ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 августа 2010 г. N 1735р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕРКИ СКОРОСТИ СОУДАРЕНИЯ ВАГОНОВ НА ПУТЯХ ПОДГОРОЧНОГО ПАРКА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

В целях повышения уровня обеспечения сохранности вагонного парка:
1. Утвердить и ввести в действие с 01 октября 2010 г. прилагаемую Методику проверки скорости соударения вагонов на путях подгорочного парка (далее Методика).
2. Начальникам дирекций управления движением:
а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
б) обеспечить в установленном порядке изучение и проверку знаний Методики.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Г. Лемешко

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 12 августа 2010 г. N 1735р

МЕТОДИКА
ПРОВЕРКИ СКОРОСТИ СОУДАРЕНИЯ ВАГОНОВ НА ПУТЯХ ПОДГОРОЧНОГО ПАРКА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Натурное определение скорости соударения вагонов производится начальником станции или его заместителем раз в декаду с участием руководителей вагонного депо на путях подгорочного парка сортировочной станции в головной, средней и хвостовой частях парка, кроме рабочих зон, где отцеп тормозится башмаками (парк условно делится по длине на три равные части) может выполняться одним из способов:
- при помощи радиолокационных измерителей скорости движения "Искра";
- с помощью таблицы 1 "Расчетные скорости соударения":

  Показание 
секундомера,
с     

                Скорости соударения, км/ч, для вагона                

Четырех-
осная 
цистерна

 L=8,9 

 Четырех- 
осный  
полувагон

  L =10,5 

  Четырех- 
осная   
платформа 

  L =11,5  

  Четырех- 
осный крытый
вагон   

   L=11,8  

  Шести-  
осный  
полувагон

 L =13,44 

  Восьми- 
осная  
цистерна 

 L =18,84 

     2,0    
2,2    
2,4    
2,6    
2,8    
3,0    
3,2    
3,4    
3,6    
3,8    
4,0    
4,2    
4,4    
4,6    
4,8    
5,0    
5,2    
5,4    
5,6    
5,8    
6,0    
6,2    
6,4    
6,6    
6,8    
7,0    
7,2    
7,4    
7,6    
7,8    
8,0    
8,2    
8,4    
8,6    
8,8    
9,0    
9,2    
9,4    
9,6    
9,8    
10,0    
11,0    
12,0    
13,0    
14,0    
15,0    
16,0    

  16,0 
14,6 
13,3 
12,3 
11,4 
10,7 
10,0 
9,4  
8,9  
8,4  
8,0  
7,6  
7,3  
7,0  
6,7  
6,4  
6,2  
5,9  
5,7  
5,5  
5,3  
5,2  
5,0  
4,8  
4,7  
4,6  
4,4  
4,3  
4,2  
4,1  
4,0  
3,9  
3,8  
3,7  
3,6  
3,6  
3,5  
3,4  
3,3  
3,3  
3,2  
2,9  
2,7  
2,5  
2,3  
2,1  
2,0  

   18,9   
17,2   
15,7   
14,5   
13,5   
12,6   
11,8   
11,1   
10,5   
9,9   
9,4   
9,0   
8,6   
8,2   
7,8   
7,6   
7,3   
7,0   
6,7   
6,5   
6,3   
6,1   
5,9   
5,7   
5,6   
5,4   
5,3   
5,1   
5,0   
4,9   
4,7   
4,6   
4,5   
4,4   
4,3   
4,2   
4,1   
4,0   
3,9   
3,9   
3,8   
3,4   
3,2   
2,9   
2,7   
2,5   
2,4   

    20,7   
18,8   
17,0   
15,9   
14,8   
13,8   
12,9   
12,2   
11,5   
10,9   
10,4   
9,9    
9,4    
9,0    
8,6    
8,3    
8,0    
7,7    
7,4    
7,1    
6,9    
6,7    
6,5    
6,3    
6,1    
5,9    
5,8    
5,6    
5,5    
5,3    
5,2    
5,1    
4,9    
4,8    
4,7    
4,6    
4,5    
4,4    
4,3    
4,2    
4,1    
3,8    
3,7    
3,4    
3,2    
3,0     
2,8    

    21,2   
19,3   
17,7   
16,3   
15,2   
14.2   
13,3   
12,5   
11,8   
11,2   
10,6   
10,1   
9,7    
9,2    
8.8    
8,5    
8,2    
7,9    
7,6    
7,3    
7.1    
6,9    
6,6    
6,4    
6,2    
6,1    
5,9    
5,7    
5,6    
5,5    
5,3    
5,2    
5,1    
4,9    
4,8    
4,7    
4,6    
4,5    
4,4    
4,3    
4,3    
3,9    
3,5    
3,3    
3,0    
2,8    
2,7    

     -    
22,0   
20,2   
18,6   
17,3   
16,1   
15,1   
14,3   
13,4   
12,7   
12.1   
11.5   
11,0   
10,5   
10,1   
9,7   
9,3   
9,0   
8,6   
8,3   
8,1   
7,8   
7,6   
7,3   
7,1   
6,9   
6,7   
6,5   
6,4   
6,2   
6,1   
5,9   
5,8   
5,6   
5,5   
5,4   
5,3   
5,2   
5,0   
4,9   
4,8   
4,4   
4,0   
3,8   
3,5   
3,2   
3,0   

     -    
-    
-    
-    
-    
-    
21,2   
19,9   
18,8   
17,9   
17,0   
16,2   
15,4   
14,8   
14,1   
13,6   
13,0   
12,6   
12,1   
11,7   
11,3   
10,9   
10,6   
10,3   
10,0   
9,7   
9,4   
9,2   
8,9   
8,7   
8,5   
8,3   
8,1   
7,9   
7,7   
7,5   
7,4   
7,2   
7,1   
6,9   
6,8   
6,2   
5,7   
5,2   
4,9   
4,5   
4,3   


Примечание:
1. Расчетная скорость с учетом точности замера времени и пути отличается от фактической как в сторону увеличения, так и уменьшения примерно на 10 %.
2. L - усредненное расстояние между осями крайних колесных пар вагона, по которому замерялась скорость соударения, м.

 

Проверка производится одной или несколькими группами проверяющих, в каждой из которых должно быть по два человека.
При выполнении работы особое внимание обращается на соблюдение требований охраны труда.
Проверяющие располагаются в хвостовой части парка и по мере формирования состава перемещаются в сторону горки. В каждом парке проверяется скорость соударения не менее чем у 20 отцепов.

Способ определения скорости соударения вагонов при помощи радиолокационных измерителей скорости движения "Искра"

1. Измерения необходимо производить в соответствии с руководством по эксплуатации измерителя скорости движения "Искра-1" (прилагается к методике)*.
2. В ходе измерения заполняется таблица 2. Скорость определяется при помощи радиолокационного измерителя скорости движения "Искра" и заносится графу 10.

--------------------------------
* - Руководство по эксплуатации не приводится - прим.

 

Таблица 1. Результаты проверки фактических скоростей соударения вагонов измерителем скорости движения "Искра" по ст. _____ж.д.

Тип горки

   N   
наблю-
дения 

  Дата 
про- 
верки 

N пути и
его  
состоя-
ние  
(уклон и
т.д.) 

 Зона парка 
(головная, 
средняя,  
хвостовая) 

  Номер 
поезда,
распус-
каемого с
горки 

  Номера  
вагонов 
отцепа  
(начиная с
головного
вагона по
ходу   
по ходу 
движения 
отцепа) 

 Груженый
(вид  
груза) 
или   
порожний

 Указывается 
для каждого 
вагона отцепа
количество 
осей    

  Скорость 
соударения
вагонов по
показанию 
измерителя
скорости 
движения 
"Искра", 
км/ч   

  При скорости 
соударения  
больше 5,5 км/ч
указывается  
номер 2    
соседних   
вагонов,   
стоящих на пути

   Указывается,  
имелись ли   
повреждения в  
вагоне или сдвиг
груза,     
обрыв увязки и 
т.д.      

   N вагонов,  
стоящих на  
путях гружеными
или порожними 

   1   

   2   

    3   

      4     

    5   

     6    

    7    

      8      

     9     

       10      

        11       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. К гр. 10 у N вагона проставить: груженый ("Г"), порожний ("П"); к гр. 11: отмечается поврежденный вагон или имеющий сдвиг груза и т.д. За каждое число указываются погодные условия.

 

Способ определения скорости соударения вагонов при помощи таблицы 1 "Расчетные скорости соударения"*

1. При определении скорости соударения вагонов используется секундомер.
2. Для определения скорости соударения проверяющие останавливаются на расстоянии 15 м от автосцепки вагона, стоящего на путях. Устанавливается какая-либо фиксированная точка на пути (на наружной грани рельса наносится контрольная меловая черта или рядом с рельсом укладывается какой-либо предмет). Секундомер включается проверяющим при проходе первого колеса движущегося вагона мимо фиксированной точки на пути, а при проходе последнего колеса этого вагона выключается.
3. Одновременно второй проверяющий заполняет табл. 3. В графе 11 указывается показание секундомера, в графе 10 - расстояние между крайними осями первого вагона отцепа, по которому производится замер времени. Это расстояние в зависимости от типа вагона приближенно принимается равным для:
4-осных крытых вагонов - 11,8 м;
4-осных полувагонов - 10,5 м;
4-осных платформ - 11,5 м;
4-осных цистерн - 8,9 м;
6-осных полувагонов - 13,44 м;
8-осных цистерн - 18,84 м.

*- таблица 1 "Расчетные скорости соударения" приведена из "Сборника важнейших приказов и указаний по обеспечению сохранности вагонного парка железных дорог СССР", Москва "Транспорт" 1990 г.

 

Таблица 3. Результаты проверки фактических скоростей соударения вагонов по ст. _______________ ж.д.

Тип горки

 N 
наб-
лю-
де-
ния

Дата
про-
вер-
ки 

N пути и
его  
состоя-
ние  
(уклон и
т.д.) 

Зона парка
(головная,
средняя,
хвосто- 
вая)  

 Номер 
поезда,
распус-
каемого
с горки

  Номера 
вагонов 
отцепа 
(начиная с
головного
вагона по
ходу  
по ходу 
движения
отцепа) 

Груже-
ный 
(вид 
груза)
или 
порож-
ний 

Указы-
вается
для 
каждого
вагона
отцепа
коли-
чество
осей и
их тип

Расстоя-
ние  
между 
край- 
ними 
осями 
первого
вагона
отцепа,
S, м 

Показа-
ния се-
кундо-
мера, 
t, с 

  Расчетная  
скорость  
соударения 
v=(s/t)*3,6,
км/ч    
(определяется
по табл.1) 

    При   
скорости 
соударения
больше 5,5
км/ч   
указывается
номер 2 
соседних 
вагонов, 
стоящих на
пути   

 Указывает- 
ся, имелись
ли повреж- 
дения в  
вагоне или 
сдвиг груза,
обрыв увязки
и т.д.   

N вагонов,
стоящих на
путях  
гружеными
или   
порожними

 1 

  2 

   3   

    4    

   5   

    6    

   7  

   8  

   9   

   10  

      11     

    12    

     13     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. К гр. 12 у N вагона проставить: груженый ("Г"), порожний ("П"); к гр. 13: отмечается поврежденный вагон или имеющий сдвиг груза и т.д. За каждое число указываются погодные условия.

 

4. Расчетная скорость соударения отцепов с вагонами, стоящими на путях, определяется по данным таблицы 1 и записывается в графу 12 таблицы 3. Если отцеп не добегает до вагонов, стоящих на пути, то расчетная скорость соударения указывается равной нулю.
5. В случае, когда скорость соударения была более 5,5 км/ч, в графу 14 и 13 таблицы 3 заносятся номера непосредственно соударявшихся вагонов и двух-трех соседних с ними вагонов как из числа стоящих на пути, так и в отцепе. Эти вагоны осматриваются и при обнаружении повреждений вагонов, сдвига груза или обрыва его крепления заполняется таблица 4 с полной характеристикой вагона, подробным описанием возникшего повреждения и приложением в необходимых случаях эскиза или фотографии.
Особое внимание обращается на состояние автосцепки, крепление розетки, состояние торцовых стенок, торцовых дверей и их запоров.

Таблица 4. Результаты проверки повреждений вагонов по ст. __________ж.д.

  N  
наб-
лю- 
де- 
ний 

  N 
ва-
го-
на 

  Тип ва- 
гона,  
наличие 
роликовых
подшип- 
ников  

 Род груза 
(для крытых
- груженый)

  Год, 
завод 
пост- 
ройки 

  Дата и 
вид   
после- 
днего  
ремонта 

  Характеристика 
поврежденного  
вагона     

   Характеристика   
повреждений    

  Скорость 
соуда-  
рения, при
которой  
поврежден 
вагон   

 Примечание
(указы-  
вается  
стоимость 
ремонтных 
работ и  
др.)   

  Наименование и 
особенности   
конструкции   
поврежденной  
детали, узла или
крепления    

 Подробное описание 
поврежденной    
детали, узла или  
крепления с    
указанием характера
повреждения, его  
размера, величины 
сдвига груза с   
приложением эскиза 
или фотографии   

  1  

  2 

     3    

     4     

   5   

    6    

        7        

          8         

     9     

     10