиров, персонала
ОАО "РЖД" 22.01.08            и объектов пассажирского
железнодорожного комплекса ОАО "РЖД"