ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

19 июня 2009 г. N 1278р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О случае столкновения маневрового состава с грузовым поездом
N 1701 на станции Барабинск Новосибирского отделения
Западно-Сибирской железной дороги

4 марта 2009 г. в 22 час. 45 мин. на станции Барабинск Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги при производстве маневровой работы тепловозом ЧМЭЗ N 6293, приписки локомотивного депо Новосибирск, под управлением локомотивной бригады локомотивного депо Барабинск в составе машиниста Безделева С.А., помощника машиниста Сахарова А.Л. на стрелочном переводе N 171 допущено столкновение при скорости 10 км/ч с отправляющимся с 3-го пути Восточного парка грузовым поездом N 1701 (вес 5953 тонны, 70 вагонов, электровоз ВЛ10 N 1723) под управлением локомотивной бригады локомотивного депо Омск в составе: машиниста Рыбалко В.В., помощника машиниста Козырева Д.С.
В результате столкновения допущен сход с рельсов локомотивов ЧМЭЗ N 6293 и ВЛ10К N 1687, повреждены вагоны N 51217305 и N 51270189 в объеме текущего ремонта, вагон N 51955847 в объеме деповского ремонта, тепловоз ЧМЭЗ N 6293 в объеме текущего ремонта ТР-2, электровоз ВЛ10К N 1687 в объеме текущего ремонта ТР-1.
Расследованием установлено, что в 22 час. 26 мин. на 7 пути Восточного парка станции Барабинск производилась маневровая работа по отцепке технически неисправного вагона в поезде N 2165. В 22 час. 38 мин. после заезда тепловоза ЧМЭЗ N 6293 на 7 путь и объединения с группой из 7 вагонов, по команде составителя поездов Клятченко О.П. маневровый состав по разрешающему показанию светофора НМ7В выехал за маневровый светофор М73. В 22 час. 40 мин. после получения команды от составителя поездов Клятченко О.П. по разрешающему показанию маневрового светофора М73 маневровый состав был осажен на свободный участок 9 пути Восточного парка, при этом локомотив ЧМЭЗ N 6293 остался за светофором НМ9В.
После освобождения маневровым составом секции 165/171 дежурный по станции Потапов А.В. объявил по парковой связи об отправлении с 3-го пути Восточного парка поезда N 1701, при этом, в нарушение требований пункта 9.1 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее - ИДП) и пункта 2.3 ТРА станции Барабинск, команду на прекращение маневровой работы составителю поездов Клятченко О.П. и машинисту Безделеву С.А. не передал.
В 22 час. 44 мин. составитель поездов Клятченко О.П. после отцепки вагона, в нарушение требований пункта 11.20 ИДП, пунктов 2.2 приложения N 8 "Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе" и 2.8 приложения N 10 "Регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава на путях станции" к ТРА станции Барабинск, без доклада о закреплении вагонов и получения разрешения дежурного по станции Потапова А.В. дал команду машинисту тепловоза Безделеву С.А. на выезд с 9-го пути Восточного парка с оставшейся группой из электровоза и 6 вагонов.
Локомотивная бригада, в нарушение требований пунктов 15.15, 15.24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), пункта 11.24 ИДП, пунктов 2.2 приложения N 8 "Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе" и 2.8 приложения N 10 "Регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава на путях станции" к ТРА станции Барабинск, привела маневровый состав в движение без убеждения в закреплении оставляемой группы вагонов, без получения сообщения дежурного по станции о готовности маршрута.
Следуя параллельно отправляющемуся с 3-го пути поезду N 1701, локомотивная бригада тепловоза ЧМЭЗ N 6293 увидела, что маршрут грузового поезда пересекает маршрут их следования, применила экстренное торможение, но из-за малого расстояния предотвратить столкновение не смогла.
Причиной столкновения маневрового состава с грузовым поездом N 1701 явилось нарушение требований:
пункта 9.1 ИДП, пункта 2.3 ТРА станции Барабинск - дежурным по станции Потаповым А.В.;
пунктов 15.23 ПТЭ, 2.2 приложения N8 "Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе", пункта 2.8 приложения N10 "Регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава на путях станции" ТРА станции Барабинск - составителем поездов Клятченко О.П.;
пунктов 15.15,  15.24 ПТЭ, пунктов 11.5, 11.24 ИДП, пункта 2.2 приложения N 8 "Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе" к ТРА станции Барабинск - локомотивной бригадой локомотивного депо Барабинск в составе машиниста Безделева С.А., помощника машиниста Сахарова А.Л.
При этом указанный случай нарушения безопасности движения был скрыт от руководства ОАО "РЖД".
На Новосибирском отделении железной дороги ослаблена система контроля за технологией производства маневровой работы на станциях и качеством составления станционной технической документации. ТРА станции Барабинск не соответствует требованиям ПТЭ,  ИДП в части разграничения обязанностей по руководству маневровой работой между дежурным по станции и маневровым диспетчером.
Заместитель начальника Новосибирского отделения дороги - начальник отдела перевозок Первухин Г.В. при проведении выверки ТРА не выявил несоответствие техническо-распорядительного акта станции Барабинск требованиям ИДП в части распределения обязанностей между дежурным по станции и маневровым диспетчером при производстве маневровой работы.
Начальник Новосибирского отделения железной дороги Лемихов С.В., заместитель главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов по Новосибирскому отделению Киденко С.В. не осуществляли должного контроля за обеспечением безопасности движения поездов на отделении, за работой руководителей структурных подразделений в части проведения профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов.
Начальники служб перевозок Чуб А.П., локомотивного хозяйства Сафронюк Б.К. ослабили контроль и спрос с причастных работников за соблюдение регламента переговоров, выполнение требований нормативных документов.
На ряде железных дорог ОАО "РЖД", в том числе на Западно-Сибирской дороге, сложилась практика, когда на станциях, оборудованных устройствами электрической централизации стрелок и светофоров с маршрутизацией маневровых передвижений при исправно действующих устройствах СЦБ маневровые полурейсы осуществляются без полного использования маневровых маршрутов, и, как следствие, без открытия на разрешающее показание маневровых светофоров. В этих условиях оказываются невостребованными имеющиеся технические средства, обеспечивающие безопасность движения за счет контроля правильности приготовления маневрового маршрута, замыкания входящих в маршрут стрелок и проверки других зависимостей. По указанной причине допускаются случаи взреза стрелок, схода подвижного состава на устройствах для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов (сбрасывающих стрелках, остряках, колесосбрасывающих башмаках), имеющих автоматический возврат в охранное положение. При этом руководители не обеспечивают необходимый контроль за соблюдением работниками станций требований нормативных документов.
Неудовлетворительными темпами осуществляется внедрение маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) на станциях с интенсивной маневровой работой.
Нерационально используется инженерно-технический состав. Так, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в структурных подразделениях Новосибирского отделения: 39 инженерных должностей являются вакантными, 77 инженеров находятся на технических должностях, 244 инженера - на рабочих должностях. 14 инженерных должностей замещают практики и 174 должности - техники.
За допущенное столкновение приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В. от 17 марта 2009 г. N 65-Н привлечены к дисциплинарной ответственности: начальники служб перевозок Чуб А.П. и локомотивного хозяйства Сафронюк Б.К., ревизор по безопасности движения поездов по Новосибирскому отделению железной дороги аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Ракитин С.В., начальник станции Барабинск Стецов О.А.
Приказом начальника Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги Лемихова С.В. от 12 марта 2009 г. N 17-НОДКд также привлечены к дисциплинарной ответственности ряд руководителей.
В соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 163 данный случай классифицирован как столкновение подвижного состава с грузовым поездом и отнесен по ответственности за хозяйством перевозок.
В целях обеспечения безопасности движения, соблюдения требований нормативных документов работниками, связанных с организацией движения поездов:
1. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
1.1. Ознакомить с обстоятельствами случая столкновения маневрового состава с грузовым поездом N 1701 на ст. Барабинск Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги 4 марта 2009 г. всех работников, связанных с движением поездов, под роспись, а дежурных по станции и локомотивные бригады - с записью в формуляр.
1.2. Категорически запретить при производстве маневровой работы движение маневрового состава (локомотива) в обратном направлении "по неиспользованному маршруту". В случае необходимости, маневровые передвижения производить порядком, установленным для производства маневровой работы при запрещающих показаниях сигналов светофоров.
1.3. В месячный срок со всеми работниками хозяйства перевозок, на которых возложены обязанности руководителя маневров (составители поездов, главные кондуктора и др.), провести индивидуальные беседы с разъяснением роли и обязанностей руководителя маневров. Уделить особое внимание порядку взаимодействия руководителя маневров со всеми участниками маневровой работы.
1.4. Провести целевые проверки выполнения составителями поездов, дежурными по станциям, локомотивными бригадами своих должностных обязанностей, обратив особое внимание на порядок прекращения маневровой работы с выходом на маршруты приема и отправления поездов.
1.5. Разработать до 30 июня 2009 г. организационные и технические мероприятия (укладка сбрасывающих стрелок, оборудование имеющихся стрелок автовозвратом, установка стрелок в охранное положение) для изоляции маршрутов проведения маневровой работы от маршрутов приема-отправления поездов на станциях.
1.6. Принять меры для ввода в эксплуатацию имеющихся, но неиспользуемых технических средств - сбрасывающих башмаков, сбрасывающих стрелок, стационарных устройств, для закрепления подвижного состава.
2. Начальнику Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В. обеспечить безусловное выполнение функциональной Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД", прежде всего, по эффективному использованию специалистов с высшим профессиональным образованием.
3. Начальнику Департамента управления перевозками Миронову А.Ю.:
3.1. Организовать во II квартале 2009 г. внеочередную выверку техническо-распорядительных актов станций на соответствие требованиям нормативных документов в части руководства производством маневровой работы и соблюдения при этом принципов единоначалия.
3.2. Внести установленным порядком изменения в "Инструкцию по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций" от 15 марта 2005 г. N ХЗ-3801 в части обязательного согласования ТРА и изменений в ТРА станций начальниками региональных центров связи (РЦС).
4. Начальнику Департамента безопасности движения Волкову А.Н.:
4.1. При проведении на Западно-Сибирской железной дороге семинара-совещания с заместителями начальников отделений железных дорог - главными ревизорами по безопасности движения поездов проработать обстоятельства и причины случая столкновения маневрового состава с грузовым поездом на станции Барабинск;
4.2. Провести в III квартале 2009 г. проверку состояния безопасности движения поездов на Западно-Сибирской железной дороге, а также выполнения поручений пп. 1.1. - 1.5. настоящего протокола.
5. Старшему вице-президенту Гапановичу В.А., вице-президенту Воротилкину А.В.. начальникам департаментов Машталеру Ю.А., Назарову А.С., Миронову А.Ю., Кайнову В.М., генеральным директорам ЦСС Маневичу П.Ю. и ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию) рассмотреть до 30 июня 2009 г. результаты проведенных испытаний системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) и внести согласованные предложения по вариантам и объемам ее внедрения на 2009 - 2015 годы.
Предусматривать при модернизации устройств железнодорожной автоматики, новом строительстве электрической централизации станций с постоянной маневровой работой включение системы МАЛС в состав проектов.
6. Начальнику Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В., начальнику Департамента управления персоналом Васиной Л.И. рассмотреть целесообразность дальнейшего использования начальника Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги Лемихова С.В. в занимаемой должности.
7. За низкий уровень безопасности движения поездов на Западно-Сибирской железной дороге, ослабление контроля за работой руководителей структурных подразделений в части проведения профилактической работы по предупреждению аварийности, а также за попытку сокрытия данного случая столкновения, заместителю начальника Западно-Сибирской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Кармышеву Н.И. объявить выговор.
8. За ослабление контроля в вопросах обеспечения работниками хозяйства перевозок требований нормативных документов, а также в связи с данным случаем столкновения, заместителю начальника Западно-Сибирской железной дороги по перевозкам Серге С.М. объявить выговор.
8.1. Вице-президенту Лемешко В.Г. заслушать отчет заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги по перевозкам Серги С.М. по итогам работы за 9 месяцев 2009 г.
9. Начальнику Западно-Сибирской железной дороги Целько А.В. представить на имя президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина личное объяснение о причинах и обстоятельствах столкновения на станции Барабинск, попытке сокрытия данного случая нарушения безопасности движения.
10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Тишанина А.Г.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов