ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от "11" сентября 2009 г. N 1892р

 

СТК 1.06.002

СТАНДАРТ ПО КАЧЕСТВУ ОАО "РЖД"

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ИЗМЕНЕНИЙ ОАО "РЖД".
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КАСКАДНОГО УРОВНЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата введения - 01.09.2009

1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт по качеству устанавливает порядок организации и проведения каскадных уровней.
1.2 Настоящий стандарт по качеству распространяется на сотрудников Центра менеджмента изменений (ЦМИ) и представителей ЦМИ на местах и применяется при реализации каскадной схемы.

2. Цель организации каскадного уровня развертывания изменений
Целью организации каскадного уровня развертывания изменений является обеспечение единого порядка проведения каскада для развертывания изменений на одном уровне управления ОАО "РЖД"

3. Определение понятий
В настоящем стандарте по качеству применены следующие понятия c соответствующими определениями:
Административная система проведения изменений - система проведения изменений, использующая административные механизмы и инструменты.
Примечание - Традиционно включает такие механизмы и инструменты как приказы, распоряжения, программы мероприятий, совещания, бюджеты и т.п.
Вход процесса - материальный и (или) нематериальный объект, преобразуемый в ходе реализации процесса в выходы [1].
Выход процесса - материальный или нематериальный объект и (или) услуга, являющийся результатом реализации процесса) [1].
Жизненный цикл изменений - последовательность этапов проведения изменений от момента появления потребности в изменениях до их реализации.
Каскадная схема развертывания изменений (каскадная схема) - схема поэтапного планирования и реализации изменений от верхнего уровня управления ОАО "РЖД" к нижнему уровню на основе проектного подхода с постоянным увеличением количества вовлеченных сотрудников в процесс изменений.
Примечание - Каскадная схема основана на вовлечении сотрудников последующего уровня управления ОАО "РЖД" в развитие проектов изменений предыдущего уровня через выполнение собственных проектов изменений.
Каскадный уровень (каскад) - реализация каскадной схемы для одного уровня управления ОАО "РЖД" или его части.
Примечание - Примерами уровней управления ОАО "РЖД" являются: уровень вице-президентов, уровень руководителей филиалов, уровень руководителей департаментов, уровень руководителей отделений дорог и т.д.
Команда проекта - совокупность сотрудников, привлеченных к выполнению проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение [2].
Концепция изменений - основные направления планируемых изменений корпоративной системы менеджмента ОАО "РЖД".
Корпоративная система менеджмента (КСМ) - система менеджмента ОАО "РЖД", распространяющаяся на все элементы структуры компании, включая дочерние зависимые общества (ДЗО) и бизнес-единицы.
Примечание - Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды (ГОСТ Р ИСО 9000).
Менеджмент изменений - скоординированная деятельность, направленная на планирование, реализацию, мониторинг, улучшение в области изменений.
Поставщик процесса - внешняя организация или внутренние подразделения, ответственные за своевременное и качественное обеспечение входов процесса (СТО РЖД 1.05.509.1).
Потребитель процесса - внешняя организация или внутреннее подразделение, являющиеся пользователями выходов процесса (СТО РЖД 1.05.509.1).
Представитель ЦМИ на месте - сотрудник подразделения ОАО "РЖД", выполняющий функции сотрудника ЦМИ.
Примечание - Представителем ЦМИ на месте рекомендуется назначать сотрудника подразделения,ответственного за обучение персонала.
Проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам (ГОСТ Р ИСО 9000).
Проект изменений - проект, реализуемый в системе менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства, направленный на улучшение процессов, продукции, услуг на конкретном объекте (компании, дороге, отделении дороги, линейном предприятии, цехе, участке и т.п.).
Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (ГОСТ Р ИСО 9000).
Система менеджмента изменений ОАО "РЖД" на основе лидерства - часть системы менеджмента ОАО "РЖД", основанная на принципах лидерства, направленная на реализацию изменений с использованием каскадной схемы.
Сессия - элемент каскада, имеющий определенные цели, результаты и протяженность во времени. Сессия может быть очной и заочной.
Участник каскада - сотрудник ОАО "РЖД", филиала или ДЗО, руководящий проектом изменений.
Учитель - сотрудник ОАО "РЖД" или сторонней организации, прошедший специальную подготовку для проведения сессий каскада.
Целевая модель КСМ - совокупность целей изменений, которые необходимо достичь за один жизненный цикл изменений; основных направлений и параметров изменений, разрабатываемый на основе стратегических целей ОАО "РЖД", отраженных в соответствующих документах.
Центр менеджмента изменений (ЦМИ) - структурное подразделение, осуществляющее оперативное управление системой менеджмента изменений на основе лидерства при проведении жизненного цикла изменений.
Экспертный совет по системе менеджмента изменений в ОАО "РЖД" (Экспертный совет) - коллегиальный орган, осуществляющий принятие решений по определению соответствия целевой модели корпоративной системы менеджмента принятой стратегии, общего содержания изменений, проводимых в ОАО "РЖД", а также экспертизу промежуточных и конечных результатов проводимых изменений.

4. Общие положения
4.1 Деятельность по организации каскада осуществляется в соответствии с процессной моделью каскада (рисунок 1). Данная процессная модель является типовой при проведении любого каскада из каскадной схемы.
4.2 Процессная модель включает:
- основные процессы каскадного уровня;
- процессы управления;
- процессы обеспечения.
4.2.1 Основные процессы отражают типовую структуру каскада, процессы управления - деятельность по организации каскада, процессы обеспечения - деятельность по подготовке и предоставлению ресурсов, необходимых для проведения каскадного уровня.
Примечание - Обозначение процессов:
П - основные процессы;
У - процессы управления;
Р - процессы обеспечения.
4.3 Описание каждого процесса включает цель процесса, схему осуществления деятельности в процессе и описание организации процесса. На схеме описания процесса указаны основные входы, этапы и выходы процесса, поставщики и потребители процесса и ответственные за выполнение этапов процесса. Поставщики и потребители процессов указаны в скобках. Индексами обозначены соответствующие процессы процессной модели каскадного уровня.
4.4 В описании процессов указываются только основные выходы, которые необходимы для дальнейших процессов, поэтому отсутствие описанных выходов на каком-то из этапов процесса не означает, что эта деятельность не дает результатов.

5. Ответственность
5.1 Ответственными за организацию каскадного уровня развертывания изменений являются сотрудники ЦМИ и его представители на местах. Сотрудники ЦМИ могут самостоятельно выполнять все функции по организации каскада или передать часть функций своим представителям на местах.
5.2 Участники процессов
5.2.1 В процессах каскада кроме сотрудников ЦМИ и его представителей, являющихся организаторами, принимают участие сотрудники различных подразделений ОАО "РЖД" и сторонних организаций. Участники процессов в ходе каскада выступают в нескольких ролях. Роли участников процессов приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Роли участников процессов


Роли      

                         Должности                         

Сотрудник ОАО "РЖД"        

Сотрудник
ЦМИ   

Сотрудник
отдела 
обучения

Сотрудник 
сторонней 
организации

Участник  
каскада   

 

      +                    

 

  -     

 

 +      

 

   -      

Учитель   

      +                    
(руководитель более высокого
уровня управления ОАО "РЖД",
чем участники каскада;     
руководитель, участвовавший
на предыдущем уровне       
каскадной схемы)           

  +     

 +      

   +      

Член      
комиссии  

 

      +                    
(руководитель более высокого
уровня управления ОАО "РЖД",
чем участники каскада;     
руководитель, участвовавший
на предыдущем уровне       
каскадной схемы)           

 

  +     

 

 +      

 

   +      

Организатор

       -                   

  +     

 +      

   -      

6. Организация основных процессов каскада
6.1 Процесс П1 "Очная сессия"
6.1.1 Цели процесса:
- получение участниками каскада знаний и навыков, необходимых для выполнения проектов изменений;
- проектирование документов;
- экспертиза и одобрение документов;
- защита проектов изменений.
6.1.2 Содержание, формы работы (ДК 1.06.002) и продолжительность очной сессии зависят от целевой модели корпоративной системы менеджмента.
6.1.3 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 2.
6.1.4 Организация процесса
6.1.4.1 Информирование учителей и участников каскада об очной сессии.
6.1.4.1.1 Не позднее чем за 7 дней до начала очной сессии руководители на соответствующем уровне управления ОАО "РЖД" (в зависимости от каскада) выпускают распоряжение о начале очной сессии, содержащее: точные сроки, место проведения сессии, список участников каскада и учителей, цели и задачи данной сессии.
6.1.4.1.2 На основании данного распоряжения сотрудники ЦМИ или его представители информируют учителей и участников каскада о предстоящей сессии.
6.1.4.2 Организация заезда и выезда участников каскада и учителей
6.1.4.2.1 Сотрудники ЦМИ или его представители отвечают за организацию заезда, выезда, а также размещение участников и учителей.
Примечание - Заезд участников каскада и учителей рекомендуется организовать в день, предшествующий первому дню сессии. В этом случае сессию можно будет начать с утра следующего дня.
6.1.4.2.2 Перед началом сессии организаторам рекомендуется провести общее собрание с участниками каскада и учителями, на котором решить все организационные вопросы, связанные с проведением сессии, регистрацией, размещением, питанием и т.д.
6.1.4.3 Оснащение аудиторий техникой, методическими и вспомогательными материалами.
6.1.4.3.1 Перед началом сессии сотрудники ЦМИ или его представители контролируют работоспособность всей необходимой техники и наличие вспомогательных материалов.
Примечание - Рекомендуется проверить работу программного обеспечения, микрофонов, работу аудио, видео и другой необходимой аппаратуры.
6.1.4.3.2 Проверка аппаратуры проводится в присутствии учителей, для того, чтобы они могли дать рекомендации по размещению техники и вспомогательных материалов в аудитории.
6.1.4.3.3 Организаторы совместно с учителями принимают решение о необходимости присутствия на занятиях ассистента по работе с техникой.
6.1.4.3.4 При проведении сессии организаторы следят за условиями ее проведения и по возможности улучшают их.
6.1.4.3.5 Сотрудники ЦМИ или его представители обеспечивают участников каскада методическими материалами. Методические материалы выдаются участникам каскада при регистрации перед началом сессии. Рекомендуется в листах регистрации фиксировать получение участниками каскада методических материалов.
6.1.4.3.6 Необходимо предусмотреть регистрацию и выдачу методических материалов участникам каскада, по каким-либо причинам опоздавшим к началу сессии.
6.1.4.4 Контроль посещаемости
6.1.4.4.1 Кроме регистрации участников каскада, перед началом сессии организаторы периодические проводят проверки посещаемости в течение сессии. Контроль посещаемости может проводиться в начале, в конце каждого дня сессии, в перерывах между занятиями. Периодичность проверок согласовывается с учителем.
6.1.4.5 Сбор и обработка результатов работы участников каскада.
6.1.4.5.1 В конце сессии организаторы собирают результаты работы участников каскада для анализа и обработки.
6.1.4.5.2 Данные результаты могут использоваться для:
- улучшения методических материалов;
- передачи на следующую сессию данного каскада;
- передачи в Экспертный совет для экспертизы и утверждения;
- передачи участникам предыдущего каскада для утверждения;
- передачи участникам следующего каскада для ознакомления или разработки документов следующего уровня управления ОАО "РЖД".
6.1.4.6 При завершении сессии учителя объявляют участникам каскада о плане дальнейших работ по каскаду.
6.2 Процесс П2 "Заочная сессия"
6.2.1 Цель процесса - самостоятельная разработка участниками каскада проектов изменений.
6.2.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 3.
6.2.3 Организация процесса
6.2.3.1 Методическая поддержка.
6.2.3.1.1 Во время заочной сессии учителя обеспечивают методическую поддержку участников каскада при разработке участниками каскада проектов изменений. Методическая поддержка может проводиться в формате консультирования участников каскада и рецензирования проектов изменений. Организаторы обеспечивают учителей методическими материалами для оказания методической поддержки участников каскада. Список методических материалов и их краткое содержание приведены в приложении А.
6.2.3.1.2 Сотрудники ЦМИ или его представители должны проинформировать участников каскада и учителей о правилах доступа к базе проектов изменений, чтобы они могли ознакомиться с работами предыдущих каскадов.
6.2.3.2 Мониторинг процесса.
6.2.3.2.1 Организаторы проводят мониторинг процесса с целью оперативного решения проблем и поиска областей для улучшения процесса.
6.2.3.2.2 В случае отсутствия обращений участников каскада к учителям за методической поддержкой, учителя должны проинформировать сотрудников ЦМИ или его представителей о данном факте.
6.2.3.2.3 В случае не оказания учителями методической поддержки участникам каскада участники каскада должны проинформировать сотрудников ЦМИ или его представителей о данном факте.
6.2.3.2.4 Организаторы должны выяснить причины данных фактов и провести корректирующие действия для изменения организации методической поддержки.
6.2.3.3 Сбор отчетов учителей о проведенной заочной сессии.
6.2.3.3.1 Учителя предоставляют в ЦМИ отчет об оказании методической поддержки участникам каскада. Отчет должен содержать:
- список участников каскада, обращавшихся за методической поддержкой;
- объем работ, выполненный учителем (даты, количество часов консультирования, количество рецензий).

7. Организация процессов обеспечения
7.1 Процесс Р1 "Обеспечение методическими материалами"
7.1.1 Цель процесса - обеспечение участников каскада, учителей методическими материалами.
7.1.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 4.
7.1.2.1 В зависимости от формы работы на сессии участникам каскада и учителям предоставляются соответствующие методические материалы. Учителям также предоставляются все методические материалы для участников каскада. Перечень методических материалов и их краткое содержание приведены в приложении А.
7.1.3 Организация процесса
7.1.3.1 Разработка методических материалов
7.1.3.1.1 Результатом данного этапа появляются макеты методических материалов для тиражирования для участников каскада и учителей.
7.1.3.1.2 Информация, используемая для разработки методических материалов:
а) целевая модель КСМ;
б) функциональные стратегии ОАО "РЖД";
в) информация о каскадной схеме (цели, задачи, планируемое количество и состав участников каскада);
г) информация о предыдущих каскадах (цели, задачи и достигнутые результаты, фактическое количество и состав участников каскада);
д) информация о проектах предыдущих каскадов (на всех каскадах, кроме 1-го);
е) задания с предыдущего каскада (если имеются).
7.1.3.1.3 Методические материалы включают:
а) презентацию целевой модели КСМ;
б) информацию о целях и задачах, планируемом количестве и составе участников каскадной схемы и каждого каскада, об инструментах достижения поставленных целей;
в) рекомендации по разработке проектов изменений, требования к проектам изменений;
г) рекомендации по проведению очных сессий и оценке проектов;
д) основные положения функциональных стратегий;
е) информацию о предыдущих каскадах: (фактическое количество и состав участников каскада, цели, задачи и достигнутые результаты);
ж) информацию о проектах изменений предыдущих каскадов;
з) задания с предыдущего каскада (если имеются).
7.1.3.1.4 Разработка методических материалов может проводиться:
- сотрудниками ЦМИ;
- сотрудниками подразделений, отвечающих за обучение персонала ОАО "РЖД";
- сотрудниками институтов и университетов железнодорожной отрасли;
- сотрудниками консалтинговых и тренинговых компаний.
7.1.3.2 Тиражирование методических материалов.
7.1.3.2.1 Методические материалы предоставляются участникам каскада и учителям на бумажном и электронном носителях.
7.1.3.2.2 Методические материалы рекомендуется тиражировать на один каскад, так как на каждом следующем каскаде они должны быть доработаны.
7.1.3.3 Доработка методических материалов.
7.1.3.3.1 Методические материалы могут улучшаться в ходе проведения каскадов по результатам анализа проектов изменений и обратной связи от участников каскада и учителей.
7.1.3.3.2 На каждом следующем каскаде методические материалы дополняются информацией о предыдущих каскадах и о проектах изменений предыдущих каскадов.
7.2 Процесс Р2 "Техническое обеспечение"
7.2.1 Цель процесса - обеспечить технические возможности для проведения очных сессий.
7.2.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 5.
7.2.3 Организация процесса
7.2.3.1 Рекомендации по выбору аудиторий
7.2.3.1.1 При выборе аудиторий должны учитываться следующие факторы:
- количество участников каскада;
- наличие/отсутствие в программе сессии групповых работ;
- условия размещения необходимой техники и вспомогательных материалов.
7.2.3.1.2 Подробные рекомендации по выбору аудиторий приведены в приложении В.
7.2.3.2 Обеспечение техникой и вспомогательными материалами.
7.2.3.2.1 Ответственность за техническое обеспечение возлагается на сотрудников ЦМИ или его представителей.
7.2.3.2.2 Виды используемой техники:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- фотоаппарат;
- принтер;
- копировальный аппарат.
7.2.3.2.3 Виды вспомогательных материалов:
- доска;
- флип-чарт;
- бумага для флип-чарта;
- канцелярские принадлежности;
- бланки заданий для групповых или индивидуальных работ.
7.2.3.2.4 При определении видов и количества вспомогательных материалов должны учитываться следующие факторы:
- количество участников каскада;
- наличие/отсутствие в программе сессии групповых работ.
7.3 Процесс Р3 "Подготовка учителей"
7.3.1 Цель процесса - подготовка учителей к проведению каскада.
7.3.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 6.
7.3.3 Организация процесса
7.3.3.1 Ответственность на организацию подготовки учителей лежит на сотрудниках ЦМИ и его представителях.
7.3.3.2 Подготовка учителей включает:
- изучение методических материалов по проведению каскада;
- получение необходимых знаний по содержанию каскада.
7.3.3.3 Учителя проходят подготовку до начала каскада. Организация данного процесса аналогична организации очной сессии (п.6.1).

8. Организация процессов управления
8.1 Общие положения
8.1.1 Процесс "У2. Управление базой проектов изменений" описан в СТК РЖД 1.06.007.
8.2 Процесс У1 "Организация каскадного уровня"
8.2.1 Цель процесса - организация проведения каскадного уровня в соответствии с его целями.
8.2.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 7.
8.2.3 Организация процесса
8.2.3.1 Разработка и обновление плана каскада.
8.2.3.1.1 Не позднее чем за 14 дней до начала каждого каскада сотрудники ЦМИ или его представители формируют план каскада, в котором отражаются календарные сроки проведения сессий, место проведения, количество и состав учителей и участников каскада, цели и задачи каскада. Данный план согласовывается с руководителями соответствующего уровня управления ОАО "РЖД" и является основой для выпуска распоряжения о начале сессии.
8.2.3.1.2 При необходимости сотрудники ЦМИ или его представители вносят изменения в план каскада и информируют об этом учителей и участников каскада.
8.2.3.2 Определение состава участников каскада.
8.2.3.2.1 Должностной состав участников каскада определяется сотрудниками ЦМИ. Состав участников каскада формируется на основе списков, представленных руководителями следующего уровня управления ОАО "РЖД" и самостоятельных заявок сотрудников ОАО "РЖД". При анализе заявок от сотрудников ОАО "РЖД", сотрудники ЦМИ принимают решение о включении или не включении их в состав участников каскада. Для этого сотрудники ЦМИ получают дополнительные комментарии как от самого сотрудника (его мотивы участвовать в каскаде), так и его непосредственного руководителя (причины не включения в список участников каскада).
8.2.3.3 Определение состава учителей каскада.
8.2.3.3.1 Учителями для участников каскада могут являться:
- руководители более высокого уровня управления ОАО "РЖД", чем участники каскада (например, начальник дороги для начальников отделений дороги);
- сотрудники подразделений, отвечающих за обучение персонала ОАО "РЖД";
- сотрудники институтов и университетов железнодорожной отрасли;
- участники предыдущих каскадов;
- специально подготовленные сотрудники ОАО "РЖД" (подготовка по отдельной программе);
- сотрудники консалтинговых и тренинговых компаний;
- сотрудники ЦМИ.
8.2.3.3.2 Учителями при подготовке учителей могут являться:
- сотрудники консалтинговых и тренинговых компаний;
- сотрудники подразделений, отвечающих за обучение персонала ОАО "РЖД";
- сотрудники институтов и университетов железнодорожной отрасли;
- сотрудники ЦМИ.
8.2.3.4 Определение состава комиссии для защиты проектов.
8.2.3.4.1 В комиссию должны входить:
- учителя;
- руководители более высокого уровня управления ОАО "РЖД", чем участники каскада;
- секретарь комиссии.
Примечание - При необходимости в состав комиссии включают экспертов по областям применения проектов изменений.
8.2.3.4.2 Секретарь комиссии выполняет следующие функции:
- формирует список заявленных тем проектов изменений;
- собирает резюме, описания, презентации проектов изменений в электронном и бумажном виде;
- собирает отчеты "Оценка комиссии";
- формирует сводный отчет "Оценка комиссии";
- отмечает участников каскада, присутствующих на защите проектов изменений.
Примечание - Секретарем комиссии рекомендуется назначать сотрудника ЦМИ или его представителя.
8.2.3.5 Определение необходимости улучшения организации каскада.
8.2.3.5.1 Определение необходимости улучшения организации каскада проводится на основе результатов анализа:
- анкет обратной связи;
- отчета о посещаемости.
8.2.3.5.2 Области для улучшений организации каскада:
- организация процессов каскада;
- организация каскадной схемы;
- методические материалы;
- работа учителей;
- подготовка учителей.
8.2.3.5.3 По результатам каждой сессии сотрудники ЦМИ или его представители получают обратную связь от участников каскада и учителей в форме анкет. Результаты анализа обратной связи не должны влиять на размер оплаты труда учителей и организаторов.
8.2.3.5.4 Анкеты обратной связи (приложение Б) должны отражать информацию о:
- организации сессий;
- методических материалах;
- техническом обеспечении;
- качестве работы учителей;
- содержании сессии.
8.3 Процесс У3 "Сопровождение проектов изменений"
8.3.1 Цель процесса - оказание поддержки участникам каскада в разработке и реализации проектов изменений.
8.3.2 Схема осуществления деятельности в процессе представлена в таблице 8.
8.3.3 Организация процесса
8.3.3.1 Коммуникации с участниками каскада.
8.3.3.1.1 Сотрудники ЦМИ или его представители должны обеспечивать коммуникации с участниками каскада на протяжении всего каскада с целью:
- информирования о предстоящих мероприятиях;
- информирования об изменениях в плане каскада;
- напоминания о необходимости сдать материалы по проектам к установленному сроку;
- выяснения причин непредставления материалов;
- определения сроков представления материалов;
- ответов на вопросы, связанные с методическими и организационными аспектами разработки и реализации проектов изменений;
- передачи дополнительной информации;
- рассылка методических материалов.
8.3.3.1.2 Для поддержания коммуникаций организаторы собирают у участников каскада информацию о каналах связи с ними: номера телефонов (включая мобильные), факсов, адреса электронной почты; предоставляют аналогичную информацию о себе; проверяют работоспособность каналов связи.
8.3.3.2 Обеспечение взаимодействия участников каскада с сотрудниками подразделений ОАО "РЖД" при разработке и реализации проектов изменений.
8.3.3.2.1 При разработке и реализации проектов участникам каскада может потребоваться помощь сотрудников других подразделений ОАО "РЖД".
Примечание - Например, участнику каскада может потребоваться помощь сотрудников экономических подразделений в расчете экономического эффекта от реализации проекта изменений или сотрудников подразделений информационных технологий при поиске и обработке данных.
8.3.3.3.2 Для привлечения сотрудников подразделений ОАО "РЖД" к работе над проектами изменений сотрудники ЦМИ или его представители должны обратиться к руководителям данных подразделений или руководителям более высокого уровня управления ОАО "РЖД" с целью выпуска письменного распоряжения или устного указания об оказании помощи участникам каскада.
8.3.3.3.3 В таких случаях сотрудники ЦМИ или его представители по запросу участника каскада предоставляют ему:
- контактную информацию руководителя, к которому необходимо обратиться за разрешением или обращением;
- письмо, подтверждающее участие данного участника в каскадном уровне и его потребность в привлечении сотрудников данного подразделения к работе над проектом изменений;
- распоряжение сотрудников ЦМИ (если они обладают такими полномочиями) об оказании поддержки данному участнику каскада;
- распоряжение руководителя соответствующего уровня управления ОАО "РЖД" об оказании поддержки данному участнику каскада.
8.3.3.3.4 Порядок взаимодействия сотрудников подразделений при разработке и реализации проектов изменений приведен в СТК 1.06.008.

9. Показатели деятельности
9.1 Показателями деятельности по организации каскадного уровня развертывания изменений являются следующие:
9.1.1 Сроки и продолжительность проведения каскада
Данный показатель определяется по формуле (1):

Плановая продолжительность каскад - Фактическая продолжительность каскада.  (1)

Примечание - Плановые сроки и продолжительность каскада определены в распоряжении о начале каскадного уровня. Фактические сроки и продолжительность каскада определяются по датам проведения каскада.
9.1.2 Процент обеспеченности участников каскада методическими материалами.
Данный показатель определяется по формуле (2):

Фактическое количество предоставленых методических
материалов для участников каскада
__________________________________________________ х 100 %.    (2)
Фактическое количество участников каскада

9.1.3 Процент обеспеченности учителей методическими материалами
Данный показатель определяется по формуле (3):

Фактическое количество предоставленых методических
материалов для учителей
__________________________________________________ х 100 %.    (3)
Фактическое количество учителей

9.1.4 Процент посещаемости участниками каскада очных сессий
Данный показатель определяется по формуле (4):

Среднее фактическое количество участников
каскада на всех очных сессиях
__________________________________________ х 100 %.            (4)
Планируемое количество участников каскада

Примечание - Планируемое количество участников каскада определено в списке участников каскада. Фактическое количество участников каскада на сессиях указано в отчетах о посещаемости.
9.1.5 Степень удовлетворенности участников каскада очной сессией
Данный показатель определяется как среднее значение оценок удовлетворенности участников каскада сессией.
Примечание - Оценки удовлетворенности участников каскада сессией зафиксированы в анкетах обратной связи участников каскада.

10. Принятые сокращения
В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:
СТК - стандарт по качеству;
СТО - стандарт организации;
ДК - директива по качеству;
КСМ - корпоративная система менеджмента;
ЦМИ - Центр менеджмента изменений.

11. Нормативные ссылки
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
СТО РЖД 1.05.509.1-2008 Система управления эффективностью поставок. Термины и определения
ДК 1.06.002 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Проведение изменений в ОАО "РЖД". Основные положения
СТК 1.06.007 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Руководство по формированию и поддержанию базы проектов изменений
СТК 1.06.008 Система менеджмента изменений ОАО "РЖД". Порядок взаимодействия основных участников системы менеджмента изменений

 

Приложение А
(рекомендуемое)

Перечень методических материалов

А.1 Методические материалы для участников каскада (таблица А.1)

Таблица А.1

 Название              

              Содержание               

  А.1.1 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Информирование"                        

1 Программа очной сессии

Перечень рассматриваемых тем,          
продолжительность, ФИО учителя         

2 Методические материалы
по информированию       

Презентация, состоящая из слайдов с    
комментариями на бумажном и на         
электронном носителях                  

  А.1.2 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Реализация"                          

3 Методические материалы
по выбору и обоснованию
темы проекта изменений 

- Описание шагов и инструментов выбора 
темы проекта изменений.              
- Рекомендаций по постановке цели      
проекта изменений.                    
- Рекомендации по составлению плана    
проекта изменений.                   
- Рекомендации по формулированию темы  
проекта изменений.                   
- Рекомендации по формированию заданий 
для участников следующего каскада    

4 Методические материалы
по защите темы проекта 
изменений              

- Рекомендации по содержанию           
презентации, представляемой на защите.
- Рекомендации по выступлению на защите.
- Требования по оформлению текстового  
документа "Выбор и обоснование темы  
проекта" и презентации               

5 Методические материалы
по разработке проекта  
изменений              

- Рекомендации по выполнению этапов:   
- разработка детального плана действий;
- определение ресурсов, сроков, рисков;
- обучение команды проекта изменений; 
- выполнение проекта изменений;       
- мониторинг выполнения проекта       
изменений;                          
- анализ результатов выполнения проекта
изменений.                           
- Рекомендации по продолжению работы над
проектом изменений.                  
- Требования по оформлению отчета по   
проекту изменений.                   

6 Методические материалы
по защите проекта      
изменений              

- Рекомендации по содержанию           
презентации, представляемой на защите.
- Требования по оформлению презентации.
- Рекомендации по выступлению на защите.
- Рекомендации по заполнению резюме    
проекта изменений (шаблон резюме     
проекта изменений представлен в      
приложении В СТК 1.06.007) для       
краткого описания проектов для базы  
проектов изменений                   

      А.1.3 Методические материалы, используемые при форме      
работы "Оценка"                          

7 Методические материалы
по системе оценки      
проекта изменений      

- Структура оценки:                    
- методическая часть;                
- содержательная часть;              
- презентация проекта;               
- полезность, практичность,          
применимость;                      
- отзыв непосредственного руководителя
участника каскада.                 
- Балльная оценка и методика подсчета  
баллов.                               
- Состав оценочной комиссии            

  А.1.4 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Проектирование"                        

8 Методические материалы
по проектированию      
документов              

- Бланки для проектирования документов 

А.2 Методические материалы для учителей (таблица А.2)

Таблица А.2

 Название              

              Содержание               

  А.2.1 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Информирование"                        

1 Программа очной сессии

Перечень рассматриваемых тем,          
продолжительность, ФИО учителя         

2 Методические материалы
по информированию      

Презентация, состоящая из слайдов с    
расширенными комментариями (комментарии
содержат больший объем информации, чем 
у участников каскада) на электронном и 
бумажном носителях                     

3 Методические материалы
по проведению сессии   

- Цели каскада.                        
- Цели сессии.                         
- Особенности взрослой аудитории.      
- Рекомендации по проведению сессии    
- Описания групповых работ и руководство
по их проведению                     

  А.2.2 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Методическая поддержка"                    

4 Методические материалы
по консультированию при
выборе и обосновании   
темы проекта изменений 

- Рекомендации по индивидуальному и    
групповому консультированию.         
- Описание групповой работы            
"Консультирование при выборе и       
обосновании темы проекта изменений"  

5 Методические материалы
по консультированию и  
рецензированию при     
разработке проекта      
изменений              

- Рекомендации по индивидуальному и    
групповому консультированию.         
- Описание групповой работы            
"Консультирование при разработке     
проекта изменений".                  
- Методика рецензирования.             
- Аспекты в работе, на которые         
необходимо акцентировать внимание.   
- Формат представления рецензии        

  А.2.3 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Оценка"                             

6 Методические материалы
по проведению защиты   
темы проекта изменений 

- Регламент.                           
- Рекомендации по ведению.             
- Рекомендации по подведению итогов    

7 Методические материалы
по проведению защиты   
проекта изменений      

- Регламент.                           
- Рекомендации по подведению итогов.   
- Принципы оценивания.                 
- Рекомендации по ведению.             
- Рекомендации по заполнению резюме    
проекта изменений                    

8 Методические материалы
по системе оценки      
проекта изменений      

- Структура оценки:                    
- методическая часть;                
- содержательная часть;              
- презентации проекта;               
- полезность, практичность,          
применимость;                      
- отзыв непосредственного руководителя
участника каскада.                 
- Бальная оценка и методика подсчета   
баллов.                               
- Рекомендации по составу оценочной    
комиссии                             

  А.2.4 Методические материалы, используемые при форме работы   
"Проектирование"                        

9 Методические материалы
по проектированию      
документов             

- Бланки для проектирования документов 

 

Приложение Б
(рекомендуемое)

Анкета обратной связи

Дата заполнения анкеты: _____________________

Инструкция: Пожалуйста, оцените свои знания, навыки и потребность в изменениях в Вашей работе ДО начала сессии (входы) и ПОСЛЕ ее окончания (выходы), а также оцените саму сессию. Оценки по 10-балльной шкале проставьте в серые прямоугольники около соответствующей категории.

Шкала оценки входа и выхода процесса

Знания                      

Навыки                 

Потребности                 

0 - не имею представления;  
2 - поверхностные общие     
знания;                     
4 - имею общие представления;
6 - знание литературы по    
содержанию сессии;           
7 - имею специальную        
подготовку в по содержанию  
сессии;                     
8 - имею опыт применения    
знаний при построении       
систем (процессов)          
10 - опыт получения         
результатов, анализа,       
получения новых специальных 
знаний                      

0 - никогда не применял;
2 - могу применять чужие
разработки;            
4 - могу быть участником
каскада в проектах по  
разработке изменений;  
6 - могу руководить    
фрагментом разработки  
изменений;             
8 - могу руководить    
полным проектом        
изменений;             
9 - анализировать и    
корректировать проект  
изменений;             
10 - стандартизовать и 
провести обучение по   
проведенным            
изменениям             

0 - отсутствие потребности в
изменениях в компании;      
2 - наличие потребности в   
изменениях, но отсутствие   
каких-либо действий;        
4 - наличие потребности в   
изменениях и                
разрозненные действия;      
6 - наличие потребности,    
диктуемой изменениями       
внутри компании;            
8 - наличие личной          
потребности в изменениях    
и действия, связанные с     
ростом в компании;          
10 - наличие потребности    
вовлечения коллег в         
процессы изменений на       
основе лидерства            

Дополнительные комментарии участников каскада представляются по форме, приведенной ниже.

Сильные стороны курса       

Предложения по улучшению  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарим Вас за участие в улучшении качества нашей работы!

 

Приложение В
(рекомендуемое)

Рекомендации по техническому обеспечению

В.1 Выбор аудиторий
Размер аудитории определяется в зависимости от численности группы. При подборе аудитории рекомендуется руководствоваться требованиями САНПИН. Аудитории должны позволять проводить занятия в группах численностью до 100 человек просторными и проветриваемыми, так как когда в аудитории большое количество людей (численность группы может достигать 100 человек) очень быстро становится душно.
В аудиториях столы и стулья должны быть размещены так, чтобы все участники каскада видели экран и учителя.
Учитель должен иметь возможность свободно перемещаться по аудитории, писать на доске или флип-чарте, демонстрировать презентацию с компьютера.
Если во время очной сессии планируется проведение групповых работ, то в аудиториях должна быть возможность перемещения столов и стульев. Так как на групповых работах группа делится на команды, и командам должно быть удобно работать, не мешая друг другу. (Группа для проведения групповых работ делится на команды по 5-7 человек).
Результаты работы команды оформляют на листах флип-чарта, поэтому в аудиториях для групповых работ должна быть возможность прикреплять листы флипчарта на стены (или другие поверхности: колонны, полки, шкафы и т.д.).
В.2 Техника
Фотоаппарат необходим для фиксирования результатов групповых работ. Данная информация может использоваться как участниками каскада для разработки проектов изменений, так и разработчиками методических материалов для их улучшения, приближения их к практике работы участников каскада (например, фотографии, оформленные в слайдах, могут служить примерами применения инструментов, представленных на занятиях, для решения производственных проблем участников каскада).
Принтер или копировальный аппарат в аудитории или рядом с ней дают возможность быстрого размножения материалов (например, бланков для групповых работ, дополнительной полезной информации, не вошедшей в методические материалы, анкет обратной связи и т.д.).
В.3 Вспомогательные материалы
К канцелярским принадлежностям относятся: маркеры, самоклеящиеся листы (типа post-it), скотч, ножницы, магниты бумага для записей (тетради, блокноты), ручки (для каждого участника каскада).
На каждую групповую работу каждая команда обеспечивается, как минимум, одним листом флип-чарта, двумя маркерами, бланком для выполнения работы (по необходимости).
Маркеры рекомендуется выбирать темных цветов, так как их лучше видно. Особенно это важно в большой аудитории.
В каждой группе должны быть ножницы и скотч для прикрепления листов флип-чарта.

 

Приложение Г
(справочное)

Библиография

[1] Глоссарий проекта "Реализация Концепции системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО "РЖД" от 15.08.2008, первая редакция.
[2] СТК 1.10.010 Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД". Термины и определения*).

______________________________
*) В процессе разработки.

 

Изменения


Версия

  Дата  
изменения

Разработчик
изменений  

Краткое описание изменения