ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ОАО "РЖД")

16 сентября 2009 г. N 5

ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕТА
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

Председательствовал
президент ОАО "РЖД" В.И.Якунин

    Присутствовали:
члены Научно-технического   - Ададуров С.Е., Акулов М.П.,
совета ОАО "РЖД"              Белый О.В., Бочкарев Н.А.,
Волков А.Н., Воротилкин А.В.,
Гапанович В.А., Илларионов А.В.,
Кайнов В.М., Коломейский И.Б.,
Лапидус Б.М., Мачерет Д.А.,
Морозов В.Н., Назаров А.С,
Никифоров Б.Д., Решетников В.И.,
Тимофеев Р.Ю., Туманян Т.П.,
Федотов А.А.

список приглашенных (приложение N 1)

О новой системе управления вагонными парками разных собственников

(Миронов, Петренко, Кунаева, Веремеев, Бынков, Шатиров,
Евдокименко, Никитин, Никифоров, Белый, Ададуров, Саакян,
Мальцев, Бабаев, Якунин)

Успешная работа железнодорожного транспорта - важный фактор стабильной экономики, целостности и обороноспособности страны. Он связывает воедино практически все субъекты Российской Федерации, обеспечивая 40% пассажирских и 80 % грузовых перевозок в стране.
В результате реформирования железнодорожного транспорта создана новая структура парка грузовых вагонов российской принадлежности, в которой из более миллиона вагонов 64% составляют приватные и 36% - инвентарные вагоны. При этом количество операторов и собственников железнодорожного подвижного состава достигло 2300 компаний.
Дальнейшее развитие в ОАО "РЖД" получила операторская деятельность. Действуют дочерние общества ОАО "Рефсервис" и ОАО "Трансконтейнер" для обеспечения перевозок в рефрижераторном подвижном составе и контейнерах. Совместно с партнерами созданы ЗАО "Русская Тройка" и ОАО "РейлТрансАвто", осуществляющие интермодальные контейнерные и автомобильные перевозки. В целях развития конкуренции на рынке операторских услуг и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов создано и работает ОАО "Первая грузовая компания", ведется разработка бизнес-плана на создание ОАО "Вторая грузовая компания".
Активная реализация структурной реформы на железнодорожном транспорте, появление многочисленных субъектов рынка, стремительное развитие принципиально новых механизмов взаимоотношений привело к тому, что традиционные, устоявшиеся схемы работы уже не отвечают изменившимся условиям.
Каждый собственник вагонов оптимизирует решение только своих локальных задач, не учитывая технические и технологические возможности инфраструктуры ОАО "РЖД" общего пользования. Это приводит к значительному росту порожнего пробега, большому количеству встречных перевозок, занятости путей приватными порожними вагонами в ожидании высокодоходных перевозок и тем самым - к снижению пропускной и провозной способности линий.
В результате у публичного перевозчика при тех же мощностях значительно снижаются возможности освоения объемов перевозок народнохозяйственных грузов. При этом формирование нормативно-правовых рычагов влияния на технологическую деятельность собственников подвижного состава отстает от структурных преобразований в отрасли.
Необходимо уже сегодня выработать и реализовать нормативно-правовые механизмы сотрудничества грузовладельцев, собственников (владельцев) подвижного состава и перевозчика по обеспечению вывоза предъявляемых грузов.
Правительством Российской Федерации было принято постановление от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", которое направлено на дальнейшее развитие и совершенствование государственной регуляторной системы в естественно-монопольной сфере деятельности на железнодорожном транспорте в соответствии с требованиями структурной реформы железнодорожного транспорта.
Однако принятый нормативный правовой акт сможет действовать в полной мере только после создания механизмов реализации отдельных положений, в том числе по вопросам:
учета нормы прибыли (рентабельности) на капитал;
расчета размера экономически обоснованных затрат;
стимулирования экономии эксплуатационных расходов;
установления предельных уровней тарифов в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов;
правил установления исключительных тарифов, а также тарифов, действующих в границах отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг.
В этих целях ОАО "РЖД" готово активизировать научную деятельность, направленную на разработку более эффективных правовых решений и методов консолидированного управления тяговыми и погрузочными ресурсами в интересах и масштабах Российской Федерации в целом.
Решение проблем, связанных с управлением приватными парками грузовых вагонов, позволит привести качественные и количественные характеристики работы ОАО "РЖД" в соответствие с требованиями экономики страны, сделать характеристики модернизированным, инновационным, гибко реагирующим на спрос организмом.

Научно-технический совет ОАО "РЖД" постановляет:

1. Принять за основу рассмотренные базовые принципы системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов и считать необходимым их последовательную реализацию в нормативно-правовых документах, регулирующих работу железнодорожного транспорта Российской Федерации (приложение N 2).
2. Признать приоритетными инновационными задачами на 2010 год в области обеспечения эффективного использования погрузочных ресурсов и инфраструктуры общего пользования:
разработку ресурсной модели инфраструктуры для целей планирования, нормирования и мониторинга состояния и загрузки ее элементов на основе пропускных способностей участков, полезной вместимости путей и реальной перерабатывающей способности станций, учитывающей показатели влияния роста парка грузовых вагонов и изменения его структуры по видам собственности, а также конструктивные особенности вагонов;
разработку автоматизированной системы согласования заявок на перевозку грузов и перемещение порожних вагонов с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры и конструкции вагонов;
разработку технологии взаимодействия ОАО "РЖД" с ОАО "Вторая грузовая компания" как оператором подвижного состава по обеспечению грузоотправителей погрузочными ресурсами.
3. Старшему вице-президенту Гапановичу В.А., начальникам Департамента технической политики Назарову А.С., Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю. и генеральному директору Центра транспортного фирменного обслуживания Кунаевой Е.А., предусмотреть в плане научно-технических работ ОАО "РЖД" на 2010 год финансирование работ по реализации приоритетных задач в области обеспечения эффективного использования погрузочных ресурсов и инфраструктуры общего пользования.
4. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В. предусмотреть в Программе информатизации на 2010-2011 годы работы по автоматизации инновационных задач, разработанных в соответствии с базовыми принципами системы управления парками грузовых вагонов разных собственников.
5. Вице-президенту Епифанцеву С.Н., начальникам Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Ребцу В.И. и Правового департамента Бынкову В.И. совместно с причастными обеспечить учет интересов ОАО "РЖД" при подготовке:
изменений в Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком";
проекта Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов.
С целью обеспечения правовых норм предусмотреть в указанных проектах документов:
обязательность договора между оператором подвижного состава и перевозчиком, обеспечивающего участие приватного подвижного состава в перевозочном процессе;
право отказа перевозчика в перевозке порожнего подвижного состава в случае отсутствия обоснованных возможностей ее осуществления, в том числе технических и технологических;
право перевозчика в случае простоя порожних приватных вагонов более определенного договором времени производить освобождение
станционных путей перемещением вагонов на предусмотренную договором станцию отстоя (приписки).
6. Старшему вице-президенту Михайлову В.В., начальнику Департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике Петренко В.А. совместно с причастными обеспечить в 2009-2010 годах проведение мероприятий по оптимизации тарифной политики при подготовке и принятии ФСТ России и другими федеральными органами изменений в Прейскурант N 10-01 по установлению унифицированного тарифа на перемещение порожних вагонов независимо от класса перевозимого груза, необходимого для дальнейшего развития рынка и создания равных условий для всех операторов.
7. Начальнику Департамента корпоративного строительства и реформирования Веремееву В.А. совместно с причастными обеспечить разработку бизнес-плана ОАО "Вторая грузовая компания" в сроки, предусмотренные календарным планом выполнения работы, с учетом базовых принципов системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов.
8. Старшему вице-президенту Лапидусу Б.М., вице-президенту Епифанцеву С.Н., начальнику Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Ребцу В.И. обеспечить в IV квартале 2009 г. участие представителей ОАО "РЖД" в работе советов, конференций и комиссий, проводимых федеральными органами власти и заинтересованными организациями, по рассмотрению вопросов повышения эффективности управления вагонными парками, использующими инфраструктуру ОАО "РЖД".

 

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

 

 

Приложение N 1
к протоколу
от 16.09.2009 г. N 5

СПИСОК
приглашенных на заседание Научно-технического совета ОАО "РЖД"

от ОАО "РЖД"

    старший вице-президент         - Михайлов В.В.

    вице-президент                 - Тишанин А.Г.

    главный бухгалтер              - Крафт Г.В.

    руководители департаментов,    - Аветикян М.А., Акафьева Н.О.,
управлений, филиалов и           Акулов А.П., Бушуев В.В.,
структурных подразделений        Бынков В.И., Веремеев В.А.,
Гнедкова О.Э., Ефремов С.В.,
Ивашкин А.Г., Казанцев А.П.,
Кунаева Е.А., Лосев Д.Н.,
Миронов А.Ю., Пачосик И.А.,
Петренко В.А., Рящин И.П.,
Федулов Г.М., Филиппов А.Г.,
Чевардин А.Б., Чепуркин Ю.В.

    помощники президента           - Иванкин П.А., Фролов В.В.

    начальники железных дорог      - Старостенко В.И., Степов В.В.

 

    от Минтранса России

    директор Департамента          - Дружинин А.А.
правового обеспечения и
законопроектной деятельности

    заместитель директора          - Тугаринов С.Л.
Департамента государственной
политики в области
железнодорожного транспорта

 

    от ФАС России

    начальник отдела               - Голополосов Д.В.
железнодорожного транспорта
Управления контроля
транспорта и связи

 

    от ФСТ России

    заместитель руководителя       - Евдокименко В.М.

    заместитель начальника         - Синев А.Н.
Управления регулирования
транспорта

 

    от Росжелдора

    начальник отдела перевозок     - Алексеев О.В.
Управления инфраструктуры и
перевозок

    заместитель руководителя       - Лушников А.В.

    начальник отдела перевозок     - Мокиевская Е.В.
Управления учебных заведений
и правового обеспечения

    руководитель                   - Петраков Г.П.

    и.о. начальника Управления     - Семиглазов О.А.
информатизации и перевозок

 

    от Государственной Думы

    заместитель Председателя       - Гридин В.Г.
Комитета Государственной Думы
по транспорту

 

    от Совета Федерации

    первый заместитель             - Шатиров С.В.
Председателя Комитета Совета
Федерации по промышленной
политике

 

    от Роспрофжела

    председатель                   - Никифоров Н.А.

 

    от ОАО "Страховое общество ЖАСО"

    заместитель генерального       - Гнилорыбов Д.Е.
директора

 

    от ЦСЖТ

    заместитель председателя       - Гапаненок В.И.
дирекции

    руководитель Департамента      - Чернюгов А.Д.
координации эксплуатационной
работы и использования
подвижного состава ЦСЖТ

 

от Некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава"

    член президиума ОАО "Новая     - Брокар С.Н.
перевозочная компания"

    исполнительный директор        - Королев Д.О.

    председатель президиума        - Мальцев С.В.

    генеральный директор           - Сапронов А.А.
ООО "Независимая
транспортная компания"

 

    от ОАО "Новая перевозочная компания"

    советник генерального          - Еремеев Д.О.
директора

 

    от ОАО "Дальневосточная транспортная группа"

    технический директор           - Чиганашкина И.В.

 

    от ЗАО "Евросиб"

    операционный директор          - Иванов М.Ю.

    генеральный директор           - Никитин Д.Н.

 

    директор Департамента          - Ставцев С.Н.
корпоративных коммуникаций

 

    от ООО "Фирма "Трансгарант"

    управляющий директор           - Гром А.Н.

 

    руководители дочерних          - Бабаев СМ., Баскаков П.В.,
зависимых обществ                Косарев А.Б., Чиснаков В.В.,
ОАО "РЖД"                        Шаров В.А.

    руководители и специалисты     - Барков Е.Ю., Бубнова Г.В.,
научно-исследовательских и       Вакуленко С.П.,
учебных институтов               Занковский С.С, Мамаев Э.А.,
Саакян Ю.З., Савчук В.Б.,
Осьминин А.Т.,
Терещенко И.В., Цыганов В.В.

    от средств массовой            - Гоголев А.В., Дмитриева И.В.,
информации                       Ицкович Б.С, Колупаев В.В.,
Панченко А.А., Садыков Р.С,
Серебряный И.М.

 

 

Приложение N 2
к протоколу
от 16.10.2009 г. N 5

Базовые принципы
системы управления перевозками в условиях полностью
приватных парков грузовых вагонов

1. Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного состава и их взаимодействия с перевозчиками, устанавливающего обязательность договора между оператором и перевозчиком в качестве основания для осуществления перевозок в приватном парке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействие с перевозчиком определяются Правительством Российской Федерации.
В данном документе необходимо установить существенные условия договора оператора с перевозчиком, а обязательность этого договора, иные общие принципы его деятельности должны быть урегулированы на уровне закона.
Договор с перевозчиком должен определять технологию взаимодействия с каждым конкретным оператором и устанавливать:
полигоны курсирования и станции приписки вагонов;
порядок расчетов за занятие инфраструктуры приватными вагонами, включая применение прогрессивной шкалы платы за простой собственных вагонов на местах общего пользования;
технологию перемещения порожнего вагонопотока с использованием опорных станций накопления или станций распыления по жестким маршрутам курсирования;
место оплаты порожнего пробега - на станции отправления или на станции назначения;
право перевозчика в случае простоя порожних приватных вагонов более определенного договором времени производить освобождение станционных путей перемещением вагонов на предусмотренную договором станцию отстоя или станцию приписки.
Указанные элементы взаимодействия должны стать неотъемлемой частью (приложением) к заключаемому сторонами договору и носить недискриминационный характер для всех участников. При этом регламентация данных условий в постановлении Правительства Российской Федерации может потребовать пересмотра отдельных положений Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

2. Унификация тарифа на перемещение порожних вагонов независимо от класса ранее перевозимого груза.
Унификация порожнего пробега является одной из наиболее актуальных задач для дальнейшего развития рынка и создания равных условий для всех операторов. При этом уровень тарифов на перевозку груза на своих осях должен быть экономически-оправданным и создающим достаточные стимулы для оптимизации порожнего пробега вагонов всех форм собственности и расширение возможностей их использования для попутной перевозки грузов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 перевозка порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов вошла в перечень услуг, тарифы, сборы, и плата в отношении которых регулируются государством.
Для реализации принятого нормативно-правового акта необходимо создание механизмов реализации отдельных положений, в том числе по вопросам: учета нормы прибыли (рентабельности) на капитал; расчета размера экономически обоснованных затрат; стимулирования экономии эксплуатационных расходов; установления предельных уровней тарифов в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов; определения правил установления исключительных тарифов, а также тарифов, действующих в границах отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг.

3. Утверждение Минтрансом России Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов.
Статья 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" допускает отказ перевозчика в согласовании заявки на перевозку в ряде случаев, в частности по причине "обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки". При этом перечень их критериев утверждается Минтрансом России.
3.1. Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки позволит перевозчику регулировать доступ вагонов операторов к инфраструктуре общего пользования в процессе:
согласования заявок грузоотправителей на погрузку в приватном подвижном составе;
согласования маршрутов порожних рейсов вагонов (согласования перевозки порожних вагонов частного парка).
В связи с тем, что Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" распространяется на согласование заявок на перевозки грузов, его применение к согласованию перевозок порожнего железнодорожного подвижного состава должно быть закреплено в нормативном документе Минтранса России.
3.2. Перечень критериев может быть применен в следующих случаях:
3.2.1. По условиям погрузки грузов и отправлению вагонов со станции:
общий объем груженых и порожних вагонов, подлежащих приему к перевозке станцией отправления в конкретные сутки, превышает возможности путевого развития этой станции, в том числе вследствие действия различных ограничений по приему вагонов;
общий объем вагонов и грузов по согласованным заявкам (в том числе по отдельным грузам или родам подвижного состава), подлежащих погрузке на определенных местах общего или необщего пользования станции отправления в конкретные сутки, превышает погрузочные возможности этих мест общего или необщего пользования, в том числе вследствие действия различных ограничений по погрузке вагонов.
3.2.2. По условиям продвижения вагонов по участкам сети железных дорог ОАО "РЖД":
общий объем груженых и порожних вагонов, подлежащих пропуску по определенному (согласно действующему плану формирования поездов) железнодорожному участку в конкретные сутки, превышает пропускную способность этого участка, установленную на основании действующего графика движения поездов, в том числе вследствие действия различных ограничений по пропуску вагонов (наличие "окон" для проведения ремонтных и строительных работ, действующих предупреждений, локомотивов и локомотивных бригад);
общий объем груженых и порожних вагонов, подлежащих пропуску по определенной (согласно действующему плану формирования поездов) станции с переработкой или без переработки в конкретные сутки, превышает суточную возможность станции по пропуску вагонопотоков с переработкой или без переработки, в том числе вследствие действия различных ограничений (наличие "окон" для проведения ремонтных и строительных работ, действующих предупреждений и т.д.).
3.2.3. По условиям приема вагонов и выгрузке грузов на станции назначения:
общий объем груженых и порожних вагонов, подлежащих приему станцией назначения в конкретные сутки, превышает возможности путевого развития этой станции, в том числе вследствие действия различных ограничений по приему вагонов;
общий объем вагонов и грузов по согласованным заявкам (в том числе по отдельным грузам или родам подвижного состава), подлежащих выгрузке на определенной станции назначения в конкретные сутки, превышает выгрузочные возможности этой станции, в том числе вследствие действия различных ограничений по выгрузке вагонов;
общий объем вагонов и грузов по согласованным заявкам (в том числе по отдельным грузам или родам подвижного состава), подлежащих выгрузке определенным грузополучателем в конкретные сутки, превышает выгрузочные возможности этого грузополучателя, в том числе вследствие действия различных ограничений по выгрузке вагонов.
3.2.4. По условиям размещения вагонных парков на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования:
общий объем порожних вагонов, подлежащих размещению на путях общего пользования с целью отстоя (приписки) превышает возможности путевого развития этой станции, выделенного для размещения вагонов, в том числе вследствие действия различных ограничений по приему и размещению вагонов.

4. Возможность предоставления ОАО "РЖД" права отклонения вагонопотоков с кратчайших маршрутов следования в случае отсутствия технических и технологических возможностей удовлетворения заявок операторов с оплатой провозных платежей по фактически пройденному расстоянию.
В настоящее время порядок взимания провозной платы за перевозки грузов регулируется статьей 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Предлагается внести дополнение в редакцию статьи 15 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусматривающую взимание провозной платы с учетом отклонения вагонопотока от кратчайшего маршрута следования, связанного с состоянием инфраструктуры, проведением работ по ее ремонту и реконструкции, а также отсутствием возможности удовлетворения заявок грузоотправителей в соответствии с очередностью их подачи.
Отклонение вагонопотоков по инициативе перевозчика, согласованной с грузоотправителем (оператором), позволит предотвратить длительные задержки поездов в пути следования, их скопления в железнодорожных узлах, сократить ожидание очереди на удовлетворение заявок грузоотправителей и запросов операторов на пропуск приватного подвижного состава в пункты погрузки.
Расчет тарифных расстояний с учетом "кружностей", связанных с состоянием инфраструктуры и проведением работ по ее ремонту и реконструкции может производиться в программном комплексе "ЭТРАН" на базе следующих технологических принципов.
1. В соответствии с планом проведения работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры на период, установленный для приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, определяются технически допустимые возможности пропуска вагонопотоков по железнодорожным участкам и техническим станциям с указанием:
количества груженых вагонов по направлениям следования; порожних вагонов в зависимости от количества груженых вагонов.
2. Корреспонденции вагонопотоков по заявкам, поданным грузоотправителями, прокладываются по сети ОАО "РЖД" от станций отправления до станций назначения согласно действующему плану формирования поездов и порядку направления вагонопотоков. При этом выявляются лимитирующие элементы инфраструктуры - станции и участки - относительно допустимых возможностей, установленных на первом этапе.
3. Между всеми железнодорожными станциями, открытыми для грузовых операций, производится построение маршрутов следования по установленным тарифным расстояниям. В случае прохождения этих маршрутов следования через лимитирующие элементы, установленные на втором этапе, соответствующие станции заносятся в список станций отправления и назначения, перевозка между которыми будет осуществляться с изменением тарифного расстояния.
4. Для установленных станций выполнения начальных и конечных операций, рассчитывается кратчайший маршрут следования по железнодорожной сети, из которой предварительно исключены лимитирующие элементы. Рассчитанные таким образом тарифные расстояния перевозчик предлагает для согласования грузоотправителю.