ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. N 1727р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРМОЗА СТОЯНОЧНОГО N 382 - 2014 ПКБ ЦВ

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2014 г. прилагаемое Руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 - 2014 ПКБ ЦВ.
2. Директору Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства Иванову А.О. обеспечить хранение подлинника, тиражирование и рассылку Руководства по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 - 2014 ПКБ ЦВ по заявкам Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
3. Начальникам региональных дирекций инфраструктуры обеспечить изучение Руководства но техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 - 2014 ПКБ ЦВ и соблюдение его требований в подведомственных структурных подразделениях.
4. С введением в действие Руководства по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 - 2014 ПКБ ЦВ считать недействующей в ОАО "РЖД" Инструкцию по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 ПКБ ЦВ, утвержденную МПС СССР 16 августа 1982 г.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

 

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 июля 2014 г. N 1727р

РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ

N 382-2014 ПКБ ЦВ

Настоящее руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382-2014 ПКБ ЦВ устанавливает порядок и правила испытаний стояночного тормоза, при проведении технического обслуживания.
Техническое обслуживание стояночного тормоза производится при подготовке вагонов к перевозкам в пунктах подготовки вагонов, на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками крутизной 0,018 и более в соответствии с п. 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации приложение N 5.
Настоящее руководство по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 - 2014 ПКБ ЦВ вводится взамен инструкции по техническому обслуживанию тормоза стояночного N 382 ПКБ ЦВ (1982 г.)

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Составные части стояночного тормоза
- привод стояночного тормоза, отвечающий требованиям ОСТ 24.290.01 на кронштейне;
- кронштейн с механизмом фиксации вала привода в рабочем и отпускном положении;
- штурвал диаметром 440мм;
- одна тяга, или две тяги и промежуточный рычаг (одно или двухуровневый) с кронштейном;
- валики, шайбы, шплинты.
1.2 Стояночные тормоза бывают различной модификации. В зависимости от типа вагонов, конструктивных особенностей и количества тормозных цилиндров выбираются: положение привода, размеры плеч горизонтальных, вспомогательных рычагов и расположение отверстия для тяги стояночного тормоза относительно штока тормозного цилиндра.
На рисунках 1, 2, 3 приведены схемы тормоза стояночного.

См. Рисунок 1 - Схема тормоза стояночного тип I с одним тормозным цилиндром без усиливающего рычага
См. Рисунок 2 - Схема тормоза стояночного тип II с одним тормозным цилиндром и усиливающим рычагом
См. Рисунок 3 - Схема стояночного тормоза тип III с двумя тормозными цилиндрами и усиливающим рычагом

 

Технические характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1 Основные технические характеристики тормоза стояночного

  Тип основного (автоматического  
тормоза)             

  Фрикционный, колодочный, одностороннего  
действия с пневматическим приводом    

С одним тормозным цилиндром

    С двумя   
тормозными  
цилиндрами- 
раздельно на 
каждую тележку

Условный тип стояночного тормоза  

      I     

      II     

      III     

Тип тормозных колодок             

               Композиционные              

Размеры     плеч     горизонтальных
рычагов,  ведущее/ведомое/для  тяги
тормоза, мм                       
Расположение  отверстия  для   тяги
стояночного  тормоза   относительно
штока                              

 145/355/90 
внешние  

  195/465/90 
внешнее   

  300/360/100 
внутреннее  

Передаточное     число     рычажной
передачи     (при     использовании
композиционных колодок)           

    5,713   

    5,810    

     5,833    

Число   тормозных    колодок,    на
которые   воздействует   стояночный
тормоз                            

      8     

      8      

       4      

Усиливающий рычаг Плечи рычага мм 

     Нет    

Одноуровневый
230/75   

 Двухуровневый
120/180   

Тип привода                       

  Ручной с устройством быстрого отпуска и  
силовой червячной парой          

Передаточное число привода        

                     72                    

КПД привода, расчетный            

                    0,2                    

2 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА

2.1 Привод 5 стояночного тормоза закреплен тремя осями, (в соответствии с рисунками 1 - 3) прорезными гайками и шплинтами на кронштейне, приваренном к раме вагона на концевой или хребтовой балке. Привод изготовлен в соответствии с требованиями ОСТ 24.290.01 и включает в себя червяк с валом, оканчивающийся с одной стороны червяком, а с другой, - посадочным местом под штурвал 1. Червяк с валом 4 установлен в цапфе, обеспечивающей его вращение при рабочем положении стояночного тормоза и поворот в горизонтальной плоскости для приведения стояночного тормоза в нерабочее положение. Червяк взаимодействует с червячным сектором, установленным на оси для возможности поворота.
Червячный сектор посредством оси 6 соединен:
а) с тягой 8, которая вторым концом шарнирно соединена с одноуровневым усиливающим рычагом 9, как показано на рисунке 2 (или двухуровневым рычагом 10), приведенном на рисунке 3, который в свою очередь посредством оси соединен с тягой 14. Тяга 14 вторым концом соединена с горизонтальным рычагом посредством оси 13
или
б) с тягой 7, которая вторым концом шарнирно соединена с горизонтальным рычагом посредством оси 13, показанной на рисунке 1.
Червяк с валом проходит через паз фиксатора 3, установленного на кронштейне 2 или 6, приваренного к раме вагона.
Стопор, закрепленный на кронштейне 2 состоит из рукоятки 11 с упором, фиксируют червяк с валом в двух положениях: рабочее - когда червяк с валом входит в зацепление с червячным сектором; отпускное - когда червяк не находится в зацепление с червячным сектором. На конце вала закреплен штурвал 1.
2.2 Для приведения в действие стояночного тормоза перемещением штурвала 1 влево до упора червяк с валом вводят в зацепление с червячным сектором и фиксируют его в этом положении поворотом рукоятки 11 вниз - рабочее положение. Штурвал 1 вращают по часовой стрелке, при этом червячный сектор поворачивается по кругу оси и:
а) перемещают влево тягу 8, затем посредством одноуровневого (или двухуровневого рычага, 10 в соответствии с рисунком 3) рычага 9, тяги 14 и горизонтального рычага шток тормозного цилиндра;
б) перемещает влево тягу 7 и посредством горизонтального рычага шток тормозного цилиндра.
Шток тормозного цилиндра перемещает соответственно горизонтальные рычаги и тяги автоматического тормоза, приходит в действие тормозная рычажная передача тележек, тормозные колодки прижимаются к поверхностям катания колес - происходит торможение.
Кинематика перемещения тормозной рычажной передачи и прижатие тормозных колодок к колесам происходит также, как и при работе автоматического тормоза.

3 ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

3.1 Осмотреть и проверить наличие деталей стояночного тормоза (в соответствии с рисунками 1-3): Штурвала 1; рукоятки 11; фиксатора 3; кронштейна фиксатора 2; червяка с валом 4; привода 5; тяги 7(8,14); промежуточных рычагов 9,10, также кронштейнов промежуточных рычагов 12; осей 6,13,15.
3.2 Отсутствие какой-либо детали тормоза, а также изгиб, излом, трещины в деталях не допускаются.
3.3 Запрещается ставить в состав поезда вагоны, у которых неисправен стояночный тормоз.
3.4 Все шарнирные соединения и узлы трения должны быть смазаны при плановых видах ремонта. Рекомендуемые для применения масла и смазки указаны в таблицах 2,3 Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов N 732-ЦВ-ЦЛ (Извещение 32 ЦВ 5 - 2013 об изменении 732-ЦВ-ЦЛ).
3.5 Для проверки работы стояночного тормоза на торможение необходимо в соответствии с рисунками 1-3:
- повернуть вверх на себя рукоятку 11;
- ввести червяк с валом 4 в зацепление с червячным сектором отведя вал влево до упора;
- зафиксировать червяк с валом 4 в зацеплении с червячным сектором поворотом рукоятки 11 вниз;
- штурвал 1 вращать по часовой стрелке, при этом выход штока тормозного цилиндра должен быть в пределах от 25 до 70 мм. У вагонов с одним тормозным цилиндром все тормозные колодки должны плотно прижаться к колесам, у вагонов с двумя тормозными цилиндрами контролируется прижатие всех тормозных колодок на тележке, соединенной со стояночным тормозом.
3.6 Для проверки работы стояночного тормоза на отпуск необходимо:
- повернуть рукоятку 11 на себя и вверх;
- вывести червяк с валом из зацепления с червячным сектором, отведя вал вправо до упора, при этом - происходит отпуск тормоза; под действием отпускной пружины тормозного цилиндра рычажная передача возвращается в отпускное положение, тормозные колодки при этом должны отойти от колес. Перемещение вала со штурвалом стояночного тормоза должно быть плавным, без заеданий. После возвращения тормоза в отпускное положение, остаточный выход штока не допускается.

4 УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Требования безопасности должны соответствовать требованиям:
ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012 г. N 57р.
ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013 г. N 4р.
При производстве технического обслуживания вагоны, находящиеся на станционных путях, должны быть ограждены в соответствии с требованиями:
1) Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. N 162
2) Правил технической эксплуатации железных дорогах Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286.;
Местного технологического процесса работы пунктов технического обслуживания и пунктов подготовки вагонов.

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ 9650-80 Оси. Технические условия
ОСТ 24.290.01 Привод стояночного тормоза грузовых вагонов магистральных Железных дорог. Основные размеры и технические требования
ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012г. N 57р Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 17.01.2013 г;
ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013 г N 4р Инструкция по охране труда осмотрщика вагонов, осмотрщика - ремонтника и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД" от 09.01.2014г.
N 732-ЦВ-ЦЛ Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов (Извещение 32 ЦВ 5 - 2013 об изменении 732-ЦВ-ЦЛ).