ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14.12.2009 г. N 2545р

 

СТО РЖД 1.02.014-2009

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Средства защиты объектов от актов
незаконного вмешательства.

Термины и определения

Дата введения 01.01.2010

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.12.2009 г. N 2545р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области охраны и обеспечения безопасности объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства, а также инженерно-технических средств охраны (ИТСО) по основным конструктивным и техническим признакам. Термины, установленные настоящим стандартом, должны использоваться при разработке Комплекса стандартов ОАО "РЖД" "Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта" и соответствующей технической документации.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) по соответствующему указателю стандартов (классификаторов), составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Безопасность объектов высокоскоростного
железнодорожного транспорта

3.1.1 акт незаконного вмешательства (ABB): Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
[Федеральный закон "О транспортной безопасности" N16-ФЗ статья 1]
3.1.2 безопасность высокоскоростного транспорта: Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.1.3 верхнее строение пути: Конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
3.1.4 высокоскоростной железнодорожный транспорт (ВСЖТ): Технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру и высокоскоростной подвижной состав, обеспечивающий перевозки со скоростями более 200 км/ч.
3.1.5 высокоскоростной подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной поезд, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты со скоростью более 200 км/ч.
3.1.6 искусственные сооружения: Инженерные конструкции, предназначенные для прохождения трассы в местах пересечения ее с водотоками, горными массивами, другими дорогами, а также для отвода воды и защиты пути от внешних воздействий.
3.1.7 линейные устройства тягового электроснабжения: Электротехнические устройства, расположенные на межподстанционных зонах (посты секционирования, пункты параллельного соединения), а также пункты электроснабжения пассажирских поездов в отстое.
3.1.8 нарушитель: Лицо, совершившее или пытающееся совершить противоправное деяние (несанкционированное действие), а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
3.1.9 модель нарушителя: Формализованное или неформализованное описание нарушителя, позволяющее оценить степень его способности и заинтересованности в преодолении системы мер обеспечения безопасности.
3.1.10 объекты защиты высокоскоростного железнодорожного транспорта (объекты ВСЖТ): Высокоскоростной подвижной состав и объекты инфраструктуры ВСЖТ (верхнее строение пути, терминалы ВСЖТ и пассажирские платформы, пункты отстоя и технического обслуживания высокоскоростного подвижного состава, пересечения и примыкания железнодорожных путей, тяговые подстанции, искусственные сооружения).
3.1.11 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: Определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
3.1.12 пересечения и примыкания железнодорожных путей: Несколько железнодорожных линий, работающих по единой технологии (во взаимодействии), а также прохождение железнодорожных путей в местах непосредственного расположения нефте-газопроводов и высоковольтных линий электропередач.
3.1.13 подсистема железнодорожного пути: Железнодорожный путь, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные, укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, искусственные сооружения, и связанные с обеспечением их функционирования технологические процессы.
3.1.14 подсистема железнодорожного электроснабжения: Технические средства и инженерные сооружения, обеспечивающие электроснабжение потребителей электроэнергии, входящих в состав подсистем железнодорожной линии, а также электроподвижного состава на электрифицированных линиях.
3.1.15 пункт отстоя: Место на железнодорожных путях в границах станции или в депо, где высокоскоростной подвижной состав находится в ожидании обслуживания или выхода в рейс.
3.1.16 пункт посадки и высадки пассажиров (пассажирская платформа): Специально благоустроенная, расположенная рядом и приподнятая по отношению к железнодорожным путям площадка на раздельных пунктах с путевым развитием и остановочных пунктах, предназначенная для кратковременного накопления пассажиров и их посадки и высадки.
3.1.17 пункты технического обслуживания: Специально выделенные места и сооружения, предназначенные для обеспечения и восстановления исправного и работоспособного состояния высокоскоростного подвижного состава.
3.1.18 система обеспечения безопасности пассажиров, поездных бригад и объектов ВСЖТ (СОБ): Составная часть единой системы безопасности ОАО "РЖД", совокупность правовых норм, организационных мер и технических решений, направленных на защиту пассажиров, персонала и объектов ВСЖТ.
3.1.19 ситуационный центр ВСЖТ: Комплекс автоматизированных систем, оборудованных рабочими местами для персональной и коллективной работы сотрудников, осуществляющих оценку текущей ситуации и выработку решений по вопросам обеспечения безопасности ВСЖТ.
3.1.20 терминал ВСЖТ: Отдельное здание, помещение вокзала с выделенной зоной регистрации и досмотра пассажиров и багажа.
3.1.21 тревога: Предупреждение о наличии опасности либо угрозы для жизни, имущества или окружающей среды.
3.1.22 тяговая подстанция: Территория и расположенные на ней здания и сооружения в которых размещаются электроустановки для преобразования электрической энергии и питания электроэнергией электроподвижного состава и других потребителей на железной дороге.
3.1.23 угроза: Действие (событие), которое потенциально может привести к понижению уровня безопасности объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта, нарушению устойчивости перевозок и обслуживания пассажиров, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущербу имуществу высокоскоростного железнодорожного транспорта.
3.1.24 уровень безопасности: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
3.1.25 уязвимость: Несоответствие мер защиты объекта прогнозируемым угрозам или заданным требованиям безопасности.

3.2 Инженерно-технические средства охраны

3.2.1 дорога охраны: Оборудованная полоса местности с твердым покрытием и шириной проезжей части 3,0 - 3,5 м, предназначенная для передвижения сил охраны (в том числе и на транспортных средствах).
3.2.2 зона обнаружения извещателя: Часть охраняемой зоны объекта, при перемещении в которой человека (объект обнаружения) или при воздействии на которую извещатель выдает извещение о проникновении (попытке проникновения).
3.2.3 зона охранного видеонаблюдения: Часть территории объекта, контролируемая системой охранного телевидения, изображение которой можно получить с помощью одной телекамеры.
3.2.4 извещатель (техническое средство обнаружения): Устройство для формирования сигнала "Тревога" при отклонении контролируемого параметра от допустимой нормы или для инициирования сигнала "Тревога" потребителем.
3.2.5 извещение о несанкционированном доступе: Извещение, формируемое при срабатывании устройства защиты от несанкционированного доступа.
3.2.6 инженерные средства охраны (ИСО): Защитные и преграждающие средства и конструкции, обеспечивающие задержку или блокирование несанкционированных действий или проникновения на охраняемый объект или в зону. Цель применения ИСО - остановка или максимальная задержка продвижения нарушителя к своей цели.
3.2.7 инженерно-технические средства охраны (ИТСО): Инженерные сооружения и конструкции, а также технические средства, применяемые в системах охраны объектов с целью обеспечения необходимых условий силам охраны (безопасности) для выполнения задач по недопущению актов незаконного вмешательства.

Примечание - Функционально ИТСО можно разделить на инженерные средства охраны (ИСО), технические средства охраны (ТСО) и средства защиты (СЗ).

3.2.8 контрольно-пропускной пункт (КПП): Сооружение (строение) с размещенными в нем конструкциями и устройствами, используемыми для обеспечения проверки и пропуска людей и транспорта
3.2.9 контроль и управление доступом (КУД): Комплекс мероприятий, направленных на ограничение и санкционирование доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, зоны и территории.
[ГОСТ Р 51241-2008 п.3]
3.2.10 обнаружение нарушителя: Своевременное и достоверное установление факта несанкционированного проникновения (попытки проникновения) или пребывания человека (людей) на охраняемый объект (охраняемом объекте).
3.2.11 ограждения: Инженерные сооружения, предназначенные для обозначения линии границ охраны объекта, КПП, а также воспрепятствования проходу лиц и проезду транспорта на объект (с объекта) помимо КПП.
3.2.12 охраняемая зона: Часть охраняемого объекта, контролируемая одним шлейфом охранной сигнализации (для комплексов охранной сигнализации), одним шлейфом пожарной сигнализации (для установок пожарной сигнализации), одним шлейфом охранно-пожарной сигнализации или совокупностью шлейфов охранной и пожарной сигнализации (для комплексов охранно-пожарной сигнализации).
3.2.13 охранная сигнализация: Набор аппаратно-программных средств, позволяющих осуществлять получение, обработку, передачу и представление в заданном виде потребителям информации о проникновении на охраняемые объекты.
3.2.14 периметр: Граница охраняемого объекта, оборудованная физическими барьерами и пунктами пропуска персонала и транспорта.
3.2.15 предупредительные знаки: Обозначения границ охраняемой зоны и предупреждения о запрещении прохода в ее пределы.
3.2.16 разграничительные знаки: Обозначения границ между постами, караулами и участками средств охранной сигнализации.
3.2.17 сигнал "Тревога" (извещение о тревоге): Сигнал, формируемый техническим средством охраны при вторжении объекта обнаружения в зону обнаружения (контроля) и при других несанкционированных действиях, а также при нарушениях штатной работы технического средства охраны.
3.2.18 система контроля и управления доступом (СКУД): Совокупность средств контроля и управления, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью.
[ГОСТ Р 51241-2008 п.3]
3.2.19 система охранного телевидения (СОТ): Телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений (со звуковым сопровождением или без него), служебной информации и извещений о тревоге с охраняемого объекта.
3.2.20 средства контроля и управления доступом (средства КУД): Механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.
[ГОСТ Р 51241-2008 п.3]
3.2.21 технические средства охраны (ТСО): Конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной, тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.
3.2.22 физический барьер: Физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемую зону, обеспечивающее защиту персонала охраняемого объекта от угроз нарушителя.
3.2.23 шлейф сигнализации: Электрическая цепь, предназначенная для передачи на приемно-контрольный прибор тревожных (проникновение, нападение, пожар) и служебных (неисправность) извещений.

3.3 Ремонт и эксплуатация ИТСО

3.3.1 ввод в эксплуатацию: Событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.
3.3.2 вид ремонта: Ремонт, выделяемый по одному из следующих признаков: периодичности, объему работ, месту проведения и т.п.
3.3.3 восстановительный ремонт: Неплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности или ресурса изделия, при котором заменяются, восстанавливаются или доукомплектовываются любые его части, включая базовые.
3.3.4 гарантийные обязательства: Обязательства поставщика (подрядчика) перед заказчиком (потребителем) гарантировать в течение гарантийного срока и наработки соответствию качества поставляемой продукции (проведенных работ) установленным требованиям. В течение гарантийного срока поставщик (подрядчик) обязан безвозмездно и в установленные сроки устранять выявленные дефекты или заменять дефектную продукцию, а также возмещать убытки. Гарантийные обязательства действуют при соблюдении заказчиком (потребителем) установленных требований к эксплуатации.
3.3.5 изделие: Единица промышленной продукции (элемент, устройство, подсистема, функциональная единица или система), количество которой может исчисляться в штуках (экземплярах) и которую можно рассматривать в отдельности.
3.3.6 исправное состояние (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.3.7 ложное срабатывание ТСО: Сформированное техническими средствами охраны тревожное извещение, вызванное сбоями (отказами) аппаратуры или другими событиями, не связанными с попытками проникновения на охраняемый объект.
3.3.8 неисправное состояние (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.3.9 неработоспособное состояние (неработоспособность): Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.3.10 обменный фонд: Совокупность изделий ТСО, не установленных непосредственно на объектах охраны и предназначенных для оперативного восстановления работоспособности системы охраны путем замены отказавших изделий ТСО на исправные из состава обменного фонда.
3.3.11 периодичность ремонта: Интервал времени или наработка между данным видом ремонта и последующим таким же видом или другим большей сложности.
3.3.12 предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
3.3.13 работоспособное состояние (работоспособность): Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.3.14 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
3.3.15 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.